Код документа: SU1083902A3
Изобретение относится к электроприводам , установленным в механизм подъема стекла автомобиля и может быть использовано в автомобилестроении .
Известен электропривод стеклоподъемника автомобиля, содержащий корпус с установленной в нем червяч ной передачей, передаточное устройство для обеспечения перемещения стекла и соединительный элемент/ выполненный в виде диска с выступами, взаимодействукиего с передаточным устройством и червячнЕЯл колесом, насаженньм ступицей наось, а также упругие элементы СД
Однако указанный электропривод имеет ряд недостатков, заключающихся 9 том, что при работе во влажных условиях не только механические Детали привода, также как места опора червячного колеса и вала двигателя , подвергаются коррозии, но и соединенный с корпусом/ в частности, прйфланцованный к нему электродвигатель , который при воздействии влаги после короткого времени выходит из строя. Особенно значительна эта проблема у электроприводов для стеклоподъемников , размещенных в дверцах автомобиля, так как через внутреннее пространство дверей при сильном дожде или использовании автомойки попадает большое количество воды.
Цель изобретения - уменьшение габаритов , улучшение згщиты червячной передачи 9 попгщания влаги и сни жение ударных нагрузок.
Для достижения указанной цели электропривод стеклоподъемника автомобиля , содержащий корпус с установленной в нем червячной передачей, передаточное устройство для обеспечения перемещения стекла, соединительный элемент, выполненный в виде диска с выступами, взаимодействующего с передаточным устройством и с червячным колесом, насаженным ступицей на ось, а также упругие элементы , снабжен уплотнительной муфтой , установленной на ступице червячного колеса с зазором и имеющей периферийные отверстия, в которых расположены упомянутые выступы соединительного элемента, а в последних выполнены отверстия для размещения соответствующих выступов, которые выполнены на червячном колесе/ при этом упомянутое передаточное устройство выполнено в виде тросового барабана, надетого на одну часть соединительного элемента, а указанная уплотнительная муфта установлена между другой частью соединительного элемента и червячным колесом и имеет по крайней мере один
упор, сопряженный с последним и по крайней мере один упор на участке, обращенном в сторону барабана, сопряженного с внутренней поверхностью корпуса.
При этом барабан и соединительный элемент выполнены из водостойкого преимущественно синтетического материала.
Корпус выполнен разъемным из двух
0 частей/ между которыми размещено уплотнительное кольцо.
Уплотняющие участки муфты выполнены из более мягкого материала/ чем основание.
5 На фиг.1 показан вариант выполнения зглектропривода стеклоподъемника , частичныйразрез; на фиг.2 второй вариант выполнения/ разрез; на фиг.З. - третий вариант выполQ нениЯ, детальный разрез в увеличенном масштабе; на фиг.4 - уплотнительная муфта/ вид слева; на фиг.5 то же вид справа; на фиг.6 - разрез А-А на фиг.4 и 5,
5 Привод стеклоподъемника перемещает стекло окна (не показано) с помощью приводного троса 1, который по участкам проходит внутри гибкой оболочки и образует бесконечную петлю. Через отверстие 2 в корпусе 3 привода стеклоподъемника приводной трос 1 заходит вовнутрь корпуса. Там он намотан на барабан 4 и затем снова выходит из корпуса через другое отверстие (не показано).
5 Барабан 4 приводится указанным схематично электродвигателем 5, который прифланцован к корпусу 3. На валу б электродвигателя 5 установлен без возможности вращения червяк 7/
0 который внешними зубьями находится в зацеплении с червячным колесом 8. Оси вала б двигателя и червячного колеса 8 взаимно перпендикулярны. Вращательное движение червячного
5 колеса 8 череэ соединительныйэлемент 9 со щеткг1ми 10 передается к барабану 4. Червячное колесо 8 снабжено на своем (фиг.1) правом торце несколькими выступами 11, которые
заходят в дополнительные выемки 12 соединительного элемента 9. Для дальнейшей передачи враадательного движения к барабану 4 последний снабжен одной или несколькими аксиальными выемками 13, которые соединены между собой через уменьшающую диаметр кольцевую выемку 14. При включении и выключении электродвигателя 5 возникает ударная нагрузка на весь стеклоподъемник, а также и
0 тогда, когда стекло перемещается против упора. Чтобы предотвратить эту ударную нагрузку и передачу вибрации в приводе стеклоподъемника предусмотрен упругий элемент. 15 в
5 виде резинового кольца. Вместо реэинового кольца или дополнительно. к нему могут быть предусмотрень резиновые цилиндры между створками на соединительном элементе и выступаиощими вовнутрь выступами на барабане Корпус 3 в целом состоит из трех частей с чашевидным дном 16, приблизительно кольцевой промежуточной части 17 и плоской крышки 18. Части 16-18 корпуса 3 склеивсоотся, свинчиваются или соединяются между собой заклепками. Привод стеклоподъемника (фиг.1) соединяется про рсодящим через крышку 18 корпуса ви том 19, который ввинчен в жестко соединенный с дном 16 корпуса опорный вал 20. Опорный вал 20 при этом запрессован или вклеен соответственно подогнанное отверстие 21 дна корпуса и поэтому опирается с обоих концов. Червячное колесо 18 установлено на опорном валу 20 с возможностью вращения. Для этого червячное колесо 8 снабжено охватывающей опорный вал 20 ступицей 22. Через отверстие 2 для троса 1 в корпус 3 может проникать вода, тем болеэ тогда, когда не используется гибкая оболочка. Эта опасность существует и тогда, когда вместо приводного троса 1 используется другой .передающий усилие орган, например , кабель с резьбой или подъемные тяги. В этих случаях барабан 4 заменяется приводной шестерней, ко торая соединена с кабелем с резьбой или зубчатый сектором подъемных тяг Для кабеля с резьбой или зубчатого сектора должны быть предусмотрены; соответствующих размеров отверстия в корпусе. Барабан 4 и соединительный элемент 9 изготовлены из водостойкого материала, а именно синтетического материала. Однако обязательно должн предотвращаться проникновение воды вовнутрь электродвигателя 5, так как последний выходит из строя, если , например, его коллекторные щетк находятся в воде. Так как вал 6 двигателя проходит в электродвигатель 5 без уплотнения, вдоль вала 6 двигателя вода может проникать в электродвигатель 5. Чтобы предотвратить это простым и экономичным способом, предусмотрена резиновая уплотнительная муфта 23 (также из гибкого синтетического материала)г которая герметично отделяет содержащую вал 6 двигателя и Червяк 7 первую часть пространства от содержащей соединительный элемент 9 и барабан 4 второй части 24 пространс ва. Резиновая муфта 23 выполнена в виде диска, с одной стороны прилегё ет к червячному колесу 8, а с другой стороны - к соединительному элементу 9. Через выемки 25 уплотнительной муфты 23 проходят выступы 1,1 и охватывающие эти выступы участки 26 соединительного элемента 9. Уллотнительная муфта 23 образует подвижное уплотнение между промежуточной частью 17 корпуса 3 и перифер йным участком червячного колеса 8. Для этого по периметру уплотнительной муфты 23 выполнены три уплотнительные манжеты.. 27. Первая, проходящая аксиально, уплотнительная манжета 28 прилегает к уступу 29 промежуточной части 17. Вторая yftлотнительная манжета 30 выступает наклонно во внешнюю сторону в радиальный зазор между червячным колесом 8 и промежуточной частью 17 и уплотняет их, третья уплотнительная манжета 31 выступает радиально во внешнюю сторону в паз 32 червячного колеса 8 и при. этом касается как радиальной поверхности, так и поверхности внутреннего периметра паза 32. Соединительный элемент 9 с помощью радиального ребра 33 поддерживает первую уплотнительную манжету 28,поэтому также образуется уплотнение между червячным колесом 8 и соединительным элементом 9. Так как соединительный элемент 9 непосредственно примыкает к барабану 4, который с помощью резинового кольца 15 уплотнен относительно соединительного элемента 9, то для червйчного колеса 8 можно использовать менее кррозионно-стойкий материал , например серый чугун. Вследств 1е большей длины ступицы 29 червячного колеса практически невозможно попадание воды между ней и опорным валом 20 в упомянутую первую часть пространства. Если же опасность проникновения влаги все таки не искл1рчена, то можно использовать;непоказанное кольцевре уплотнение- с KpyrJttiM сечением между опорным валом 20 и ступицей 22. Непосредственное вращательное движение между червячным колесом 8 и соединительным элементом 9 отсутствует . Соединительный элемент 9 захватывается с помощью уплотнительной муфты 23 червячным колесом 8, поэтому толчки и вибрации воспринимаются уплотнительнОй муфтой 23. На фиг.2 показан второй вариант выполнения привода стеклоподъемника, где корпус выполнен разъемным из частей 3 и 29, между которыми установлено уплотнительное кольцо. У привода стеклоподъемника (фиг.2) приводной трос внутри дверцы автомобиля свободно проложен через соответствующие поворотные ролики , поэтому гибкая оболочка отсутствует .
На фиг.З показано соединение между уплотнительной муфтой 23 и соединительным элементом 9. Аксиальная щетка 10 соединительного элемента 9 заходит в выемку 25 уплотнительной муфты 23 (фиг.3-6). Выемки 25 соответственно выполнены на одном из четырех имеющих приблизительно форму сектора участков 34 уплотнительной муфты 23. Участки 34 отделены друг от друга радиальными зазорами 35, которые распространйются от центра до.участка уплотниг тельных манжет 28, 30, 31 и продолжаются в соответствующей радиальной канавке 36 той же ширины, так что остаются только обе уплотнительных манжеты 28 и 30 (фиг.4 и 6), которые обеспечивают сцепление участков 34 в виде сектора.
Для передачи момента вращения между червячным колесом и уплотнительной муфтой червячное колесо 8 снабжено четырьмя ргщиальными уступами 2. Эти ребра заполняют соответствующие ргщиальные зазоры 35 канавки 36, поэтому смещены на 45 относительно выемок 25, или торцов соединительного элемента 9. Момент вращения передается от червячного колеса таким образе через уступы 29
к уплотнительной муфте 23, а от нее через щетки 10 к соединительному элементу 9. При ударной нагрузке щетки 10 соединительного элемента могут поворачиваться в выемках 25 относительно уступов 29 в пределах зазоров, при этом уступы 29 обеспечивают возникновение основной деформации в пределах участков в виде секторов (смещение выемки 25), а внешняя форма в основном сохраняется . Уплотняющий эффект уплотнительных манжет 28, 30 и 31 сохраняется и при ударной нагрузке.
За счет использования изобретения достигается компактная компоновка ,- которая позволяет приводить в действие червгячное колесо с помощью червяка через внешние .
Во время работы червячное колесо перемещается относительно крр- пуса.Во время этого перемещения надежное уплотнение достигается посредством того, что червячное колесо уплотнено относительно корпуса с помощью упругого манжетного уплотнения. Изготовление такого манжетного уплотнения экономично с точки зрения стоимости, что особенн важно именно для серийного производства в автомобилестроении.
гч
/8
1. ЭЛЕКТРОПРИВОД СТЕКЛОПОДЪЕМНИКА АВТОМОБИЛЯ, содержащий -корпус с установленной в нем червячной передачей, передаточное устроит ство для обеспечения перемещения стекла , соединительный элемент, выполненный в виде диска с выступами, взаимодействующего с передаточным устройством и червячным колесом, насаженным ступицей на ось, а также упругие элементы, отличающийся тем, что, с целью уменьшения габаритов, улучшения защиты червячной передачи от попадания влаги и снижение ударных нагрузок, он снабжен уплотнительной муфтой, . установленной на ступице червячного колеса с зазором и имеющей периферийные отверстия-, в которых расположены упомянутые выступы соединительного элемента, а в последних выполнены отверстия для размещения соответствующих выстулов, которые выполнены на червячном колесе, при этом упомянутое передаточное устройство выполнено в виде тросового барабана, надетого на одну часть соединительного элемента, а указанная уплотнительная муфта установлена между другой частью соединительного элемента и червячным колесом и имеет по крайней мере один упор, сопряженный с последним и по крайней мере один упор на участi ке, обращенном в сторону барабана, сопряженного с внутренней поверхносСО тью корпуса. 2.Электропривод по п.1, отличающийся тем что барабан и соединительный элемент выполнены из водостойкого преимущественно синтетического материала. 3.Электропривод но пп.1 и 2, отличающийся тем, что корпус выполнен разъемным из двух оо со со о to частей, между которыми размещено уплотнительное кольцо. 4.Электропривод по пп.1-3, отличающийся тем, что уплотняющие участки муфты выполнены из более мягкого материала, чем основание .