Код документа: RU2217567C1
Изобретение относится к конструктивному узлу, согласно ограничительной части п.1 формулы, и к соответствующей двери, к соответствующему окну или т. п. согласно ограничительной части п.2 формулы.
У современных дверей, окон или т. п. , у которых как коробка, так и створная рама состоят из полых профилей из прессованного алюминия или пластика или комбинаций металла и пластика, существуют решения по размещению петель, части которых расположены внутри полых профилей и при закрытой створке не видны. Подобная форма выполнения является объектом публикации ЕР 789124 А2. Подобные конструкции петель, конечно, желательны, поскольку петли при закрытой створке вообще не бросаются или же лишь немного бросаются в глаза и, в частности, не образуют мешающие или даже способные травмировать выступы.
Скрытые петли, однако, связаны с проблемами, поскольку имеющееся в распоряжении монтажное пространство в главной камере соответствующего полого профиля ограничено и, кроме того, эти главные камеры в зависимости от производства полого профиля могут отличаться по своим размерам.
Другой трудностью, особенно у тяжелых створок, является передача усилий в полые профили, которые из-за своей тонкостенности довольно-таки непригодны для точечной передачи усилий.
В основе изобретения лежит задача выполнения крепления скрытых петель так, чтобы тонкостенные полые профили не были перегружены передачей усилий и чтобы крепление было применимо, кроме того, для полых профилей различных размеров.
Эта задача решается в отношении первого аспекта посредством охарактеризованного в п.1 конструктивного узла с петлей и крепежными средствами.
В отношении второго аспекта изобретение относится к двери, окну или т.п. по п.2, в которых используют конструктивный узел и которые реализуются изготовителем двери, окна и т.п.
Полые профили имеют, в целом, прямоугольное сечение. Крепежные пластины полого профиля противоположны друг другу с наружной стороны двух параллельных сторон прямоугольного сечения и в определенной степени зажимают полый профиль между собой. Распорные втулки соответствуют растяжению полых профилей в плоскости рамы перпендикулярно шарнирной оси и служат для опирания крепежных пластин друг на друга, так что расположенные между ними полые профили не могут деформироваться под действием усилия крепежных винтов. Подгонка к разным размерам полых профилей происходит посредством разных длин распорных втулок. Крепежные пластины могут иметь приемлемый размер, с тем чтобы введенные через петлю, в основном, точечно усилия распределить по большой площади, так что полые профили за счет этого не подвергаются локальной перегрузке.
Эти свойства изобретения относятся как к узлу из петли и крепежных средств, так и к снабженной ими двери, окну и т.п. (п.2).
Изобретение включает в себя тот случай, когда только коробка или створная рама состоит из полого профиля, на котором осуществляют крепление посредством крепежных пластин.
Предпочтительной формой выполнения, однако, является форма выполнения по п.3, при которой как коробка, так и створка содержат полые профили.
По п. 4 петля в соответствии с предпочтительной формой выполнения может включать в себя расположенные в полом профиле коробки удерживающие детали для штыря петли и язычка петли, проходящего от штыря петли до крепления внутри полого профиля створки.
Крепежные пластины не должны, с одной стороны, мешать функционированию петли, а с другой стороны, должны быть в состоянии распределять усилия. Рассматриваемые в этом аспекте размеры крепежных пластин являются объектом п.5.
Непосредственно противоположные друг другу при закрытой створке крепежные пластины имеют целесообразно отверстия, сквозь которые соответствующий язычок петли входит внутрь полого профиля (п.6).
По п.7 крепежная пластина может иметь отогнутые, входящие внутрь полого профиля лапки для опоры штыря петли, который образует параллельную полому профилю шарнирную ось.
Лапки для опоры штыря петли соответствуют при расположенных вне полых профилей петлях части петли коробки.
По п. 8 лапки могут быть предусмотрены над и под язычком петли в направлении шарнирной оси.
Таким образом, практически возникает состоящая из трех частей или шарнирная петля, у которой часть петли створки входит между частью петли коробки с имеющимися под частью петли створки и над ней шарнирными частями.
В частности, лапки могут включать в себя шарнирные лапки по п.9 и фиксирующие лапки по п.10.
Язычок петли может иметь в плане приблизительно С-образную форму по п. 11, причем эта форма сама по себе известна из ЕР 789124 А2.
На крепежной пластине части петли створки, противоположной крепежной пластине части петли коробки, может быть по п.12 выполнен карман, который без зазоров охватывает крепежное колено язычка петли. Конструктивное выполнение может быть осуществлено, в частности, охарактеризованным в пп.13-15 образом.
Благодаря этому достигнуто то, что карман может быть выполнен за одно целое с крепежной пластиной максимально просто посредством детали, изготовленной глубокой вытяжкой, или посредством цинковой отливки, а фиксация крепежного колена в кармане обеспечивается, тем не менее, без слишком больших отличий в сечении стенок кармана. Если язычок петли по п.16 имеет направленный к крепежной детали изгиб, т.е. в определенной степени поперечную вмятину, то это облегчает размещение наклонных винтов для соединения язычка петли с крепежной деталью.
Крепежные винты являются по п.17 целесообразно винтами с потайной головкой, которые входят в раззенковку крепежных пластин, так что не возникает существенных выступающих частей в направлении наружной стороны крепежных пластин.
Важным выполнением изобретения является объект п.18. Состоящие из двух частей распорные втулки или обеспечиваемая за счет этого способность их подгонки по длине позволяет с помощью одного и того же конструктивного узла из крепежных пластин и распорных втулок справиться с разными полыми профилями, встречающимися в дверных и оконных системах разных изготовителей. Распорные втулки могут быть легко установлены на соответственно требуемый размер по длине.
Подобные регулируемые резьбовые втулки для опирания стенок полых профилей при креплении частей петель сами по себе известны из DE 3204677 С2.
По п.19 распорные втулки могут упираться во внутренние стороны крепежных пластин, проходя сквозь соответствующие их наружной периферии отверстия в стенках полого профиля. Это значительно облегчает монтаж, поскольку распорные втулки привинчивают к крепежной пластине и ими всеми можно манипулировать вместе с крепежной пластиной и, в частности, вставлять через отверстия в стенке полого профиля, с тем чтобы затем свинтить на другой стороне с тамошней крепежной пластиной.
Альтернативой было бы упирание торцов распорных втулок во внутреннюю сторону стенок полого профиля, так что он был бы зажат между торцами и крепежными пластинами. Эта форма выполнения имела бы, возможно, прочностные преимущества, однако монтаж был бы значительно затруднен, поскольку распорные втулки пришлось бы позиционировать в замкнутом полом профиле в соответственно нужном месте и их нельзя было бы вставить снаружи.
По п.20 рекомендуется, чтобы внутренняя резьбовая втулка распорной втулки имела на свободном конце периферийный буртик соответствующего внешней резьбовой втулке диаметра, так что все отверстия в стенках полого профиля могут иметь одинаковый диаметр, и в местах прохождения через полые профили отсутствует радиальный зазор.
По п.21 при монтаже распорные втулки должны быть отрегулированы по своей длине так, чтобы при затянутых крепежных винтах крепежные пластины прилегали с натягом к стенкам полого профиля, т.е. в определенной степени зажимали его между собой для обеспечения передачи усилий по поверхности.
Тогда как при уже упомянутой форме выполнения содержащего карман прямоугольного корпуса его можно соединить непосредственно с крепежной пластиной, в соответствии с выполнением по п.22 прямоугольный корпус может быть установлен с возможностью перемещения в отдельном, соединенном, в свою очередь, с крепежной пластиной наружном корпусе, который без зазоров направляет прямоугольный корпус перпендикулярно поверхности рамы, однако параллельно шарнирной оси допускает перемещение прямоугольного корпуса с управлением посредством ходового винта. Таким образом, можно осуществлять регулирование створки по высоте.
За счет выполнения по п.23 можно достичь даже горизонтального перемещения створки в коробке.
Пример выполнения изобретения изображен на чертеже, на котором
представлено:
- фиг.1: вид спереди зоны коробки с обозначенным контуром включающего в себя петлю конструктивного узла, расположенного полностью внутри полых профилей коробки и створной рамы;
- фиг. 2: горизонтальный разрез приблизительно по линии II-II на фиг.1 при закрытой створке;
- фиг.3: соответствующий разрез при открытой на 115o створке;
- фиг.
4: сечение полого профиля 3 коробки из фиг.2 еще раз без язычка петли;
- фиг.5: перспективный вид содержащего петлю отрезка коробки;
- фиг. 6: вид в перспективе коробки и створной
рамы из другого направления перед сборкой;
- фиг.7: параллельный плоскости створки вертикальный разрез зоны крепления язычка петли.
На фиг.1 видны участки коробки 1 и створной рамы 2. Коробка и рама шарнирно соединены между собой посредством двух или трех распределенных по высоте конструктивных узлов 10, включающих в себя каждый одну петлю. Детали конструктивных узлов 10 полностью находятся внутри образующих коробку 1 и раму 2 полых профилей и при закрытой створке не видны снаружи или изнутри.
Как видно из фиг.2, коробка 1 и створная рама 2 состоят из прямоугольных, в целом, полых профилей 3,4, которые в примере выполнения имеют одинаковую глубину перпендикулярно плоскости коробки и рамы и расположены так, что внешние и внутренние ограничительные поверхности лежат в одинаковых плоскостях.
Между коробкой 1 и рамой 2 имеется щель 5, ограниченная идущими в глубину, непосредственно противоположными друг другу стенками 6,7 полых профилей 3,4. Снаружи полые профили 3,4 ограничены параллельными стенкам 6,7 и стенками 8,9. При открывании створки так, как это показано на фиг.3, открывается щель 5. При закрывании створки вступают в действие уплотнения 11,12, которые расположены в С-образных пазах в попеременно перекрывающих щель 5 продолжениях 3',4' полых профилей 3,4.
Полые профили 3,4 содержат камеры 13,14, которые размещают в себе части петли, обозначенной на фиг.3 поз. 20. Петля включает в себя, по существу, С-образный язычок 15, который установлен на лежащей впереди на фиг.2 вершине 15' "С" с возможностью поворота на штыре 16 петли, образующем шарнирную ось. От другой вершины 15'' отходит крепежное колено 17, выполненное в виде пластины с плоскими ограничениями и входящее параллельно плоскости створки в полый профиль 4 створной рамы 2. Между верхней на фиг.1 вершиной 15'' язычка 15 петли и крепежным коленом 17 язычок 15 петли имеет направленный вниз на фиг.2 изгиб или вмятину 18, назначение которой будет пояснено ниже.
Язычок 15 петли представляет собой в определенной степени часть петли створки, а штырь 16 петли со своими держателями - часть петли коробки.
Для крепления частей 15,16 петли в соответствующих полых профилях 4,3 с максимально возможным увеличением поверхностей передачи усилий служат крепежные пластины 21,22 на полом профиле 3 и крепежные пластины 23,24 на полом профиле 4. Крепежные пластины выполнены плоскими и состоят из листовой стали толщиной около 3 мм. Они уже, чем глубина полых профилей 3,4, так что полностью занимают место в пределах протяженности в глубину. Они имеют длину, равную, например, 3-кратной высоте язычка 15 петли, т.е., например, около 20 см. Крепежные пластины попарно прилегают снаружи к внешним стенкам 6,8 и соответственно 7,9, перпендикулярным плоскости коробки и створной рамы. Крепежная пластина 21, следовательно, прилегает снаружи к стенке 8, крепежная пластина 22 снаружи - к стенке 6, крепежная пластина 23 снаружи - к стенке 7, а крепежная пластина 24 снаружи - к стенке 9. Крепежные пластины 21,22,23,24 соединены между собой распорными втулками 30, конструкция и функция которых лучше всего видны из фиг.4. Распорные втулки 30 состоят каждая из двух резьбовых втулок 31,32, из которых внешняя 32 имеет внутреннюю резьбу 32', которой ее коаксиально навинчивают на наружную резьбу 31' внутренней резьбовой втулки 31 меньшего диаметра. Внутренняя резьбовая втулка 31 имеет на своем свободном конце периферийный буртик 33, наружный диаметр которого совпадает с наружным диаметром внешней резьбовой втулки 32. Стенки 8,9 имеют соосные отверстия 34,35, диаметр которых совпадает с наружным диаметром и через которые своими концами проходит распорная втулка 30, так что торцы 36,37 распорных втулок 30 упираются изнутри в крепежные пластины 21,22. Каждой распорной втулке 30 приданы два крепежных винта 40, входящих с разных сторон во внутреннее резьбовое отверстие 38 резьбовой втулки 31. Своими потайными головками крепежные винты 40 сидят в раззенкованных отверстиях 39 крепежных пластин 21,22.
Распорные втулки 30 регулируют так, чтобы расстояние между их торцами 36,37 было немного меньше, чем расстояние между наружными сторонами стенок 8,9. При затягивании крепежных винтов 40 крепежные пластины 21,22 притягиваются друг к другу с определенным натягом, который создает прочное прилегание крепежных пластин 21,22 к наружным сторонам стенок 8,9, что заметно еще не деформирует полый профиль. Из-за своего относительно большого расширения крепежные пластины 21,22 могут, таким образом, передавать введенные через петлю усилия на полый профиль 3 на относительно большой площади.
Понятно, что то же относится к функционированию крепежных пластин 23,24 у полого профиля 4.
В изображенном примере выполнения для каждой пары 21,22 и 23,24 крепежных пластин предусмотрено по пять распорных втулок 30, как это видно из фиг.5 и 6. Внешние прямоугольные пластины 21,24 выполнены в виде простых прямоугольных пластин. Непосредственно противоположные друг к другу при закрытой створке крепежные пластины 22,23 имеют, однако, образования для фиксации петли 20.
Так, крепежная пластина 22 имеет на одной стороне приблизительно в центре прямоугольный вырез 25, сквозь который в другой полый профиль 4 может входить язычок 15 петли. Над прямоугольным вырезом 25 и под ним материал крепежной пластины 22 отогнут под прямым углом назад. Отгиб образует шарнирную лапку 26 и имеет на свободном конце наконечник 27, который охватывает конец штыря 16 петли. Предварительно имевшийся в прямоугольном вырезе 25 материал прямоугольной пластины 22 загнут вокруг осей, проходящих через верхние и нижние ограничения выреза 25, назад к фиксирующим лапкам 28, имеющим отверстия 29 для прохождения штыря 16 петли (фиг.4). Таким образом, штырь петли удерживается как наконечниками 27, так и фиксирующими лапками 28 и оперт для передачи введенных через язычок 15 петли высоких усилий.
На фиг. 5 детали 21,3 и 22 изображены в разобранном виде. При монтаже крепежную пластину 21 с пятью уже привинченными к ней распорными втулками 30 вставляют сзади через отверстия 35 полого профиля 3. Крепежную пластину 22 прикладывают спереди к стенке 6 полого профиля и посредством винтов 40 свинчивают с распорными втулками 30. Распорные втулки 30 были предварительно отрегулированы на длину, соответствующую именно полому профилю 3, так что при затягивании крепежных винтов 40 крепежные пластины 21,22 с натягом притягиваются друг к другу и фиксируются на полом профиле 3.
Из фиг. 2 и 4 видно, что загнутые назад фиксирующие лапки 28 имеют коаксиальный оси отверстия 29 для штыря 16 петли круговой вырез 41, в который входят выступающие вверх и вниз из язычка 15 петли цапфы 42, служащие для ограничения угла открывания створки 2 в положении по фиг.3.
На фиг. 6 коробка 1 и створная рама 2 со смонтированными крепежными пластинами соответственно 21,22 и 23,24 противоположны друг другу в положении перед навешиванием створки. Прямоугольная по внешней конфигурации крепежная пластина 23 имеет внутренний прямоугольный вырез 43, на котором выполнен прямоугольный корпус 44, проходящийся внутрь полого профиля 4. В прямоугольном корпусе 44 выполнен карман 45, к которому точно подходит крепежное колено 17 язычка 15 петли и который предназначен для его размещения.
На фиг. 2 и 3 прямоугольный корпус 44 изображен так, как если бы он был изготовлен глубокой вытяжкой из крепежной пластины 23. Однако понятно, что прямоугольный корпус 44 может быть изготовлен также иным образом, например посредством формования из цинковой отливки под давлением за одно целое с собственно крепежной пластиной 23.
Как видно, в частности, из фиг.2 и 3, прямоугольный корпус 44 "толще", чем крепежное колено 17 язычка 15 петли. Оставшееся пространство заполнено крепежной деталью 46, подходящим образом закрепленной в прямоугольном корпусе 44, например посредством сварки в месте 47. Введенное в карман 45 крепежное колено 17 охвачено, таким образом, без зазоров. Навстречу направлению ввода язычок 15 петли удерживается винтами 48, которые на фиг.3 ввинчены в наклоненные под 45o резьбовые отверстия 49 на соседнем с крепежной пластиной 23 конце крепежной детали 46. Для того, чтобы винты 48 надлежащим образом могли воздействовать на язычок 15 петли, последний имеет уже упомянутый изгиб 18, обеспечивающий приемлемую передачу усилий. При закрытой створке винты 48 не имеют доступа вне створки, что затрудняет взлом.
Существенным аспектом является то, что крепежные пластины 21,22 и 23,24 могут быть предварительно смонтированы на заводе на полых профилях 3,4, а на стройплощадке требуется лишь ввод двух или трех язычков 15 петель в карманы 45 с последующим ввинчиванием винтов 48.
На фиг.7 изображена усовершенствованная форма выполнения, у которой имеются возможности перемещения петли в вертикальном и горизонтальном направлениях.
Прямоугольный корпус 44 размещает в себе и в этом случае крепежное колено 17 язычка 15 петли, однако не соединен непосредственно с крепежной пластиной 23. Прямоугольный корпус сидит в охватывающем его без зазоров внешнем корпусе 50, в котором он на фиг.7 может перемещаться вверх и вниз на отрезок, соответствующий регулировочному отрезку. Перпендикулярно плоскости чертежа и в горизонтальном направлении прямоугольный корпус 44 перемещается, однако, во внешнем корпусе 50.
В этом случае внешний корпус 50 соединен с крепежной пластиной 23, как и расположенная над крепежной деталью 46 и под ней резьбовая деталь 51. В верхней на фиг.7 резьбовой детали 51 сидит ходовой винт 52, при завинчивании которого крепежная деталь 46 и, тем самым, прямоугольный корпус 44 перемещаются во внешнем корпусе 50 вниз, а при отвинчивании - вверх. Таким образом происходит вертикальное перемещение.
Кроме того, в противоположность фиг.2 и 3 крепежная деталь 46 не фиксирована в прямоугольном корпусе 44, а может перемещаться на фиг.7 горизонтально с управлением посредством соответствующего ходового винта 53. За счет этого достигается определенная горизонтальная настройка.
Детали 21,22,23,24 с распорными втулками 30 и язычком 15 петли образуют узел, поставляемый изготовителем фурнитуры производителям окон и дверей. Единственного типа этого узла достаточно для широкого спектра размеров полых профилей, поскольку за счет возможности регулирования длины распорных втулок возможна подгонка под разные горизонтальные размеры рамных профилей параллельно плоскости коробки и створки. Производитель окон и дверей выполняет соответствующие отверстия и расточки в рамных профилях и устанавливает детали узла, предназначенные для данной петли.
Петля для двери, окна или т.п. в закрепленном состоянии при закрытой створке не видна снаружи. Она содержит часть, которая для крепления на полом профиле содержит средства со следующими деталями: пару противоположных друг другу крепежных пластин, каждая из которых предусмотрена снаружи на противоположных друг другу стенках полого профиля; несколько распорных втулок, распределенных по поверхности крепежных пластин и расположенных внутри полого профиля; принадлежащие распорным втулкам крепежные винты и элементы для соединения части петли по меньшей мере с одной из крепежных пластин. Крепление скрытых петель выполнено таким образом, чтобы тонкостенные полые профили не были перегружены передачей усилий и чтобы крепление было применимо для полых профилей различных размеров. 2 с. и 42 з.п.ф-лы, 7 ил.