Код документа: RU165731U1
Полезная модель относится к приспособлениям в смазочных системах и может быть применена для контроля уровня масла в баках гидросистем, картерах двигателей внутреннего сгорания, в частности, используемых на самоходных машинах для технологической обработки электролизеров по производству алюминия.
Известна система, где используется линейка для определения уровня масла в картере двигателя внутреннего сгорания, состоящая из щупа, выполненного с возможностью его установки в картер двигателя, а также с возможностью контроля уровня масла в его поддоне и для этого оснащенного верхней и нижней метками в виде штрихов. Щуп выполнен в виде линейки, на которой между указанными метками дополнительно нанесены штрихи со шкалой. Начало отсчета совпадает с верхней меткой, а окончание отсчета - с нижней меткой, над шкалой вдоль линейки выполнена надпись «Долить, л», где буквой «л» обозначена измеряемая величина в литрах (заявка на изобретение РФ №2013157124, м. кл. G01F 1/00, 27.06.2015).
Серийно изготавливаемые двигатели имеют специально выполненные отверстия для установки датчиков контроля уровня масла в системе смазки.
Наиболее близким по технической сущности к заявляемой системе, является система, предлагаемая для контроля уровня масла в баках гидросистем, картерах двигателей внутреннего сгорания и др. емкостях (Авторское свидетельство СССР №1557413, м. кл. F16N 29/00, опубл. 15.04.1990). В системе используется указатель, содержащий эластичную прозрачную трубку с рукояткой, выполненную в виде петли из этой трубки. Один конец трубки снабжен измерительной шкалой - метками минимального и максимального уровня масла, а второй конец трубки выполняет функцию перепускного канала. Указатель снабжен пробкой для фиксации его в отверстии емкости для масла. Измерение уровня масла проводят следующим образом. В исходном положении, в полости прозрачной трубки устанавливается уровень масла, соответствующий уровню масла в емкости. При изменении уровня масла изменение объема воздуха в полости прозрачной трубки обеспечивается благодаря наличию перепускного канала.
Прототипу присущи недостатки: при применении для контроля масла в двигателе внутреннего сгорания щупа, высока вероятность попадания в систему смазки двигателя пыли, грязи или абразивных частиц, особенно при работе машины в условиях повышенной запыленности, например, в электролизных корпусах по производству алюминия. Система смазки двигателя не герметична, попадание грязи возможно через отверстие для установки щупа при контроле уровня масла или через заливную горловину при доливке масла.
Задачей полезной модели является повышение надежности работы системы и уменьшение межремонтного периода.
Технический результат заключается в разработке герметичной системы заправки и контроля масла.
Технический результат достигается тем, что в системе заправки и контроля уровня масла в двигателе внутреннего сгорания, содержащей приспособление для определения уровня масла и слива масла, согласно заявляемому решению, картер двигателя соединен с визуальным уровнемером контроля уровня масла по принципу сообщающихся сосудов, кроме того, картер соединен с атмосферой через фильтр-сапун и имеет пробку слива масла при замене, установленную на удлинителе и вынесенную за пределы двигателя.
Систему уточняет дополнительный признак.
Для заправки масла в картер, предусмотрено, например, быстроразъемное соединение.
Полезную модель, ее признаки, детали и преимущества можно понять из описания, приведенного со ссылкой на прилагаемый рисунок, иллюстрирующий пример выполнения полезной модели, где на фигуре показана схема системы.
Перечень конструктивных элементов: двигатель 1; визуальный маслоуказатель 2; пробка заливной горловины масла 3 в двигатель 1; быстроразъемное соединение 4; картер 5; штуцер 6; удлинитель 7; фильтр сапун 8; пробка для слива масла 9; тройник 10; штуцер 11 картера 5; рукав 12; штуцеры 13 и 14 соединяющие рукав 12 с заливной горловиной масла 3 в двигатель 1; штуцер 15; удлинитель 16.
В системе для контроля уровня масла в двигателе 1 предусмотрен закрытый тип визуального маслоуказателя 2. Визуальный маслоуказатель 2 выполнен в виде, например, прозрачной трубки, присоединенной к картеру по принципу «сообщающихся сосудов». Пробка заливной горловины масла 3 в двигатель 1 герметизирована, а для заправки и доливки масла под давлением предусмотрено быстроразъемное соединение 4. В нижней части картера 5 размещен штуцер 6 для подсоединения удлинителя 7, с закрепленным на конце быстроразъемным соединением 4. Быстроразъемное соединение 4 выполнено в виде одностороннего клапана. Отверстие для установки щупа (по прототипу), выполненное в картере 5 двигателя 1 закрыто герметичной пробкой (на фиг. не показано).
Внутренний объем двигателя 1, сообщен с атмосферой воздуха при помощи установленного специального фильтр сапуна 8 для тонкой очистки воздуха поступающего в двигатель и устранения избыточного давления или разряжения. Для слива отработанного масла из картера 5 двигателя 1 предусмотрен удлинитель 7, снабженный на конце пробкой для слива масла 9. Удлинитель 7 соединен через тройник 10 со штуцером 11 картера 5. Удлинитель позволяет производить слив отработанного масла в более комфортных условиях, и предотвращает загрязнение окружающей среды при замене масла.
Верхняя часть визуального маслоуказателя 2 соединена рукавом 12 через штуцеры 13 и 14 с заливной горловиной масла 3 в двигатель 1. Визуальный маслоуказатель 2 нижней частью через штуцер 15, удлинитель 16 и тройник 10 соединен с удлинителем 7.
Недостатки прототипа исключаются тем, что:
- отверстие для установки щупа закрывается герметичной пробкой, а контроль уровня масла в двигателе осуществляется предусмотренным для этого закрытым типом визуального маслоуказателя;
- пробка заливной горловины масла герметизируется, а заправка и доливка масла производится под давлением, через специально предусмотренное для заправки и доливки быстроразъемное соединение (БРС);
- для сообщения с атмосферой внутреннего объема двигателя устанавливается специальный фильтр сапун для тонкой очистки воздуха поступающего в двигатель;
- для слива отработанного масла из картера двигателя предусматривается удлинитель с пробкой для слива масла. Удлинитель позволяет производить слив отработанного масла в более комфортных условиях, и не позволяет загрязнять окружающую среду при замене масла.
Работа закрытой системы контроля уровня и заправки масла в двигатель осуществляется следующим образом:
Заправка масла производится специальным устройством, для заправки имеющим насос для создания давления и имеющим ответный наконечник для быстроразъемного соединения для заправки масла установленном на двигателе. При заправке масла в картер двигателя, масло по принципу сообщающихся сосудов поступает и в визуальный указатель уровня масла, который выполнен закрытого типа и имеет прозрачное стекло для визуального контроля уровня масла. При заправке максимального уровня масла заправку прекращают.
Для слива отработанного масла удлинитель снабженный пробкой слива масла помещают в емкость для слива, откручивают пробку и сливают масло, после чего пробку герметично закручивают.
При работе или после остановки двигателя, из-за разницы температур, воздух или поступает во внутреннюю полость двигателя или наоборот вытесняется из двигателя. Весь поступающий в двигатель воздух проходит через фильтр сапун, имеющий степень фильтрации необходимого значения, чем обеспечивается поступление в двигатель воздуха необходимой чистоты и не допускается загрязнение двигателя.
Применение полностью закрытой системы повышает надежность и ресурс работы двигателя, особенно в тяжелых, пыльных условиях.
Опытно промышленное применение системы проверено на самоходных машинах для обработки электролизеров производства алюминия, система показала высокую надежность в работе и обеспечила повышение ресурса работы двигателей до капитального ремонта.
1. Система заправки и контроля уровня масла в двигателе внутреннего сгорания, содержащая приспособление для определения уровня масла и слива масла, отличающаяся тем, что картер двигателя соединен с визуальным уровнемером контроля уровня масла по принципу сообщающихся сосудов, кроме того, картер соединен с атмосферой через фильтр-сапун и имеет пробку слива масла при замене, установленную на удлинителе и вынесенную за пределы двигателя.2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что для заправки масла в картер, предусмотрено, например, быстроразъемное соединение.