Код документа: SU847945A3
измерительной базы используют поверхность вспомогательного круга, концентричную оси вращения колесной пары,
Кроме того, поверхность вспомогательного круга выполняют непосредственно на позиции измерения.
При этом в устройстве для реализации способа базирующее приспособление выполнено в виде опор для подшипниковых узлов колесных пар, а для проточки поверхности вспомогательного круга оно снабжено токарным приспособлением.
На фиг., ) приведено устройство для измерения профилей катания колесных пар, вид спереди; на фиг. 2 - то же, вид в плане.
Устройство содержит основание 1, две стойки 2 и 3 с базирующим приспособлением , выполненным в виде платформ 4 и 5 для установки подшипниковых узлов контролируемых колесных пар, рельсы 6 и подъемный стол 7 для подкатывания и установки на измерительную позицию контролируемых объектов, привод 8 вращения колесных пар на измерительной позиции, траверсу 9, две продольные каретки 10 и 11, устанавливаемые соответственно в правую и левую плоскость измерения профилей колесной пары, толкатели 12 и 13 осевого базирования с датчиками-симметроотметчиками 14 и 15, поперечные измерительные каретки 16 и 17, каждая из которых (фиг, 2) снабжена многомерным профнльньм шаблоном 18, фрикционш 1М измерителем 19 диаметров и рычажношарнирным механизмом 20 для фрикционного измерителя в зону вспомогагельного круга, а также измерителем 21 радиального перемещения каретки .
На каждой из продольных кареток размещена также вспомогательная поперечная к-аретка 22 (на фиг. 2 показана только одна вспомогательная каретка), служащая основанием для токарного суппорта 23 с резцом 24. Вспомогательная каретка, суппорт и резец образуют токарное приспособление для проточки поверхности вспомогательного круга. Вспомогательная каретка снабжена также измерительным рычагом 25 с электроконтактным преобразователем 26,
Способ измерения профилей катания колесных пар при помощи данного устройства заключается в следующем.
Контролируемую колесную пару подкатывают по рельсам бис помощью подъемного стола 7 устанавливают подшипниковыми узлами на платформы 4 и 5. С помощью толкателей 12 и 13, пользуясь датчиками-симметроотметчиками
14 и 15 устанавливают колесную пару симметрично относительно продольных кареток 10 и 11, В случае необходимости подшипниковые узлы закрепляют на платформах базирующего приспособления , Затем с помощью токарного суппорта 23 выполняют проточку поверхности вспомогательного круга. Колесную пару приводят во вращение с помощью привода 8, вводят измерительный рычаг 25 в зону вспомогательного круга и перемещают вспомогательную поперечную каретку 22 радиально от центра до касания измерительного рычага с поверхностью вспомогательного круга, что отмечают с помощью электроконтактного преобразователя 26, Затем резцом 24, установленным в токарном суппорте 23, протачивают поверхность вспомогательного круга
и снова ощупывают последнюю измерительным рычагом. Процесс формирования вспомогательного круга считают . законченным, когда положение измерительного рычага в течение одного
оборота колесной пары перестает изменяться (выведено биение поверхности вспомогательного круга), Затем вводят в зону вспомогательного круга фрикционный измеритель 19 диаметра,
радиально перемещают от центра измерительную поперечную каретку 17 до касания фрикционного измерителя с поверхностью вспомогательного круга и определяют диаметр последнего по
отношению угловых скоростей колесной пары и измерительного ролика фрикционного прибора. Пусть этот диаметр, например, равен 890 мм. Радиальное положение измерительной каретки от
мечают с помощью измерителя 21, Затем упомянутую измерительную каретку перемещают радиально к центру до тех пор, пока многомерный профильный шаблон 18 не приходит во взаимодействие с
профилем катания колесной пары (взаимодействие многомерного профильного шаблона считается законченным, когдг достигнуто самое близлежащее к оси вращения место на периферии поверхности катания колесной пары. Путь перемещения измерительной каретки отмечают по измерителю 2I. Допустим он равен 50 мм. Расстояние между фрикционным измерителем и профильным шаблоном аттестовано заранее и равно, например, 90 мм. В рассматриваемом примере толщина б дажа составляет 90 - 50 40 мм а диаметр репрофилирования колесной пары 890 + 2 40 970 мм. За счет установки колесной пары совместно с подшипниковыми узлами сокращаются затраты на демонтаж и улучшается сохранность подшипников. Измерение диаметров поверхностей ка тания от вспомогательной базы, обра зованной непосредственно на позиции измерения обеспечивает высокую точность , поскольку погрешности базирования исключаются. Формула изобретения I. Способ измерения профилей кат ния крлесных пар при репрофилирован заключающийся в том, что колесную пару устанавливают в базирующее при способление, приводят во вращение, измеряют радиальное положение точек поверхности катания, находят наимен 5 шее значение приведенного радиуса этой поверхности и на основании этого значения определяют диаметр репрофилируемой колесной пары, о т л и чающийся тем, что, с целью упрощения способа, на опоры базирующего приспособления устанавливают подшипниковые узлы колесной пары, а в качестве измерительной базы используют поверхность вспомогательного , круга, концентричную оси вращения колесной пары. 2.Способ по п. 1, отличающийся тем, что поверхность вспомогательного круга выполняют непосредственно на позиции измерения. 3.Устройство для осуществления способа по пп. I и 2, содержащее базирукнцее приспособление, узел осевого базирования колесной пары, радиально подвижные каретки с многомерными профильными шаблонами и измеритель радиального перемещения кареток , отличающееся тем, что базирующее приспособление вьтолнено в виде опор для подшипниковых узлов колесных пар, а для проточки поверхности вспомогательного круга оно снабжено токарньм приспособлением. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Патент ФРГ 1142184, кл. G 01 В 5/20, 1958. 2.Патент СССР W 10457, кл. G 01 В 5/20, 1927.