Код документа: RU2676442C1
Область техники
Изобретение относится к ограничителю открывания двери транспортного средства.
Уровень техники
В конструкции дверей автомобилей широко применяется ограничитель открывания двери для ее удерживания в одном или нескольких заданных открытых положениях. Корпус ограничителя открывания двери установлен в дверном проеме, а один конец проходящего через корпус стопорного рычага прикреплен к стойке кузова транспортного средства. Стопорный рычаг имеет профиль с канавкой переменной высоты, содержащей несколько расположенных на расстоянии друг от друга углублений, соответствующих заданным открытым положениям двери. В корпусе имеется пара подпружиненных шариков, которые взаимодействуют с противоположными сторонами стопорного рычага, создавая действующие на стопорный рычаг требуемые боковую и продольную удерживающие силы.
В одном из известных устройств корпус оснащен двумя элементами из штампованного листового металла, прикрепленными друг к другу, которые образуют шестигранную коробчатую структуру, ограждающую шарики и пружины. Такая конструкция ограничителя открывания двери широко применяется и надежна, однако является довольно тяжелой.
Раскрытие изобретения
Первым объектом изобретения является ограничитель открывания двери, содержащий корпус с основанием, от которого отходят первая и вторая противоположные полки. Первый и второй направляющие штифты расположены на расстоянии друг от друга и соединены с первой и второй полками. Стопорный рычаг проходит через основание между первым и вторым направляющими штифтами. Стопорный рычаг выполнен с возможностью перемещения относительно корпуса и имеет профиль, обеспечивающий переменное усилие удерживания двери. Опорный элемент расположен с одной стороны стопорного рычага и установлен с возможностью скольжения на первом и втором направляющих штифтах. Опорный элемент выполнен с возможностью взаимодействия с указанным профилем.
В другом варианте выполнения с другой стороны стопорного рычага расположен еще один опорный элемент, выполненный с возможностью взаимодействия с другим профилем на другой стороне стопорного рычага.
Опорный элемент может содержать несущий кожух с проемом, в котором установлен шарик, взаимодействующий с профилем.
Между первой полкой и несущим кожухом может быть расположена пружина, обеспечивающая взаимодействие шарика с профилем для создания изменяемого усилия удерживания двери.
Профиль может быть образован канавкой переменной высоты, а несущий кожух может быть выполнен с возможностью скольжения вдоль первого и второго направляющих штифтов для скольжения шарика по указанной канавке.
По периметру проема могут быть расположены выступающие внутрь язычки, образующие отверстие, размеры которого меньше диаметра шарика для удерживания этого шарика в несущем кожухе.
Проем может содержать заполненные смазкой пазы для смазывания шарика.
Несущий кожух на первом и втором противоположных концах может содержать, соответственно, первые и вторые продолговатые пазы, в которых расположены, соответственно, первый и второй направляющие штифты.
Первый и второй пазы могут иметь поперечное сечение дугообразной формы и быть открытыми с одной стороны.
Первый и второй пазы могут содержать заполненные смазкой углубления для смазывания первого и второго направляющих штифтов.
Скоба может быть шарнирно соединена с одним концом стопорного рычага. При этом на другом конце стопорного рычага выполнен упор со стороны несущего кожуха, а на внешней стороне несущего корпуса выполнены выступы, расположенные на расстоянии друг от друга так, что они способны размещаться сбоку от упора, когда стопорный рычаг находится в полностью выдвинутом положении.
Внутренняя сторона несущего кожуха может находиться на расстоянии от основания в первом положении. При этом направляющие штифты выполнены с возможностью изгиба и обеспечения контакта указанной внутренней стороны с основанием во втором положении, в котором упор взаимодействует с внешней стороной несущего кожуха.
Основание может содержать расположенные на расстоянии друг от друга выступы. При этом несущий кожух включает в себя противоположные кромки, прилегающие к его внутренней стороне рядом с выступами. Указанные выступы ограничивают поперечное перемещение несущего кожуха относительно корпуса во втором положении.
Корпус может содержать болты для крепления ограничителя к двери.
Первый и второй направляющие штифты могут содержать запрессованные концы, обеспечивающие закрепление первого и второго направляющих штифтов к первой и второй полкам.
Вторым объектом изобретения является способ удерживания двери в требуемом открытом положении. Способ включает в себя этапы, на которых обеспечивают скольжение профиля стопорного рычага относительно шарика для регулирования удерживающего усилия и обеспечивают скольжение несущего кожуха вдоль направляющих штифтов в направлении, перпендикулярном профилю стопорного рычага в ответ на скольжение шарика.
Несущий корпус может содержать шарик, который поднимается вдоль по канавке стопорного рычага, образующей указанный профиль.
Корпус может быть приспособлен для поддержания пары направляющих штифтов, на которых установлен с возможностью скольжения несущий кожух.
Способ может включать в себя этап, на котором обеспечивают взаимодействие несущего кожуха с упором стопорного рычага, который отклоняет направляющий штифт и перемещает несущий корпус в положение контакта с корпусом.
Кроме того, способ может включать в себя этап, на котором выступы несущего кожуха размещают сбоку от упора стопорного рычага.
Третьим объектом изобретения является ограничитель открывания двери, содержащий корпус с основанием, от которого отходят первая и вторая противоположные полки, при этом корпус по существу открыт с трех сторон; направляющий элемент, соединенный с первой и второй полками; стопорный рычаг, проходящий через основание и выполненный с возможностью перемещения относительно корпуса, при этом стопорный рычаг имеет профиль, обеспечивающий переменное усилие удерживания двери; и опорный элемент, расположенный с одной стороны стопорного рычага и установленный с возможностью скольжения на направляющем элементе, при этом опорный элемент выполнен с возможностью скольжения вдоль направляющего элемента при взаимодействии этого опорного элемента с профилем, имеющим переменную высоту.
Изобретение станет более понятным из дальнейшего описания со ссылками на чертежи.
Краткое описание чертежей
На фиг. 1 показан ограничитель открывания двери, установленный в дверном проеме и прикрепленный к стойке кузова транспортного средства, вид в перспективе;
на фиг. 2A – ограничитель открывания двери по фиг. 1, вид в перспективе;
на фиг. 2B – ограничитель открывания двери по фиг. 2A, вид сверху;
на фиг. 2C – ограничитель открывания двери, по фиг. 2A, вид сбоку;
на фиг. 2D – ограничитель открывания двери по фиг. 2A с полностью выдвинутым стопорным рычагом, когда дверь находится в полностью открытом положении, вид сверху;
на фиг. 3 – разрез по плоскости 3-3 на фиг. 2B;
на фиг. 4 – разрез по плоскости 4-4 на фиг. 2C.
Варианты выполнения, примеры и их альтернативы, представленные в описании, формуле изобретения и на чертежах, а также их различные аспекты или соответствующие особенности могут использоваться по отдельности или в любых допустимых комбинациях. Особенности, описанные для одного варианта выполнения, применимы ко всем возможным вариантам выполнения, если только такие особенности не являются технически несовместимыми.
Осуществление изобретения
На фиг. 1 показана часть транспортного средства 10. Транспортное средство 10 включает в себя дверь 12, примыкающую к стойке 14 кузова, обеспечивающей возможность открывания двери. В дверном проеме установлен ограничитель 16 открывания двери, соединяющий между собой дверь 12 и стойку 14 кузова. Ограничитель 16 открывания двери обеспечивает удерживание двери в требуемых определенных открытых положениях посредством создания удерживающего усилия.
Как показано на фиг. 2A-2C, ограничитель 16 открывания двери содержит С-образный корпус 18 из штампованного листового металла, по существу открытый с трех сторон. На корпусе 18 установлены крепежные элементы 20, например, болты, обеспечивающие крепление ограничителя 16 к двери 12 посредством гаек. Через корпус 18 проходит стопорный рычаг 22, который содержит скобу 24, соединенную шарнирным пальцем 26 с одним из концов рычага. Скоба 24 прикреплена к стойке 14 кузова. На конце стопорного рычага 22, противоположном концу, с которым соединена скоба 24, расположен упор 28, ограничивающий диапазон перемещения двери при её открытии.
В рассматриваемом примере стопорный рычаг 22 представляет собой покрытый пластиком металлический стержень. Стопорный рычаг 22 имеет профиль 30, образованный на его двух противоположных сторонах канавкой 32. Канавка 32 содержит наклонную поверхность 34, которая увеличивает предварительно заданную упругую нагрузку при открывании двери 12. В канавке 32 выполнено несколько углублений 36a, 36b, 36c, соответствующих определенным открытым положениям двери с заданным удерживающим усилием.
Корпус 18 содержит основание 38 с отверстием 40, через которое проходит стопорный рычаг 22. В показанном варианте выполнения от основания 38 отходят полки 42, выполненные за одно целое с этим корпусом. С полками 42 соединены направляющие элементы, например, пара направляющих штифтов 44, расположенных на расстоянии от основания 38. В рассматриваемом примере направляющие штифты 44 проходят через отверстия 46 в полках 42 и удерживаются в корпусе 18 своими увеличенными концами 48, которые могут опрессованы во время сборки.
Как показано на фиг. 3 и 4, между каждой полкой 42 и стопорным рычагом 22 расположен опорный элемент 50, обеспечивающий создание удерживающего усилия в канавке 32. В этом примере каждый опорный элемент 50 содержит пластиковый несущий кожух 52 с проемом 54, в котором расположен металлический шарик 56. Несущий кожух 52 содержит язычки 58, расположенные по периметру проема 54 и образующие отверстие, диаметр которого немного меньше диаметра шарика 56, как показано на фиг. 3 и 4. Таким образом, язычки 58 удерживают шарики 56 в соответствующих проемах 54 во время сборки. В проемах 54 выполнены один или несколько пазов 60, которые заполнены смазкой для смазывания шариков 56 во время работы.
Между каждой полкой 42 и каждым несущим кожухом 52 установлена пружина 62. В рассматриваемом примере несущий кожух 52 содержит углубление 64, а на полке 42 выполнена впадина 66. Во время работы углубление 64 и впадина 66 фиксируют пружину 62 и удерживают её в нужном положении.
Каждый противоположный конец несущего кожуха 52 содержит изогнутую стенку 68, образующую дугообразный удлиненный ползун 70 с поперечным сечением С-образной формы, лучше всего показанный на фиг. 4. Диаметр удлиненного ползуна 70 немного меньше внешнего диаметра направляющих штифтов 44. Удлиненный ползун 70 имеет щель 72, дающую возможность изогнутым стенкам 68 деформироваться, чтобы при сборке можно было вставить направляющие штифты 44. Кроме того, это обеспечивает упругую компенсацию допуска в размерах и предотвращает возникновение шума, устраняя люфт. Как показано на фиг. 3 и 4, в удлиненном ползуне 70 может быть выполнена одно или несколько углублений 74, заполненных смазкой. Для лучшего удерживания смазочного материала углубления 74 расположены между кромками удлиненного ползуна 70.
С противоположных сторон стопорного рычага 22 в соответствующих канавках 32 расположены шарики 56. При открывании или закрывании двери шарики 56 скользят вдоль канавок 32. Поскольку высота профиля 30 изменяется, несущий кожух 52 скользит по направляющим штифтам 44, создавая изменяемое усилие удерживания двери.
Как показано на фиг. 4, несущий кожух 52 содержит внутреннюю и внешнюю стороны 76 и 78. Внутренняя сторона 76 расположена с зазор 80 относительно основания 38. Рядом с внутренней стороной 76 и на расстоянии от боковых выступов 82 расположены кромки 84 несущего кожуха 52, отходящие от основания 38 в направлении, параллельном направляющих штифтов 44. Между каждой кромкой 84 и расположенным рядом выступом 82 имеется пространство 86. Таким образом, при нормальной работе несущий кожух 52 не контактирует с корпусом 18.
Когда дверь находится в полностью открытом положении, упор 28 может взаимодействовать с внешней стороной 78 несущих кожухов 52, в результате чего направляющие штифты 44 отклоняются, позволяя внутренней стороне 76 войти в контакт с основанием 38, и, возможно, с выступами 82 при смещении несущих кожухов 52 вбок. Отклонение направляющих штифтов 44 позволяет передать нагрузку от упора 28 через несущие кожухи 52 и корпус 18 на дверь 12, что значительно повышает допустимую нагрузку ограничителя открывания двери. Зазор 80 и пространства 86 сравнительно невелики, что ограничивает возможное отклонение направляющих штифтов 44.
Как показано на фиг. 2A, 2B и 2D, несущие кожухи 52 содержат расположенные на расстоянии друг от друга выступы 90, прилегающие к внешней стороне 78. Выступы 90 фиксируют упор 28 в поперечном направлении, когда фиксирующий рычаг 22 полностью выпущен (фиг. 2D), для предотвращения возникновения больших нагрузок порядка 10 кН на упор 28 вследствие отталкивания упора 28 вбок от несущих кожухов 52.
Описанный ограничитель 16 открывания двери имеет более надежную конструкцию и меньший вес по сравнению с известными конструкциями.
Кроме того, следует отметить, что в рассматриваемом варианте выполнения показана конкретная конструкция элементов, на основе которой возможны и другие конфигурации. Несмотря на то, что в этом варианте рассмотрены и описаны конкретные последовательности операций, следует иметь в виду, что операции могут выполняться в любой последовательности, по отдельности и в комбинации друг с другом, если не указано иное, и такие варианты будут по-прежнему охватываться настоящим изобретением.
Несмотря на то, что в различных примерах используются конкретные компоненты, показанные на чертежах, варианты выполнения не ограничиваются указанными конкретными комбинациями. Компоненты или особенности одного из примеров могут использоваться в комбинации с особенностями или компонентами из других примеров.
Несмотря на то, что в описании был раскрыт только один из возможных вариантов выполнения, специалисту среднего уровня в этой области техники должно быть понятно, что в рамках объема изобретения, определенного его формулой, возможны различные модификации и изменения.
Изобретение относится к ограничителю открывания двери. Ограничитель открывания двери содержит корпус с основанием, от которого отходят первая и вторая противоположные полки. С первой и второй полками соединены первый и второй направляющие штифты, установленные на расстоянии друг от друга. Через основание между первым и вторым направляющими штифтами проходит стопорный рычаг, который может перемещаться относительно корпуса и имеет профиль, обеспечивающий переменное усилие удерживания двери. С одной стороны стопорного рычага расположен опорный элемент, установленный с возможностью скольжения на первом и втором направляющих штифтах. Опорный элемент выполнен с возможностью взаимодействия с профилем стопорного рычага. 3 н. и 18 з.п. ф-лы, 7 ил.