Код документа: SU378025A3
1
Изобретение относится к составам угЛейб дородных смазочных материалов, рассчитанным , в частности, для работы в условиях Низких температур;
Многие годы в качестве смазочных материалов применяют различные нефтяные фракции; В то время как полученные из нефти смазочные материалы являются удовлетворительными в большинстве областей применения , для реактивных двигателей и в арктических условиях эти смазочные материалы являются либо вообще неудовлетворительными, либо мало применимыми. С целью разрешения этой проблемы были разработаны синтетические смазочные материалы (например, диэфиры) с улучшенными свойствами, в частности вязкостью и температурой застывания. Диэфиры успешно используются в качестве смазочных материалов для реактивных двигателей , но не пригодны для картеров ввиду их недостаточной стойкости к окислению И тенденции к корродированию медносвинцовых подшипников в результате частичного гидролиза .
Известен смазочный углеводородный материал , имеюш;ий хорошие низкотемпературные свойства, температуру застывания и воспламенения , представляющий собой остаточньш продукт, получаемый в результате алкилирования парафинистого углеводорода с нормаЛьН1ЭЙ цепью, содержащего 8-18 атомойУг лерода, ароматическим углеводородом (на пример, бензолом). Этот остаточный продукт содержит значительное количество диалкилп ( бензолов и дифенилалканов.
С целью дальнейшего Повышений эКсг Луатационных свойств предлагается применять в качестве смазочНоГо материала Продукт диснропорционирования моно-я-алкилбензолов, содержащих 6-18 атомов углерода в алкильной цепи, имеющий т. кит. 165-300° при давлении 5 Л1М рт. ст. и средний мол. вес 350- 460.
Этот смазочный материал особенно нригоден для смазки машин, например двигателей
внутреннего сгорания, н обладает лучшими
свойствами по сравнению с продуктами алкилирования .
Алкильные группы моно-я-алкилбензолов должны содержать 10-15 атомов углерода. Тер(мии «я-алкилбензолы относится к бензолу , содержащему, по существу, алкильную групну € нормальной цепью, в которой по меньшей мере 95% алкильных заместителей связаны с бензольными кольцами через вторичный углеродный атом соответствующей алкильной групны.
Кроме чистых моно-п-алкилбензолов для
получения продукта диспропорционирования
могут быть .применены смеси упомянутых
моно-п-алкилбензолов и углеводородные соединения , содержащие значительные количества смесей моно-7г-алкилбензолов.
N-алкилбензолы типа вышеоиисанных имеются в продаже под торговыми марками «Налкилен 500 и «Налкиле 600. Эти матер|Иалы (при указанных в скобках методах испытания) имеют следующие типичные свойства;
Налкилен 500
Пределы кипения, °F (С (ASTMD-447) Бромное число (ASTMD-1158
Средний молекулярный ве ( масс-спектрометр)
Цвет по Сейболту
Удельный вес (20/20) (ASTMD-287)
Вязкость по Сейболту, сек (ASTMD-88-44)
Налкилен 600
Пределы кипения, (°С) (ASTMD-447) 5%
95%
Бромное число (РМ № 21
Средний молекулярный вес
(масс-спектрометр) Удельный вес (ASTMD-287) Вязкость по Сейболту, сек
(ASTMD-88-44)
Диспропорционирование моно-л-алкилбензолов осуществляют с нри,менбнием в качестве катализатора хлористого алюминия. Количество катализатора может колебаться в пределах 0,1 -100 вес. % в зависимости от Исходных моио-л-алкилбензолов. Предпочтительное количество катализатора 0,5-5 вес. %.
В некоторых случаях в качестве катализатора вместе с хлористым алюминием лучше использовать протонный донорный промотор. Подходящие промоторы В;ключают материалы , которые при добавлении в катализатор дают выход .протоиа. Предпочтительными промоторами являются хлористый водород и вода. Количество промотора обычно составляет 4 вес. % от веса катализатора.
Процесс диспропорционирования обычно производится при температуре 20-130°С. Поскольку максимальные выходы ди-п-алкилбензолов достигаются при 65-120°, этот диапазон считается предпочтительным. Наиболее предпочтительной температурой является 100°С, оптимальное количество катализатора для этой температуры составляет 0,75-2 вес. %.
По окончаний реакции реакционную массу фракционируют с целью удаления бензола, нарафииов и ненрореагировавших моио-палкилбензолов . Целевым продуктом является
диснропорционироваНпый материал, выкипающий в диапазоне температур 165-300°С при давлении 5 мм рг. ст., прячем ни1жняя граница кипения предпочтительпо составляет 185°С при 5 мм рт. ст. и преимущественно 197°С при
том же давлении. Этот материал имеет средний мол. вес 350-460.
Диснронорционированный нродукт, имеющий границу кипения 197°С при 5 мм рт. ст., получаемый при использовании «Налкилена
500 нри выщеонисанных условиях имеет следующие физические свойства:
5000-10000
(преимущественно 6000-SOOO) 20,3-30,0
(преимущественно 22,,0) 4,0-4,8
(преимущественно 4,1-4,5) 80-100
(преимущественно 84-93)
от -55 до -90
(преимущественно от -65 до-80) (-48), (-67,78)
преимущественно (-54) (-62) 350-400
(преимущественно 375-385)
Диснропорциопированный нродукт, имеющий границу «ипения 1970°С при 5 мм рт. ст., получаемый при использовании «Налкилена 600 при вышеописапных условиях, имеет следующие физические свойства:
Вязкость, ест.
7600-17600 -40 F (-40 С) (преимущественно 9000-13000)
100 F (37,78 С)
4,5-37,0 (преимущественно 28,0-33 0) 210F (98,89С)
4,4-6,1 (преимущественно 5,0-5,8)
Индекс вяз105-126 (преимущественно 103-115) кости
Температура
от -40 до -80 (преимущественно от -60 до -75)
застывания
Т (С)
(-40) (-62) (преимущественно (-51) (-59)
Молекулярный
375-475 (преимущественно 400-460) 0 вес
Смазочные материалы особенпо применимы при низких температурах (от -40 до -70°С).
Физические свойства позволяют использовать их в качестве основного компонента при производстве картерных смазок, смазок для автоматических передач, гидравлических жидкостей , циркуляциоппых жидкостей и целого
ряда друпих смазочных материалов для низкотемпературных условий, т. е. смазочиых материалов, которые обычно называются арктическими маслами. Помимо обычного применения в качестве
низкотемпературного смазочного материала
или функциональной жидкости, диспроиорционированный продукт применим и в качестве смазочного материала, стойкого « облучению , причем диспропорционированпый продукт обладает более высокой стойкостью к облучению, чем обычные минеральные смазочные масла.
В качестве иллюстрации физических свойств арктических масел ниже приведены требования , Предъявляемые к смазочному маслу, применяемому для смазки картеров двигателей внутреннего сгорания при минусовой рабочей температуре (в соответствии с военным техническим условием MIL-1-10295A):
массы в реакторе поддерживают таким образом , что время пребывания ее составляет 1,75±0,25 час. Сырой продукт удаляют из реактора непрерывно под контролем GLPC-аналнзатора , -показывающего, что он содержит 5 вес. % бензола, 15 вес. % парафинов, 55 вес. % непрореагировавшего моноалкилбензола и 25 вес. % диалкилбензолов. Сырой продукт осаждается, после чего шлам А1С1з удаляют. К оставшемуся сырому продукту добавляют два объема 10-15%-ного раствора каустической соды, затем добавляют 4±1 объемов воды для удаления осевшей каустической соды. Нейтрализованный продукт затем разделяют на следующие фракции.
Таблица 1