Код документа: RU2183717C2
Изобретение относится к петлям для открывания дверной или оконной рамы, содержащим одну первую и по крайней мере одну вторую шарнирные части, каждая из которых снабжена пластиной для прикрепления ее к подвижной раме и к неподвижной раме соответственно двери или окна; стержень, который соединяет первую и вторую шарнирные части вместе таким образом, что они могут поворачиваться; и первое и второе средства регулировки между первой и второй шарнирными частями параллельно и перпендикулярно, соответственно, общей плоскости двери или окна.
В настоящее время такие петли имеют множество применений, включающих применения со сравнительно тяжелыми дверями с рамами, состоящими из металлических секций. В этом, как и других аналогичных применениях, процесс регулировки первой и второй шарнирных частей петель двери или окна, другими словами, между подвижной рамой и неподвижной рамой должен быть способен выполняться с насколько возможно наибольшей точностью для того, чтобы при закрытии двери или окна подвижная рама двери или окна точно была расположена в неподвижной раме.
В частности, задачей регулировки в направлении, перпендикулярном общей плоскости двери или окна является регулировка сжатия уплотнения, которым обычно обеспечивается одна из двух рам для достижения идеальной степени сжатия и таким образом недопущения проникновения внутрь внешних веществ.
Однако функция регулировки в направлении, параллельном общей плоскости двери или окна заключается в регулировке зазора между подвижной и неподвижной рамами вдоль их соответствующих поворотных стоек для компенсации любых конструктивных несовершенств или погрешностей сборки при установке двери или окна.
Основным требованием, предъявляемым к вышеупомянутым средствам регулировки, является способность приводиться в действие насколько возможно легко и быстро. Эти задачи полностью не достигаются в известных в настоящее время технических решениях, в частности в отношении регулировки зазора между подвижной и неподвижной рамами.
В Европейском патенте 0467122 фирмы Dr Hahn GmbH описано использование двух эксцентричных втулок, вставленных одна в другую в полости, имеющейся в одной из двух шарнирных частей, при этом посредством этих втулок можно после осуществления регулировки в одном из двух направлений устранить ошибку регулировки, таким образом введенную в другом направлении.
Это техническое решение кроме требования того, чтобы монтажник выполнял достаточно трудные операции, имеет эффект ограничения результатов регулировки зазора двери или окна из-за того, что степень возможной регулировки в плоскости, параллельной общей плоскости двери или окна является малой или во всяком случае имеет фиксированную величину.
Намного более эффективное техническое решение с этой точки зрения было предложено в заявке на полезную модель Италии T097U000055, соответствующей Международной заявке на патент W0 84/41720, согласно которой первое и второе средства регулировки являются независимыми друг от друга, причем первое средство функционально соединено с вышеупомянутой первой шарнирной частью и второе средство - с вышеупомянутой второй шарнирной частью петли. Первое средство регулировки согласно этому известному техническому решению включает такое устройство, в котором стержень вставляется свободно в полость удлиненной секции первой шарнирной части и может перемещаться в диаметральном направлении внутри этой полости посредством одного или нескольких, преимущественно двух, противолежащих установочных винтов, любой из которых или оба одновременно могут регулироваться с помощью внешнего ввинчивающего инструмента.
Хотя это техническое решение является намного более практичным и функциональным по сравнению с вышеупомянутым техническим решением в отношении легкости и скорости, с которой может осуществляться регулировка, тем не менее оно является сравнительно дорогим.
Из Европейского патента 0837206 известна петля для качающейся поддержки дверной пластины от дверной рамы, в которой первое средство регулировки включает кулачок, составляющий одно целое со стержнем петли и установленный с возможностью поворота внутри полости, имеющейся в вышеупомянутой первой шарнирной части. Кулачок образован эксцентричной секцией стержня, несущего удерживающий упругий элемент, имеющий зазубренный край, предназначенный для взаимодействия с соответствующими зубьями, выполненными во внутренней стенке полости первой шарнирной части.
За счет такого устройства регулировка осуществляется ступенчато, а не непрерывно и, кроме того, стабильность отрегулированного положения в установленном состоянии может быть поставлена под угрозу благодаря любым люфтам или прогибу, или поломки удерживающего упругого элемента.
Задачей настоящего изобретения является создание петли для открывания дверной или оконной рамы определенного выше типа, имеющей такую конструкцию, чтобы обеспечивалась возможность наибольшей простоты, эффективности и скорости регулировки подвижной рамы относительно неподвижной рамы, при этом петля должна быть достаточно простой по конструкции и недорогой в производстве и особенно, что касается регулировки в направлении, параллельном общей плоскости двери или окна, с тем, чтобы гарантировалась наилучшая стабильность при установке.
Еще одной задачей изобретения является создание петли для открывания дверной или оконной рамы определенного выше типа, которая будет давать возможность осуществлять простую регулировку в направлении, параллельном общей плоскости двери или окна непосредственно на месте и без нежелательных каких-либо воздействий на регулировку в направлении, перпендикулярном общей плоскости двери или окна, которая может обычно осуществляться на предварительной стадии перед установкой на двери или окне.
Согласно изобретению эта задача достигается благодаря признакам, перечисленным в пункте 1 формулы изобретения.
Дополнительные полезные признаки изобретения определены в пп.2-8 формулы изобретения.
Изобретение будет описано более подробно со ссылкой на прилагаемые чертежи, которые приводятся
лишь в качестве не вносящего ограничений примера и на которых:
фиг. 1 изображает схематичный вид спереди петли для открывания дверной или оконной рамы согласно изобретению,
фиг.2
изображает вид сверху петли, представленной на фиг.1,
фиг.3 изображает вертикальный разрез по линии III-III, указанной на фиг. 2,
фиг.4 изображает в перспективе петлю в разобранном
виде,
фиг. 5 изображает вид в перспективе с частичной разборкой, показывающий пример, каким образом регулируется зазор в дверной или оконной раме, снабженной петлей, представленной на фиг.1-4,
фиг. 6, 7 и 8 изображают три вида сверху петли, представленной на фиг.1, в трех различных возможных положениях регулировки зазора рамы,
фиг. 9 изображает горизонтальный разрез петли
в увеличенном масштабе по линии IX-IX, указанной на фиг.3, в положении регулировки, показанном на фиг. 6,
фиг. 10 изображает горизонтальный разрез петли в увеличенном масштабе по линии Х-Х,
указанной на фиг.3, в положении регулировки, показанном на фиг.9,
фиг.11 и 12 изображают два вида, аналогичные представленному на фиг.9, в положениях регулировки, соответствующих
соответственно фиг.7 и 8,
фиг.13 изображает вид в перспективе варианта петли,
фиг.14 изображает продольный разрез петли, представленной на фиг.13.
На фиг.1-4 показана петля 1 согласно изобретению для открывания дверной или оконной рам, в частности, но не исключительно, предназначенная для тяжелых дверей. Она по существу содержит первую шарнирную часть 2 и вторую шарнирную часть 3, расположенные аксиально одна над другой и соединенные с возможностью поворота посредством стержня 4.
Первая шарнирная часть 2 в одной своей части снабжена пластиной 5, дающей возможность прикрепления с помощью винтов 6, вставляемых в отверстия 7, к стойке подвижной рамы F /фиг.5-8/ двери или окна. Аналогично, вторая шарнирная часть 3 выполнена с пластиной 8 так, что она может прикрепляться с помощью винтов 9, вставляемых в отверстия 10, к соответствующей неподвижной раме М /фиг.5-8/ двери или окна.
Стержень 4 имеет нижнюю часть 11, которая поворачивается, как будет объяснено ниже, во второй шарнирной части 3. Согласно изобретению верхняя часть стержня 4 состоит из кулачка 12, обычно имеющего полый корпус, отдельный от стержня 4 и жестко соединенный с верхней частью нижней части 11 стержня 4, например, посредством приводной или эквивалентной систем.
Кулачок 12 образован двумя активными профилями, а именно верхним профилем 12а и нижним профилем 12b, разделенными промежуточной желобчатой частью 13. Ниже активной части 12b находится кольцевой фланец 53, являющийся внешним по отношению к шарнирной части 2.
Каждая из двух активных частей 12а, 12b кулачка 12 имеет частную и отличную конфигурацию, иллюстрируемую более детально на фиг.9 и 10-12. Эта конфигурация, которая является идентичной для обоих активных профилей 12а, 12b, включает первую угловую часть 14 и вторую угловую часть 15. Эти части расположены на противоположных сторонах оси стержня 4, указанной буквой А, с которой они являются концентричными, и обе имеют постоянный радиус, являющийся более коротким для первой угловой части 14 и более длинным для второй угловой части 15.
Первая и вторая угловые части 14, 15 соединены третьей и четвертой угловыми частями 16, 17 переменного радиуса. С одной стороны, между первой угловой частью 14 и третьей угловой частью 16 и, с другой стороны, между первой угловой частью 14 и четвертой угловой частью 17 имеются два выреза 18, 19.
Как видно на фиг.10, профиль промежуточной желобчатой части 13 кулачка 12 аналогичен профилю третьей и четвертой угловых частей 16, 17 активных профилей 12а, 12b.
Полость первой шарнирной части 2, в которую вставляется кулачок 12,также имеет специальную и отличающуюся конфигурацию, так, чтобы она была функционально дополнительной к конфигурации, описанной выше для активных профилей 12а, 12b кулачка 12. В частности, и со ссылкой на фиг.9, эта полость, обозначенная позицией 20, имеет более или менее плоские первую и вторую угловые секции 21, 22, расположенные на противоположных сторонах оси А стержня 4 и отделенные друг от друга на расстояние, приблизительно равное (на практике слегка большее) расстоянию между первой и второй угловыми частями 14, 15 каждой активной части 12а, 12b кулачка 12. Края первой секции 21 соединяются с двумя угловыми секциями 23, чей постоянный радиус приблизительно равен (на практике слегка больше) радиусу первой угловой части 14 активных частей 12а, 12b кулачка 12. Вторая секция 22 соединяется с двумя угловыми секциями 24, 25, чей переменный радиус слегка больше переменного радиуса второй и третьей угловых частей 16, 17 активных частей 12а, 12b кулачка 12. Между угловыми секциями 23 постоянного радиуса и угловыми секциями 24, 25 переменного радиуса имеются два внутренних выступа 26, 27, являющихся дополнительными по отношению к вырезам 18, 19.
Следует заметить, что при специальной конфигурации, проиллюстрированной на чертежах и описанной выше, между каждой активной частью 12а, 12b кулачка 12 стержня 4 и полостью 20 первой шарнирной части 2 всегда имеются в любом относительном угловом положении, по крайней мере, две или несколько, обычно четыре осевые области взаимного прямого давления или противодействующего контакта, имеющегося попарно на диаметрально противоположных сторонах стержня 4. Пара областей В, С содержится в диаметральной плоскости, перпендикулярной общей плоскости двери или окна, и пара областей D, Е содержится в диаметральной плоскости, параллельной общей плоскости двери или окна. Такая конструкция гарантирует эффективное направление и устраняет неплотность между кулачком 12 и шарнирной частью 2 независимо от того, каким образом регулируется устройство.
Для изменения относительного углового положения между кулачком 12 и полостью 20 в этом кулачке 12 выполнено центральное отверстие 28, коаксиальное с осью А стержня 4, имеющее подходящую шестиугольную форму для приема шестигранного вывертывающего ключа типа шестигранного торцевого гаечного ключа, указанного буквой Н на фиг.5-8.
Показанный обозначенным позицией 29 установочный винт, также имеющий подходящее шестиугольное отверстие, ввинчивается в отверстие с резьбой 30, имеющееся в боковой стенке первой шарнирной части 2. Внутренний конец винта 29 входит в зацепление с промежуточной желобчатой частью 13 кулачка 12 для предотвращения его поворота и поэтому стержня 4 относительно первой шарнирной части 2. Таким образом, отпадает необходимость обеспечения дополнительного упругого позиционирующего элемента, который мог бы отрицательно влиять на стабильность отрегулированного положения в установленном состоянии благодаря, например, любым люфтам или его прогибу.
При вышеописанной конструкции можно использовать шестигранный торцевой гаечный ключ Н для осуществления регулировки первой шарнирной части 2 относительно второй шарнирной части в направлении, параллельном плоскости двери или окна, другими словами для регулировки зазора L между стойкой неподвижной рамы М и соответствующей стойкой подвижной рамы F. Изобретение дает возможность регулировать этот зазор L независимо от другой возможной регулировки, являющейся регулировкой в направлении, перпендикулярном общей плоскости двери или окна и без какого-либо влияния на последнюю регулировку. Это является прямым следствием того, что из-за описанной выше конфигурации регулировка зазора L происходит благодаря поступательному перемещению только подвижной рамы F относительно неподвижной рамы М в направлении, параллельном общей плоскости двери или окна.
На фиг. 6 и 9 показано нейтральное положение промежуточной регулировки между двумя крайними положениями, иллюстрируемыми на фиг.7, 11 и 8, 12 соответственно. В этом промежуточном положении, которое соответствует зазору L, имеющему, например, 5 мм, шестигранный торцевой ключ Н расположен перпендикулярно общей плоскости двери или окна: в этом положении кулачок 12 расположен в центре относительно полости 20, при этом контактные области В и С, соответствующие центральной линии плоских секций 21 и 22, соответственно и контактные области D и Е расположены соответственно вблизи стопорных выступов 26 и 27.
Поворот торцевого ключа Н по часовой стрелке приводит к крайнему положению, показанному на фиг.7 и 11, которое соответствует наибольшему возможному зазору L, например порядка 7 мм. Результатом этого поворота, имеющего место на угол S, например, равный приблизительно 40o, является то, что вырез 19 упирается в стопорный выступ 27. Контактные области В, С и D, Е поддерживаются повсюду до поворота в описанное выше крайнее положение.
Поворот торцевого ключа Н против часовой стрелки на тот же самый угол S, однако, приводит к крайнему положению, показанному на фиг.8 и 12, в котором вырез 18 упирается в стопорный выступ 26. Благодаря этому зазор L уменьшается до около 3 мм и опять контактные области В, С, D и Е поддерживаются на протяжении всего поворота.
Торцевой ключ Н, который также служит в качестве указателя, дающего возможность немедленно осуществлять визуальную проверку степени регулировки, конечно, может быть остановлен при необходимости в любом промежуточном положении между двумя крайними положениями, описанными выше, поэтому диапазон регулировки является подходящим, осуществляемым непрерывно в пределах ±2 мм от центрального положения, показанного на фиг.6 и 9.
После установки двери или окна в нужное положение стержень 4 блокируется, как было указано выше, для предотвращения поворота относительно первой шарнирной части 2 путем завинчивания установочного винта 29 так, как иллюстрируется на фиг.10 со ссылкой на центральное положение, показанное на фиг. 9.
Регулировки между первой шарнирной частью 2 и второй шарнирной частью 3 в направлении, перпендикулярном общей плоскости двери или окна, другими словами, регулировка давления между подвижной рамой F и неподвижной рамой М осуществляется самим по себе известным способом (описанным в вышеупомянутой заявке на полезную модель Италии T097U000055) посредством втулки 32, вставляемой в полость второй шарнирной части 3.
Эта втулка 32, которая обычно изготовляется из самосмазывающейся пластмассы с низким коэффициентом трения, содержит эксцентричную цилиндрическую полость 33, в которую вставляется с возможностью поворота нижняя часть 11 стержня 4. Эксцентричность полости 33 относительно периферийной поверхности втулки 32 может быть, например, порядка 1 мм.
Втулка 32 на верхнем конце может иметь кольцевой фланец 34, который насаживается на верхний край второй шарнирной части 3, и снаружи расположенный один или несколько осевых клинообразных выступов 35 (преимущественно три выступа), предназначенных для вхождения в зацепление с рядом внутренних продольных шлицев 36 в шарнирной части 3.
В процессе сборки выступы 35 вставляются в те шлицы 36, которым соответствует желаемая степень давления между подвижной рамой F и неподвижной рамой М. Ясно, что эта установка, которая обычно осуществляется изготовителем двери или окна, может быть изменена монтажником путем размещения выступов 35 втулки 32 в самом подходящем угловом положении.
Петля 1 заканчивается резьбовой частью 38, входящей в зацепление в резьбовом отверстии в нижнем конце второй шарнирной части 3 для изменения вертикального положения втулки 32, и поэтому высоты стержня 4.
К пластинам 5 и 8 шарнирных частей 2 и 3 прикрепляют крышки 39, 40 для укрытия их закрепляющих винтов 6 и 9, и на верхушке первой шарнирной части 2, и на основании второй шарнирной части разъемно устанавливают защитные колпачки 41, 42 соответственно.
Изобретение также применимо к петлям, имеющим не одну, а две шарнирные части, которые прикрепляются к неподвижной раме М двери или окна. Вариант петли такого типа показан на фиг.13 и 14, в котором части, идентичные или подобные частям, уже описанным ранее, имеют те же самые числовые обозначения. В этом варианте петля, обозначенная позицией 1', включает другую вторую шарнирную часть 43 с выполненной за одно целое пластиной 44 для прикрепления посредством отверстий 45 к неподвижной раме М двери или окна и соответствующей крышкой 46. В данном случае стержень петли 1' состоит из двух частей: нижней стержневой части 47, установленной с возможностью поворота внутри втулки 32, и верхней стержневой части 48, установленной с возможностью поворота внутри эксцентричной полости 49 втулки 50, аналогичной втулке 32, но перевернутой вверх дном по сравнению с последней и вставленной с возможностью регулировки точно таким же образом, как втулка 32, в полость 51 шарнирной части 43.
Две стержневые части 47 и 48 жестко соединены с кулачком 12, который расположен внутри полости 20 первой шарнирной части, при этом форма кулачка 12 и форма полости 20 точно совпадают с ранее описанными и опять может предотвращаться поворот кулачка относительно шарнирной части 2 посредством установочного винта (не видимого на фиг.13 и 14), идентичного установочному винту 29.
Для поворота кулачка 12 относительно шарнирной части 2 в верхнем конце стержневой части 48 имеется шестиугольное осевое отверстие, аналогичное отверстию 28, служащее для приема шестигранного торцевого гаечного ключа Н через проход 52 во втулке 50 после удаления колпачка 41.
В данном случае опять поворот кулачка 12 вызывает поступательное движение только шарнирных частей 3 и 46 относительно шарнирной части 2 и, следовательно, подвижной рамы F относительно неподвижной рамы М параллельно общей плоскости двери или окна. Поэтому, также в этом воплощении изобретения регулировка зазора между подвижной и неподвижной рамами полностью независима от регулировки давления между подвижной и неподвижной рамами в направлении, перпендикулярном общей плоскости двери или окна, выполняемой посредством перемещения втулок 32 и 50, и не оказывает на нее влияния.
Совершенно ясно, что детали конструкции и выполнение может в значительной степени изменяться относительно описанных и проиллюстрированных вариантов в пределах объема настоящего изобретения, определенного в следующей формуле изобретения.
Петля для открывания дверной или оконной рамы содержит первую и вторую шарнирные части, соединенные стержнем. Устройство дает возможность осуществлять независимую регулировку между первой и второй шарнирными частями параллельно и перпендикулярно общей плоскости двери или окна. Регулировка параллельно двери или окну осуществляется посредством кулачка, который выполнен за одно целое со стержнем и установлен с возможностью поворота в полости первой шарнирной части. Кулачок и полость имеют поверхности взаимного контакта, образованные таким образом, что поворот кулачка вызывает только относительное поступательное перемещение между первой и второй шарнирными частями. Между кулачком и полостью первой шарнирной части имеются две осевые области взаимного прямого давления, расположенные диаметрально противоположно друг другу относительно стержня. Данная конструкция петли обеспечивает при ее простоте более эффективную и быструю регулировку подвижной рамы относительно неподвижной. 7 з.п. ф-лы, 14 ил.