Код документа: RU2760054C2
Данное изобретение касается чистящего устройства для очистки транспортного шнека шнекового транспортера, а также касается шнекового транспортера с таким чистящим устройством. Данное изобретение касается также способа очистки транспортного шнека шнекового транспортера.
Очистка транспортного шнека, который установлен в шнековом желобе шнекового транспортера, может осуществляться вручную, например, с помощью устройства для очистки под высоким давлением. Для этой цели обычно требуется платформа для оператора такого устройства для очистки под высоким давлением. Для очистки транспортного шнека и/или шнекового желоба могут использоваться также автоматизированные устройства для очистки, в случае которых используется вращательное движение транспортного шнека для того, чтобы перемещать это устройство для очистки в осевом направлении вдоль транспортного шнека.
В DE 119247 C описано устройство для очистки желобов транспортных шнеков, которое содержит подвешенную на направляющем рельсе с возможностью перемещения тележку, которая шарнирно соединена с прилегающей к стенкам желоба щеткой и с прижатыми к гребням шнека лопастями при вращении шнека продвигается вперед. Указанная тележка перемещается посредством роликов, движущихся по направляющему рельсу.
В DE 4238730 C2 описано устройство для очистки гребней шнека, причем шнек помещен в замкнутый кожух. Чистящее устройство содержит чистящие элементы для обеих сторон лопасти шнека в форме ножей-скребков и перемещается как по валу шнека, так и по внутренним стенкам кожуха.
В DE 9115174 U1 описано устройство для очистки шнековых транспортеров, в котором над валом транспортного шнека расположен по меньшей мере один чистящий элемент, который перемещается за счет подъема винтовой линии в осевом направлении транспортного шнека и входит между двумя витками транспортного шнека.
Задача данного изобретения заключается в том, чтобы предложить чистящее устройство для очистки транспортного шнека, которое просто в обращении и обеспечивает хороший чистящий эффект.
Эта задача решается в чистящем устройстве для очистки транспортного шнека шнекового транспортера, содержащем имеющую форму салазок основную часть для укладывания по меньшей мере на два гребня транспортного шнека, с тем чтобы эту имеющую форму салазок основную часть перемещать в осевом направлении за счет вращательного движения транспортного шнека, а также помещенное на имеющую форму салазок основную часть чистящее приспособление для очистки транспортного шнека.
Предлагаемое изобретением чистящее устройство содержит имеющую форму салазок (далее - салазкообразную) основную часть, которая для очистки транспортного шнека, а также для очистки шнекового желоба насаживается по меньшей мере на два обычно соседних в осевом направлении гребня одной спирали транспортного шнека. Указанная салазкообразная основная часть с этой целью может иметь на своей нижней стороне по меньшей мере одну плоскую поверхность прилегания. Указанная салазкообразная основная часть обычно имеет небольшую конструктивную высоту и выполнена настолько плоской, что она может использоваться даже в шнековом желобе, который образует закрытый кожух, т.е. в шнековом желобе, который на своей верхней стороне не имеет съемной крышки.
Под такой салазкообразной основной частью понимается самонесущее, по существу, массивное тело, которое может иметь вес порядка, например, более чем около 10 кг или около 20 кг. Сравнительно большой собственный вес стабилизирует указанную салазкообразную основную часть при перемещении вдоль транспортного шнека, так что нет необходимости в том, чтобы эту салазкообразная основную часть дополнительно направлять по валу транспортного шнека или по только с этой целью и предусмотренному направляющему рельсу, как это имеет место в вышеописанных чистящих устройствах.
С помощью салазкообразной основной части, укладываемой по меньшей мере на два гребня шнека, для чистящего приспособления доступна также область между гребнями шнека под валом транспортного шнека. Таким образом, с помощью чистящего приспособления вместе с транспортным шнеком может быть очищен и шнековый желоб шнекового транспортера. Для очистки транспортного шнека по всей его длине указанная основная часть по типу салазок перемещается в осевом направлении вдоль транспортного шнека за счет того, что этот транспортный шнек с помощью привода вращается вокруг своей продольной оси.
В одном варианте выполнения указанная салазкообразная основная часть имеет по меньшей мере одну поверхность прилегания для укладывания с одной стороны гребня шнека транспортного шнека. Эта поверхность прилегания улучшает передачу усилия от транспортного шнека на салазкообразную основную часть при вращательном движении транспортного шнека. В том случае, если указанная салазкообразная основная часть должна перемещаться в обоих направлениях вдоль транспортного шнека - что предусматривается приводом транспортного шнека, направление вращения которого является обратимым - на салазкообразной основной части предусмотрено обычно по меньшей мере две поверхности прилегания, которые приводятся в прилегание к противоположным сторонам одного или нескольких гребней шнека.
В одном предпочтительном варианте выполнения указанная салазкообразная основная часть имеет по меньшей мере одно углубление, в которое входит по меньшей мере один гребень транспортного шнека. Это углубление обычно образовано на нижней стороне основной части. Углубление может быть образовано, например, между двумя плоскими поверхностями прилегания на нижней стороне основной части, служащими для укладывания на два следующих гребня шнека, которые в осевом направлении расположены рядом перед указанным гребнем шнека, соответственно, после гребня шнека, входящего в указанное углубление.
В одной модификации это углубление имеет Г-образную геометрию для захвата Г-образного конца гребня шнека. При сравнительно большой длине шнекового желоба обычно необходимо предусмотреть одну или несколько промежуточных опор, чтобы поддерживать транспортный шнек в шнековом желобе. Для того, чтобы в области промежуточной опоры минимизировать трение между винтовой линией шнека и шнековым желобом, расположенные в области этой промежуточной опоры гребни шнека могут иметь Г-образный профиль, у которого на лежащем радиально снаружи конце гребня шнека размещен проходящий в осевом направлении плоский материал, так что получается Г-образный в продольном направлении профиль предусмотренных в области промежуточной опоры гребней шнека.
В другом варианте выполнения указанная салазкообразная основная часть имеет боковые направляющие поверхности для направления в шнековом желобе транспортного шнека. Эта салазкообразная основная часть обычно проходит по всей ширине шнекового желоба, в котором установлен транспортный шнек. Для бокового направления указанная салазкообразная основная часть может иметь, например, две плоские боковые направляющие поверхности, которые проходят, по существу, в вертикальном направлении и для бокового направления основной части приводятся в прилегание к внутренним сторонам шнекового желоба.
В другом варианте выполнения чистящее устройство содержит тело, в частности, с магнитным кодированием для определения по меньшей мере одного аксиального концевого положения салазкообразной основной части в шнековом желобе шнекового транспортера. Как правило, указанная салазкообразная основная часть в первом конце шнекового желоба, т.е. вблизи первого аксиального концевого положения, укладывается на гребни транспортного шнека и с помощью привода транспортного шнека в осевом направлении перемещается к другому концу шнекового желоба, т.е. во второе аксиальное концевое положение, чтобы очистить транспортный шнек по всей его длине. Это тело с кодированием может быть помещено на салазкообразную основную часть, чтобы с помощью, в частности, бесконтактных датчиков положения определять текущее аксиальное положение салазкообразной основной части в шнековом желобе. В простейшем случае указанное тело с магнитным кодированием может представлять собой тело с постоянными магнитами, которое может детектироваться магнитным датчиком положения.
Обычно один датчик положения установлен неподвижно на одном конце шнекового желоба, чтобы с помощью упомянутого кодирования детектировать достижение этого аксиального концевого положения салазкообразной основной частью. Такое детектирование аксиального концевого положения (положений) служит для ограничения очищающего пути салазкообразной основной части в шнековом желобе. Под таким бесконтактным датчиком положения может пониматься, например, магнитный датчик положения. Может использоваться и оптический датчик положения, который детектирует оптическое кодирование на указанном теле. При необходимости датчик положения может быть размещен на салазкообразной основной части, а тело, например, с магнитным кодированием может быть размещено на соответствующем аксиальном конце шнекового желоба. Однако, в таком случае обычно необходимо электрическое кабельное соединение с салазкообразной основной частью, которое сопряжено со значительными дополнительными затратами.
В другом варианте выполнения чистящее приспособление выполнено с возможностью введения чистящей среды по меньшей мере в одно промежуточное пространство между двумя соседними гребнями шнека, на которые уложена указанная салазкообразная основная часть. Под чистящей средой обычно понимается текучая среда, т.е. жидкость или газ. Чистящая среда в виде жидкости может представлять собой, например, чистящую жидкость или промывочную жидкость. Чистящая среда в виде газа может быть, например, сжатым воздухом. Применение газа в качестве чистящей среды является выгодным, поскольку он улетучивается, и его не требуется удалять, как жидкость. Применение в качестве чистящей среды сжатого воздуха или инертных газов позволяет устранять налипание транспортируемого продукта с транспортного шнека и/или со шнекового желоба, а затем продолжать использование этого отделенного продукта. За счет введения чистящей среды только в промежуточное пространство между гребнями шнека, на которых находится указанная салазкообразная основная часть, в противоположность очистке чистящим устройством под высоким давлением, требуемое для очистки количество чистящей среды обычно может быть снижено по меньшей мере примерно на 20%.
В одной модификации этого варианта выполнения чистящее приспособление только для введения чистящей среды в указанное промежуточное пространство имеет по меньшей мере одну, в частности, вращающуюся (прецизионную) очистную форсунку. С помощью этой очистной форсунки чистящая среда может впрыскиваться в это промежуточное пространство. Благодаря использованию вращающейся очистной форсунки чистящая среда может равномерно распределяться в этом промежуточном пространстве. Но в порядке альтернативы может также применяться и неподвижная очистная форсунка, или комбинация из одной или нескольких неподвижных и одной или нескольких вращающихся очистных форсунок. В частности, может применяться вращающаяся очистная форсунка, которая распределяет чистящую среду не только в одной плоскости в пределах угла в 360°, но, например, за счет использования двух осей вращения распределяет также во всем окружающем трехмерном пространстве. Очистная форсунка(и) обычно с помощью дистанцирующего элемента(ов) установлена на расстоянии от салазкообразной основной части и выходит в промежуточное пространство между гребнями шнека. Такая очистная форсунка(и) может/могут быть, в частности, выполнена(ы) с возможностью впрыскивания в промежуточное пространство как чистящей среды в форме жидкости, так и чистящей среды в форме газа.
В одной предпочтительной модификации этого варианта выполнения чистящее приспособление имеет по меньшей мере две очистные форсунки, которые для подачи чистящей среды к различным сторонам шнекового вала располагаются на разных расстояниях от салазкообразной основной части. Благодаря использованию по меньшей мере двух вращающихся очистных форсунок, установленных со смещением относительно друг друга, очистка может осуществляться без «теневого участка», так что та область, которая при использовании одной очистной форсунки была бы закрыта валом шнека, может быть охвачена очисткой. Две или более очистных форсунок могут быть смещены относительно друг друга также и в осевом направлении. В таком случае две очистные форсунки или более для введения чистящей среды могут вводиться в два или более промежутков между различными соседними друг с другом гребнями шнека.
В еще одной модификации в салазкообразной основной части образован по меньшей мере один подводящий канал для подачи чистящей среды по меньшей мере к одной очистной форсунке. Этот подводящий канал, соответственно, подводящие каналы в основной части могут впадать в дистанцирующие элементы трубчатой формы, на которых размещены указанные очистные форсунки. Через подводящие каналы и дистанцирующие элементы чистящая среда может подаваться в очистные форсунки. Подводящий канал на одном конце может иметь элемент подключения для подводящего устройства для подачи чистящей среды к салазкообразной основной части.
В другом варианте выполнения чистящее устройство содержит расходомер для измерения скорости потока чистящей среды, помещаемой в промежуточное пространство. Расходомер может применяться, в частности, как реле расхода, чтобы можно было узнать, достигнута ли желаемая скорость потока чистящей среды. Если это не так, то это указывает на забивку очистных форсунок или других конструктивных элементов, через которые течет чистящая среда. Устройство для очистки в таком случае может быть проконтролировано и при необходимости очищено.
В еще одной модификации указанное чистящее устройство содержит подводящее устройство, в частности, шланг для подачи чистящей среды к салазкообразной основной части. Чистящая среда может подводиться к салазкообразной основной части, например, через шланг, как это имеет место в чистящем устройстве под высоким давлением. Этот шланг может быть предоставлен, например, с помощью приводимой в действие пружиной или пневматически шланговой катушки, которая обеспечивает контролируемое сматывание шланга и, тем самым, согласование длины шланга в зависимости от аксиального положения салазкообразной основной части в шнековом желобе. Для фиксации шланга на внутренней стороне шнекового желоба может быть размещено удерживающее устройство.
Следующий аспект изобретения касается шнекового транспортера, содержащего: транспортный шнек, шнековый желоб, в котором установлен этот транспортный шнек, привод для вращения транспортного шнека, а также чистящее устройство, которое выполнено вышеописанным образом. Как указывалось выше, для очистки транспортного шнека и шнекового желоба указанная салазкообразная основная часть укладывается по меньшей мере на два гребня транспортного шнека и с помощью привода перемещается в осевом направлении вдоль транспортного шнека. Чтобы отводить (жидкую) чистящую среду из шнекового желоба транспортного шнека, этот шнековый желоб может быть ориентирован наклонно под углом обычно около 1° или более относительно горизонтали. С этой целью шнековый желоб может быть установлен, например, на напольной стойке или подобном элементе.
В одном варианте выполнения шнековый желоб на своей внутренней стороне имеет удерживающее устройство для фиксации шланга для подвода чистящей среды к салазкообразной основной части. Удерживающее устройство может иметь множество фиксирующих элементов, например, в форме размещенных на внутренней стороне шнекового желоба открытых проушин, которые приварены к шнековому желобу или иным образом прикреплены к шнековому желобу. Предпочтительно указанное удерживающее устройство, соответственно, указанные фиксирующие элементы расположены на внутренней стороне шнекового желоба над находящейся в шнековом желобе переливной кромкой, чтобы снизить риск того, что продукт, перемещаемый транспортным шнеком, осядет на удерживающем устройстве, соответственно, на фиксирующих элементах.
В другом варианте выполнения на по меньшей мере одном конце шнекового желоба размещен, в частности, магнитный датчик положения, чтобы детектировать достижение салазкообразной основной частью одного аксиального концевого положения в шнековом желобе. Как было описано выше, с этой целью может детектироваться упомянутое магнитное кодирование (или другой вид кодирования) тела, интегрированного в салазкообразную основную часть. Вместо магнитного датчика положения может применяться и другой вид датчика положения, например, оптический датчик положения.
Данное изобретение касается также способа очистки транспортного шнека шнекового транспортера, который был описан выше, включающий в себя следующие этапы: укладывание салазкообразной основной части на по меньшей мере два гребня транспортного шнека, очистку транспортного шнека путем введения чистящей среды в промежуточное пространство между по меньшей мере двумя из гребней шнека, а также (одновременное) перемещение салазкообразной основной части в осевом направлении транспортного шнека посредством вращения транспортного шнека с помощью привода. Обычно указанная салазкообразная основная часть на одном конце шнекового желоба насаживается на гребни транспортного шнека и перемещается вдоль всей длины транспортного шнека вплоть до другого конца шнекового желоба, чтобы очистить весь транспортный шнек. Укладывание салазкообразной основной части может осуществляться вручную, однако, возможно также, что укладывание осуществляется автоматизированно, например, с помощью робота, поворотной руки или тому подобного. Укладывание салазкообразной основной части при открытом сверху шнековом желобе может осуществляться прямо с верхней стороны шнекового желоба. При закрытом шнековом желобе указанная салазкообразная основная часть может вводиться в шнековый желоб сбоку и затем опускаться.
Один вариант этого способа включает следующие этапы: детектирование достижения аксиального концевого положения салазкообразной основной части в шнековом желобе, а также изменение направления вращения привода для аксиального перемещения салазкообразной основной части в противоположном направлении в шнековом желобе, причем предпочтительно при детектировании достижения этого аксиального концевого положения меняется чистящая среда чистящего приспособления. Если аксиальное концевое положение детектируется вышеописанным датчиком положения, то направление вращения привода может меняться на обратное, чтобы перемещать салазкообразную основную часть в противоположном направлении. Такое изменение направления вращения привода на обратное может быть просто реализовано, в частности, при частотно-регулируемом приводе. Указанная салазкообразная основная часть в таком случае обычно перемещается к другому концу шнекового желоба, чтобы там ее можно было извлечь из шнекового желоба. В порядке альтернативы указанная салазкообразная основная часть для очистки может многократно перемещаться между обоими концевыми положениями. Когда указанная салазкообразная основная часть находится в одном концевом положении, и направление вращения изменяется, чистящая среда тоже может быть заменена. Например, чистящее приспособление при движении вперед может промываться чистой водой или сжатым воздухом, а при обратном движении заливаться пеной чистящей среды, и вновь при прямом ходе промываться водой, а при обратном движении дезинфицироваться, при прямом ходе, и при необходимости при обратном движении дополнительно промываться, и т.д. При движении основной части обратно к аксиальному концу шнекового желоба, в котором она устанавливалась на транспортный шнек, сокращается также длина шланга, который служит для подачи чистящей среды, так что он может быть извлечен вместе с основной частью из шнекового желоба, при этом не нужно разъединять соединение шланга с основной частью или со шланговой катушкой.
Другие преимущества изобретения явствуют из описания и чертежей. Признаки, которые были рассмотрены выше и которые будут рассмотрены ниже, могут использоваться как сами по себе, так и в любой комбинации друг с другом. Показанные и описанные варианты выполнения не следует понимать как законченное перечисление, они имеют лишь характер примеров для характеристики данного изобретения.
На чертежах показано следующее:
Фиг.1 схематичное изображение шнекового транспортера с чистящим устройством, которое содержит салазкообразную основную часть, в продольном разрезе, а также
Фиг.2 схематичное изображение шнекового транспортера по Фиг.1 в поперечном разрезе.
На Фиг.1 и Фиг.2 показан шнековый транспортер 1, содержащий шнековый желоб 2, в котором установлен транспортный шнек 3. Шнековый транспортер 1 имеет привод 4 для того, чтобы вращать транспортный шнек 3 вокруг его продольной оси 5, как показано стрелкой на Фиг.2. Шнековый транспортер 1 имеет также чистящее устройство 6, содержащее салазкообразную основную часть 7, а также чистящее приспособление 8 с двумя очистными форсунками 9a, 9b, которое помещено на салазкообразную основную часть 7.
Транспортный шнек 3 имеет вал 10 шнека с геликоидальной спиралью 11 шнека с множеством гребней 12а-12е шнека. На Фиг.1 для простоты показано лишь пять гребней 12а-12е шнека. Как можно видеть на Фиг.1, указанная салазкообразная основная часть 7 лежит на трех следующих друг за другом в осевом направлении, т.е. вдоль продольной оси 5 транспортного шнека 3 гребнях 12b-12d шнека винтовой линии 11 шнека. Указанная салазкообразная основная часть 7 может перемещаться вдоль продольной оси 5 транспортного шнека 3 за счет того, что привод 4 шнекового транспортера 1 активируется, чтобы вращать транспортный шнек 3 вокруг продольной оси 5.
Для стабилизации салазкообразной основной части 7 при движении вдоль продольной оси 5 транспортного шнека 3 помимо сравнительно большого веса порядка примерно 10 кг, 20 кг или более она имеет углубление 13, в которое входит средний гребень 12с транспортного шнека 3. Как можно видеть на Фиг.1, углубление 13 в продольном направлении имеет Г-образный профиль, соответственно, Г-образную геометрию. Это углубление 13 согласовано с наглядно не представленным Г-образным профилем лежащего радиально снаружи конца среднего гребня 12с шнека, который используется в области промежуточной опоры транспортного шнека 3 в шнековом желобе 2, чтобы снизить трение с размещенными в области промежуточных опор на шнековом желобе 2 стержневидными опорными элементами 15.
Углубление 13 имеет две проходящие в вертикальном направлении поверхности 14a, 14b прилегания, которые прилегают к противоположным друг другу сторонам среднего гребня 12с шнека и улучшают передачу усилия на салазкообразную основную часть 7 при движении вдоль продольной оси 5 транспортного шнека 3. Для стабилизации салазкообразной основной части 7 при перемещении она имеет показанную на Фиг.2 боковые направляющие поверхности 16a, 16b, которые ориентированы параллельно и которые прилегают к проходящим в вертикальном направлении внутренним стенкам шнекового желоба 2.
Для очистки шнекового желоба 2, а также транспортного шнека 3, через обе очистные форсунки 9a, 9b чистящая среда 17 вводится как в промежуточное пространство между первым и вторым гребнями 12b, 12c шнека, так и между вторым и третьим гребнем 12с, 12d шнека, на которые уложена указанная салазкообразная основная часть 7. В случае очистных форсунок 9a, 9b речь идет о ротационных очистных форсунках 9a, 9b, которые распределяют чистящую среду 17 во всех направлениях, как это показано на Фиг.1 и на Фиг.2 посредством линий, выходящих из центра соответствующей очистной форсунки 9a, 9b.
Для гарантии того, что гребни 12а-12е шнека могут быть очищены полностью, необходимо, чтобы чистящая среда 17 могла попадать в любые места в указанных промежуточных пространствах. Для обеспечения этого первая очистная форсунка 9a и вторая очистная форсунка 9b в вертикальном направлении Z находятся на разном удалении от салазкообразной основной части 7. Соответствующее расстояние в вертикальном направлении Z выбирается таким, что первая очистная форсунка 9a расположена над шнековым валом 10, тогда как вторая очистная форсунка 9b располагается под шнековым валом 10. Дополнительно обе очистные форсунки 9a, 9b смещены относительно друг друга в продольном направлении транспортного шнека 3, т.е. в направлении X, а также в направлении Y. Благодаря расположению очистных форсунок 9a, 9b со смещением можно избежать «теневого участка» при очистке, который мог бы быть вызван валом 10 шнека при использовании только единственной очистной форсунки.
Для подачи чистящей среды 17 к очистным форсункам 9a, 9b указанная салазкообразная основная часть 7 содержит подводящий канал 18, который, выходя из элемента подключения для подводящего устройства в форме шланга 19, разветвляется, чтобы подавать чистящую среду 17 к обеим очистным форсункам 9a, 9b. На Фиг.1 показан лишь один конец шланга 19, на котором этот шланг соединен с подводящим каналом 18. Шланг 19 ведет к удерживающему устройству, которое в показанном примере образовано фиксирующими элементами в форме проушин 20a, 20b,..., которые размещены на внутренней стороне шнекового желоба 2 и которые образуют горизонтальную направляющую для шланга 19. Проушины 20a, 20b,... открыты сверху и служат для укладки шланга 19 при перемещении в продольном направлении 5 транспортного шнека 3. Шланг 19 доставляется посредством не показанной на чертежах шланговой катушки с пружинным приводом или с пневматическим приводом.
Проушины 20a, 20b образованы на одной стороне шнекового желоба 2, на которой предусмотрена показанная на Фиг.2 переливная кромка 21, которая должна препятствовать тому, чтобы перемещаемый посредством транспортного шнека 3 продукт не увлекался наружу вверх через эту переливную кромку 21. Проушины 20a, 20b размещены на внутренней стороне шнекового желоба 2 над переливной кромкой 21, чтобы предотвращать его загрязнение продуктом, перемещаемым посредством транспортного шнека 3. Для отвода чистящей среды 17 предпочтительно, если шнековый желоб 2 имеет незначительный наклон, т.е. если шнековый желоб 2 наклонен под углом обычно более чем около 1° относительно горизонтали, что, например, может быть обеспечено посредством напольной стойки.
В салазкообразной основной части 7 образовано схематично показанное на Фиг.2 тело 22 с магнитным кодированием, которое дает возможность бесконтактного измерения положения салазкообразной основной части 7 в продольном направлении 5 транспортного шнека 3 (т.е. в направлении X). Тело 22 выполнено из материала с постоянными магнитами, и это позволяет, в частности, распознавать, когда указанная салазкообразная основная часть 7 достигла одного из обоих концов шнекового желоба 2, т.е. когда указанная салазкообразная основная часть 7 достигла одного из обоих аксиальных концевых положений 23a, 23b. Для этого распознавания в показанном примере на обоих аксиальных концах шнекового желоба 2 неподвижно расположены магнитные датчики 24a, 24b положения, которые детектируют достижение указанной салазкообразной основной частью 7 соответствующего аксиального концевого положения 23a, 23b за счет использования магнитного кодирования тела 22. С помощью такого рода датчиков положения и подходящего управляющего устройства может быть ограничен путь очистки салазкообразной основной части 7.
Если указанная салазкообразная основная часть 7 укладывается на первый, например, нижний конец шнекового желоба 2 на расположенные там гребни шнека, и с помощью тела 22 детектируется, что указанная салазкообразная основная часть 7 достигла второго, например, верхнего конца шнекового желоба 2, то указанная салазкообразная основная часть 7 может подниматься за второй конец от транспортного шнека 3, и процесс очистки закончен. При открытом сверху шнековом желобе 2 шланг 19 при извлечении салазкообразной основной части 7 также может извлекаться и из шнекового желоба 2, и его длина может уменьшатся с помощью шланговой катушки. Впоследствии указанная салазкообразная основная часть 7 может снова на нижнем конце шнекового желоба 2 укладываться на находящиеся там гребни шнека, чтобы осуществить следующий этап очистки.
В том случае, если привод 4 шнекового транспортера 1 допускает изменение направления вращения на обратное, при детектировании, соответственно, после детектирования второго, верхнего концевого положения 23b может осуществляться изменение направления вращения транспортного шнека 3 на обратное, так что указанная салазкообразная основная часть 7 может перемещаться в противоположном направлении в шнековом желобе 2 до тех пор, пока она снова не достигнет первого, нижнего концевого положения 23a. При упомянутом изменении направления вращения транспортного шнека 3 чистящая среда может изменяться. Так, например, на первом этапе очистки при движении салазкообразной основной части 7 вперед может применяться чистящая среда в форме промывочной среды, например, в виде чистой воды или в виде сжатого воздуха, тогда как при возвратном движении применяется чистящая среда в форме чистящей пены, и т.д. Как укладывание салазкообразной основной части 7, так и ее извлечение с транспортного шнека 3 могут производиться вручную или автоматизированно, например, с использованием снабженного пневматическим приводом подъемного рычага, руки робота или подобного механизма.
Для измерения скорости потока чистящей среды 17, вводимой в соответствующие промежуточные пространства между гребнями 12а-12е шнека, указанная салазкообразная основная часть 7 на подводящем канале 18 имеет расходомер 25. Предпочтительным оказался контроль расхода, соответственно, скорости потока чистящей среды 17, чтобы определять, не забились ли частично очистные форсунки 9a, 9b, образованный в салазкообразной основной части 7 подводящий канал 18 или имеющийся при необходимости шланг 19 загрязнениями из-за продукта, который транспортируется шнековым транспортером 1 (например, колбасного фарша или подобного продукта) настолько, что скорость потока снижается. При необходимости можно при детектировании снижения скорости потока увеличить продолжительность очистки или, соответственно, могут быть проведены дополнительные этапы очистки, чтобы очистить транспортный шнек 3 шнекового транспортера 1.
Чистящее устройство (6) для очистки транспортного шнека (2) шнекового транспортера (1) содержит салазкообразную основную часть (7) для укладывания на по меньшей мере две спирали шнека (12b-12c) транспортного шнека (3) для того, чтобы перемещать салазкообразную основную часть (7) в осевом направлении (X) за счет вращательного движения транспортного шнека (3), а также помещенное на салазкообразную основную часть (7) чистящее приспособление (8) для очистки транспортного шнека (3). Обеспечивается простое в эксплуатации устройство с хорошим чистящим эффектом. 3 н. и 14 з.п. ф-лы, 2 ил.