Код документа: RU2217701C2
Изобретение относится к устройству для зажима диаграммных дисков на приводимой в нужный момент с помощью приводного механизма, снабженной центрирующей и захватывающей оправкой опоре в тахографе с плоским, имеющим форму параллелепипеда корпусом, который с целью замены диаграммных дисков оснащен выдвижным несущим ящиком для опоры и приводящего ее в действие приводного механизма.
Из акцептованной заявки ФРГ 2433745, описывается тахограф, снабженный с передней стороны откидной крышкой, в котором предусмотрен имеющий форму колокола упругий зажимной элемент, который свободно закреплен в кожухе, отделяющем содержащую измерительные и регистрирующие органы часть корпуса тахографа от откидной крышки.
Крышка тахографа содержит, среди прочего, приводной механизм, приводящий в действие опору для диаграммного диска. Его обращенная вовнутрь тахографа задняя стенка, в которой имеется доступ к опоре и приформованной на ней центрирующей и захватной оправке, служит диаграммным дискам в качестве направляющей поверхности и основания для записывающего устройства. При закрытии крышки упругий зажимной элемент входит в зацепление с соответственно выполненной для этих целей центрирующей и захватной оправкой и прочно удерживает при этом в осевом направлении насаженный диаграммный диск на опоре. При этой концепции прибора в распоряжении имеется достаточно места для сведения друг с другом центрирующей и захватывающей оправки и упругого зажимного элемента. Собственно фиксирование осуществляется при повороте крышки практически путем осевого совмещения зажимного элемента с центрирующей и захватывающей оправкой, а именно непосредственно перед тем, как крышка закроется. Другими словами, соединение центрирующей и захватывающей оправки с зажимным элементом осуществляется перпендикулярно плоскости чертежа.
Тахограф выполнен согласно ограничительной части формулы изобретения, с учетом всеобщей применимости, т.е. возможности встраивания также в автомобили, где его применение не является обязательным, или по причине, связанной с пространственными возможностями, монтируется в зоне, близкой к водителю, его корпус должен иметь возможно более низкую конструктивную высоту, не имеется условий для автоматически действующего зажимного устройства для диаграммных дисков согласно патенту DЕ AS 2433745. К тому же пространство между плоскостью движения опоры или торцевой поверхности центрирующей и захватывающей оправки и монтажной плитой прибора, на которой установлены различные конструктивные узлы, в частности регистрирующие элементы, экстремально мало. С помощью отформованных на монтажной плите пальцев, которые, как показано в патенте DЕ А 4438926, в закрытом положении выдвижного ящика окружают в виде полукруга центрирующую и захватывающую оправку, можно как раз избежать выгибания диаграммных дисков в центральной области, но нельзя осуществить жесткое крепление и, таким образом, выключение вращающего момента диаграммного диска. Кроме того, существует опасность того, что при закрывании выдвижного ящика уже несколько изогнутый диаграммный диск столкнется с пальцами.
С другой стороны, зажимной элемент можно установить соответствующим образом на монтажной плите с возможностью перемещения в осевом направлении и, управляя выдвижным ящиком или разрешающим сигналом для открывания выдвижного ящика, приподнимать и опускать с помощью двигателя. Такое решение требует, однако, также конструктивного пространства на противоположной выдвижному ящику стороне монтажной плиты и требует несоизмеримо высоких, по сравнению с поставленными целями, технических издержек.
Задача данного изобретения состоит, таким образом, в том, чтобы в тахографе типа согласно ограничительной части формулы изобретения создать устройство для зажима диаграммных дисков на приданных им захватных средствах, которое действует автоматически при срабатывании выдвижного ящика и может изготовляться с возможно малыми затратами.
Решение задачи описывается пунктом 1 формулы изобретения. Другие предпочтительные варианты выполнения найденной конструкции вытекают из зависимых пунктов формулы изобретения.
Особенный эффект, создаваемый изобретением, следует видеть, в частности, в том, что поставленная целью функция реализована при особенно низкой высоте конструкции. Например, расстояние между нижней стороной, расположенной в устройстве монтажной плиты, и торцевой стороной, приводимой в движение с помощью выдвижного ящика центрирующей и захватывающей оправки, составляет менее 10 мм. Важным для этой функции является то, что салазки и удерживаемый с возможностью вращения на каретке с помощью нескольких блокирующих соединений зажимной элемент при открытом выдвижном ящике находится в точно заданном положении. Таким образом, обеспечивается, чтобы каретка при закрывании выдвижного ящика постоянно захватывались на одинаковый путь перемещения. При этом соединительная цапфа и соединительное кольцо входят в непосредственное рабочее соединение, что обеспечивает осуществляемое без перекоса блокирование или насаживание зажимного элемента на соединительную цапфу. Следует далее подчеркнуть, что также выполнение соединительных средств, в частности отформованного на зажимном элементе замкнутого соединительного кольца, а также хотя и снабженной разрезами, но в достаточной степени замкнутой соединительной цапфы обеспечивают постоянно одинаковые условия, т.е. независимость положения при захвате каретки и при блокировании зажимного элемента на соединительной цапфе, с другой стороны, однако, также способствуют главному, без толчков расцеплению при открывании выдвижного ящика. Кроме того, следует упомянуть, что высота каретки в основном соответствует диаметру отформованной на каретке опорной цапфы, каретка же выполнена особенно плоской, и что продольные стороны с имеющимися в них соответствующими кареткам направляющими выполнены простым способом на монтажной плите с помощью технологии литья под давлением.
Ниже изобретение поясняется более подробно на примере выполнения с помощью чертежей.
На фиг. 1 показан главный вид тахографа согласно ограничительной части формулы изобретения,
На фиг.2 - вид сверху на тахограф согласно фиг.1 при
открытом выдвижном ящике.
Фиг.3 - вид сверху на каретку и связанный с кареткой зажимной элемент, а также показанные схематически боковые стенки, направляющие каретку, и витые пружины.
Фиг.4 - вид сбоку тахографа с частичным вырывом.
Фиг. 5 - рабочее положение устройства согласно изобретению во время закрывания выдвижного ящика.
Фиг.5А - положение центрирующей и захватывающей оправки и соединительной цапфы в связи с рабочим положением по фиг.5 при полностью открытом выдвижном ящике.
Фиг.6 - промежуточное положение устройства.
Фиг. 7 - изображение функционирования устройства при закрытом выдвижном ящике.
Тахограф согласно ограничительной части формулы изобретения, как видно на фиг. 1 и 2, имеет корпус 1 в форме паралллелепипеда, в передней стенке 2 которого выполнен вырез 3 в виде окошка для расположенного в передней стенке 2 дисплея 4. Позицией 5 обозначена передняя заслонка направляемого в корпусе 1 выдвижного ящика 6. Из расположенных на передней панели 2 кнопок 1, 8, 9, 10, 11 и 12 кнопки 7 и 8, а также называемая кнопкой меню кнопка 9, предназначены для водителя или пассажира, сидящего рядом с водителем для выбора, по меньшей мере, важнейших характеристик технологического времени. Кнопки 10 и 11 служат для поиска в сторону нарастающих значений и в обратную сторону в выбранных в данном случае блоках данных, кнопка 12 предусмотрена для отпирания выдвижного ящика 6. С помощью пломбы, обозначенной позицией 13, предохраняется доступ к диагностическому гнезду. В целях полноты изложения следует упомянуть, что, как видно на фиг.2, представленный тахограф выполнен в виде встроенного прибора, и для размещения выдвижного ящика 6, который представлен на фиг.2 в открытом положении, в корпусе 1 установлены направляющие 14, 15. Позицией 16 обозначена задняя часть выдвижного ящика 6, которая при открытом положении выдвижного ящика 6 взаимодействует с направляющими 14, 15 и, между прочим, также содержит существенную часть приводного механизма, приводящего в действие диаграммные диски.
На фиг. 2 кроме того видно, что в дне 17 выдвижного ящика 6 выполнено отверстие 18, которое служит для облегчения вынимания вложенного диаграммного диска 19. При изображении диаграммного диска 19, в целях наглядности изображения, отказались от обычного, служащего для интерпретации обозначений электрического контура, вплоть до часовых делений 20. Обозначенная позицией 21 линия должны символизировать границу внутреннего поля диаграммного диска 19, внутри которого не осуществляется никаких записей и, таким образом, можно наложить зажимной элемент 22 (фиг.4). Кроме того, на выдвижном ящике отформованы выступы 23, 24, в которых выполнены прорези 25, 26. Они служат для фиксирования положения выдвижного ящика 6 в закрытом состоянии. Показанный на чертеже тахограф оборудован для приема двух расположенных на некотором расстоянии друг за другом диаграммных дисков 19 и 27 (фиг.4). Вследствие этого на фиг. 2 показана расположенная в выдвижном ящике 6 с возможностью откидывания пластина 28, которая служит основанием для диаграммного диска 19 и отделяет ее от второго диаграммного диска 27, предназначенного для пассажира. При этом пластина 28 опирается на боковые стенки 29, 30 выдвижного ящика 6 с помощью отформованных захватных пластин 31, 32.
Диаграммные диски надевают на некруглую центрирующую и захватывающую оправку 33, которая выполнена на опоре 34 (фиг.4). Позицией 35 обозначена торцевая поверхность центрирующей и захватывающей оправки 33. Концентрически к центральной части центрирующей и захватывающей оправки 33 на опоре 34 выполнена, кроме того, соединительная цапфа 36, состоящая из отформованных в направлении наружу бочкообразных кольцевых сегментов, а именно таким образом, что она выступает над торцевой поверхностью 35 центрирующей и захватывающей оправки 33. Цифрой 37 обозначена отформованная на днище 17 выдвижного ящика 6, полая и относящаяся к опоре 34 ось опоры.
На фиг.3 вид сверху показано в виде конструктивного узла размещение зажимного элемента 22 относительно каретки 38, а также контуры относящихся к каретке 38 направляющих средств и воздействующих на функцию опрокидывания каретки 38 пружинных элементов. В каретке 38, выполненной в виде плоской, сравнительно тонкой пластины, имеется снабженное раззенковкой 39 отверстие 40, в которое входит сформированный на зажимном элементе 22 выступ 41. На выступе 41 образовано несколько стопоров - один из них обозначен цифрой 42, которые входят в раззенковку 39. С помощью вставленного в каретку 38 после фиксирования зажимного элемента 22 предохранительного кольца 43 предотвращается отпружинивание стопоров 42, например, во время оттягивания зажимного элемента 22 от соединительной цапфы 36. Позициями 44 и 45 обозначены отформованные литьем под давлением на монтажной плите 46 (фиг.4) тахографа, показанные на фиг.3 лишь символически продольные стенки, в которых направляется каретка 38 посредством образованных на них опорных цапф 47, 48, 49 и 50. Две V-образные витые пружины 51 и 52, которые используют во время монтажа конструктивного узла каретка-зажимной элемент на монтажной плите 46, служат для удерживания каретки 38 в том или ином конечном положении. Свободные концы не показанных полок витых изгибных пружин 51, 52 отогнуты под прямым углом и входят, так сказать, в качестве осей, с одной стороны, в отформованные на каретке 38, а с другой стороны, на продольных сторонах 44, 45 опоры 53, 54 или 55, 56. При движении каретки 38 в направлении стрелки и обратно, т.е. при захвате каретки 38 выдвижным ящиком 6, изгибные пружины 51, 52 откидываются, в основном, параллельно поверхности каретки 38, причем в каждом случае при достижении линии 57 опрокидывания пружины освобождаются в направлении движения выдвинутого ящика 6, т.е. функция опрокидывания отключается.
Представленное на фиг.3 положение каретки 38 на упорном штифте 58, относящемся к монтажной плите 46 или продольной стенке 45, дано при закрытом выдвижном ящике 6. При этом взаимном расположении зажимной элемент 22 заблокирован на соединительной цапфе 36 и поворачивается вместе с приведенной в нужный момент в действие опорой 34. При этом между стопорами 42 и выступами 41 зажимного элемента 22 и кареткой 38 со всех сторон имеется зазор. Представленный с частичным вырывом вид сбоку на фиг.4 показывает взаимодействующие конструктивные детали в описанном выше их взаимном расположении. Кроме того, на ней показано, что опора 34 снабжена зубьями 59, посредством которых она входит в кинематическую связь с не показанным (здесь) зубчатым колесом приводного механизма. Кроме того, видно, что в пластине 28 свободно удерживается выполненное из двух частей кольцо 60. Оно служит для диаграммных дисков 19 и 27 в качестве дистанционирующего элемента и вращается вместе с опорой 34, когда зажимной элемент 22 зафиксирован на соединительной цапфе 36. Отверстие 61 кольца 60 имеет такие размеры, что кольцо 60 при откидывании вверх пластины 28, что требуется для замены расположенного внизу диаграммного диска 27, может откинуться через центрирующую и захватывающую оправку 33 в положение, показанное на фиг.6.
В отношении фиксирования зажимного элемента 22 на образованной кольцевыми сегментами с обеспечением упругости в радиальном направлении соединительной цапфе 36 следует еще упомянуть, что зажимной элемент 22 снабжен соединительным кольцом 62, внутренняя стенка которого разрезана сзади в соответствии с соединительной цапфой 36, так что соединительная цапфа 36 через зажимной элемент 22 оказывает усилие на кольцо 60 и диаграммные диски 19, 27 в осевом направлении. Кроме того, следует еще указать на то, что на каждой продольной стенке 44, 45 литьем под давлением отформована направляющая 63, соответствующая опорным цапфам 47/49 или 48/50, а именно путем соответствующего взаимного окунания. Позициями 64, 65, 66 и 67 обозначены отформованные, служащие боковыми направляющими для каретки 38 фланцевые элементы. На фиг.4 видно, что направляющая для каретки 38 выполнена не параллельно плоскости движения выдвижного ящика 6, а имеет такой ход, что каретка в конечном положении, т.е. при открытом выдвижном ящике 6, стоит наклонно относительно плоскости движения выдвижного ящика 6. В этом конечном положении монтажная плита 46 служит упором для опорных цапф 49/50, иными словами, каретка 38 прилегает к монтажной плите 46 под воздействием изгибных пружин 51, 52, благодаря чему получается точно определенное положение каретки 38 и зажимного элемента 22 для их захвата при закрытии выдвижного ящика 6. Эта позиция каретки - от показа изгибных пружин 51, 52 отказались ради наглядности - показана на фиг.5. Далее, на фиг.5 зафиксировано функциональное положение, при котором при закрытии выдвижного ящика 6 начинается захват каретки 38. Это значит, что соединительная цапфа 36 прилегает к соединительному кольцу 62 упругого зажимного элемента 22, и зазор между упругим зажимным элементом 22 и салазками 38 выравнивается в направлении захвата. Для сравнения на фиг.5А показано положение выдвижного ящика 6 или центрирующей и захватывающей оправки 33 соединительной цапфы 36, при котором можно осуществить замену диаграммных дисков 19 и 27 и требуемый для этого поворот пластины 28.
На фиг. 6 показана конструкция согласно изобретению в промежуточном положении, при котором зажимной элемент 22 или соединительное кольцо 62 установлен на соединительной цапфе 36 с манжетным уплотнением, но еще не заблокирован на ней. Представленное на фиг.7 положение каретки 38 соответствует положению на фиг.4, т.е. выдвижной элемент 22 вращается вместе с опорой 34, а именно без трения, в противоположность его креплению на каретке 38.
Изобретение относится к конструкции регистрирующих устройств для измерительных приборов, в частности к приспособлениям для привода и для смены носителей записи, используемых в тахографах для регистрации круговых диаграмм. Согласно изобретению в тахографе с плоским, имеющим форму параллелепипеда корпусом, содержащим выдвижной ящик, несущий опору и приводящий ее в действие приводной механизм, зажим диаграммного диска на опоре осуществляется автоматически при закрывании выдвижного ящика. Зажимной элемент свободно и с возможностью поворота удерживается на каретке, перемещаемой посредством выдвижного ящика в криволинейных направляющих, выполненных в корпусе. При закрывании выдвижного ящика осуществляется захват каретки и блокирование зажимного элемента на выполненной соответствующим образом опоре, а при открывании выдвижного ящика - откидывание зажимного элемента от опоры. Устройство обеспечивает зажим диаграммных дисков и действует автоматически при движении выдвижного ящика, причем может изготовляться с малыми затратами. Особенный эффект изобретения состоит в реализации функции при низкой высоте конструкции. 9 з.п.ф-лы, 7 ил.