Код документа: RU2350489C2
Область техники
Изобретение относится к устройству и способу для недопущения входа людей в дверной проем транспортного средства, в особенности автобуса, при открытой двери, причем устройство включает заграждение, поворачиваемое в направлении изнутри транспортного средства наружу; при этом заграждение включает два ряда из нескольких консолей, расположенных одна над другой.
Уровень техники
В патентном документе FR 2053549 показано заграждение для прохода с двумя рамами, расположенными под углом друг к другу, которые, поворачиваясь в одном направлении, освобождают проход.
Из патентного документа DE 4305325 А1 известно заграждение для прохода, имеющее несколько расположенных одна над другой консолей, которые можно поворачивать в их совокупности, вместе.
В области передней входной двери автобуса вход разделен на две части, причем одна из них должна представлять собой единственный вход для садящихся в автобус людей, проходящий непосредственно рядом с водителем, в то время как параллельно расположенная выходная часть должна быть доступна только для высаживающихся людей. И входная, и выходная части переднего дверного проема оборудованы заграждениями, позволяющими проходить через них только в одном направлении. Такое заграждение представляет собой в отдельности поворотную консоль, которая может поворачиваться только в одном направлении. Такое описанное ранее оборудование входной двери служит в основном для бесперебойного одновременного входа и выхода.
Однако автобусы и другие транспортные средства имеют не только передние входные двери, но и хотя бы одну или несколько задних дверей, для которых при их открытом положении доступ людей не может контролироваться водителем. Поэтому в таких случаях задние двери автобуса, особенно ночью, остаются закрытыми, чтобы обеспечить прохождение садящихся в автобус людей непосредственно рядом с водителем для контроля. Ночью это не создает проблем, т.к. обычно в автобус садится или высаживается лишь небольшое количество людей.
Совсем по-другому положение выглядит, когда в часы пик нужно, например, обеспечить, чтобы задний дверной проем служил только для высадки, передний же предназначался только для посадки с целью проверки входящих людей водителем. Такой способ организации посадки и высадки людей, в частности, в автобусы желателен с точки зрения обеспечения безопасности. На Ближнем Востоке, и особенно в Израиле, известно, что террористы-смертники садятся в автобусы с бомбами, чтобы взорвать их внутри. Но водители там достаточно хорошо обучены и могут распознать таких лиц и запретить им доступ в автобус, если такие лица при посадке вынуждены проходить рядом с водителем. Однако такой способ неэффективен, если открыта задняя дверь и любые лица могут входить и выходить через нее. Простое заграждение в форме поворотной консоли, поворачиваемой только в одном направлении, установленное у задней двери, как оказалось, не гарантирует, что никто не войдет через нее, т.к. человек, желающий непременно войти в автобус, может легко повернуть эту консоль наружу одной рукой.
Раскрытие изобретения
Таким образом, задачей, лежащей в основе изобретения, является создание такого устройства вышеназванного типа, которое позволяло бы с приемлемыми затратами закрывать доступ людей в автобус, при этом оставляя тем, кто находится внутри автобуса, возможность также беспрепятственно покинуть его.
В предлагаемом изобретении эта задача решена в устройстве для недопущения входа людей в дверной проем транспортного средства, в особенности автобуса, при открытой двери, которое содержит заграждение, включающее два ряда из нескольких расположенных друг над другом консолей каждый. Согласно изобретению консоли выполнены с возможностью поворота наружу по отдельности, причем находящиеся попарно на одном уровне консоли направлены наружу под углом друг к другу.
Расположение пяти или более пар консолей одна над другой, причем каждая пара включает две расположенные на одном уровне консоли, направленные под углом друг к другу и почти касающиеся друг друга концами и поэтому не поворачиваемые назад, позволяет надежно воспрепятствовать доступу людей вовнутрь автобуса, т.к. этим людям пришлось бы поворачивать наружу каждую консоль по отдельности, имея для этого только две руки. При пяти или более парах консолей описанного выше типа, расположенных одна над другой, для того, чтобы войти, потребовалось бы поворачивать консоли или пары консолей более или менее одновременно, что практически невозможно или связано со значительными усилиями, которые привлекли бы внимание других пассажиров. В этом случае можно рассчитывать на то, что другие пассажиры примут соответствующие меры, чтобы воспрепятствовать допуску такого лица в автобус. Преимущества изобретения можно увидеть в зависимых пунктах формулы изобретения.
Так, в частности, предусматривается, что расположенные одна над другой консоли помещены на колонне, в данном случае на поворотной колонне. Как уже упоминалось, консоли можно поворачивать по отдельности, т.е. каждая из них может быть повернута относительно колонны. Благодаря исполнению колонны в виде поворотной колонны появляется возможность поворачивать и всю колонну целиком, для каких бы то ни было целей, отводя все консоли сразу из входной зоны двери, чтобы таким образом обеспечить беспрепятственную посадку в автобус. Во избежание несанкционированного поворота колонн они запираются, и повернуть их можно только при помощи ключа.
В отношении расположения отдельных поворачиваемых консолей, в частности их расположения на колонне и в данном случае на поворотной колонне, предусматривается, что каждая консоль держится на поворотной опоре. Такая поворотная опора имеет кулачок, базирующийся на колонне, причем в кулачке имеется ось, на которой предусмотрен поворачиваемый выступ, служащий для крепления на нем консоли; при этом выступ поворачивается на оси, преодолевая сопротивление пружины. Тем самым обеспечивается, что после поворота отдельных консолей наружу, в направлении внешнего борта автобуса, они сразу возвращаются в свое исходное положение благодаря действию пружины. Далее, чтобы обеспечить возврат консоли после ее поворота наружу в строго определенное исходное положение, предусмотрено, что в закрытом положении консоли каждый выступ прилегает к соответствующему упору.
Как уже пояснялось ранее, должна иметься и возможность поворачивать все консоли вместе. В связи с этим предусматривается, что поворотная колонна фиксируется хотя бы еще в одном положении при помощи стопорного устройства. Это означает, что консоли могут находиться в двух положениях, а именно в первом, в котором они препятствуют доступу людей извне, и во втором, повернутом положении консолей, в котором они оставляют свободный доступ вовнутрь автобуса.
В связи с этим стопорное устройство содержит седло в форме гильзы, охватывающей поворотную колонну, причем поворотная колонна может вращаться относительно седла, а седло связано с транспортным средством без возможности поворота; при этом на поворотной колонне имеется кольцо, которое можно передвигать вдоль нее в аксиальном направлении, но нельзя вращать относительно нее и которое можно привести с седлом в соединение с геометрическим замыканием. Из этого ясно, что путем поворота кольца, связанного с колонной в единое целое, можно повернуть саму колонну, причем для фиксации поворотной колонны в этом конечном положении седло в поверхности, обращенной к кольцу, имеет не менее одной выемки, в которую попадает выступ кольца, для осуществления соединения с геометрическим замыканием между кольцом и седлом. Чтобы обеспечить положение кольца на седле также и при вибрациях, предусматривается, что кольцо передвигается относительно седла в аксиальном (осевом) направлении, преодолевая силу сопротивления пружины. Но особенно существенна предусмотренная возможность блокировки кольца на седле, причем предпочтительно с помощью замка и ключа, так что открывание устройства для недопущения входа людей в дверной проем транспортного средства доступно только уполномоченным на это лицам.
Краткий перечень чертежей
Ниже изобретение описывается более подробно на основании чертежей.
На Фиг.1 показана в изометрии входная зона автобуса, оснащенная предлагаемым изобретенным устройством.
На Фиг.2 показана поворотная опора в разрезе, вид сбоку.
На Фиг.3 показан вид сверху на поворотную опору в соответствии с Фиг.2.
На Фиг.4 показано стопорное устройство на поворотной колонне, с поворотной опорой.
На Фиг.5 показано стопорное устройство в другом его положении.
Осуществление изобретения
В соответствии с Фиг.1 входная зона в целом, обозначенная цифрой 1, включает площадку 2 для посадки в автобус, а также двустворчатую поворотную дверь 3 со створками 3а и 3b, причем на Фиг.1 створка 3b находится в открытом положении.
Собственно устройство, предназначенное для недопущения входа людей в дверной проем транспортного средства, в целом обозначено цифрой 10. Это устройство включает две поворотные колонны 11, каждая из которых имеет по пять расположенных одна над другой консолей, обозначенных в целом позицией 20. Каждая из консолей 20 через поворотную опору 30 связана с поворотной колонной 11.
Конструкция поворотной опоры видна из Фиг.2 и 3. Поворотная опора включает кулачок 31, связывающий ее поворотной колонной 11. Связь между кулачком 31 и поворотной колонной 11 осуществляется посредством винтов 32. Кроме того, кулачок имеет ось 33 в виде болта или пальца, вокруг которой, преодолевая сопротивление спиральной пружины 35, поворачивается выступ 34. Выступ 34 несет консоль 20 (на Фиг.3 не изображена). Чтобы обеспечить возможность поворота выступа 34 только в одном направлении, предусмотрен упор 36, взаимодействующий с выступом 37 на выступе 34, как это видно на Фиг.3.
Существенным для данного изобретения является то, что консоли 20, расположенные в два ряда на двух поворотных колоннах с возможностью вращения вокруг них по отдельности и вследствие этого по отдельности же поворачиваемые в направлении стрелки 40, попарно находятся в одной плоскости и образуют друг с другом угол, направленный наружу, так что фактически поворот возможен только в направлении стрелки 40, но не против него. То есть консоли 20 направлены под углом наружу, как это наглядно видно на Фиг.1.
Как уже пояснялось ранее, должна иметься возможность регулировать положение поворотной колонны 11 в целом, а значит, и консолей 20 в целом, чтобы они позволяли открывать беспрепятственный доступ вовнутрь автобуса. В связи с этим следует рассмотреть Фиг.4 и 5. Поворотная колонна, обозначенная цифрой 11, имеет на своем верхнем конце стопорное приспособление, обозначенное в целом позицией 50. Стопорное приспособление 50 включает седло 51 в форме гильзы, которое жестко, без возможности поворота, связано с корпусом транспортного средства, но в то же время позволяет поворачивать относительно седла 51 поворотную колонну 11. На седле 51 имеется кольцо 52, связанное, без возможности поворота, с поворотной колонной. Кроме того, на кольце 52 имеется винт 53 с внутренним шестигранником, который входит в зацепление с пазом 11а, имеющемся в поворотной колонне. Над ним находится гильза 55, которая имеет на верхнем конце крышку 56 с замком 57.
Как видно из Фиг.5, замок 57 включает цилиндр 58, в конце которого имеется выступающий шип 59. Этот шип 59, пройдя через выемку 60, попадает в паз 61 седла 51. Поворачивая цилиндр, можно вводить шип 59 в зацепление с пазом 61 или выводить его из этого зацепления. Таким образом, можно передвинуть гильзу 55 вверх, что дает возможность, противодействуя пружине 62, сдвинуть кольцо 52 вдоль поворотной колонны 11, чтобы вывести выступ 52а кольца 52 из зацепления с выемкой 51а гильзообразного седла. Повернув кольцо 50 и вместе с ним поворотную колонну 11 на определенный угол, например на 90°, можно ввести выступ в другую выемку 51а, имеющуюся на гильзе 51, чтобы зафиксировать поворотную колонну в этом положении.
Изобретение относится к устройству для недопущения входа людей в дверной проем транспортного средства, в особенности автобуса, при открытой двери. Устройство содержит заграждение (10), включающее два ряда из нескольких расположенных друг над другом консолей (20) каждый. Консоли (20) могут поворачиваться наружу по отдельности. Находящиеся попарно на одном уровне консоли (20) направлены наружу под углом друг к другу. Технический результат заключается в повышении безопасности пассажиров автобуса. 11 з.п. ф-лы, 5 ил.