Код документа: RU2690122C2
Изобретение относится к военной технике, к конструкциям люков боевых машин, танков и другой бронетехники.
Известно устройство для подъема и стопорения крышки кормового люка боевой машины пехоты БМП-1 (Боевая машина пехоты БМП-1, техническое описание, военное издательство министерства обороны СССР, Москва - 1972 г., стр. 48-49).
Кормовые люки служат для посадки и высадки десанта на воде. Конструктивно все люки выполнены одинаково. К листу крыши приварены петли, на которые с помощью полых осей крепятся крышки люков. В полых осях проходят торсионы. Один конец торсиона закреплен в петле, приваренной к крышке люка, а другой - в кронштейне, приваренном к крыше корпуса.
Закрывание крышки люка и ее герметизация обеспечиваются замком винтового действия. Для открывания крышки люка необходимо оттянуть рукоятку замка вниз, затем повернуть рукоятку против хода часовой стрелки. Рукой поднять крышку до стопорения ее в открытом положении. Крышка стопорится в момент совпадения отверстия в секторе со стопором, который под действием пружины входит в отверстие сектора. Для облегчения открывания крышки служит торсион.
Чтобы закрыть крышку люка, нужно оттянуть рукоятку стопора, в результате чего крышка опустится до промежуточного положения. После этого потянуть крышку за ручку до полного прилегания крышки и, оттянув рукоятку замка вниз, повернуть ее по ходу часовой стрелки.
Недостаток конструкции - большое усилие на ручке в момент обеспечения полного прилегания крышки к проему люка.
Известно устройство для подъема и стопорения крышки люка над трансмиссией танка Т-72 (Танк Т-72 техническое описание и инструкция по эксплуатации, книга вторая, часть первая, Москва. Военное издательство - 1989 г.), выбранное в качестве прототипа. Крышка люка над трансмиссией шарнирно соединена с крышкой над двигателем.
По периметру обе крышки имеют уплотнительные резиновые прокладки и крепятся к корпусу болтами и задрайками. С правой стороны крышки над трансмиссией расположено ее подъемное устройство. Подъемное устройство обеспечивает поднятие крышки усилием двух человек до фиксированного положения.
Подъемное устройство состоит из наружного торсиона, упора, закрепленного на направляющей планке, рычага с роликом, опорного рычага, нажимного болта и защелки.
Ролик рычага, вращаясь на оси, при закрывании или открывании крышки над трансмиссией, катится по направляющей планке. В открытом положении крышки подъемный механизм стопорится защелкой, а расстопоривается ударом штанги снизу по этой защелке. Для открывания крышки над трансмиссией необходимо:
- отвернуть болты крепления ее к корпусу;
- отвернуть задрайку;
- поднять крышку до стопорения рычага подъема защелкой;
- между крышкой и корпусом дополнительно установить две штанги, обеспечивающие безопасность работы в трансмиссии.
Недостатками крышки над трансмиссией являются:
- большое усилие, необходимое для открывания и закрывания крышки;
- повышенная опасность получения травмы при выполнении операции по открыванию и закрыванию крышки.
Задачей предполагаемого изобретения является уменьшение усилия и обеспечение безопасности при открывании и закрывании тяжелых крышек люков боевых машин.
Поставленная задача решается устройством для подъема и стопорения крышки люка боевой машины, содержащим подъемное устройство в виде направляющей планки, рычагов и защелки, установленной на крышке люка, которая подпружинена и шарнирно закреплена на корпусе боевой машины, а в закрытом положении зафиксирована задрайками. Новым является то, что направляющая планка снабжена зубчатой рейкой, взаимодействующей с подпружиненными защелками, установленными в каретке, перемещающейся вдоль направляющей планки и шарнирно с помощью рычага связанной с корпусом боевой машины, на зубчатой рейке установлена нажимная планка, шарнирно закрепленная на серьгах и взаимодействующая с защелками, при этом один конец нажимной планки шарнирно соединен с рычагом, скрепленным с наружной и внутренней рукоятками, установленными на крышке люка.
Предложенное техническое решение поясняется графическими материалами, где на фиг. 1 изображен вид снаружи на открытую крышку люка боевой машины, на фиг. 2 вид изнутри на крышку, на фиг. 3 общий вид устройства для подъема и стопорения крышки, на фиг. 4 конструкция каретки.
Крышка люка 1 с помощью петель 2 шарнирно закреплена на корпусе 3 боевой машины. В закрытом положении крышка люка 1 фиксируется задрайками 4. На внутренней стороне крышки люка 1 жестко закреплена направляющая планка 5 устройства для стопорения с зубчатой рейкой 6. Вдоль направляющей планки 5 перемещается каретка 7 с подпружиненными защелками 8 и 16, взаимодействующими с зубчатой рейкой 6. Каретка 7 через рычаг 9 шарнирно связана с корпусом 3 боевой машины.
На зубчатой рейке 6 с помощью серег 10 и 11 шарнирно установлена нажимная планка 12. Серьга 11 подпружинена относительно зубчатой рейки б.Один конец нажимной планки 12 шарнирно соединен с рычагом 13, который скреплен с наружной 14 и внутренней 15 рукоятками.
Устройство работает следующим образом.
В закрытом положении крышка люка 1 зафиксирована задрайками 4, каретка 7 находится в верхнем положении, защелки 8 и 16 утоплены.
Для открывания крышки люка 1 необходимо повернуть задрайки 4 и приподнять крышку, при этом каретка 7 начнет перемещаться до совпадения защелки 8 с первой прорезью зубчатой рейки 6. Под действием пружины защелка 8 войдет в зацепление с зубчатой рейкой 6 и не даст опуститься крышке люка 1. При дальнейшем движении входит в зацепление защелка 16, при этом защелка 8 выключается. Процесс повторяется до полного открывания крышки люка 1.
Для закрывания крышки люка 1 необходимо повернуть рукоятку 15, при этом нажимная планка 12 выключает защелки 8 и 16, крышка свободно опускается. Для фиксации крышки люка 1 в промежуточном положении, рукоятка 15 или 14 (в зависимости от обеспечения доступа к ним) поворачивается в противоположную сторону и нажимная планка 12 под действием пружины возвращается в исходное положение.
Таким образом предложенное техническое решение позволило уменьшить усилие и обеспечить безопасность при открывании и закрывании тяжелых крышек люков боевых машин.
Изобретение относится к военной технике, к конструкциям люков боевых машин, танков и другой бронетехники. Устройство для подъема и стопорения крышки люка боевой машины содержит подъемное устройство в виде направляющей планки, рычагов и защелки, установленной на крышке люка, которая подпружинена и шарнирно закреплена на корпусе боевой машины, а в закрытом положении зафиксирована задрайками. Направляющая планка жестко закреплена на внутренней стороне крышки и снабжена зубчатой рейкой, взаимодействующей с подпружиненными защелками, установленными в каретке, перемещающейся вдоль направляющей планки и шарнирно с помощью рычага связанной с корпусом боевой машины. На зубчатой рейке установлена нажимная планка, шарнирно закрепленная на серьгах и взаимодействующая с защелками. Один конец нажимной планки шарнирно соединен с рычагом, скрепленным с наружной и внутренней рукоятками, установленными на крышке люка. Технический результат: уменьшение усилия и обеспечение безопасности при открывании и закрывании тяжелых крышек люков боевых машин. 4 ил.
Люк боевого отделения