Код документа: RU2670391C2
Область техники, к которой относится изобретение
Настоящее изобретение относится к автомобильным транспортным средствам, в частности, к регулируемой защелке для крышек багажника и других аналогичных элементов, которая позволяет создать оптимальные зазоры между крышкой багажника и прилегающими поверхностями транспортного средства.
Уровень техники
Автомобильные транспортные средства могут иметь крышку багажника, фиксируемую в закрытом положении с помощью защелки. Когда крышка багажника находится в закрытом положении, между крышкой багажника и прилегающими поверхностями транспортного средства образуется щель (зазор). Если зазор слишком большой, или если в некоторых местах зазор значительно больше, чем в других областях, это может быть неприемлемо с точки зрения желаемого внешнего вида.
Раскрытие изобретения
В соответствии с одним аспектом настоящего изобретения представлена регулируемая защелка для крышки багажника транспортных средств, которая обеспечивает выборочную блокировку проема багажника. Крышка багажника имеет запорный механизм с подвижным запорным элементом, выполненный с возможностью разъемного соединения с фиксатором с целью соединения крышки багажника с фиксатором. Регулируемый фиксаторный блок выполнен с возможностью установки в транспортное средство таким образом, чтобы примыкать к проему багажника транспортного средства. Регулируемый фиксаторный блок включает в себя опорную конструкцию и фиксатор, который подвижно прикреплен к опорной конструкции с возможностью перемещения относительно опорной конструкции между выдвинутым положением и полностью закрепленным положением. Когда фиксатор находится в выдвинутом положении, он может удерживать крышку багажника в частично закрытом положении относительно проема багажника. Когда фиксатор находится в полностью закрепленном положении, он может удерживать крышку багажника в полностью закрытом положении относительно проема багажника. С фиксатором функционально соединен силовой привод для обеспечения механизированного перемещения фиксатора из выдвинутого положения в полностью закрепленное положение. Полностью закрепленное положение фиксатора является регулируемым таким образом, чтобы можно было отрегулировать полностью закрытое положение крышки багажника относительно проема багажника. В частности, полностью закрытое положение крышки багажника может быть отрегулировано для создания заранее заданной величины зазора между кромкой крышки багажника и прилегающей конструкцией транспортного средства.
В соответствии с другим аспектом настоящего изобретения представлен способ установки нужной ширины зазора между крышкой багажника и поверхностью транспортного средства. Способ предусматривает использование защелки с механизированным доводчиком, имеющей разъемный запорный механизм и фиксаторный блок. Фиксаторный блок включает в себя силовой привод, который перемещает фиксатор между выдвинутым положением и закрепленным положением. Способ предусматривает регулировку местонахождения закрепленного положения фиксатора для обеспечения такой величины зазора между кромкой крышки багажника и прилегающей поверхностью транспортного средства, которая является приемлемой в соответствии с заранее заданными критериями.
Эти и другие аспекты, цели и отличительные особенности настоящего изобретения будут поняты и оценены специалистами в данной области техники после изучения приведенных ниже описания, формулы изобретения и сопроводительных чертежей.
Краткое описание чертежей
На сопроводительных чертежах представлено следующее:
На Фиг. 1 представлен вид сзади автомобильного транспортного средства.
На Фиг. 2 представлен частичный фрагментарный вид части внутреннего пространства транспортного средства, на котором показан регулируемый фиксаторный блок с механизированным доводчиком, установленный на конструкции транспортного средства.
На Фиг. 3 представлена изометрическая проекция регулируемого фиксаторного блока с механизированным доводчиком.
На Фиг. 4 представлена изометрическая проекция реечной передачи регулируемого фиксаторного блока с механизированным доводчиком с Фиг. 3.
На Фиг. 5 представлен увеличенный фрагментарный вид тягового механизма регулируемого фиксаторного блока с механизированным доводчиком с Фиг. 3.
На Фиг. 6 представлены логические состояния переключателей регулируемого фиксаторного блока с механизированным доводчиком с Фиг. 3;
На Фиг. 7 представлен частичный схематический вид, на котором показано функционирование регулируемого фиксаторного блока с механизированным доводчиком с Фиг. 3.
На Фиг. 8 представлен частичный схематический вид, на котором показано функционирование регулируемого фиксаторного блока с механизированным доводчиком с Фиг. 3.
На Фиг. 9 представлена блок-схема способа установки зазора (щели) между кромкой крышки багажника и конструкцией транспортного средства.
На Фиг. 10 представлен частичный схематический вид регулируемого переключателя, включающего в себя стопорный механизм.
На Фиг. 11 представлен вид в поперечном разрезе стопорного механизма, выполненного по линии XI-XI с Фиг. 10.
На Фиг. 12 представлен частичный схематический вид зубчатой рейки в соответствии с другим аспектом настоящего изобретения.
Осуществление изобретения
Термины «верхний», «нижний», «правый», «левый», «задний», «передний», «вертикальный», «горизонтальный» и их производные, использованные в описании, относятся к расположению устройства, изображенного на Фиг. 1. Однако необходимо понимать, что элементы устройства могут иметь и другие ориентации, если явно не указано иное. Также следует понимать, что конкретные устройства и процессы, изображенные на сопроводительных чертежах и описанные далее, приведены в качестве примера реализации концепции изобретения. При этом конкретные размеры и прочие физические характеристики, относящиеся к описанным вариантам воплощения, не должны рассматриваться в качестве ограничения, если явно не указано иное.
На Фиг. 1 автомобильное транспортное средство 1 включает в себя каркас 2 транспортного средства и крышку 4 багажника, которая подвижно соединена с каркасом 2 транспортного средства с возможностью поворота между открытым и закрытым положениями. Защелка 32 на крышке 4 багажника входит в зацепление с регулируемым фиксаторным блоком 25 для создания разъемного соединения с целью удержания крышки 4 багажника в закрытом положении. Крышка 4 багажника имеет нижнюю/заднюю кромку 10, которая находится на некотором расстоянии от близлежащей поверхности 12 транспортного средства, образуя щель (зазор) 8. Кромка 10 крышки 4 багажника может иметь в целом горизонтальный нижний участок 14 и проходящие вверх участки 16А и 16В, которые расположены на некотором расстоянии от соответствующих поверхностей 18 и 20А, 20В транспортного средству, соответственно, для создания протяженного нижнего зазора 22 и боковых зазоров 24А и 24В. Однако форма кромок крышки 4 багажника и соответствующих поверхностей транспортного средства могут различаться, соответственно, настоящее изобретение не ограничено конкретной конфигурацией, приведенной на Фиг. 1.
На Фиг. 2 показано, что регулируемый фиксаторный блок 25 с доводчиком установлен на внутренней части 26 каркаса 2 транспортного средства. Регулируемый фиксаторный блок 25 включает в себя электродвигатель 30 или другой соответствующий силовой привод, который перемещает фиксатор 28 в по существу вертикальном направлении, как показано стрелкой «А» (Фиг. 3) между полностью закрепленным положением «С» и выдвинутым (приподнятым) положением «Р». При задействовании электродвигатель 30 перемещает подвижный фиксатор 28 в выдвинутое положение Р, когда крышка 4 багажника открыта. Для закрывания крышки 4 багажника пользователь может переместить ее вниз в сторону закрытого положения, что приведет к тому, что запорный элемент (не показан) защелки 32, установленной на крышке 4 багажника, зацепится за фиксатор 28 известным образом, первоначально удерживая крышку 4 багажника в приподнятом (не до конца закрытом) положении. Когда крышка 4 багажника находится в приподнятом положении, то кромка 10 находится в положении, показанном пунктирной линией 10А. Затем электродвигатель 30 перемещает фиксатор 28 из выдвинутого положения Ρ в полностью закрепленное положение С (Фиг. 3), тем самым перемещая крышку 4 багажника в полностью закрытое положение. Защелка 32 крышки 4 багажника может представлять собой стандартную защелку, используемую в крышках багажников автомобильных транспортных средств. Следует также понимать, что фиксаторный блок с доводчиком, который перемещает крышку багажника из приподнятого положения в полностью застопоренное (закрытое) положение, известен из уровня техники.
В устройстве, показанном на Фиг. 3, электродвигатель 30 приводит в движение червячную передачу 34, тем самым вращая первую шестерню 36 и вторую шестерню 38. Вторая шестерня 38 входит в зацепление с третьей шестерней 40, тем самым приводя в движение четвертую шестерню 42. На Фиг. 4 показано, как при задействовании электродвигателя 30 четвертая шестерня 42 входит в зацепление с зубьями 44 зубчатой рейки 46, тем самым линейно сдвигая зубчатую рейку 46, как показано стрелкой A1. На конце 48 зубчатой рейки 46 предусмотрена прорезь 50, в которую может быть вставлен штырек 52.
На Фиг. 3 показано, что фиксатор 28 имеет нижний конец 54, который подвижно соединен с опорной конструкцией 29 с помощью первого вертикального ползуна 56. Верхний конец 58 подвижного фиксатора 28 подвижно соединен с опорной конструкцией 29 с помощью второго ползуна 62 таким образом, чтобы перемещение подвижного фиксатора было ограничено, и чтобы подвижный фиксатор совершал возвратно-поступательное движение в вертикальном направлении относительно конструкции 29 регулируемого фиксаторного блока 25.
На Фиг. 5 показано устройство тягового механизма, где первая тяга 64 имеет нижний конец 66, шарнирно соединенный с рейкой 46 с помощью штырька 52, и верхний конец 68, имеющий поворотный соединитель 70, который шарнирно соединяет верхний конец 58 подвижного фиксатора 28 с первой тягой 64. Вторая тяга 72 имеет первый конец 74, шарнирно соединенный с конструкцией 29, и второй конец 76, шарнирно соединенный с промежуточной частью 78 первой тяги 64.
Приведение в действие электродвигателя 30 вызывает линейный сдвиг зубчатой рейки 46, как было описано выше со ссылкой на Фиг. 3 и 4. Перемещение зубчатой рейки 46 приводит к повороту первой и второй тяги 64 и 72, что вызывает перемещение подвижного фиксатора 28 в направлении стрелки «А» (Фиг. 3) между полностью закрепленным положением С и выдвинутым положением Р. На Фиг. 3 и 4 показано, что зубчатая рейка 46 может иметь выступ 80, который контактирует с первым и вторым переключателями 84 и 86 при линейном сдвиге зубчатой рейки 46, как показано стрелкой A1. Переключатели 84 и 86 соответствуют выдвинутому и полностью закрепленному положениям подвижного фиксатора 28, соответственно. Первый и второй переключатели 84 и 86 могут быть соединены с контроллером (не показан) или другим устройством логического управления для определения положения фиксатора 28. На Фиг. 5 видно, что первый переключатель 84 («Переключатель А» на Фиг. 6) срабатывает, когда фиксатор 28 находится в полностью закрепленном положении С. Второй переключатель 86 («Переключатель В» на Фиг. 6) срабатывает, когда подвижный фиксатор 28 находится в выдвинутом положении Р.
Работа электродвигателя 30, рейки 30 и переключателей 84 и 86 схематически представлена на Фиг. 7 и 8. В частности, как показано на Фиг. 7, когда подвижный фиксатор 28 находится в выдвинутом положении Р, электродвигатель 30 перемещает рейку 46 в направлении стрелки А2 таким образом, чтобы выступ 80 на рейке 46 контактировал с первым переключателем 84. На Фиг. 7 и 8 выступ 80 показан схематически в виде линии. Следует понимать, что для срабатывания переключателей 84 и 86 могут быть использованы и другие детали, а не только выступ. Кроме того, фактически может быть использован любой тип переключателя или другое соответствующее устройство, способное предоставлять информацию относительно положения зубчатой рейки 46 и/или подвижного фиксатора 28, при этом переключатели 84 и 86 являются примером предпочтительного варианта осуществления. На Фиг. 8 показано, что, когда электродвигатель 30 перемещает рейку 46 в направлении стрелки A3, подвижный фиксатор 28 может быть перемещен в закрепленное положение С (Фиг. 3), и выступ 80 может вступить в контакт с переключателем 86. В общем случае электродвигатель 30 может быть выполнен с возможностью перемещать рейку 46 в направлении стрелки А2 (Фиг. 7) до тех пор, пока не сработает переключатель 84, при перемещении фиксатора 28 в выдвинутое положение Р, и электродвигатель 30 может перемещать зубчатую рейку 46 в направлении стрелки A1 при перемещении фиксатора 28 в полностью закрепленное положение С до тех пор, пока выступ 80 не войдет в контакт с переключателем 86. Управление электродвигателем 30 осуществляется с помощью программируемого контроллера, электрической цепи или других соответствующих средств.
На Фиг. 3 видно, что переключатели 84 и 86 могут быть прикреплены с возможностью регулировки на опорной конструкции 29. Для удержания переключателей 84 и/или. 86 в требуемом положении могут быть использованы установочные винты 88 и 90 или другие фиксирующие или зажимные элементы. В частности, положение первого переключателя 84 может быть отрегулировано так, как показано стрелкой A4. Изменение положения переключателя 84 изменяет положение подвижного фиксатора 28, когда он находится в полностью закрепленном положении С. Поскольку место, в котором фиксатор 28 находится в закрепленном положении С, определяет размер нижней части 22 зазора 10 (Фиг. 1) между крышкой 4 багажника и прилегающей поверхностью 18 транспортного средства, положение первого переключателя 84 может быть отрегулировано так, чтобы обеспечить требуемый зазор 8 при закрытой крышке 4 багажника.
Обратимся теперь к Фиг. 9. Во время сборки автомобильного транспортного средства 1 его перемещают на участок подгонки в конце линии сборки, как указано на этапе 92. Рабочий может измерить или иным образом проверить зазор (щель) 22 между крышкой 4 багажника и поверхностью 12 облицовки. Если размер зазора (щели) 22 не является приемлемым (т.е. размер зазора 22 выходит за пределы заранее заданного диапазона допустимых значений), то рабочий может открыть крышку 4 багажника и отрегулировать положение упора (закрепленное положение) С, фиксатора 28, как показано на этапе 96. Регулировка положения упора фиксатора выполняется путем перемещения переключателя 84 (Фиг. 3), как описано выше. В частности, может быть ослаблен установочный винт 88, перемещен первый переключатель 84, а затем установочный винт 88 может быть снова затянут для фиксации переключателя 84 в новом отрегулированном положении. Пользователь может измерить зазор 22 до выполнения регулировки и сравнить размер измеренного зазора с требуемым или целевым размером зазора, чтобы определить расстояние, на которое переключатель 84 должен быть перемещен для нахождения правильного полностью закрепленного положения С подвижного фиксатора 28. Например, целевой (требуемый) зазор 22 может составлять 2 мм или 3 мм. Если целевой (требуемый) зазор составляет 3 мм, а измеренный зазор составляет 6 мм, то положение переключателя 84 может быть отрегулировано таким образом, чтобы уменьшить зазор на 3 мм.
Следует понимать, что геометрия тяг 64 и 72, а также расположение паза 50 рейки 46 влияет на взаимосвязь между расстоянием, на которое перемещается рейка 46, и расстоянием, на которое перемещается подвижный фиксатор 28, при этом данная разница может быть учтена при регулировке положения переключателя 84. Например, геометрия звеньев 64 и 72 может привести к перемещению подвижного фиксатора 28 на 2 мм при каждом линейном перемещении зубчатой рейки 46 на 1 мм. В данном случае, если полностью зафиксированное положение С фиксатора 28 должно быть изменено на 3 мм, то положение переключателя 84 следует изменить на 1,5 мм. В приведенном примере переключатели 84 и 86 прикреплены с возможностью регулировки с помощью установочных винтов 88 и 90. Однако, как будет сказано ниже, переключатели 84 и 86 могут быть прикреплены с помощью стопорного соединения.
Как показано на Фиг. 9, после регулировки положения переключателя крышка 4 багажника снова может быть закрыта, а зазор (щель) 22 может быть повторно измерен. При неправильном зазоре (щели) 22 (т.е. если размер зазора (щели) 22 выходит за пределы заранее заданного диапазона допустимых значений), положение переключателя 84 должно быть повторно отрегулировано на этапе 96, при этом процесс регулировки может повторяться до тех пор, пока размер зазора (щели) 22 не станет допустимым. Когда размер зазора (щели) 22 будет отрегулирован до допустимого значения, крышка 4 багажника может быть открыта, а привод 25 фиксатора может быть закрыт скобой или ковриком как указано на этапе 98, после чего транспортное средство может быть отправлено на следующий участок, как показано на этапе 100.
На Фиг. 10 и 11 показано, что переключатель 84 может быть прикреплен с возможностью регулировки к конструкции 29 с помощью стопорного механизма 81. В частности, переключатель 84 может иметь удлиненную часть 79, которая выступает над поверхностью 29А конструкции 29. Удлиненная часть 79 может иметь зубья или выступы 82А и 82В, которые входят в зацепление с зубьями 83А и 83В, расположенными на опорной конструкции 29, чтобы обеспечить перемещение переключателя 82 относительно опорной конструкции 29, как указано стрелкой A4. Зубья 83А и 83В могут быть удалены друг от друга на заранее заданное расстояние, соответствующее заранее заданному изменению местонахождения полностью закрепленного положения С фиксатора 28. Например, зубья 83А и 83В могут быть удалены друг от друга на расстояние, соответствующее изменению местонахождения фиксатора 28 на 0,5 мм, когда фиксатор 28 находится в полностью закрепленном положении С. Таким образом, пользователь может отрегулировать положение переключателя 84, надавив на выступ 79 для изменения положения переключателя 84 требуемое количество раз для того, чтобы изменить/отрегулировать полностью закрепленное положение С фиксатора 28.
На Фиг. 12 показано, что в соответствии с другим аспектом настоящего изобретения рейка 46А может представлять собой состоящий из двух частей узел, имеющий первый компонент 102 с зубьями 44 и прорезью 50 на конце 48, которые практически аналогичны соответствующим элементам, описанным выше со ссылкой на Фиг. 4. Рейка 46А включает в себя пластину или второй элемент 104, которая подвижно соединена с первым компонентом 102 стопорным соединением 106, схематически показанным пунктирными линиями на Фиг. 12. Пользователь может взяться за концевую часть 108 пластины 104 и переместить ее относительно первого компонента 102, как показано стрелкой А5, изменяя тем самым положение выступа 80А относительно первого компонента 102 зубчатой рейки 46А. Данная регулировка положения выступа 80А изменяет относительное положение зубьев 44 относительно переключателей 84 и 86, что позволяет регулировать выдвинутое и полностью закрепленное положения фиксатора 28. В случае использования зубчатой рейки 46А, на этапе 96 (Фиг. 9) пользователь может переместить пластину 104 для регулирования зазора (щели) 22, если это необходимо.
Следует понимать, что в описанную выше конструкцию могут быть внесены различные вариации и модификации без выхода за рамки сущности настоящего изобретения, которая определена следующей формулой изобретения, если явно не указано иное.
Предложен способ регулировки зазора (щели) между кромкой крышки багажника и поверхностью транспортного средства, в котором на кузове транспортного средства устанавливают защелку с механизированным доводчиком, имеющим силовой привод, который перемещает фиксатор между выдвинутым положением и полностью закрепленным положением. Закрепленное положение фиксатора может быть отрегулировано таким образом, чтобы обеспечить допустимую ширину зазора (щели) между кромкой крышки багажника и прилегающей поверхностью транспортного средства. 2 н. и 15 з.п. ф-лы, 12 ил.