Код документа: RU2196056C2
Изобретение относится к транспортной технике, а именно к стеклоподъемникам, и может быть использовано в механизмах подъема - опускания дверных стекол, люков крыш транспортных средств.
Известен стеклоподъемник (заявка JP 61-200024, В 60 J 1/17), содержащий направляющие, тросовую систему и электропривод [1].
Известен также стеклоподъемник ( SU 1141025, кл. B 60 J 1/17, E 05 F 11/42, с приводом перемещения, выполненный в виде элементов с эффектом памяти формы, связанные с электроподогревом [2].
К недостаткам известной конструкции можно отнести отвлечение водителя во время движения автомобиля для включения и выключения стеклоподъемника.
Известен также стеклоподъемник (заявка JP 60-711319,В 60 J 1/00, Е 05 F 15/16), выбранный в качестве прототипа, содержащий направляющие, Х-образные рычаги, электропривод. Недостатком также является отвлечение водителя от дорожной ситуации для включения и выключения стеклоподъемника, что может привести к аварийной ситуации [3].
Задачей предлагаемого технического решения является повышение комфортности за счет обеспечения нормальной деятельности человека при создании в салоне транспортного средства заданной температуры, что в свою очередь обеспечивает безопасность дорожного движения.
Указанный технический результат в заявляемом техническом решении достигается за счет того, в стеклоподъемнике, содержащем закрепленные на двери автомобиля направляющие, в которых перемещаются бегунки, шарнирно соединенные с плечами Х-образных рычагов, сочлененных с электроприводом, в нижние плечи Х-образных рычагов установлен привод, выполненный в виде U-образного стержня из нитинола, обладающего "двойной памятью" и работающего автоматически в пределах заданного температурного режима.
Изобретение поясняется чертежом, на котором изображена кинематическая схема указанного стеклоподъемника.
Стеклоподъемник содержит укрепленные в двери 1 направляющие 2, в которых перемещаются бегунки 3. В верхней направляющей с возможностью перемещения в двери 1 закреплено стекло 4.
В направляющих 2 установлены бегунки 3, шарнирно соединенные с плечами Х-образных рычагов 5 с помощью осей 6. К нижним осям 6 бегунков крепится U-образный стержень 7.
Приводом Х-образных рычагов служит U-образный стержень из нитинола - сплава никеля с титаном, обладающего "двойной памятью". Для получения эффекта "двойной памяти" производят последовательные технологические операции. Вначале нагружают U-образный стержень грузом и несколько раз нагревают и охлаждают его, например, до +25oС. Циклические переходы аустенита в мартенит и обратно вырабатывают "вторую память" - память холодной формы. При этом получается материал, который без участия внешних сил самопроизвольно деформируется при охлаждении в одном направлении, а при нагреве - в противоположном при незначительном колебании температуры в пределах, например, +25oС.
Стеклоподъемник работает следующим образом.
При температуре ниже +25oС стержень из нитинола 7 холодный и стремиться сжаться, воздействует на нижние плечи Х-образных рычагов 5, бегунки 3 сжимаются, при этом верхняя направляющая 2 со стеклом 4 находятся в верхнем положении двери 17. Окно транспортного средства закрыто.
При повышении температуры более +25oС стержень из нитинола 7 нагревается и начинает разжиматься, воздействуя на плечи Х-образных рычагов, при этом бегунки 3 воздействуют на верхнюю направляющую 2. Верхняя направляющая 2 со стеклом 4 перемещается в нижнее положение, окно открывается. При этом температура в салоне транспортного средства достигает заданных значений, и цикл повторяется.
Таким образом, периодическая работа стеклоподъемника позволяет поддерживать температуру в салоне транспортного средства около +25оС.
Применение предлагаемого технического решения по сравнению с прототипом позволяет обеспечить поддержание заданной температуры в салоне транспортного средства автоматически для обеспечения нормальной деятельности человека.
Источники информации
1. Заявка Японии N 60-200024, В 60 J 1/17.
2. Авторское свидетельство SU 1141025, B 60 J 1/17.
3. Заявка Японии N 60-711319, В 60 J 1/00, Е 05 F 15/16.
Изобретение относится к транспортной технике, а именно к стеклоподъемникам, и может быть использовано в механизмах подъема-опускания стекол, люков крыши транспортного средства. Устройство содержит U-образный стержень из нитинола 7, отформованный на "двойную память" и укрепленный в нижних плечах Х-образных рычагов 5, которые воздействуют на верхнюю направляющую 2 со стеклом 4 через бегунки 3, что обеспечивает возможность автоматической работы стеклоподъемника в заданном температурном режиме без участия водителя. Технический результат заключается в повышении комфортности для деятельности человека при создании в салоне транспортного средства заданной температуры и обеспечении безопасности движения. 1 ил.