Код документа: RU182605U1
Полезная модель относится к учебным магнитным доскам, выполненным на основе магнитного винила для крепления на них различных знаков, а более конкретно к музыкальным учебным доскам для слабовидящих.
Учебная магнитная доска известна из сети "Интернет" при соответствующем запросе в строке поисковой системы.
Доска выполнена на основе листового магнитного винила, заключенного в рамку для размещения в удобном для зрячих вертикальном положении, например на стене. На поверхности винила краской нарисован музыкальный стан, и на доску легко крепятся "ноты", поскольку снабжены магнитными свойствами.
Описанный прототип содержит такие общие с заявляемой "Магнитной музыкальной доской для слабовидящих" признаки, как магнитный винил, разметка музыкального стана, набор нотных знаков.
Недостатки прототипа рассматриваются только с точки зрения необходимости создания такого учебного пособия, которое применимо для слабовидящих.
Недостаток прототипа - настенное крепление доски, в то время как слабовидящему в процессе обучения удобно горизонтальное положение доски для "считывания" информации руками сидя.
Другим недостатком прототипа является недостаточная компактность доски: она должна складываться для возможности переноски с целью использования в учебной аудитории и вне ее, в том числе в процессе самоподготовки.
Еще одним недостатком прототипа является отсутствие возможности выбора знака на ощупь из соответствующей секции.
Еще одним недостатком прототипа является невозможность тактильного различия нотных знаков.
Еще одним недостатком прототипа является выполнение нотных знаков из магнитного материала, что приводит к слипания их между собой при хранении, создавая трудность пользования для слабовидящего.
Технический результат от использования предлагаемой полезной модели - обеспечение слабовидящему возможности полноценного самостоятельного нетрудоемкого овладения музыкальной грамотой на основе применения тактильных музыкальных символов и общепринятого музыкального стана с продленными добавочными линиями.
Указанный технический результат достигается тем, что магнитная музыкальная доска для слабовидящих, включающая панель, магнитный винил, разметку по крайней мере одного двойного музыкального стана и набор притягивающихся магнитом нотных знаков, выполнена раскладной с боковыми частями. Центральная часть панели снабжена шарнирной крышкой, разделенной на секции. Шарнир выполнен в виде ручки для переноски. На раскладной панели с поперечными пазами размещены по крайней мере два тактильных музыкальных стана, выполненные из магнитных шнуров.
Нотные знаки выполнены в виде тактильных музыкальных символов.
Для исключения слипания тактильных музыкальных символов между собой при хранении в секциях они выполнены из железа.
Полезная модель поясняется чертежами.
На фиг. 1 показана сложенная музыкальная доска для слабовидящих, вид спереди, внешне напоминающая кейс.
На фиг. 2. показан вид сбоку сложенной музыкальной доски.
На фиг. 3 показан вид сбоку сложенной музыкальной доски, лежащей, например, на учебном столе в положении, предшествующем раскрыванию.
На фиг. 4 показана раскрытая музыкальная доска для слабовидящих, готовая к использованию.
На фиг. 5 показано устройство музыкального стана в увеличенном виде.
На фиг. 6 показан музыкальный стан с музыкальными символами, подготовленный для урока со слабовидящими. Для примера показан фрагмент песни "Маленькой елочке холодно зимой".
На фиг. 1, 2, 3, 4, 5 и 6 цифрами обозначены:
1 - ручка
2 - кронштейн
3 - крышка
4 - раскладная панель
5 - боковая часть
6 - секции
7 - магнитный шнур
8 - поперечный паз
9 - тактильный музыкальный символ
Заявляемая магнитная музыкальная доска для слабовидящих (фиг. 1) в сложенном виде напоминает кейс приемлемых габаритов с ручкой 1 для переноски. Ручка 1 (фиг. 2) является осью шарнира для кронштейнов 2, посредством которых связаны между собой крышка 3 и панель 4 с боковыми частями 5.
В раскрытом положении (фиг. 4) на крышке 3 становятся доступными секции 6 с размещенными в них тактильными музыкальными символами (условно не показаны). Раскладная панель 4 и боковые части 5 имеют шарнирное соединение (конструкция которого известна и условно не показана).
На всей плоскости панели 4 и боковых частях 5 наклеен магнитный винил (условно не показан).
Тактильный музыкальный стан 6 (фиг. 5) выполнен из магнитных шнуров 7, закрепленных в панели 4 и боковых частях 5 с поперечными пазами 8 для установки тактовых черт.
Специфика обучения слабовидящего такова, что необходимо иметь два музыкальных стана, расположенных один под другим.
Тактильные музыкальные символы 9 (фиг. 6), изготовленные из железа, удерживаются при горизонтальном положении панели 4 и боковых частей 5 за счет силы магнитного сцепления с магнитным винилом в нужном месте и выбранном положении достаточно надежно для работы пальцами слабовидящего.
Магнитная музыкальная доска для слабовидящих используется следующим образом.
Доску приносят в класс за ручку 1 (фиг. 1) и кладут на учебный стол (фиг. 3) ручкой 1 к обучаемому или педагогу. В этом положении все тактильные музыкальные символы 9 (фиг. 6) разложены по соответствующим секциям 6 (фиг. 4) крышки 3.
Открыв раскладную панель 4 (фиг. 4) и развернув боковые части 5 в стороны, завершают предварительную подготовку к занятию.
После этого педагог начинает "записывать" партитуру. Для этого он выбирает соответствующие тактильные музыкальные символы 9 (фиг. 6) и размещает их как обычные музыкальные знаки. При этом они "прилипают" к магнитному винилу и сохраняют свое положение достаточно надежно в процессе "считывания" слабовидящим.
После набора партитуры учебного урока педагогом за магнитную музыкальную доску садится слабовидящий, и начинается совместный разбор задания. При этом педагог зримо воспринимает обычную запись на музыкальном стане, но только с применением тактильных музыкальных символов, значение которых он знает, а слабовидящий кончиками пальцев считывает эту запись, чувствуя и тактильный музыкальный стан, и тактильные музыкальные символы, значение которых он уже изучил и запомнил.
Таким образом, между педагогом и слабовидящим возникает полноценная коммуникация, обеспеченная предлагаемой полезной моделью.
Предложение резко ускоряет запись и чтение музыкальных фраз, не требует длительного обучения зрячего партнера и дает возможность существенно снизить возраст начала серьезного музыкального обучения талантливого ребенка с дефектом зрения.
Полезная модель относится к тифлопедагогике и применима при обучении слабовидящих музыкальной грамоте. Доска складывается в кейс. Технический результат - обеспечение слабовидящему возможности полноценного самостоятельного нетрудоемкого овладения музыкальной грамотой на основе применения тактильных музыкальных символов и общепринятого музыкального стана. Доска представляет собой раскладную панель с боковыми частями и магнитным винилом на ней. На раскладной панели два тактильных музыкальных стана из магнитных шнуров и поперечных пазов. На центральной части - шарнирная крышка с секциями и ручка для переноски. Нотные знаки выполнены в виде тактильных музыкальных символов из железа и размещены в секциях шарнирной крышки. 6 ил.