1
Изобретение относится к транспортному
машиностроению, а именно к запорному механизму для двери авто.мобиля .
Наиболее близким техническим решением к изобретению является запорный
механизм для двери автомобиля, содержащий установочный элемент, смонтированный
на нем поворотный элемент , связанный с защелкой, храповик , закрепленный на поворотном
элементе с возможностью вращения, и рычаг собачки, поворотно связанный
с установочным элементом для блокировки храповика при освобо/адении защелки при закрытой двери,причем
запорный механизм закреплен на двери посредством крепежных Оолтов, а защелка прикреплена к раме двери
для взаимодействия с указанным поворотным элементом { .
Однако при приложении пробных нагрузок к запорному механизму установочный
элемент может слегка изгибаться , в результате чего рычаг с собачкой
выходит из зацепления с храповиком , и дверь открывается. Теоретически этот изгиб можно предотвратить
путем расположения крепежных болтов вокруг оси вращения рычага с собачкой или путем расположения оси рычага с собачкой таким образом, чтобы
усилие, прилагаемое храповиком к рычагу , выдерживалось, по крайней мере,
одним болтом.Однако на практике установочный элемент должен иметь минимальные
размеры для размещения его внутри двери, и расположение запорного
мёхчанизма диктуется требования10 ми заказчика,при которых ось рычага
с собачкой расположить удобно нельзя . Так, в частности, для запорного
механизма задней двери ось рычага с собачкой должна располагаться очень
15 близко к краю установочного элемента и создаваемые усилия прилагают максимальное
напряжение при изгибе на последний. Изгиб можно- предотвратить также увеличением толщины уста20
новочного элемента и выполнением его с ребрами, однако это обходится
относительно дорого.
Цель изобретения -. повышение срока
службы запорного механизма.
25
Цель достигается тем, что установочный элемент выполнен в виде плоской
пластины, закрепленной на двери посредством болтов, соосно одному
из крепежных болтов установлена ось,
30
на которой смонтирован рычаг собачи , и связанный с храповиком, а
оворотный элемент связан с натяжной ружиной, соединенной с рычагом соачки , при этом поворотный элемент
набжен крышкой,имепцей плоскую иксирующую часть, закрепленную на аружной поверхности упомянутой пласины
, и выступающую часть, располохенную параллельно фиксирующей часи и соединенную с последней своими
сторонами, кроме стороны, противоежащей указанной защелке, а поворотный элемент установлен с возможностью
вращения относительно выступающей части крышки.
Кроме того, ось может быть выполнена с отверстием, через которое пропущен упомянутый крепежный болт,
Ось может быть выполнена также полой с внутренней резьбой, один
конец оси прикреплен к установочному элементу, а другой конец - снабен
головкой для сопряжения с внутренней стороной рычага собачки.
В упомянутой плоской пластине и фиксирующей части крышки выполнены отверстия для установки указанных
крепежных болтов.
Механизм снабжен цапфой, на одном
конце которой закреплен поворотньш элемент, а на противоположном конце жестко смонтирована пластина,
с которой соединена упомянутая натя;; ная пружина.
Кроме того, механизм снабжен стопорным устройством для фиксации поворотного
элемента и приводной тяГО11 , располо ; енноп параллельно упомянутой пластине для ограниченного
вращения вокруг оси,последней, причем указанная пластина выполнена
с пазом, в котором размещена упомянутая тяга, зафиксированная в пазу посредством пластинчатой пружины.
Паз имеет расширенную центральную часть, а концы этого паза сопряжены
с тягой.
Пластинчатая пружина может быть выполнена из пластмассы и имеет
плоскую опорную часть с двумя разнесенньлми концами, между которыми расположена
пластинчатая часть пружины, при этом указанные части пружины выполнены за одно целое.
Пластинчатая .зафиксирована крышкой поворотного элемента,
закрепленной на наружной поверхности указанной плоской пластины и несущей
упор для защелки или поворотного элемента для исключения перемещения
двери относительно защелки, при этом упор выполнен из пластмассы и за одно
, целое с пластинчатой пружиной.
Паз ДЛЯ опускного стекла двери
расположен в зоне выступа, образованного пазом на указанной плоской пластине .
На фиг. 1 изображена аксонометрическая проекция с одной стороны запорного механизма задней двери/ на фиг. 2 - то хе, с другой стороны/ на фиг. 3 - запорный механизм, вид
сбоку; на фиг. 4 - сечение-д-л на фиг. З; на фиг. 5 - сечение Б-Б на
фиг. 3; на фиг. 6 - упор зшцелки, вид в аксонометрии; на фиг 7 - защелка
запорного механизма, вид в аксонометрии; на фиг. 8 - запорный
механизм передней двери, вид в аксонометрии; на фиг. 9 - горизонтальное
сечение В-В на фиг. 8; на фиг. 10 упор защелки запорного механизма передней двери, вид в аксонометрии.
Запорный механизм (фиг. 1-6) имеет установочный элемент 1 L-образного
сечения и включает в себя плоскую пластину 2, которая привинчивается
к внутренней стороне боковой поверхности 3 (см. фиг. 4) двери автомобиля
. Поворотный элемент 4 в виде вилки, изготовляемый из пластмассы
(полиамида) или из металла с резиновым покрытием, закрепляется с возможностью
поворачивания посредством плоской пластины 2 и крышки 5, которая прикрепляется к-наружной стороне
указанной пластины. К цапфе 6, к которой прикреплен поворотный элемент
4 ,,j закреплен также храповик 7. Плоскс® пластиной 2 удерживается с возможностью
поворота рычаг 8 с собачкой , входящей в зацепление с храповиком
7 для предотвращения его поворачивания и высвобождения защелки 9
i (см. фиг. 7) от поворотного элемента 4 и запорного механизма.
На рычаг В с собачкой воздействует обычный соединительный механизм
(не показан) для отпирания запорного механизма посредством наружной кнопки
или другого элемента, а для приведения в действие рычага 8 с собачкой
посредством обычного внутреннего рабчего элемента, на опорном элементе
1 поворачивается подпружиненный ры-. чаг 10. Для предотвращения движения
рычага 10 при неумелом или неосторожном обращении предусматривается запирающий
рычаг 11. Для предотвращения движения рычага 8 с собачкой и для
соединения с обычным внутренним запорным элементом, например нажимной
кнопкой, пред усматривается запирающий рычаг 12 с пру) 13 мгновенного действия.
Запорный механизм прикрепляется к внутренней стороне боковой поверхности
3 двери тремя крепежными болтами 14 (фиг. 4), установленными в
резьбовых отверстиях 15 (см. фиг. 3) в запорном механизме. Болты 14 не
являются потайными, так как обнаружено , что при такой конструкции избегается
образование микротрещинв краске вокруг отверстий 15 и тем самым повышается стойкость к ржавлению
Крышка 5 и поворотный элемент 4 выстп ют через отверстие в боковой поверности 3 двери, причем это отверстие не доходит до края боковой поверхноти
, чем исключается чрезмерное ослаление боковой поверхности двери.
Рычаг 8 с собачкой установлен на оси 16, положение-которой позволяет прикреплять запорный механизм к
двери автомобиля крепежными средствами в виде болта 14, соосного с
осью поворота рычага 8, чем обеспечивается крепление последнего непосредственно к двери (фиг. 5).
Ось 16 выполнена в виде втулки, имеющей резьбовое отверстие, через
которое может пройти крепежный болт 14. Один конец втулки прикрепляется
к плоской пластине 2 расклепыванием ее края, а другой конец снабжен головкой, которая входит в контакт
с внутренней стороной рычага 8 с собачкоГ и удерживает его при отсутствии
запорного механизма и установке внутри дверцы как единого целого. После установки запорного
механизма внутри дверцы внутрь осевого элемента 16 ввинчивают крепежный
болт 14. При данной конструкции запорного механизма оказывается невозможным установить крепежные
болты в плоскую пластину 2 справа от оси 16 и, таким образом, при
отсутствии крепежного болта 14, входящего в ось, большое усилие, прилагаемое
на поворотный элемент для открывания, ведет рычаг В с собачкой влево (фиг. 3) и вызывает изгиб
плоской пластины 2 за плоскость чертежа . Это избегается введением крепежного болта 14 в ось 16. Форма
и расположение последней обеспечивают отсутствие прижатия рычага 8
при затягивании крепежного болта 14
Крышка 5 поворотного элемента содержит
плоскую крепежную часть 17 и выпрессованную часть 18, которая проходит параллельно крепежной части
17 на определенном расстоянии от нее и соединяется с этой крепежной частью стаканом 19 со всех сторон
, кроме одной, в которую входит защелка 9. Крепежная часть 17 временно крепи тся к плоской пластине
2 заклепками через отверстия 20 (см. фиг. 3 и 4), и при установке запорного механизма внутри дверцы
крепех ная часть 17 постоянно прикрепляется к наружной стороне плоской
пластины 2 всеми тремя крепежными болтами 14. Крепежная часть 17 имеет отверстие на оси 16 поворота
рычага с собачкой, чем обеспечивается крепление рычага 8 к крышке 5
поворотного элемента. Все три крепежные болта 14 прикрепляют крепежную
часть 17 и, таким образом, крьшлку 5 поворотного элемента непосредственно к двери.
При такой конструкции крышки 5 поворотного элемента крепежная част
17 крышки 5 усиливает плоскую пластину 2.. Установлено, что при такоп
конструкции и Особом закреплении оси 16 рычага 8, характеристика предлагаемого
запорного механизма может быть улучшена на 40-50% по сравнению
с известным, что установле 1О испытаниями при статической нагрузке в
соответствии с нормами а.УЛ (рекомендуемая практика Общества автотракторных
инженеров). В дополнение к
0 его высокой прочности,описываемый запорный
механизм относительно компактен и легко монтируется в дверце.
Рычаг 8 с собачкой вводится под действием пружины в зацепление с хра5 повиком 7, а поворотный элемент в положение высвобо : дения его за1целки
посредством одной пружины натяжения 21, которая соединена с выступом
22, отогнутым на рычаге 8, и с высту0 пом 23, отогнутыгл на пластине 24,
приклепанной к концу цапфы 6, и, тем самым, соединенной с поворот ым элементом
4 (см.фиг.1).Таким образом, спиральная пружина натяжения 21 линейного
действия заменяет спиральную
5 пружину сжатия вршчательного действия
в известном устройстве. Установлено, что пружину 21 и дополнительну э деталь
(пластину 24) можно изготовить примерно одинаковой стоимости. Одна0 ко пру/хина 21 занимает гораздо меньше места в направлении оси 6. Усталостная
прочность пружины 21 относительно высока и прогде и лучше использовать
пружину, которая может выдер5 жать большое количество циклов с
меньшим проявлением тенденции к усталости .
Внутри крышки 5 поворотного элемента предусматривается упор. В кон0 кретном случае упор входит в контакт с головкой 25 защелки 9 (см.
фиг. 7), однако можно сделать так, чтобы этот упор входил в контакт с
поворотным элементом 4. В данном случае упор предназначен для предотвра5 щения вертикального движения дверцы относительно защелки 9. Упор выполнен
из двух частей - наружной обоймы 26 из пластмассы, служащей упором,
и внутреннего резинового вкладыша
0
27.Обойма 26 имеет небольшой выступ
28,который зажимается между крепежной
частью 17 крышки 5 поворотного элемента и плоской пластиной 2, чем
обеспечивается удерживание упора на
5 месте, и небольшой установочный
штифт 29 (фиг. 5). Упор составляет часть запорного механизма, а не узла защелки.
В запорном механизме для перед0 ней двери автомобиля положение оси
16 относительно оси цапфы 6 несколь- . ко отличается (фиг. 8-10). Второй
вариант запорного механизма не имеет запирающего рычага, предотвращающего
срабатывание при неосторожном
5
или неумелом обращении, однако он имеет тягу 30, проходящую параллельно плоскости первой пластины 2 для
ограниченного поворота вокруг его оси и приведения в действие запирающего элемента, выполненного в виде
запира1-з1цего рычага 12. Другой конец тяги 30 соединяется обычным образом с наружным замком автомобиля.
Тяга 30 располагается в канале 31, выпрессованном в плоской пластине
2, и удерживается в положении листогюи пружиной 32. Канал 31 имеет углубленную центральную часть 33 и
поэтому в контакт с тягой 30 входят только концевые участки канала 31,
чем предотврагцае-тся качание тяги 30 при большом зазоре между последней
и каналом 31 и защепление при малом зазоре или при недостаточной прямолинейности тяги 30.
Листовая прухина 32 изогнута в своем естественном положении и вьлполнена
из пластмассы, например нейлона, заодно с обоймой 26, упора (фиг. 10). Пружина 32 удерживается,
таким образом, в положении крышкой 5 поворотного элемента. Листовая Г1рух ина 32 имеет плоскую заднюю
часть 34 и двумя выступающими участками 35, меходу которыми располагается
прулсина 32, отходящая от части 34 причем весь узел выполнен как одно
целое. Листовая пружина 32 крепко удерживает тягу 30 в канале 31 и
Э,)()октивно предотвращает дребезжание Листовая пру::{ина однако располагает
(А не плоско вдоль тяги 30, а плотно прюхимается к этой тяге, по крайней
r/iepe, своей центральной частью (фиг. 9).
На фиг. 8 и 9 иллюстрируется вторая
функция канала 31. Выпуклость 36, образованная в пластине 2 каналом 31, служит в качестве распорного
элемента для предотвращения загрязнения запорного механизма через направляющий канал 37 опускаемого
бокового стекла 38. Конструкция двери может быть такой, что направляющий
канал 37 располагается на расстоянии от 2 до 3 мм от выпуклости 36,
однако пределы возможного отклонения или движения при использовании не
исключают возможности касания направляющего канала 37 с выпуклостью 36.
Описанные варианты можно широко модифицировать. Так, например, ось
16 может иметь усиленную головку путем удлинения этого элемента (фиг.5
пунктирные линии). В другом случае вследствие того, что центральная
часть 33 канала 31 не касается тяги 30, этот участок может быть выштампован с обеспечением зазора.
Данная конструкция запорного механизма обеспечивает повышение срока
его службы.
Формула изобретения
1. Запорный механизм для двери автомобиля , содержащий установочный
элемент, смонтированный на нем поворотный элемент, связанный с защелкой
, -храповик , закрепленный на поворотном элементе с возможностью вращения, и рычаг собачки, поворотно
связанный с установочным элементом для блокировки храповика при освобо : дении защелки при закрытой
двери, причем запорный механизм закреплен на двери посредством крепежных болтов, а защелка прикреплена
к раме двери для взаимодействия с указанным поворотным элементом, отличающийся тем, что,
с целью повышения срока службы запорного механизма, установочный элемент
выполнен в виде плоской пластины, закрепленной на двери посредством
болтов, соосно одному из крепежных болтов установлена ось, на которой
смонтирован рычаг собачки, связанный с храповиком, а поворотный
элемент связан с натяжной пружиной, соединенной с рычагом собачки, при
этом поворотный элемент снабжен крышкой, имеющей плоскую фиксирую $УЮ
часть, закрепленную на наружной .поверхности упомянутой пластины,
и выступающую часть, расположенную параллельно фиксирующей части и соединенную
с последней своими сторонами , кроме стороны, противолежащей указанной защелке, а поворотный
элемент установлен с возможностью вращения относительно выступающей части крышки.
.2. Механизм по п. 1, о т л и ч аю щ и й-с я тем, что ось выполнена
с отверстием , через которое пропущен упомянутый крепежный болт.
3.Механизм по п. 1, отличаю щ и и с я тем, что ось выполнена полой с внутренней резьбой, один
конец оси прикреплен к установочному элементу, а другой конец снабжен
головкой для сопряжения с внутренней стороной рычага собачки.
4.Механизм по пп. 1-3, о т л ич а э щ и и с я тем, что в упомянутой плоской пластине и фиксирующей
части крышки выполнены отверстия для установки указанных крепежных болтов
5.Механизм по пп. 1-4, отличающийся тем, что он снабжен цапфой, на одном конце которой закрелен
поворотный элемент, а на противоположном конце жестко смонтирована пластина, с которой соединена
упомянутая натяжнад пружина.
6.Механизм по пп.1-5, о т л ичающийся
тем, что он снабжен стопорным устройством для фиксации поворотного элемента и приводной
тягой, расположенной параллельно упомянутой пластине для ограниченного вращения вокруг оси последней, причем указанная пластина выполнена
с пазом, в котором размещена упомянтая тяга, зафиксированная в пазу посредством пластинчатой пружины.
7.Механизм по п. б, отличающийся тем,что паз имеет
расширенную центральную часть, а концы этого паза сопряжены с тягой.
8.Механизм по п. 6, отличающийся тем, что пластинчатая пружина выполнена из пластмассы
и имеет плоскую опорную часть
с двумя разнесенными концами, между
которыми расположена пластинчатая часть пружины, при этом указанные части пружины выполнены за одно
целое.
9.Механизм по пп. 6-8, отличающийся тем, что пластинчатая
пружина зафиксирована крьшкоп поворотного элемента, закрепленной
на наружной поверхности указанной плоской пластины и несущей упор для
защелки или поворотного элемента для исключения перемещения двери относительно защелки,при этом упор
выполнен из пластмассы и за одно целое с пластинчатой пружиной.
10. Механизм по пп. 6-9, отличающийся тем, что выступ, образованный пазом на указанной плоской
пластине, расположен в зоне паза опускного стекла двери.
Источники информации,
s принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Италии № 841599, кл. Е 05 В 65/12, опублик. 1976 (прототип
/2
16
11
20
б-б
9игЛ
Т 18
цг.5
f , /, X- / / у у X I