Код документа: RU2790508C1
Изобретение относится к области радиотехники и может быть использовано при создании и модернизации средств контроля работоспособности навигационной аппаратуры потребителя (НАП) воздушного судна (ВС).
Наиболее близким по технической сущности к заявляемому способу (прототипом) является способ контроля достоверности информации, принимаемой навигационной аппаратурой потребителя воздушного судна (см., например, патент на изобретение №2740398 от 14 января 2021 г.), который может быть использован для контроля работоспособности НАП глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС) ВС. Данный способ применительно к задаче контроля работоспособности НАП ВС в условиях одной действующей ГНСС заключается в следующем. На стороне локальной контрольно-корректирующей станции (ЛККС), имеющей заранее точно определенные координаты
Возможность использования, приведенного выше способа для контроля работоспособности НАП объясняется следующим. Под работоспособностью (работоспособным состоянием) НАП понимается состояние НАП, в котором она соответствует всем требованиям, установленным в документации. Под неработоспособностью (неработоспособным состоянием) НАП понимается состояние НАП, в котором она не способна выполнять хотя бы одну требуемую функцию. Несоответствие достоверности информации, принимаемой НАП от спутников ГНСС, заданным требованиям приводит к тому, что НАП формирует ложные навигационные измерения (в том числе оценки пространственных координат). Под ложными навигационными измерениями понимаются навигационные измерения, точность которых не соответствует заданным требованиям. В свою очередь состояние, в котором НАП формирует ложные навигационные измерения, является неработоспособным состоянием НАП, так как в этом состоянии НАП не способна выполнять требуемую функцию формирования навигационных измерений с заданной точностью.
Анализ данного способа (прототипа) применительно к контролю работоспособности НАП показывает следующее. Формированию решения q=1 о том, что НАП является работоспособной можно поставить в соответствие условие
Объем
Таким образом, в качестве одного из недостатков прототипа можно отметить, то что увеличение расстояния между ЛККС и ВС приводит к существенному снижению вероятности правильного контроля работоспособности НАП.
Техническим результатом изобретения является повышение вероятности правильного контроля работоспособности НАП ВС.
Указанный результат достигается тем, что в известном способе, если модуль разности оценок расстояний R1 и R2 превышает заданное пороговое значение h, то формируют первое частное решение о том, что оценка R1 не соответствует оценке R2, в противном случае формируют первое частное решение о том, что оценка R1 соответствует оценке R2, дополнительно формируют оценку уБВ высоты ВС с использованием барометрического высотомера в течение полета ВС, сравнивают модуль разности оценок уБВ и уНАП с заданным допустимым отклонением Δудоп, если модуль разности оценок уБВ и уНАП превышает заданное допустимое отклонение Δудоп, то формируют второе частное решение о том, что оценка уБВ не соответствует оценке уНАП, в противном случае формируют второе частное решение о том, что оценка уБВ соответствует оценке уНАП, если оценка R1 соответствует оценке R2 и одновременно с этим оценка уБВ соответствует оценке уНАП, то формируют итоговое решение о том, что НАП является работоспособной, в противном случае формируют итоговое решение о том, что НАП является неработоспособной.
Сущность изобретения заключается в том, что контроль работоспособности НАП осуществляется в результате комплексной обработки информации от НАП, ЛККС и барометрического высотомера, и основан на совместной проверке пары соответствий: с одной стороны, проверяется соответствие оценок расстояния между ЛККС и ВС, сформированных с использованием НАП и ЛККС, а с другой стороны проверяется соответствие оценок высоты ВС, сформированных НАП и барометрическим высотомером. При этом итоговое решение о том, что НАП является работоспособной формируется только при условии одновременного выполнения пары вышеприведенных соответствий. Это позволяет значительно уменьшить сектор неопределенности по отношению к прототипу и, как следствие, приводит к повышению вероятности правильного контроля работоспособности НАП ВС.
Для предлагаемого способа сектор неопределенности ΔS2 представляет собой часть сектора неопределенности прототипа ΔS1, находящуюся между двумя параллельными плоскостями Р1 и Р2, где плоскость Р1 - плоскость, расположенная перпендикулярно земной поверхности на расстоянии
Как видно из выражения (2), объем
Данный способ включает в себя следующие этапы:
1 На стороне наземной стационарной ЛККС, имеющей заранее точно определенные координаты
1.1 Определение моментов времени ti0 передачи дополнительных информационных посылок в соответствии с выражением
где t1 - заданный первый момент времени передачи дополнительной информационной посылки, i = 0, 1, 2, 3, …, Δt - установленный интервал времени между моментами времени передачи дополнительных информационных посылок.
1.2 Формирование и передача по радиоканалу в определенные моменты времени ti0 дополнительных информационные посылок
2 На борту воздушного судна, взаимодействующего с ЛККС:
2.1 Прием и обработка спутниковых сигналов от ГНСС с помощью НАП.
2.2 Формирование оценок
2.3 Формирование оценки уБВ высоты ВС с использованием барометрического высотомера в течение полета ВС.
2.4 Прием дополнительной информационной посылки
2.5 Определение первой оценки расстояния между ВС и ЛККС в соответствии с выражением
2.6 Определение второй оценки R2 расстояния между ВС и ЛККС в соответствии с выражением
2.7 Формирование первого частного решения q1 о соответствии или несоответствии оценок R1 и R2, в соответствии с выражением
где q1=0 - первая оценка R1 расстояния между ВС и ЛККС не соответствует второй оценке R2 расстояния между ВС и ЛККС; q1=1 - первая оценка R1 расстояния между ВС и ЛККС соответствует второй оценке R2 расстояния между ВС и ЛККС, h - заданное пороговое значение.
2.8 Формирование второго частного решения q2 о соответствии или несоответствии оценок уБВ и уНАП в соответствии с выражением
где q2=0 - оценка уБВ не соответствует оценке уНАП; q2=1 - оценка уБВ соответствует оценке уНАП, Δудоп. - заданное допустимое отклонение высоты, измеряемой НАП от высоты измеряемой барометрическим высотомером.
2.9 Формирование итогового решения q о работоспособности или неработоспособности НАП ВС в соответствии с выражением
где q ∈ [0,1], q=0 - НАП ВС является неработоспособной; q=1 - НАП ВС является работоспособной.
Согласно выражениям (4) - (8) итоговое решение о том, что НАП ВС является работоспособной формируется в том случае, если оценка R1 соответствует оценке R2 и одновременно с этим оценка уБВ соответствует оценке уНАП, в противном случае формируется итоговое решение о том, что НАП является неработоспособной.
Данный способ может быть реализован, например, с помощью комплекса устройств, структурная схема которого приведена на фигуре 1, где обозначено: 1 - ЛККС; 2 - блок управления (БУ); 3 - аппаратура формирования и передачи дополнительной информационной посылки (АФП ДИП); 4 - ВС, взаимодействующее с ЛККС; 5 - НАП; 6 - барометрический высотомер; 7 - приемник дополнительной информационной посылки (ПРМ ДИП); 8 - БУ; 8 - блок обработки информации (БОИ); 9 - блок обработки информации (БОИ).
БУ 2 предназначен для определения моментов времени ti0 передачи дополнительных информационных посылок в соответствии с выражением (3) и управления АФП ДИП 3. АФП ДИП 3 предназначена для формирования и передачи в определенные моменты времени ti0 дополнительных информационные посылок
Комплекс работает следующим образом. БУ 2 определяет моменты времени ti0 передачи дополнительных информационных посылок в соответствии с выражением (3) и управляет АФП ДИП 3. АФП ДИП 3 формирует и под управлением БУ 2 передает в определенные моменты времени ti0 дополнительные информационные посылки
Предлагаемое техническое решение является новым, поскольку из общедоступных сведений не известен способ контроля работоспособности НАП, осуществляемый в результате комплексной обработки информации от НАП, ЛККС и БВ, в котором итоговое решение о том, что НАП является работоспособной формируется только при условии одновременного соответствия оценок расстояния между ЛККС и ВС, сформированных с использованием НАП и ЛККС, и оценок высоты ВС, сформированных НАП и барометрическим высотомером.
Предлагаемое техническое решение имеет изобретательский уровень, поскольку из опубликованных научных данных и известных технических решений явным образом не следует, что если контроль работоспособности НАП осуществлять в результате комплексной обработки информации от НАП, ЛККС и БВ, при этом итоговое решение о том, что НАП является работоспособной формировать только при условии одновременного соответствия оценок расстояния между ЛККС и ВС, сформированных с использованием НАП и ЛККС, и оценок высоты ВС, сформированных НАП и барометрическим высотомером, то это приведет к повышению вероятности правильного контроля работоспособности НАП.
Предлагаемое техническое решение промышленно применимо, так как для его реализации могут быть использованы элементы, широко распространенные в области электронной и электротехники.
Изобретение относится к области радиотехники и может быть использовано при создании и модернизации средств контроля работоспособности навигационной аппаратуры потребителя (НАП) воздушного судна (ВС). Техническим результатом изобретения является повышение вероятности правильного контроля работоспособности НАП ВС. В заявленном способе контроль работоспособности НАП осуществляется в результате комплексной обработки информации от НАП, локальной контрольно-корректирующей станции (ЛККС) и барометрического высотомера. При этом осуществляют совместную проверку пары соответствий: соответствия оценок расстояния между ЛККС и ВС, сформированных с использованием НАП и ЛККС, а также соответствия оценок высоты ВС, сформированных НАП и барометрическим высотомером. Итоговое решение о том, что НАП является работоспособной, формируют при условии одновременного выполнения пары вышеприведенных соответствий. 1 ил.
Способ контроля достоверности информации, принимаемой навигационной аппаратурой потребителя воздушного судна
Способ мониторинга (периодического контроля) систематических погрешностей измерения барометрической высоты
Способ контроля достоверности данных системы автоматического зависимого наблюдения
Способ контроля достоверности и устройство объединения/консолидации с множеством модулей обработки