Код документа: RU2492425C2
Изобретение относится к распределительному клапану с встроенным расходомером, в частности, для установок водяного отопления.
Из уровня техники известны распределительные клапаны для установок водяного отопления в комбинации с расходомером для использования в магистральном трубопроводе и/или в нескольких ответвленных соединительных трубопроводах. В распределительном клапане предусмотрены запирающееся седло клапана и расходомер с индикатором.
Индикатор, проходящий вдоль оси в присоединительную трубу распределительного клапана, радиально заходящую в трубопровод, состоит из отклоняемого потоком в присоединительной трубе обтекателя, каждое положение которого в присоединительной трубе служит для индикации расхода среды через трубу, считываемого снаружи в расходомере.
С помощью затвора в результате вращения на исполнительном элементе открывается или закрывается для установки расхода среды выпускное отверстие - седло клапана, предусмотренное в присоединительной трубе. Такой распределительный клапан известен, например, из ЕР 1734346 А2.
Такие распределительные клапаны служат для соглосования отдельных трубопроводов друг с другом, для предотвращения потерь мощности, а также для гидравлической компенсации в установке водяного отопления.
Недостатком этих решений является то, что для точной регулировки необходимого расхода в зависимости от исполнения необходимы более или менее тонкое чутье, а также чувство ответственности оператора при регулировке.
Исходя из этого уровня техники задача изобретения заключается в таком усовершенствовании описанного вначале распределительного клапана с расходомером, чтобы установленное положение корпуса клапана в отношении расхода было воспроизводимым последовательно во времени многократно.
Задача решается с помощью распределительного клапана с признаками пункта 1 формулы изобретения. Последующие пункты 2 - 10 формулы изобретения раскрывают другие варианты выполнения изобретения.
Сущность изобретения состоит в том, что распределительному клапану с расходомером придано устройство предварительной установки, ограничивающее ход корпуса клапана для открывания распределительного клапана.
Особо предпочтительный вариант выполнения усматривается в том, что затвору и/или ведущему крепежному элементу в качестве устройства предварительной установки придан ограничитель хода, ограничивающий при открывании распределительного клапана сопутствующее этому аксиальное перемещение затвора.
Кроме того, предпочтительный вариант усматривается в том, что ограничитель хода, приданный затвору и/или направляющему крепежному элементу распределительного клапана, образован аксиально перемещаемым регулировочным органом и стопорным элементом.
Регулировочный орган по исполнению является промежуточной деталью, установленной концентрично оси перемещения клапана между участком крепежного элемента и участком затвора.
Промежуточная деталь, предпочтительно, представляет собой цилиндрический корпус, верхняя сторона которого имеет буртик, а с нижней стороны которого аксиально по направлению внутрь корпуса предусмотрены сплошная внутренняя резьба и наружная резьба, причем с верхней стороны в направлении внутренней резьбы предусмотрена кольцевая выточка, в которой установлена упорная деталь.
Другой предпочтительный вариант первого исполнения усматривается также в том, что стопорным элементом является запорный орган, причем запорный орган своим цилиндрическим корпусом установлен концентрично относительно наружного участка крепежного элемента с возможностью аксиального перемещения и соединен с промежуточной деталью в каждом из своих возможных аксиальных положений с геометрическим замыканием.
Предпочтительно, цилиндрический корпус запорного органа от своей верхней торцевой поверхности в направлении своей нижней торцевой поверхности имеет сквозное отверстие с продольными канавками, среднее отверстие и переднее отверстие, причем участок корпуса вблизи нижней торцевой поверхности, выполнен в качестве фланца, а с нижней торцевой поверхности предусмотрена шестигранная выемка.
Согласно второму варианту выполнения предусмотрено, чтобы аксиально перемещаемый регулировочный орган для ограничения хода состоял из стопорного колпачка и взаимодействующей с последним упорной втулки, и чтобы стопорный элемент был образован из стопорного кольца, установленного на наружной поверхности стопорного колпачка в периферийной канавке с возможностью разъема и фиксации.
Предпочтительно предусмотрено, чтобы стопорный колпачок содержал втулочную деталь, с одного конца имел внутренний буртик, а внутренняя поверхность втулочной детали была выполнена в виде внутренней резьбы.
Упорная втулка с одного конца имеет внутренний фланец, а с другого конца - наружный фланец. Внутренняя поверхность упорной втулки снабжена продольными канавками. В собранном виде наружный фланец упорной втулки при полностью открытом корпусе клапана воздействует на внутренний буртик стопорного колпачка. Внутренний фланец упорной втулки шарнирно соединен с концевым участком корпуса клапана. При аксиальном движении корпуса клапана наружу для открывания распределительного клапана ход ограничен упором наружного фланца во внутренний буртик стопорного колпачка.
Благодаря стопорному кольцу стопорный колпачок при установке ограничения хода удерживается от аксиального перемещения. Для этого стопорное кольцо вращается, пока оно не войдет в зацепление по меньшей мере с одним из продольных пазов наружной резьбы крепежного элемента.
Кроме того, для снижения производственных затрат и для дальнейшего совершенствования управления регулировочным органом для ограничения хода в другом варианте вышеупомянутого второго выполнения согласно изобретению предусмотрено, чтобы стопорный элемент для фиксации выбранного аксиального положения стопорного колпачка был интегрирован со стопорным колпачком. Вышеупомянутое стопорное кольцо здесь заменяется стопорными деталями, предусмотренными на наружной боковой поверхности стопорного колпачка. При этом наружная боковая поверхность самого стопорного колпачка выполнена в виде аксиально перемещаемой кольцевой детали. Эта кольцевая деталь установлена концентрично относительно втулочной детали стопорного колпачка. При этом кольцевая деталь по своей аксиальной длине короче втулочной детали. Предпочтительно, в аксиально перемещаемой кольцевой детали предусмотрены четыре упругих стопорных детали, предпочтительно, с интервалом 90°. Во втулочной детали предусмотрено такое же количество выемок. Каждая кольцевая деталь заходит через выемку во внутреннее пространство втулочной детали. В результате аксиального перемещения кольцевой детали по втулочной детали устанавливаются два рабочих положения. В одном положении каждая стопорная деталь, как указывалось выше, заходит во внутреннее пространство втулочной детали - положение фиксации, в другом положении - положении перемещения - каждая стопорная деталь в результате прилегания к одному из участков стенки выемки отжимается радиально наружу. В положении фиксации каждая стопорная деталь заскакивает в один из уже упомянутых выше продольных пазов крепежного элемента. Для фиксации этого положения в радиальном зазоре, образованном между торцом кольцевой детали и втулочной деталью, устанавливается блокировочная деталь.
Для изменения установленного положения ограничения хода, т.е., для занятия положения перемещения, блокировочная деталь удаляется, кольцевая деталь смещается в аксиальном направлении, так что стопорные детали выводятся из продольных пазов. После этого стопорный колпачок посредством вращения переводится в аксиальном направлении в новое заданное положение. Затем кольцевая деталь аксиально перемещается в противоположном направлении, вследствие чего упругие стопорные детали снова перемещаются внутрь и, в конце концов, каждая из них заскакивает в продольный паз крепежного элемента. Вращение стопорного колпачка со своей внутренней резьбой по наружной резьбе 125 резьбового кольца 124 крепежного элемента становится теперь невозможным. Блокировочная деталь снова устанавливается в радиальном зазоре, благодаря чему непреднамеренной разблокировки стопорного механизма произойти не может.
Принцип действия первого варианта выполнения нового распределительного клапана излагается ниже. Сначала следует разблокировать запорный орган путем его подъема настолько, чтобы освободился внутренний шестигранник и чтобы запорный орган в то же время образовал с верхним участком корпуса клапана соединение с геометрическим замыканием. После этого в результате вращения запорного органа корпус клапана смещается в аксиальном направлении наружу, седло клапана открывается, и устанавливается желаемый расход. При этом движении синхронно с перемещением регулировочного органа в аксиальном направлении в том же направлении без изменения своего положения относительно верхнего участка регулировочного органа перемещается корпус клапана. Затем запорный орган снова отжимается вниз, пока его внутренний шестигранник не надвинется на наружный шестигранник. Теперь регулировочный орган, аксиально позиционированный относительно желаемого расхода, защищен от перемещения. После этого в результате управления корпусом клапана с помощью захватного элемента, предусмотренного на верхнем участке корпуса клапана, корпус клапана перемещается из своего положения открытия за счет предварительной установки в положение закрытия. При последующем (повторном) открывании распределительного клапана за счет перемещения корпуса клапана последний может перемещаться только до заданного максимального положения, соответствующего желаемому расходу. Благодаря проведенной предварительной установке наряду с фиксацией положения регулировочного органа гарантируется воспроизводимость предварительно установленного расхода.
Ниже излагается также принцип действия второго описанного варианта выполнения предлагаемого распределительного клапана.
Стопорный элемент, стопорное кольцо, выводится из своего положения фиксации. Деталь регулировочного органа, стопорный колпачок, отвинчивается вверх. После этого корпус клапана вращается за свой маховичок, пока не установится требуемый расход.
Затем стопорный колпачок поворачивается к упорной втулке, относящейся к регулировочному органу, так что упорная втулка и стопорный колпачок вместе ограничивают максимальную длину хода, необходимую для воспроизводимой установки расхода.
Затем стопорное кольцо, удерживаемое на наружной боковой поверхности стопорного колпачка, снова входит в зацепление, и регулировочный орган фиксируется от проворота.
Теперь распределительный клапан по мере надобности может закрываться. Благодаря фиксированному положению стопорного колпачка гарантируется воспроизводимость предварительно установленного расхода при открывании распределительного клапана.
Ниже изобретение более подробно и в деталях поясняется на примерах выполнения, схематически изображенных на чертежах, на которых
Фиг.1 изображает в поперечном сечении заявленный распределительный клапан, ввинченный в трубопровод, в основном положении «закрыто»;
Фиг.2 - распределительный клапан согласно изобретению по фиг.1 в первой рабочей фазе в отношении фиксации положения предварительной установки;
Фиг.3 - распределительный клапан по фиг.1 во второй рабочей фазе;
Фиг.4 - распределительный клапан по фиг.1 в третьей рабочей фазе, завершение предварительной установки, клапан открыт;
Фиг.5 - распределительный клапан по фиг.1 с установленной предварительной установкой, клапан закрыт;
Фиг.6а и 6b - детали заявленного распределительного клапана по фиг.1 при закрытом и открытом клапане;
Фиг.7 - полуразрез предложенного варианта распределительного клапана с устройством для предварительной установки, клапан закрыт;
Фиг.8 - распределительный клапан по фиг.7, клапан закрыт и
Фиг.9а, 9b, 9с - в частичном разрезе второй вариант выполнения стопорного колпачка, изображенного на фиг.7 и 8, вместе со стопорным элементом.
На фиг.1 заявленный распределительный клапан 1 с встроенным расходомером 2 схематически показан в первом варианте выполнения в поперечном разрезе. Распределительный клапан 1 состоит из верхней группы 1а и нижней группы 1b. Верхняя группа 1а вместе с крепежным элементом 4, относящимся к распределительному клапану 1, установлена в верхнем отверстии 31 трубопровода 3. Напротив в трубопроводе 3 предусмотрена нижнее отверстие 32, причем через оба эти отверстия 31, 32 проходят воображаемые продольные оси, для наглядности не показанные, которые располагаются на одной прямой. На нижнем отверстии 32 установлены детали нижней группы 1b распределительного клапана 1, а именно здесь в специальном исполнении - присоединительная труба 5. Корпус 6 клапана 1 в крепежном элементе 4 установлен с возможностью продольного перемещения.
Распределительному клапану 1 в варианте выполнения согласно изобретению придан ограничитель 7 хода. Предпочтительно, этот ограничитель 7 хода встроен в верхнюю группу 1а распределительного клапана 1. В специальном исполнении согласно фиг 1-6b этот ограничитель 7 хода установлен на наружном участке 41 крепежного элемента 4 и имеет изменяемую регулировку.
В предпочтительном варианте выполнения этот ограничитель 7 хода состоит из регулировочного органа, промежуточной детали 8 и стопорного элемента, здесь - запорного органа 9.
Промежуточная деталь 8 функционально соединена с запорным органом 9, корпусом 6 клапана и крепежным элементом 4, направляющим корпус 6 клапана. Относительно других технических деталей нового распределительного клапана ниже делается ссылка на фиг.2-6b.
Промежуточная деталь 8 установлена концентрично относительно продольной оси распределительного клапана 1, здесь в специальном исполнении - в отверстии с внутренней резьбой, предусмотренном на наружном участке 41 крепежного элемента 4. Для этого цилиндрический корпус 81 промежуточной детали 8 снабжен наружной резьбой 86. Кроме того, на цилиндрическом корпусе 81 предусмотрена сплошная внутренняя резьба 85. Эта внутренняя резьба 85 взаимодействует с наружной резьбой 69, предусмотренной в верхней области 61 распределительного клапана 6. Буртик 83, предусмотренный на верхней стороне 82 промежуточной детали, соединен с запорным органом 9 по меньшей мере с геометрическим замыканием, причем запорный орган 9 установлен с возможностью аксиального перемещения относительно промежуточной детали 8 без утраты геометрического замыкания.
Запорный орган 9 своим цилиндрическим корпусом 91 установлен концентрично относительно наружного участка 41 крепежного элемента с возможностью аксиального перемещения. На нижней торцевой поверхности 93 в запорном органе предусмотрена выемка 94. Чтобы цилиндрический корпус 91 мог сам по себе оставаться обтекаемым и тонкостенным, его участок вблизи нижней торцевой поверхности 93 выполнен в качестве фланца 95. Этот фланец 95 перекрывает шестигранный буртик 42 крепежного элемента 4, а выемка 94 - тот же шестигранный буртик 42 - с геометрическим замыканием, так что в этом положении запорный орган 9, а тем самым и промежуточная деталь 8, соединенная с запорным органом без проворота, зафиксированы с возможностью разъема.
Трубопровод 3 при рассмотрении в поперечном сечении имеет верхнее отверстие 31 и нижнее отверстие 32, которые оба расположены соосно относительно общей воображаемой оси, проходящей через поперечное сечение.
Крепежный элемент 4 имеет относительно трубопровода 3 наружный участок 41 с отверстием с внутренней резьбой и с радиально расположенным шестигранным буртиком 42, аксиально направленным внутрь корпуса. От внутреннего торца до другого торца в крепежном элементе 4 проходит сквозное отверстие 44, являющееся направляющей для упоминаемого ниже корпуса 6 клапана. Кроме того, на крепежном элементе 4 предусмотрен также внутренний участок 43, снабженный наружной резьбой. С помощью этой наружной резьбы крепежный элемент 4 устанавливается в верхнем отверстии 31 трубопровода 3. Крепежный элемент 4 этим внутренним участком 43 вкручен настолько, что шестигранный буртик 42 прилегает к наружной стенке трубопровода 3 надежно и герметично относительно жидкости.
В нижнем отверстии 32 трубопровода 3 установлена присоединительная труба 5, относящаяся к нижней группе 1b распределительного клапана. Эта присоединительная труба 5 имеет цилиндрический корпус 51, резьбовая цапфа которого, отступающая от буртика 52, вкручена в нижнее отверстие настолько, чтобы буртик прилегал к наружной поверхности трубопровода 3 надежно и герметично относительно жидкости. Кроме того, присоединительная труба 5 имеет сквозное отверстие 53 с выпускным отверстием 54, направленным на фигурах вниз. Вблизи выпускного отверстия 54 в сквозном отверстии 53 распределительного клапана 54 размещается седло 55 распределительного клапана 1. На седле 55 клапана, т.е., на его наружной боковой поверхности, а частично в предусмотренном там кольцевом пазу 56, предусмотрено уплотнение 56, предпочтительно, круглое кольцо.
Расходомер 2 состоит из (частично прозрачного) корпуса 21, толкателя 22 с обтекателем, энергоаккумулятора 23 (пружины) и индикатора 24.
Корпус 6 этого распределительного клапана для наглядности схематически разделен на верхнюю область 61, среднюю область 62 и нижнюю область 63. В верхнем торце 64 установлен корпус 21 расходомера. Для этого в верхнем торце 64 предусмотрено глухое отверстие. Кроме того, корпус 6 клапана имеет сквозное отверстие 65, в котором толкатель 22 расходомера расположен таким образом, что обтекатель, соединенный с толкателем 22 в одно целое, в своем основном положении располагается в средней области 62. Сквозное отверстие 65 в направлении нижнего торца 68 корпуса 6 клапана местами увеличено в диаметре и имеет внизу, на нижнем торце 68, наибольший по величине внутренний диаметр. Кроме того, в средней области 62 предусмотрено по меньшей мере одно сквозное отверстие 67, через которое текучая среда, подаваемая по трубопроводу, подступает к седлу клапана и при открытом положении поступает в ответвление 11.
На фиг.6а и 6b показано положение регулировочного органа ограничителя, выполненного здесь в качестве промежуточной детали 8, в своем основном положении. Регулировочный орган 9 на фиг.6 сдвинут аксиально вверх и в результате соединен с промежуточной деталью 8 и с верхней областью 61 корпуса 8 клапана с геометрическим замыканием. Кроме того, промежуточная деталь 8 своей нижней торцевой поверхностью прилегает к опорной поверхности 45 крепежного элемента 4. Положение упорной детали 10 относительно опорной поверхности 45 здесь обозначено как расстояние L1. В результате вращательного движения запорного органа 9, при котором корпус 6 клапана синхронно движется также аксиально, упорная деталь 10, удерживаемая в промежуточной детали 8, перемещается в свое положение, расстояние которого от опорной поверхности 45 обозначено как расстояние L2, см. для этого фиг.6b. Разность между этими расстояниями L1 и L2 на обеих этих сопоставляемых фигурах обозначена как расстояние L3. Это изменение положения, расстояние L3, соответствует определенному расходу. После опускания запорного органа 9 регулировочный орган, здесь промежуточная деталь 8, устанавливается в свое положение и фиксируется, поскольку запорный орган 9, как уже описано выше, удерживается на крепежном элементе 4 без проворота. Для закрытия клапана 1 корпус 6 клапана вкручивается настолько, чтобы нижний торец 68, или предусмотренные на нем внутренние конические конусы, прижались к седлу 55 клапана. Для открытия распределительного клапана 1 корпус 6 клапана посредством вращения выдвигается в противоположном аксиальном направлении, пока наружная резьба 69 не упрется в упорную деталь 10, т.е., пока не будет установлено положение предварительной установки, соответствующее определенному расходу. Закрытие и открытие может повторяться многократно, и каждый раз при открывании может устанавливаться воспроизводимое положении открытия. Между концевым участком наружной резьбы 69 и упорной деталью 10 по мере надобности, чтобы не повредить нитку наружной резьбы 69, может быть установлено демпфирующее звено.
Второй вариант выполнения нового распределительного клапана с встроенным расходомером показан на фиг.7 и 8. Здесь используется ограничитель 7´ хода, в котором регулировочный орган состоит из двух частей: из стопорного колпачка 14 и из упорной втулки 15. Кроме того, здесь стопорный элемент образован стопорным кольцом 145, установленным на наружной боковой поверхности 144 стопорного колпачка 14. На этих фигурах такие же детали, или детали с такими же участками корпуса, как в вышеописанном первом примере выполнения, обозначены такими же позициями. Крепежный элемент, обозначенный здесь позицией 12, на своем наружном участке 121 так же снабжен отверстием с внутренней резьбой, выполненным здесь так же в качестве глухого отверстия. К наружному участку 121 относится также буртик 122, которым крепежный элемент 12 надежно и герметично в отношении жидкости прилегает к наружной поверхности трубопровода 3. Над этим буртиком 122, предпочтительно, примерно более, чем на половину длины корпуса, на наружный диаметр этого наружного участка 121 насажено и зафиксировано резьбовое кольцо 124, содержащее наружную резьбу 125. В этой наружной резьбе 125 выбраны несколько продольных пазов.
Корпус клапана в этом примере выполнения обозначен позицией 13. Его нижняя область 63 и его средняя область 62 являются конструктивно одинаковыми с корпусом 6 клапана вышеописанного первого варианта выполнения. Верхняя область этого корпуса 13 клапана обозначена здесь позицией 131. В этой верхней области 131 предусмотрен участок 132 наружной резьбы, ограниченный аксиально в направлении из корпуса упорным буртиком 133. На крайний наружный концевой участок корпуса 13 клапана надета упорная втулка 15, аксиально направленная внутрь корпуса, которая ниже еще будет подробно описана вместе с ее функцией.
Стопорный колпачок 14 состоит из втулочной детали 141, содержащей с одного конца внутренний буртик 142, а внутри вплоть до другой торцевой поверхности внутреннюю резьбу 143. Наружная боковая поверхность 144 снабжена несколькими захватными элементами. Кроме того, на этой наружной боковой поверхности 144 в области - на чертеже - нижнего конца предусмотрен кольцевой паз, в котором стопорное кольцо 145 расположено с возможностью вращения. Кроме того, наружную боковую поверхность пронизывают не показанные на чертеже сквозные отверстия, через которые проходят участки стопорного кольца 145 при соответствующем положении последних и заходят по меньшей мере в один продольный паз 126, удерживая тем самым стопорный колпачок 14 от аксиального перемещения, за счет чего создана защита от проворота.
Упорная втулка 15, образующая в этом втором примере выполнения вместе со стопорным колпачком 14 регулировочный орган, с одного конца имеет внутренний фланец 151, а, с другого - наружный фланец 152. Внутренняя боковая поверхность, тянущаяся от одного, на чертеже нижнего, торца внутрь в направлении внутреннего фланца 151, снабжена продольными канавками 153. Эта упорная втулка 15 надвигается на концевую наружную поверхность корпуса 13 клапана. Геометрическое замыкание образуется благодаря рифлению этой наружной поверхности корпуса 13 клапана и расположенным внутри продольным канавкам 153 упорной втулки 15. Торцевая поверхность, аксиально направленная кнаружи корпуса, соединяется с торцевой поверхностью корпуса 13 клапана по существу заподлицо. Кроме того, концевой участок наружной поверхности корпуса 13 клапана сформирован таким образом, что внутренний фланец 151 прилегает к соответственно выполненному уступу в наружной поверхности корпуса 13 клапана.
Хотя признаки, раскрытые на фигурах и идентифицированные выше, показали несколько предпочтительных вариантов выполнения, все же рассматриваются и другие варианты выполнения согласно изобретению, как, например, упоминавшиеся при обсуждении. Это раскрытие сущности предлагает наглядные варианты выполнения в качестве примеров, а не ограничений. Специалист может придумать множество других модификаций и вариантов выполнения, укладывающихся в рамки и идею принципов согласно изобретению.
Такая возможная модификация изобретения показана на фиг.9а, 9b и 9с. Для дальнейшего совершенствования управления регулировочным органом для ограничения хода предусмотрено, чтобы стопорный элемент для фиксации выбранного аксиального положения стопорного колпачка 14а был интегрирован со стопорным колпачком 14а. На этих фиг.9а и 9с показан лишь другой вариант стопорного колпачка со стопорным элементом. От общего изображения клапана согласно изобретению здесь для наглядности пришлось отказаться. Клапан сам по себе уже изображен на фиг.7 и 8 и пояснен в соответствующих разделах описания. Вышеупомянутое стопорное кольцо 145 здесь заменяется стопорными деталями 147а, предусмотренными на наружной боковой поверхности 144а стопорного колпачка 14а. При этом сама наружная боковая поверхность 144а стопорного колпачка 14а выполнена в виде аксиально перемещаемой кольцевой детали 144а. Эта кольцевая деталь 144а установлена концентрично относительно втулочной детали 141а стопорного колпачка 14а. При этом кольцевая деталь 144а по своей аксиальной длине короче втулочной детали 141а. Предпочтительно, в аксиально перемещаемой кольцевой детали 144а предусмотрены четыре упругие стопорные детали 147а, установленные, предпочтительно, с интервалом 90°. Во втулочной детали 141а предусмотрено такое же количество выемок 146а. Каждая из стопорных деталей 147а заходит через выемку 146а во внутреннее пространство втулочной детали 141а. Путем аксиального перемещения кольцевой детали 144а по втулочной детали 141а возможна установка двух рабочих положений. В первом положении каждая стопорная деталь 147а, как указано выше, заходит во внутреннее пространство втулочной детали 141а - положение фиксации, в другом положении - положении перемещения - каждая стопорная деталь 147а радиально отжимается наружу. В положении фиксации каждая стопорная деталь 147а заскакивает в один из уже упомянутых ранее (здесь не показанных) продольных пазов 126 крепежного элемента 12 (здесь не показан). Для фиксации этого положения в радиальном зазоре 148а, образованном между торцом кольцевой детали 144а и втулочной деталью 141а, устанавливается блокировочная деталь 149а.
Для изменения установленного положения ограничения хода, т.е., для занятия положения перемещения, блокировочная деталь 149а удаляется, кольцевая деталь 144а смещается в аксиальном направлении, так что стопорные детали 147а выводятся из продольных пазов. После этого стопорный колпачок 14а посредством вращения переводится в аксиальном направлении в новое заданное положение. Затем кольцевая деталь 144а аксиально перемещается в противоположном направлении, вследствие чего упругие стопорные детали 147а снова перемещаются внутрь и, наконец, каждая из них заскакивает в соответствующий продольный паз крепежного элемента. Вращение стопорного колпачка 14а своей внутренней резьбой 143а по наружной резьбе 125 резьбового кольца 124 (здесь не показано, см. фиг.7 и 8) крепежного элемента становится теперь невозможным. Блокировочная деталь 149а снова устанавливается в радиальном зазоре 148а, благодаря чему непреднамеренной разблокировки стопорного механизма произойти не может.
Распределительный клапан согласно изобретению может быть применен в распределительных клапанах с встроенным расходомером в самых разных исполнениях независимо от того, как сформированы седло и/или корпус клапана, и независимо от их положения.
Перечень позиций
1,1´ - распределительный клапан
1а - верхняя группа поз.1
1b - нижняя группа поз.1
2 - расходомер
21 - корпус (частично прозрачный)
22 - толкатель с обтекателем
23 - энергоаккумулятор (пружина)
24 - индикатор
3 - трубопровод
31 - верхнее отверстие в трубопроводе
32 - нижнее отверстие в трубопроводе
4 - крепежный элемент
41 - наружный участок с отверстием с внутренней резьбой
42 - шестигранный буртик
43 - внутренний участок с наружной резьбой
44 - сквозное отверстие (направляющая для поз.6)
45 - опорная поверхность
5 - присоединительная труба
51 - цилиндрический корпус
52 - буртик с резьбовой цапфой, смещенной назад
53 - сквозное отверстие
54 - выпускное отверстие
55 - седло клапана
56 - уплотнение (круглое кольцо на боковой поверхности, поз. 55, в кольцевом пазу)
6 - корпус клапана (трубчатый элемент)
61 - верхняя область поз.6
62 - средняя область поз 6
63 - нижняя область поз.6
64 - верхний торец
65 - сквозное отверстие
66 - наружная боковая поверхность
67 - сквозное отверстие
68 - нижний торец
69 - наружная резьба
7,7´ - ограничитель хода
8 - промежуточная деталь
81 - цилиндрический корпус
82 - верхняя сторона
83 - буртик
84 - нижняя сторона
85 - внутренняя резьба
86 - наружная резьба
87 - кольцевая выточка для поз.10
9 - запорный орган
91 - цилиндрический корпус
92 - верхняя торцевая поверхность
93 - нижняя торцевая поверхность
94 - выемка (шестигранная)
95 - фланец
96 - сквозное отверстие с продольными канавками
97 - среднее отверстие
98 - переднее отверстие
10 - упорная деталь (например, пружинное стопорное кольцо) в поз.8
11 - ответвление (труба)
12 - крепежный элемент
121 - наружный участок с отверстием с внутренней резьбой
122 - буртик
123 - торцевая поверхность
124 - резьбовое кольцо
125 - наружная резьба
126 - продольные пазы в поз.124
13 - корпус клапана
131 - верхняя область поз.13
132 - участок наружной резьбы
133 - упорный буртик
134 - маховичок
14 - стопорный колпачок
141 - втулочная деталь
142 - внутренний буртик
143 - внутренняя резьба
144 - наружная боковая поверхность с захватными элементами
145 - стопорное кольцо
14а - стопорный колпачок (второй вариант)
141а - втулочная деталь
142а - внутренний буртик
143а - внутренняя резьба
144а - наружная боковая поверхность с захватными элементами (аксиально перемещаемая кольцевая деталь)
146а - выемки в поз.141а
147а - стопорные детали
148а - радиальный зазор
149а - блокировочная деталь
15 - упорная втулка
151 - внутренний фланец
152 - наружный фланец
153 - продольные канавки
L1 - расстояние, поз.10 относительно опорной поверхности
L2 - расстояние, поз.10 во втором положении относительно той же опорной поверхности
L3 - разность между расстояниями L1 и L2
Изобретение относится к распределительному клапану со встроенным расходомером, в частности, для установок водяного отопления, для установки на трубопроводе (2). При этом в распределительном клапане предусмотрены закрывающееся седло клапана и аксиально перемещаемый затвор для него. Причем участок затвора удерживается и направляется в крепежном элементе, установленном снаружи на отверстии трубопровода, и указанный выше участок затвора имеет захватный элемент. Причем затвор и/или направляющий крепежный элемент (4) снабжены ограничителем хода, который ограничивает при открытии распределительного клапана сопутствующее этому аксиальное перемещение затвора (6) и может фиксироваться в выбранном положении. Технический результат - возможность воспроизводить установленное положение корпуса клапана в отношении расхода последовательно во времени. 2 н. и 21 з.п. ф-лы, 9 ил.
Распределительный клапан для регулирования расхода