Код документа: RU2664899C2
Универсальный координатно-измерительный шаблон по Международной патентной классификации (МПК) в редакции от 01.2015 года (2015.01) в разделе физики (G), классе испытаний (G01), подклассе измерений контуров (G01B) может быть отнесен к группе механических средств измерений (G01B 3/00), а именно к подгруппе шаблонов для проверки контуров (G01В 3/14). Предназначен для проверки состояния железнодорожного полотна при измерении износа крестовины железнодорожных путей.
Известен из ТУ 2-034-655-83 путевой штангенциркуль ПШВ «Путеец» (Руководство по ведению стрелочного хозяйства ОАО «Российские железные дороги» Департамент пути и сооружений. - М.: 2009, стр. 85). Он применяется для определения износа крестовин стрелочных переводов рельсовых путей.
Предназначен для измерения на открытом воздухе элементов верхнего строения пути железнодорожного транспорта с уложенными рельсами типов: Р50 (ГОСТ Р 51685-2000), Р65 (ГОСТ Р 51685-2000), Р75 (ГОСТ Р 51685-2000), ОР50 (ГОСТ 17508-85) и ОР65 (ГОСТ 17507-85).
С его помощью измеряют следующие параметры железнодорожного полотна: вертикальный износ головки рельса; боковой износ головки рельса; вертикальный износ сердечника; вертикальный износ усовика; шаг остряка; понижение остряка против рамного рельса; ширина желоба между рамным рельсом и контррельсом, в том числе высоким контррельсом; ширина желоба между усовиком и сердечником; зазор в рельсовых стыках, стрелочных переводах; глубина отверстий и впадин.
Однако в связи с тем, что профиль поверхности катания сердечника и усовиков имеет различный уровень возвышения и понижения, имеются следующие сложности измерения износа с использованием ПШВ - 1:
- в процессе измерения износа необходимо передвигать глубомер для измерения каждого усовика и сердечника;
- необходимо снимать ПШВ - 1 с крестовины для передвижки опоры для каждого сечения сердечника и для определения величины износа;
- в зависимости от места измерения к измеренной ПШВ - 1 глубине необходимо прибавлять или вычитать определенные значения из таблицы;
- необходимо предварительно определять расположение основных сечений сердечника, расстояние между которыми зависит от марки крестовины.
Задачей предлагаемого изобретения является упрощение процесса измерения и сокращение времени измерения износа крестовин стрелочных переводов рельсовых путей.
Наиболее близким из аналогов (прототипом) является универсальный координатно-измерительный шаблон (Патент РФ на полезную модель №43065, МПК7G01B 5/20, oп. 27.12.2004). Но он сложен по конструкции, т.к. содержит измерительный штангенциркуль в виде измерительной линейки со шкалой, упорными и измерительными губками, фиксатором рабочего положения и нониусом. Он снабжен угловой измерительной скобой со шкалой, фиксатором рабочего положения и концевым упором с регулировочным винтом, а также жестко прикрепленным к измерительной линейке и установленным с возможностью контроля неприлегания остряка к поверхности стрелочной подкладки в острие остряка и стыковые зазоры мерным клином, выполненным в виде углового фасонного элемента со шкалой и концевым скосом, при этом угловая измерительная скоба пропущена через выполненные в измерительных губках отверстия и установлена параллельно измерительной линейке с возможностью измерения ширины головок остряка и рамного рельса и контроля ординат и понижения остряка относительно верха головки рамного рельса.
Новый патентуемый универсальный координатно-измерительный шаблон выполнен в виде плоской скобы с центральной и боковыми опорами и центральным вырезом в его средней части для установки и удержания при использовании. Сбоку имеется шестиугольное отверстие для использования в качестве гаечного ключа при установке и снятии наконечника сварочной головки наплавочного автомата или горелки. Чуть ниже отверстия есть еще одно круглое технологическое отверстие для удобства хранения и транспортировки шаблона.
С противоположной стороны есть технологический срез для обеспечения доступа к сварочной головке при контроле вылета сварочной проволоки. Там же ниже на разном расстоянии от боковой опоры сделаны ступенчатые вырезы, предназначенные для контроля и регулирования расстояния между сварочной головкой и изношенной поверхностью крестовины стрелочного перевода, а также вылета сварочной проволоки по высоте.
Два боковых участка в центральной нижней части шаблона, выполненные с уклоном 1:20 в направлении боковых опор, позволяют измерять износ сердечника крестовины стрелочного перевода. Шаблон имеет отметки для определения расстояния между сечениями сердечника 60, 40, 20, 12 и математического центра крестовины для стрелочных переводов марки 1/6, 1/9 и 1/11.
Технический результат, достигаемый при решении поставленной задачи, заключается в упрощении технологического процесса измерения износа сердечника и усовиков крестовины стрелочного перевода рельсовых путей за счет исключения необходимости проведения математических действий при определении износа и визуальном контроле и сокращении времени визуального измерения глубины износа для определения количества слоев металла, наплавляемого при ремонте крестовины.
Помимо этого предлагаемое устройство позволяет определять и устанавливать величину вылета сварочной проволоки для соблюдения заданных режимов наплавки при ремонте крестовин. Устройство также может использоваться в качестве гаечного ключа для установки и снятия наконечника сварочной головки или горелки.
На фиг. 1 приведен внешний вид предлагаемого универсального координатно-измерительного шаблона.
На фиг. 2 приведена схема измерения с помощью вылета сварочной проволоки при автоматической наплавке.
Здесь показано, что универсальный координатно-измерительный шаблон выполнен в виде плоской скобы с центральной 1 опорой и центральным вырезом 2 в его средней части для установки и удержания при использовании. Сбоку имеется шестиугольное отверстие 3 для использования в качестве гаечного ключа при установке и снятии наконечника сварочной головки наплавочного автомата или горелки.
С противоположной стороны есть технологический срез 4 для обеспечения доступа к сварочной головке при контроле вылета сварочной проволоки. Там же ниже сделаны ступенчатые вырезы 5 на разном расстоянии от боковой опоры 6, предназначенные для контроля и регулирования расстояния между сварочной головкой и изношенной поверхностью крестовины стрелочного перевода, а также вылета сварочной проволоки по высоте.
Два боковых участка 7 в центральной нижней части шаблона, выполненные с уклоном 1:20 в направлении боковых опор, позволяют измерять износ сердечника крестовины стрелочного перевода. Шаблон имеет отметки 8 для определения расстояния между сечениями сердечника 60, 40, 20, 12 и математического центра крестовины для стрелочных переводов марки 1/6, 1/9 и 1/11. Чуть ниже есть еще одно круглое технологическое отверстие 9 для удобства хранения и транспортировки шаблона.
На схеме измерения с помощью вылета сварочной проволоки при автоматической наплавке показаны сварочный наконечник (верхняя стрелка) и сварочная проволока (нижняя стрелка).
Техническим результатом изобретения является упрощение процесса измерения износа сердечника и усовиков крестовины стрелочного перевода железнодорожных путей и сокращение времени измерения глубины износа.
Универсальный координатно-измерительный шаблон относится к шаблонам для проверки контуров и предназначен для проверки состояния железнодорожного полотна. Шаблон выполнен в виде плоской скобы с центральной и боковыми опорами и центральным вырезом в его средней части для установки и удержания при использовании. Сбоку имеется шестиугольное отверстие для использования в качестве гаечного ключа при установке и снятии наконечника сварочной головки наплавочного автомата или горелки. Чуть ниже отверстия есть еще одно круглое технологическое отверстие для удобства хранения и транспортировки шаблона. С противоположной стороны есть технологический срез для обеспечения доступа к сварочной головке при контроле вылета сварочной проволоки. Там же ниже на разном расстоянии от боковой опоры сделаны ступенчатые вырезы, предназначенные для контроля и регулирования расстояния между сварочной головкой и изношенной поверхностью крестовины стрелочного перевода, а также вылета сварочной проволоки по высоте. Техническим результатом изобретения является упрощение процесса измерения износа сердечника и усовиков крестовины стрелочного перевода железнодорожных путей и сокращение времени измерения глубины износа. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.