Формула
1. Катализатор–абсорбер NOx для очистки выхлопных газов дизельного двигателя,
первую область, содержащую материал, абсорбирующий NOx, содержащий молекулярно–ситовый катализатор, где молекулярно–ситовый катализатор содержит благородный металл и первое молекулярное сито, и где первое молекулярное сито содержит благородный металл;
вторую область, содержащую материал для восстановления диоксида азота, включающий, по меньшей мере, один неорганический оксид; и
субстрат, имеющий впускной конец и выпускной конец;
причем указанная вторая область по существу не содержит металлов платиновой группы.
2. Катализатор–абсорбер NOx по п.1, в котором благородный металл включает палладий.
3. Катализатор–абсорбер NOx по п.1 или 2, в котором молекулярное сито имеет алюмосиликатный каркас, алюмофосфатный каркас или силикоалюмофосфатный каркас.
4. Катализатор–абсорбер NOx по любому из предшествующих пунктов, в котором молекулярное сито выбрано из мелкопористого молекулярного сита, среднепористого молекулярного сита и крупнопористого молекулярного сита.
5. Катализатор–абсорбер NOx по любому из предшествующих пунктов, в котором молекулярное сито представляет собой мелкопористое молекулярное сито, имеющее тип каркаса, выбранный из группы, состоящей из ACO, AEI, AEN, AFN, AFT, AFX, ANA, APC, APD, ATT, CDO, CHA, DDR, DFT, EAB, EDI, EPI, ERI, GIS, GOO, IHW, ITE, ITW, LEV, KFI, MER, MON, NSI, OWE, PAU, PHI, RHO, RTH, SAT, SAV, SIV, STI, THO, TSC, UEI, UFI, VNI, YUG, ZON и смеси или сростка любых двух или более из них.
6. Катализатор–абсорбер NOx по п.4, в котором мелкопористое молекулярное сито имеет тип каркаса, который представляет собой AEI, CHA или STI.
7. Катализатор–абсорбер NOx по любому из предшествующих пунктов, в котором молекулярное сито имеет алюмосиликатный каркас и молярное отношение диоксида кремния к оксиду алюминия от 10 до 200.
8. Катализатор–абсорбер NOx по любому из предшествующих пунктов, в котором по меньшей мере один неорганический оксид выбран из группы, состоящей из оксида алюминия, диоксида церия, оксида магния, диоксида кремния, диоксида титана, диоксида циркония, диоксида ниобия, оксидов тантала, оксидов молибдена, оксидов вольфрама и смешанных оксидов или композитных оксидов перечисленного.
9. Катализатор–адсорбер NOx по любому из предшествующих пунктов, в котором по меньшей мере один неорганический оксид выбран из группы, состоящей из оксида алюминия, диоксида кремния и смешанных оксидов или композитных оксидов этого.
10. Катализатор–адсорбер NOx по любому из предшествующих пунктов, в котором по меньшей мере один неорганический оксид не является каталитически активным в селективном каталитическом восстановлении (SCR) NOxс азотсодержащим восстановителем.
11. Катализатор–абсорбер NOx по любому из предшествующих пунктов, в котором вторая область содержит молекулярное сито.
12. Катализатор–абсорбер NOx по любому из предшествующих пунктов, в котором по меньшей мере один неорганический оксид включает неорганический оксид, легированный легирующей добавкой, где легирующая добавка представляет собой элемент, выбранный из группы, состоящей из вольфрама (W), кремния (Si), титана (Ti), лантана (La), празеодима (Pr), гафния (Hf), иттрия (Y), иттербия (Yb), самария (Sm), неодима (Nd) и комбинации двух или более из них или их оксида.
13. Катализатор–абсорбер NOx по любому из предшествующих пунктов, дополнительно содержащий область дизельного катализатора окисления (DOC).
14. Катализатор–абсорбер NOx по любому из предшествующих пунктов, в котором субстрат представляет собой проточный монолит или фильтрующий монолит.
15. Выхлопная система, содержащая катализатор–абсорбер NOx, как определено в любом из пп.1–14, и устройство снижения токсичности выхлопов.
16. Выхлопная система по п.15, в которой устройство снижения токсичности выхлопов выбрано из группы, состоящей из дизельного фильтра твердых частиц (DPF), ловушки обедненных NOx (LNT), катализатора обедненных NOx (LNC), пассивного адсорбера NOx (PNA), катализатора холодного запуска (dCSC), катализатора селективного каталитического восстановления (SCR), дизельного катализатора окисления (DOC), катализированного сажевого фильтра (CSF), фильтра–катализатора селективного каталитического восстановления (SCRF™), катализатора нейтрализации проскока аммиака (ASC) и комбинации двух или более из них.
17. Транспортное средство, содержащее двигатель, работающий на обедненной смеси, и катализатор–абсорбер NOx, как определено в любом из пп.1–14, или выхлопную систему по п.15 или 16.
18. Транспортное средство по п.17, в котором двигатель, работающий на обедненной смеси, выполнен с возможностью работы на дизельном топливе, содержащем ≤ 50 ч/млн серы.
19. Способ очистки выхлопных газов двигателя, работающего на обедненной смеси, включающий контактирование выхлопных газов с катализатором–абсорбером NOx по любому из пп.1–14 или прохождение выхлопных газов через выхлопную систему по п.15 или 16.