Код документа: RU2525784C2
Данное изобретение относится к ходовому элементу для сдвигаемого дверного полотна, содержащему закрепляемую на стороне дверного полотна опорную часть с присоединенной к ней цапфой, которая удерживает ролик или ползун, а также блокировочное средство, предотвращающее извлечение указанного ролика или ползуна из дорожки направляющей.
Сдвигаемые дверные полотна, как правило, оснащены двумя ходовыми элементами, ролики или ползуны которых установлены в верхней горизонтально ориентированной направляющей. Направляющие обычно имеют желобчатые дорожки, которые направляют перемещение роликов или ползунов, но предотвращают смещение дверного полотна перпендикулярно его плоскости. В случае таким образом установленных и направляемых дверных полотен важно исключить возможность выхода вверх - наружу из желобчатых дорожек - ролика или ползуна ходового элемента.
Воздействия, приводящие к указанному выходу или извлечению ролика или ползуна, возникают, например, при соударении дверного полотна с неподвижным концевым стопором. В этом случае дверное полотно стремится выйти вверх тем своим концом, который расположен рядом с тормозящим концевым стопором. Кроме того, усилия, непреднамеренно воздействующие на сдвигаемое дверное полотно и приводящие к его выскакиванию, могут возникать в результате неправильных действий пользователя.
Поэтому ходовые элементы снабжают блокировочным средством, которое предотвращает непреднамеренное снятие сдвигаемого дверного полотна благодаря тому, что один из элементов этого блокировочного средства удерживает направляющую снизу и при смещении дверного полотна вверх воздействует на нижнюю сторону направляющей, прежде чем ролик или ползун сможет полностью выйти из желобчатой направляющей дорожки. Если же сдвигаемое дверное полотно необходимо снять намеренно, соответствующие блокировочные средства следует перевести в положение, при котором дверное полотно можно поднять настолько, что ролики или ползуны выйдут вверх из желобчатой направляющей дорожки.
В известных системах блокировки воздействия, возникающие в заблокированном положении и в случае поднятия дверного полотна, передаются на опорную часть через соединительный участок блокировочных средств. Соответственно, указанные соединительные участки следует выполнять прочными и способными выдерживать большие нагрузки.
Задача данного изобретения заключается в создании ходового элемента указанного во введении типа, который можно использовать с блокировочным средством, способным испытывать большие нагрузки и обеспечивающим защиту от указанного снятия без оказания нагрузок на соединительный участок, расположенный между блокировочным средством и опорной частью.
В соответствии с данным изобретением эта задача решается благодаря тому, что блокировочное средство содержит коромысло, которое выполнено с возможностью поворота относительно опорной части вокруг оси, проходящей параллельно направлению перемещения сдвигаемого дверного полотна, и расположено внутри отверстия, предусмотренного в опорной части, при этом в заблокированном положении его верхний конец, обращенный к ролику или ползуну, расположен под направляющей, а другой конец находится прямо напротив нижней ограничивающей плоскости отверстия, предусмотренного в опорной части, и в случае нагрузки опирается на нее.
Преимущество предложенного технического решения по существу заключается в следующем. Силы, возникающие в случае нагрузки (т.е. в случае поднятия сдвигаемого дверного полотна) от удара коромысла о нижнюю сторону направляющей, воспринимаются в зоне нижней ограничивающей плоскости отверстия, выполненного в опорной части, без оказания существенной нагрузки на ось, вокруг которой поворачивается коромысло. Поскольку опорная часть и без этого крепится на сдвигаемом дверном полотне настолько прочно, что соединение между ними остается неповрежденным даже при продолжительной эксплуатации и динамических нагрузках, то опорная часть и коромысло будут надежно воспринимать в том числе и силы, возникающие в случае кратковременного поднятия дверного полотна.
Другие варианты изобретения являются предметом зависимых пунктов формулы.
Ниже изобретение описано более подробно на примере конкретных вариантов его исполнения, раскрытых со ссылкой на прилагаемые чертежи, на которых:
фиг.1 в аксонометрии с пространственным разделением деталей изображает два сдвигаемых дверных полотна, устанавливаемых в разных плоскостях внутри направляющей шкафа;
фиг.2 дает частичный аксонометрический вид, изображающий два ходовых элемента, установленных внутри направляющей и предназначенных для двухдверных полотен, показанных фиг.1;
фиг.3 дает вид в направлении стрелки III, показанной на фиг.2;
фиг.4а-4с дают разные аксонометрические виды ходового элемента, используемого со сдвигаемым дверным полотном, расположенным ближе к шкафу;
фиг.6а-5с показывают изображенный на фиг.4а - 4 с ходовой элемент, находящийся в разных установочных положениях относительно направляющей;
фиг.6а и 6b сзади в аксонометрии изображают показанный на фиг.4 и 5 ходовой элемент с находящимся в разных положениях блокировочным средством, предотвращающим снятие сдвигаемого дверного полотна;
фиг.7 в аксонометрии изображает фрагмент двух сдвигаемых дверных полотен, навешенных в разных плоскостях в установленной на шкафу направляющей, причем то полотно, которое расположено ближе к шкафу, оснащено ходовым элементом, выполненным согласно другому варианту изобретения;
фиг.8 дает аксонометрический вид, соответствующий фиг.7, но без обоих дверных полотен и верхнего основания шкафа;
фиг.9 в аксонометрии изображает оба дверных полотна с противоположного, по сравнению с фиг.7, направления;
фиг.10 в аксонометрии с пространственным разделением деталей изображает сдвигаемое дверное полотно, расположенное ближе к шкафу (вид в направлении, соответствующем фиг.9);
фиг.11а-11 с дают разные аксонометрические виды средства ограничения хода для ходового элемента, показанного на фиг.9 и 10.
На фиг.1 номером 1 обозначена направляющая, которая входит в состав шкафа 2, оснащенного сдвигаемой дверью (шкаф показан схематично).
Два сдвигаемых дверных полотна, расположенные в разных плоскостях, обозначены номерами 3 и 4. При этом полотно, обозначенное номером 3, расположено ближе к шкафу 2, чем полотно, обозначенное номером 4, поэтому также можно говорить о заднем дверном полотне 3 и переднем дверном полотне 4. Заднее дверное полотно 3 установлено в направляющей 1 при помощи двух закрепленных на нем ходовых элементов 5, а переднее дверное полотно 4 - также в направляющей 1, но при помощи двух закрепленных на нем ходовых элементов 6.
На фиг.1 показан только один из упомянутых ходовых элементов для дверных полотен 3 и 4 (5 и 6, соответственно), поскольку и так понятно, что каждое дверное полотно 3 и 4 оснащено данными ходовыми элементами 5 и 6 в зонах обеих своих наружных вертикальных кромок.
Ниже подробно описывается только конструкция ходового элемента 5 для заднего дверного полотна 3, так как предметом изобретения является этот ходовой элемент 5.
Ходовой элемент 5 содержит опорную часть 7, соединенную с ней опорную цапфу 8, на которой установлен ролик 9, и блокировочное средство 10, посредством которого можно предотвратить выход ролика 9 с дорожки 1а направляющей 1.
На опорной части 7 с обеих сторон ролика 9 предусмотрены концевые стопорные пальцы 11, один из которых при достижении дверным полотном 3 крайнего положения (см. фиг.1 и 7) упирается в концевой стопор 12, закрепленный на торце направляющей известным из уровня техники образом, причем в случае соответствующей конструкции стопора указанный палец может фиксироваться в этом положении с силовым замыканием, предотвращая тем самым нежелательный отскок дверного полотна 3.
Как наглядно показано на чертежах (см. в частности фиг.4-6), блокировочное средство 10 содержит коромысло 13, которое устанавливается в отверстие 14 в опорной части 7 и может в определенных пределах поворачиваться вокруг оси, определяемой двумя формованными осевыми стержнями 15 и проходящей параллельно направлению перемещения дверного полотна 3. Оба осевых стержня 15 могут вставляться в пазы 16, выполненные в опорной части 7 с обратной ее стороны, причем в случае соответствующей конструкции пазов 16 эти стержни можно крепить в надлежащем положении, например, путем защелкивания или другим подобным способом.
Описанная выше конструкция обеспечивает предварительное крепление коромысла 13 внутри отверстия 14 в опорной части 7, причем это предварительное крепление можно улучшить за счет взаимодействия отформованных на коромысле 13 фиксирующих выступов 17 с соответствующими фиксирующими гнездами 18, выполненными в боковой периферической зоне отверстия 14, предусмотренного в опорной части 7. Благодаря указанным фиксирующим выступам 17 и гнездам 18 можно по существу избежать нежелательного выдавливания коромысла 13 в направлении, противоположном направлению его ввода (т.е. в направлении задней стороны опорной части 7), в результате чего при перевозке соответствующих сборочных деталей коромысла 10 будут оставаться по существу в том положении, в котором их установил изготовитель.
Кроме того, на коромысле 13 рядом с осевыми стержнями 15 сформованы дополнительные фиксирующие выступы 19, которые в соответствующем положении в зоне отверстия 14, выполненного в опорной части 7, сопрягаются с дополнительными фиксирующими гнездами 20. Эти расположенные рядом с осевыми стержнями 15 фиксирующие выступы 19 и соответствующие им гнезда 20 предназначены для блокировки зафиксированного положения коромысла 13, которое подробно поясняется ниже.
Назначение коромысла 13 легко пояснить со ссылкой на фиг.6а-5с.
На фиг.6а показано положение коромысла 13, которое можно назвать незафиксированным положением, т.е. в положении, показанном на фиг.6а, снятие ролика 9 с дорожки 1а направляющей 1 возможно. Как следует из фиг.6а, в этом незафиксированном положении верхнюю часть коромысла 13, расположенную вблизи направляющей 1, можно беспрепятственно переместить мимо бокового ограничения направляющей 1 и тем самым вставить ролик 9 в направляющую 1 или вынуть из направляющей 1. Согласно фиг.5b, ролик 9 вставлен в дорожку 1а направляющей 1 и удерживается в ней. Коромысло 13 по-прежнему находится в незафиксированном положении, тогда как в соответствии с фиг.6с коромысло 13 повернуто относительно осевого стержня 15 настолько, что его верхний конец 13а располагается под направляющей 1, т.е. подпирает эту направляющую 1 снизу, при этом противоположный нижний конец 13b находится прямо напротив нижней ограничивающей плоскости 14а отверстия 14 (см. фиг.4 с). Положение коромысла 13, показанное на фиг.6 с, стопорят при помощи расположенных рядом с осевыми стержнями 15 фиксирующих выступов 19 и соответствующих гнезд 20.
Если при положении, показанном на фиг.6с, дверное полотно 3 испытывает тенденцию выйти вверх, верхний конец 13а коромысла упрется в нижнюю сторону направляющей 1. Это вызовет ответное воздействие, которое может быть воспринято за счет упора нижнего конца 13b коромысла 13 в ограничивающую плоскость 14а отверстия 14. При этом осевые стержни 15 существенной нагрузки не испытывают - единственным условием для соблюдения данного обстоятельства является то, что на опорном участке коромысла 13 внутри опорной части 7 должны присутствовать обусловленные допуском зазоры и/или эластичные зазоры для перемещения осевых стержней 15.
Поскольку осевые стержни 15 коромысла 13 вставлены в пазы 16 (видимые с задней стороны опорной части 7), а опорная часть 7 прочно привинчена к поверхности дверного полотна 3, то тем самым отвод коромысла 13 назад, в частности под нагрузкой, эффективно предотвращен.
Как наглядно показано на чертежах, в частности на фиг.6а-5с, цапфа 8, на которой установлен ролик 9 и которую из соображений надежности рекомендуется изготавливать из металла, заклепана в опорной части 7, предпочтительно орбитальной клепкой 8а. Между тем, если опорную часть 7 изготавливают из пластмассы, то благодаря соответствию геометрических форм указанную цапфу 8 можно выполнить весьма надежной и прочной путем формования опорной части поверх нее.
В альтернативном случае вместо ролика 9 можно использовать ползун, хотя более предпочтительным решением является использование ролика 9.
В любом случае предпочтительным является такой вариант ходового элемента 5, при котором как опорная часть 7, так и коромысло 13 изготовлены из пластмассы, а из металла изготовлена только цапфа 8.
Разумеется, в этом случае концевые стопорные пальцы 11 сформованы за одно целое с опорной частью 7.
Согласно изобретению, при поставках ходового элемента 5 коромысло 13 должно находиться в заблокированном положении, показанном на фиг.6а При установке дверного полотна 3 коромысло 13 в результате соударения верхней концевой части с боковой кромкой направляющей 1 поворачивается в свое незаблокированное положение (см. фиг.6а и 5b), вследствие чего ролик 9 можно беспрепятственно вставить в дорожку 1а направляющей 1. Повернуть коромысло 13 обратно в заблокированное положение можно вручную, но также имеется возможность, повернуть коромысло 13 за счет действия возвратной пружины, вследствие чего воздействовать на коромысло при установке дверного полотна не требуется, это делают только при возможном демонтаже, т.е. при намеренном снятии дверного полотна 3, причем в этом случае коромысло 13 необходимо вручную повернуть в незаблокированное положение и застопорить его в этом положении во время снятия.
На фиг.7-10 представлен вариант изобретения, согласно которому ходовой элемент 5, кроме вышеописанных конструктивных компонентов, оснащен средством 21 ограничения хода, ограничивающим перемещение переднего дверного полотна 4 относительно заднего дверного полотна 3. Средство 21 ограничения хода содержит изготовленный литьевым формованием элемент, предпочтительно пластмассовый, который можно крепить к дверному полотну 3 винтом 22, причем правильное и надежное позиционирование средства 21 ограничения хода обеспечивается фиксирующим стержнем 23, вставляемым в отверстие 24 в концевом стопорном пальце 11. Средство 21 ограничения хода может быть установлено на том концевом стопорном пальце 11, который не взаимодействует с концевым стопором 12.
Средство 21 ограничения хода предусмотрено в пределах перемещения бокового кронштейна 25 ходового элемента 6, предназначенного для переднего дверного полотна 4. Это средство имеет стопорную поверхность 26, в которую упирается боковой кронштейн 25 ходового элемента 6, прежде чем оба дверных полотна 3 и 4 будут максимально разведены друг относительно друга. Таким образом, предотвращается возможность смещения обоих дверных плотен 3 и 4 на максимальное расстояние относительно друг друга и, соответственно, исключается связанная с этим опасность столкновения переднего дверного полотна 4 с выдающимися в зоне его перемещения ручками заднего дверного полотна 3 или даже опасность защемления руки пользователя. Стопорная поверхность 26 средства 21 ограничения хода предпочтительно является упругой, вследствие чего при соударении с ней кронштейна 25 возникает определенный демпфирующий эффект.
Этот вариант изобретения показывает, что предлагаемый ходовой элемент 5, содержащий блокировочное средство 10 для предотвращения нежелательного снятия дверного полотна, можно при желании очень просто оснастить эффективным средством 21 ограничения хода, которое в зоне направляющей 1 соответствует ходовому элементу 6.
В альтернативном случае, отличающемся от проиллюстрированного на фиг.7-10, средство 21 ограничения хода может вместо фиксирующего стержня 23 иметь отверстие под фиксатор, в которое в смонтированном состоянии будет входить концевой стопорный палец 11.
Кроме того, если опорная часть 7 изготовлена из пластмассы, то средство 21 ограничения хода можно выполнить за одно целое с ней путем литейного формования. Однако число разновидностей ходовых элементов 5 для оснащения заднего дверного полотна 3 из-за этого увеличивается, поскольку в соответствии с вышеприведенным описанием средством 21 ограничения хода можно оснастить только тот ходовой элемент, который установлен ближе к концевому стопору 12. К тому же в этом случае изготовитель должен обратить внимание на то, чтобы ходовой элемент 5 соответствовал концевому стопору 12, установленному справа или слева. Таким образом, для монтажа заднего сдвигаемого дверного полотна 3 потребуются два разных ходовых элемента 5, соответствующие требуемому направлению движения.
Номера позиций
1 - направляющая
1а - дорожка направляющей
2 - шкаф со сдвигаемой дверью
3 - полотно сдвигаемой двери
4 - полотно сдвигаемой двери
5 - ходовой элемент
6 - ходовой элемент
7 - опорная часть
8 - цапфа
8а - орбитальная клепка
9 - ролик
10 - блокировочное средство
11 - концевой стопорный палец
12 - концевой стопор
13 - коромысло
13а - концевая часть коромысла
13b - концевая часть коромысла
14 - отверстие
14а - ограничивающая плоскость
15 - осевой стержень
16 - паз
17 - фиксирующий выступ
18 - фиксирующее гнездо
19 - фиксирующий выступ
20 - фиксирующее гнездо
21 - средство ограничения хода
22 - винт
23 - фиксирующий стержень
24 - отверстие
25 - кронштейн
26 - стопорная поверхность
Изобретение относится к ходовому элементу (5) для сдвигаемого дверного полотна (3), содержащему закрепляемую на стороне дверного полотна опорную часть (7) с присоединенной к ней цапфой (8), которая удерживает ролик (9) или ползун, а также блокировочное средство (10), предотвращающее извлечение указанного ролика (9) или ползуна из дорожки (1а) направляющей (1), причем блокировочное средство (10) содержит коромысло (13), которое выполнено с возможностью поворота относительно опорной части (7) вокруг оси, проходящей параллельно направлению перемещения сдвигаемого дверного полотна (3), и расположено внутри отверстия (14), предусмотренного в опорной части (7), при этом в заблокированном положении его верхний конец (13а), обращенный к ролику или ползуну, расположен под направляющей (1), а другой конец (13b) находится прямо напротив нижней ограничивающей плоскости (14а) отверстия (14), предусмотренного в опорной части (7), и в случае действия нагрузки опирается на нее. 15 з.п. ф-лы, 11 ил.