Формула
1. Замок, прежде всего для двери или откидной дверцы транспортного средства, содержащий стопорный механизм, включающий в себя поворотную защелку (2), храповую собачку (4) для защелкивания поворотной защелки (2) в защелкнутом положении, предпочтительно блокирующий рычаг (7) для блокирования храповой собачки (4) в ее защелкнутом положении и спусковой рычаг (5) для размыкания стопорного механизма, в частности, путем выдвижения блокирующего рычага (7) из его блокирующего положения, отличающийся тем, что в нем предусмотрен блокировочный механизм, имеющий, в частности, более одного места (25, 26, 27) блокировки и выполненный с возможностью предотвращения размыкания стопорного механизма при получении чрезмерно сильного ускорения, а именно и прежде всего - при чрезмерно сильном ускорении спускового рычага (5) и/или при чрезмерно сильном ускорении соответствующей ручки двери или откидной дверцы.
2. Замок по п. 1, отличающийся тем, что блокировочный механизм содержит инерционный рычаг (15) и стопорный рычаг (21), соединенные между собой таким образом, что не получивший чрезмерно сильного ускорения спусковой рычаг (5) и/или не чрезмерно сильно ускоренная ручка может(-гут) перемещать инерционный рычаг (15) вместе со стопорным рычагом (21) для выдвижения храповой собачки (4) из ее защелкнутого положения и/или блокирующего рычага (7) из его блокирующего положения.
3. Замок по п. 2, отличающийся тем, что инерционный рычаг (15) и стопорный рычаг (21) соединены между собой таким образом, что чрезмерно сильно ускоренная ручка и/или получивший чрезмерно сильное ускорение спусковой рычаг (5) может(-гут) перемещать только стопорный рычаг (21), а именно и прежде всего - в одно из имеющихся у блокировочного механизма мест (25, 26, 27) блокировки, обеспечивающее возможность исключения дальнейшего качательного отклонения ручки и/или спускового рычага (5) для размыкания стопорного механизма.
4. Замок по одному из предыдущих пунктов, отличающийся тем, что блокировочный механизм содержит пружину (23), соединяющую между собой инерционный рычаг (15) и стопорный рычаг (21) таким образом, что только не получивший(е) чрезмерно сильного ускорения спусковой рычаг (5) и/или ручка может(-гут) перемещать инерционный рычаг (15) вместе со стопорным рычагом (21).
5. Замок по п. 5, отличающийся тем, что одна лапка (22) пружины (23) соединена с инерционным рычагом (15), предпочтительно с поджатием прилегая к контуру (20) инерционного рычага (15), и/или другая лапка (24) пружины (23) соединена со стопорным рычагом (21), предпочтительно с поджатием прилегая к контуру стопорного рычага (21).
6. Замок по одному из предыдущих пунктов, отличающийся тем, что стопорный рычаг (21) содержит поводок (13), выполненный с возможностью перемещения спусковым рычагом (5) для передвижения стопорного рычага (21), причем лапка (24) пружины (23) с поджатием прилегает предпочтительно к поводку (13).
7. Замок по п. 6, отличающийся тем, что инерционный рычаг (15) имеет прорезь (16), разработанную таким образом, что через нее проходит насквозь поводок (13) стопорного рычага (21) и/или обеспечивается возможность относительного перемещения между стопорным рычагом (21) и инерционным рычагом (15).
8. Замок по одному из предыдущих пунктов, отличающийся тем, что масса инерционного рычага (15) в несколько раз превышает массу стопорного рычага (21), предпочтительно двукратно, более предпочтительно трехкратно, а еще более предпочтительно четырехкратно.
9. Замок по одному из предыдущих пунктов, отличающийся тем, что у него имеется стопорный контур (18), предпочтительно жестко соединенный с коробкой (1) замка и выполненный с возможностью блокирования стопорного рычага (21) в одном из мест (25, 26, 27) блокировки при чрезмерно сильном ускорении спускового рычага (5) и/или ручки.
10. Замок по п. 9, отличающийся тем, что стопорный рычаг (21) имеет конец с выступом (28), обращенным к стопорному контуру (18), прежде всего при чрезмерно сильном ускорении спускового рычага (5) и/или ручки, и предпочтительно согласованным со стопорным контуром (18).
11. Замок по п. 10, отличающийся тем, что положение блокировочного механизма в месте блокировки зафиксировано упором (25) стопорного контура (18) и/или выемкой (26, 27) стопорного контура (18), причем выемка(и) (26, 27) предпочтительно расположена(ы) в окружном направлении инерционного рычага (15) против часовой стрелки, когда за точку отсчета принят упор (25).
12. Замок по п. 11, отличающийся тем, что выемка (26, 27) стопорного контура (18) выполнена треугольной.
13. Замок по одному из предыдущих пунктов, отличающийся тем, что выступ (28) стопорного рычага (21) выполнен треугольным, имея скосы на обеих сторонах, при этом предпочтительно скос (29), расположенный в направлении против часовой стрелки относительно оси (14) стопорного рычага (21), более пологий, чем противолежащий ему скос выступа (28).
14. Замок по одному из предыдущих пунктов, отличающийся тем, что на упоре (25) стопорного контура (18) имеется скос, по существу, параллельный скосу (29) выступа (28) стопорного рычага (21) при нахождении его в положении блокировки, т.е. тому скосу, который может входить в контакт с упором (25) при блокировании стопорного механизма блокировочным механизмом.
15. Замок по одному из предыдущих пунктов, отличающийся тем, что ось (14) стопорного рычага (21) расположена на его конце, противоположном его концу с выступом (28).