Код документа: RU2237145C2
Изобретение относится к петле типа, соответствующего ограничительным частям пунктов 1 и 13 формулы изобретения.
Подобная петля известна из ЕР 893564 А2. Согласно этой публикации, подъемная втулка установлена в шарнирной части створной петли и выступает над ней вниз, прилегая торцом к верхней стороне шарнирной части рамной петли. Выступающая часть подъемной втулки образует своего рода основание, в котором предусмотрены кольцевые выемки для захвата крючковым ключом, с помощью которого можно вращать подъемную втулку для регулировки положения створной петли над рамной петлей.
Петли указанного типа установлены с рамной петлей и створной петлей на параллельных плоскости рамы при закрытой створке передних сторонах рамы и створки. Таким образом, имеется лицевая сторона двери, окна и т.п., на которой петля расположена непосредственно напротив наблюдателя.
В известном варианте выполнения средства регулировки для установки высоты хорошо видны и также доступны смотрящему с лицевой стороны наблюдателю.
В основе изобретения лежит задача выполнения петли такого рода так, чтобы средства регулировки при закрытой створке не были видны с ее лицевой стороны и не были доступны.
Данная задача решается согласно изобретению признаками, представленными в первом варианте по пункту 1 и во втором варианте по пункту 19.
Этим обеспечивается, что средства регулировки, с помощью которых подъемная втулка может вращаться, расположены открыто не между обеими частями петли, а на торцовом конце подъемной втулки, где они доступны по оси снаружи и их можно закрыть крышкой.
Работу с подъемной втулкой можно производить непосредственно на ее торцовой стороне.
Но предпочитается вариант выполнения по пункту 1, по которому работу проводят на торцовой стороне болта петли, соединенном для вращения с подъемной втулкой.
Установка средств регулировки на болте петли проще, чем на узкой кольцеобразной торцовой стороне подъемной втулки, облегчается также манипулирование при монтаже створки.
Поворотное соединение болта петли и подъемной втулки может быть образовано согласно пункту 2 взаимодействующими, отличающимися от круговой, формами поперечного сечения подъемной втулки и болта петли, и согласно пункту 3, в частности, многоугольником, предусмотренным на болту петли, выступающим над его наружным периметром, который входит в соответствующую многоугольную выемку в конце подъемной втулки.
Для того чтобы установить в этом направлении болт петли, который в данном варианте выполнения не закреплен в осевом направлении, и, в частности, предотвратить выход из зацепления поворотного соединения, согласно пункту 4 может быть предусмотрен предохранитель осевого положения болта петли.
Альтернативное поворотное соединение является предметом пункта 5.
Поперечный штифт образует не только поворотное соединение, но и одновременно осевой предохранитель. Конечно, в данном варианте выполнения демонтаж створки невозможен без демонтажа петли от рамы и створки.
Изобретение пригодно также для так называемой рулонной полосы, причем подъемная втулка при рулонной полосе из двух частей установлена в рамной петле, а при рулонной полосе из трех частей - в нижней детали рамной петли (пункт 6).
Рулонная полоса отличается тем, что шарнирные детали являются снаружи, по существу, цилиндрическими с одинаковым диаметром и одной осью и плоские выступы петли отходят назад, по существу, перпендикулярно поверхности рамы и створки.
Подъемная втулка может согласно пункту 7 иметь на верхней грани радиальный фланец, на верхней стороне которого находится створная петля для того, чтобы принимать на себя ее долю веса створки.
В первом варианте выполнения по пункту 8 подъемная втулка и радиальный фланец выполнены цельными, а в следующем варианте выполнения по пункту 9 подъемная втулка заканчивается с промежутком от верхней стороны нижней детали рамной петли и на верхней торцовой стороне подъемной втулки находится отдельная втулка, которая на верхней грани имеет радиальный фланец.
В обоих случаях деталь, содержащая радиальный фланец, состоит из материала, который обладает прочностью и имеет надежные фрикционные свойства. В частности, это так, когда створная петля опирается непосредственно на радиальный фланец.
Но если уменьшающая трение функция согласно пункту 10 передана на промежуточное кольцо из материала с малыми потерями на трение, то требования к малым потерям на трение для радиального фланца уже не такие высокие. Но одновременно прокладочное кольцо может служить для поддержки цилиндрической обшивки нижней детали рамной петли.
В данной функции согласно пункту 11 в состоящей из трех частей рамной петле может быть предусмотрено на верхней стороне створной петли соответствующее промежуточное кольцо, на котором установлена обшивка верхней детали рамной петли.
Во втором варианте изобретения в соответствии с пунктом 19 формулы изобретения на схожей по роду петле подъемная втулка снабжена на своем проходящем внутри детали петли окружном участке образованием для захвата поворотным инструментом, входящим через отверстие на задней стороне петли.
Следовательно, в данном случае поворотный инструмент вводится в зацепление не как в предыдущем варианте параллельно оси шарнира, а перпендикулярно оси шарнира через отверстие на обратной стороне петли. Но при закрытой створке это отверстие невидимо и недоступно, поэтому средства регулировки также не открыты.
В соответствии с пунктом 20 формулы изобретения форма подъемной втулки может быть с периферийными зубьями, в которые может войти, например, отвертка для того, чтобы при повороте подъемной втулки относительно шарнирной детали, в которой она находится, продолжать вращаться.
Альтернативная возможность для прямого вращения подъемной втулки представляет собой предмет пункта 21. С помощью крестовой отвертки можно поворачивать подъемную втулку быстрее по сравнению с нормальной отверткой, которой можно производить только пошаговый поворот от зуба к зубу. Но так как установка петли производится только иногда, при известных обстоятельствах вообще только при первом монтаже, скорость вращения не играет большой роли.
В предпочтительном варианте выполнения подъемная втулка установлена в створной петле (пункт 22), хотя при установке в рамной петле принципиально была бы достигнута такая же функция.
Согласно пункту 23 подъемная втулка имеет, по меньшей мере, на своем опорном конце, на котором она прилегает к шарнирной детали другой детали петли, уплотнительное кольцо скольжения из устойчивого к сжатию материала с малыми потерями на трение, которое согласно пункту 24 может быть выполнено цельным.
Следовательно, уплотнительное кольцо скольжения имеет плоскую часть, входящую между подъемной втулкой и соседней частью петли, и цилиндрическую часть, охватывающую конец подъемной втулки.
Для размещения этой детали, которая входит в зацепление с шарнирной частью петли, в которую установлена подъемная втулка, рекомендуется выполнение согласно пункту 15.
В частности, при петлях из трех частей рекомендуется, чтобы на обоих концах подъемной втулки были предусмотрены одинаковые уплотнительные кольца скольжения для того, чтобы петли можно было применять без изменений при правом и левом упоре (пункт 16).
Изобретение может быть применено как при петле из двух частей (пункт 17), а также - и это является предпочтительным вариантом - при петле из трех частей (пункт 18).
На чертежах представлены примеры выполнения изобретения, где
фиг.1 - вид спереди так называемой шарнирной петли из трех частей, частично в разрезе вдоль оси шарнира по линии I-I на фиг.3;
фиг.2 и 3 - поперечные сечения по линиям II-II и III-III на фиг.1;
фиг.4 - соответствующее фиг.1 выполнение ее нижней детали для иллюстрации изобретения на примере петли из двух частей;
фиг.5 - соответствующий фиг.1 разрез рулонной полосы из трех частей;
фиг.6 - разрез по линии VI-VI на фиг.5;
фиг.7 - вид согласно фиг.5 снизу без крышки;
фиг.8 - вид сбоку справа согласно фиг.5;
фиг.9 - вид сверху согласно фиг.8;
фиг.10 - разрез в соответствии с нижней частью фиг.5 слегка измененного варианта выполнения;
фиг.11 - соответствующее изображение второго варианта выполнения изобретения;
фиг.12 - вырез из фиг.11 с другим видом устройства поворота;
фиг.13 - механизм управления варианта на фиг.11;
фиг.14 - увеличенное изображение участка, обведенного на фиг.13 штрихпунктирной линией;
фиг.15 - механизм управления варианта по фиг.12.
Показанная на фиг.1 петля 100 представляет собой состоящую из трех частей так называемую шарнирную петлю с нижней частью рамной петли 10, с установленной над ней конгруэнтно с промежутком верхней частью рамной петли 10’ и входящую между ними со стороны в зацепление с деталью 20 створной петли. Детали 10 и 10’ рамной петли имеют пластинчатые или блочные крепежные детали 1 и 1’ (фиг.2 и 3), которые своей плоской задней стороной 2, 2’ прилегают к плоской передней стороне рамы (фиг.2) и содержат отверстия 23 для прохождения крепежных винтов, которые через крепежные детали 1, 1’ входят в раму. Крепежные детали 1 и 1’ выполнены цельными с деталями 3, 3’ шарнира, которые имеют в целом приблизительно квадратное поперечное сечение с закругленными углами и проходят по вертикальной стороне крепежных деталей 1 и 1’ и приблизительно перед ними. В деталях 3, 3’ шарнира выполнены соосные цилиндрические сквозные отверстия 4, в которых установлены болтовые втулки 5, 5’ из пластмассы, служащие для приема концов по существу цилиндрического болта 15, проходящего от детали 3 шарнира через деталь 8 шарнира в детали 20 створной петли в деталь 3’ шарнира.
Деталь 20 створной петли выполнена подобным образом и имеет крепежную деталь 6 в форме пластины или блока с плоской обратной стороной 7, на обращенной к деталям 10, 10’ рамной петли вертикальной стороне которой предусмотрена в целом почти квадратная шарнирная в поперечном сечении деталь 8 шарнира с закругленными углами, которая с небольшим аксиальным зазором входит между деталями 10, 10’ рамной петли и от них охватывается полосовым болтом 15. Деталь 8 шарнира имеет соосное с осью S шарнира (фиг.1) резьбовое отверстие 9, в которое ввинчивается подъемная втулка 30 с наружной резьбой 29, имеющая соосное с осью S шарнира внутреннее сквозное отверстие 11 для ввода болта 15.
Детали 10, 10’ и 20 петли изготовлены путем вырезания из прессованного профиля из алюминия и поэтому имеют на находящихся в направлении оси шарнира концах ровные, параллельные друг другу ограничивающие поверхности, из которых на фиг.1 обозначены ограничивающие поверхности 20’, 20’’.
Подъемная втулка 30 согласно фиг.1 своим нижним концом 31 выступает за нижнюю ограничивающую поверхность 20’’ детали 20 створной петли. Нижний конец 31 окружен уплотнительным кольцом 32 скольжения из прочного на сжатие материала с малыми потерями на трение, например из подходящей пластмассы или бронзы, которое выполнено в показанном на фиг.1 проходящем под углом через ось S шарнира поперечном сечении. Поперечное сечение уплотнительного кольца 32 скольжения имеет первое плечо 33, которое образует плоское кольцо, установленное между нижней торцовой стороной 31’ выступающей детали 31 подъемной втулки 30 и верхней ограничивающей поверхностью нижней детали 10 рамной петли и воспринимает силы, действующие на деталь 10 рамной петли, передаваемые деталью 20 створной петли. Уплотнительное кольцо 32 скольжения имеет также в поперечном сечении проходящее перпендикулярно плечу 33 плечо 34, которое образует цилиндрическую часть уплотнительного кольца 32 скольжения и окружает выступающую нижнюю часть 31 подъемной втулки 30. Уплотнительное кольцо 32 скольжения надвинуто на цилиндрическую наружу выступающую часть 31 подъемной втулки 30 и входит в зацепление внутренним выступом 35 в соответствующую периферийную канавку выступающей детали 31 с целью осевой фиксации. Для освобождения места для плеча 34 резьбовое отверстие 9 не выполнено на участке, соответствующем максимальному ходу при повороте подъемной втулки в детали шарнира 8 детали створной петли.
Деталь 20 створной петли выполнена симметрично средней плоскости, перпендикулярной оси S шарнира, так, что и на верхней детали петли шарнира выступает уплотнительное кольцо 32 скольжения, которое при противоположной установке петли 100 прилегает к нижней на фиг.1 ограничивающей поверхности детали 10’ рамной петли.
Болт 15 шарнира имеет на участке верхнего на фиг.1 конца подъемной втулки 30 выступающий радиально за цилиндрический периметр в перпендикулярной оси S шарнира плоскости восьмиугольный выступ 12, который вдвигается аксиально в соответствующим образом выполненную выемку 13 на верхнем конце подъемной втулки 30 и создает поворотное соединение между болтом 15 и подъемной втулкой 30.
Рядом с верхним концом болт 15 петли имеет периферийную канавку 25, в которую радиально входит находящийся в стенке втулки болта 5’ винт без головки 26 для фиксации болта 15 в направлении оси S шарнира.
На верхнем конце в торцовой стороне болта 15 петли выполнена шестиугольная выемка 14, в которую может входить шестигранный ключ (не показан) для поворота болта 15 петли. Для того чтобы обеспечить в направлении оси S шарнира доступ к шестиугольной выемке, днище втулки 5, 5’ болта петли имеет сквозное отверстие 16. Сквозное отверстие 16 и средства для поворота подъемной втулки 30 скрыты крышками 17, установленными на нижней ограничивающей поверхности детали 10 рамной петли и верхней ограничивающей поверхности детали 10’ рамной петли.
Следовательно, от соответствующей виду по фиг.1 стороны петли 100 невозможно увидеть средства для достижения регулирования высоты. Симметричное выполнение детали 20 створной петли с выступающими как сверху, так и снизу концами 31 подъемной втулки 30 и с окружающими их уплотнительными кольцами 32 скольжения также, впрочем, затрудняет быструю различимость установленных изменений хода, которые тем самым не очень бросаются в глаза.
Подъемная втулка 30 имеет приблизительно в середине наружную периферийную канавку 37, в которую входит ввинчиваемый в резьбовое отверстие детали 8 шарнира винт без головки 38, с помощью которого можно фиксировать положение поворота подъемной втулки 30. Резьбовое отверстие для винта без головки 38 проведено сзади в деталь шарнира так, что к винту без головки 38 при закрытой створке уже нет доступа.
На всех фигурах не показаны крышки головок крепежных шпилек в деталях крепления деталей петли. Только на фиг.2 показана штрихпунктирной линией такая крепежная деталь 18, которая держится посредством установленных в наклонных отверстиях 19 и далее не показанных крепежных средств.
Фиг.4 иллюстрирует, что принцип изобретения применим также и при петле из двух частей. Подъемная втулка 30’ выполнена в данном случае не симметрично средней плоскости, а заканчивается на некотором расстоянии под верхней ограничивающей поверхностью детали 20 петли створки. Поворотное соединение болта петли 15’ и подъемной втулки 30’ осуществляется в данном случае поперечной цапфой, проходящей на верхнем участке подъемной втулки 30’ через ее поперечное отверстие и болт петли 15’, который также аксиально фиксирует болт петли 15’ относительно подъемной втулки 30’. Болт петли 15’ имеет здесь также шестиугольную выемку 14, в которую вводится сверху соответствующий гаечный ключ. Верхний конец резьбового отверстия 9 детали 20 створной петли закрывается крышкой 22.
Фиг.5 показывает применение принципа изобретения в состоящей из трех частей так называемой рулонной полосе, содержащей нижнюю деталь 10 рамной петли, верхнюю деталь рамной петли и входящую между ними деталь 20 створной петли. Болт петли в данном случае проходит не через все три детали петли 10, 20, 10’, а разделен. Нижний болт 15’’ петли проходит в нижней детали 10 рамной петли и в детали 20 створной петли. Подъемная втулка 40 ввинчена в резьбу нижней детали 10 рамной петли и имеет на нижнем конце многогранную выемку 14, с помощью которой можно вращать подъемную втулку 40. С помощью установочного винта 26 фиксируется достигнутое положение поворота. На верхнем конце подъемная втулка 40 имеет радиальный фланец 45, к которому прилегает промежуточное кольцо 46, имеющее две функции: с одной стороны, оно передает действующие вниз от детали 20 створной петли усилия на подъемную втулку 40 и тем самым на деталь 10 рамной петли, с другой стороны, промежуточное кольцо 46 служит в качестве держателя цилиндрической обшивки 47 нижней детали 10 рамной петли. Обшивка 47 выполнена по существу цилиндрической и имеет на верхнем конце внутреннюю кольцевую канавку, в которую входит промежуточное кольцо 46 с круговым наружным утолщением. На верхней стороне детали 20 створной петли также предусмотрено промежуточное кольцо 46, которое в данном случае выполняет функцию фиксации обшивки верхней детали 10’ рамной петли. Деталь 20 створной петли также имеет обшивку 48. Обшивки 47, 48, 49 установлены соосно друг над другом и имеют одинаковый диаметр, так что детали шарнира создают впечатление "ролика".
Детали петли имеют проходящие в направлении вниз, то есть по существу перпендикулярно плоскости рамы и створки, плоские выступы 10’’ и 20’’, которые входят между профилями неподвижных рам и створными оконными переплетами своими свободными концами и установлены в них непоказанным способом.
Вариант выполнения согласно фиг.10 отличается от варианта согласно фиг.5 только тем, что подъемная втулка 40’ имеет резьбу на нижнем конце, а в подъемной втулке 40 она предусмотрена наверху. Кроме того, подъемная втулка 40’ имеет не только сам радиальный фланец, но и он предусмотрен на отдельной втулке 28, которая продолжает подъемную втулку 40’ вверх и имеет на конце радиальный фланец 45’. Следовательно, верхний ограничитель подъемной втулки 40’ находится с промежутком под верхним ограничителем нижней детали 10 рамной петли.
В вариантах выполнения по фиг.5 и 10 передача вращения подъемных втулок 40 и 40’ осуществляется через напрессованные из материала болта петли 15’’ небольшие радиальные "проушины" 27, которые входят в соответствующие выемки подъемных втулок 40 и соответственно 40’.
На фиг.11 изображена петля 200, представляющая второй вариант изобретения. Поскольку при этом имеются детали, функционально соответствующие петлям по фиг.1-10, применены одинаковые позиции.
Петля 200 представляет собой снова так называемую шарнирную петлю из трех частей. Но в резьбовое отверстие 9 детали шарнира 8 детали 20 створной петли ввинчена подъемная втулка 50, на которой захват для вращения производится непосредственно при необходимой перестановке петли 200. Подъемная втулка 50 имеет цилиндрическое соосное отверстие 11, через которое проходит болт 15’’’ петли. Так как болт 15’’’ петли не принимает участия в передаче вращения, ему не нужны соответствующие формы на болте петли 15’’’, то есть он не имеет шестиугольной выемки, соответствующей выемке 14 в петле 100 на своей верхней или нижней торцовой поверхности.
Для обеспечения поворота подъемной втулки 50 она имеет приблизительно в середине своей длины периферийное зубчатое зацепление 41, которое в примере выполнения занимает приблизительно одну четверть общей высоты подъемной втулки 50. Это расстояние в продольном направлении достаточно для того, чтобы работать отверткой 42 между зубьями периферийного зубчатого зацепления 41 и оказывать на подъемную втулку 50 момент вращения. С этой целью от задней стороны детали 20 створной петли создан доступ через стенку детали 8 шарнира в виде прорези 43, высота которой в направлении оси шарнира S соответствует приблизительно ширине лезвия 42 отвертки, но длина которой в окружном направлении несколько больше, чем это требовалось бы для простого прохождения лезвия 42 отвертки. Таким образом, острие лезвия 42 отвертки в окружном направлении может быть несколько смещено с захватом подъемной втулки 50, или с поворотом отвертки 43, или вследствие ее простого смещения в окружном направлении. Продолжение прорези в окружном направлении должно соответствовать, по меньшей мере, расстоянию между двумя зубьями зубчатого соединения 41 для того, чтобы подъемная втулка 50 продолжала вращаться в детали 8 шарнира от зуба к зубу в направлении стрелки 44 на фиг.14.
Прорезь 43 находится на обратной стороне детали 8 шарнира так, что видимый на фиг.13 и 14 доступ к подъемной втулке 50 возможен только тогда, когда створный оконный переплет 24 повернут относительно неподвижной рамы 60, как это изображено на фиг.13 и 14. Когда створка закрыта, прорезь 43 направлена на неподвижную раму 60 или на створный оконный переплет 24, которые затем находятся в одной плоскости. Доступ к прорези 43 при закрытой створке невозможен. Кроме того, уже невозможно видеть, какими средствами происходит установка петли 200 по высоте.
На фиг.12 представлена измененная подъемная втулка, в которой также передача вращения производится не через болт петли, а непосредственно.
Подъемная втулка 50’ имеет приблизительно в середине своей длины периферийную канавку 51 трапецеидального сечения. На нижней грани 52 периферийной канавки 51 выступает расположенный в осевом направлении зубчатый обод 56, сохраняющий на своей внутренней стороне расстояние от основания периферийной канавки 51. И в данном случае на обратной стороне детали 20 створной петли предусмотрена прорезь 43’, которая здесь имеет форму отверстия, в которое можно вставить крестовую отвертку 42’, причем образующие крест ребра 55 входят между зубьями 53 шестерни 56 (фиг.15). При этом острие крестовой отвертки 42’ входит в периферийную канавку 51. При повороте острия крестовой отвертки 42’ подъемная втулка продолжает вращаться, как в шестеренчатом приводе.
В петле (100) для дверей, окон или тому подобного предусмотрена подъемная втулка (30), ввинчиваемая в соосное с осью (S) шарнира резьбовое отверстие (9) одной из частей шарнира. На втулке выполнена соответствующая наружная резьба (29), а в ее внутреннее отверстие (11) входит болт (15) петли. Втулка выступает аксиально из детали (8) шарнира и прилегает к детали (3) шарнира соседней детали петли с переносом, по меньшей мере, части веса створки. Подъемная втулка (30) может вращаться при приложении усилия на одном конце подъемной втулки в принимающей ее шарнирной детали (8). Болт (15) петли при осевом приложении усилия поворотного инструмента на торцовом конце может вращаться и соединен с возможностью вращения с подъемной втулкой (30), принимающей этот болт во внутреннем отверстии (11), соосном с осью (S) шарнира. Втулка (30) во втором варианте выполнения петли имеет на проходящей внутри детали (8) шарнира наружной периферии образования для захвата через отверстие поворотным инструментом, входящим в зацепление на обратной стороне детали (8) шарнира. Таким образом, средства регулировки при закрытой створке с лицевой стороны петли не видны и не доступны. 2 н. и 26 з.п.ф-лы, 15 ил.