Код документа: RU2611287C2
Изобретение относится к приводу тягового запирающего механизма для окна, двери и т.п., предназначенного для размещения между приводным устройством и тягой тягового запирающего механизма и содержащей приводное зубчатое колесо с зубчатым венцом, а также соответствующий зубчатому венцу приводного зубчатого колеса привода ответный зубчатый профиль тяги,
- причем приводное зубчатое колесо привода приводится посредством приводного устройства вокруг своей оси вращательным движением блокирования в блокированное положение вращения, а направленным навстречу вращательному движению блокирования вращательным движением разблокирования - в разблокированное положение вращения,
- причем посредством зубчатого венца приводного зубчатого колеса привода создано подвижное соединение между зубчатым венцом приводного зубчатого колеса и ответным зубчатым профилем тяги, а ответный зубчатый профиль тяги выполнен для создания подвижного соединения с тягой,
- причем совершающее вращательное движение блокирования приводное зубчатое колесо своим зубчатым венцом приводит ответный зубчатый профиль тяги совершенным в направлении блокирования движением блокирования в положение блокирования, а движение блокирования ответного зубчатого профиля тяги связано с движением блокирования тяги,
- причем совершающее вращательное движение разблокирования приводное зубчатое колесо своим зубчатым венцом приводит ответный зубчатый профиль тяги совершенным в направлении разблокирования движением разблокирования в положение разблокирования, а движение разблокирования ответного зубчатого профиля тяги связано с движением разблокирования тяги,
- причем находящийся в положении блокирования ответный зубчатый профиль при его нагружении без использования приводного зубчатого колеса в направлении разблокирования нагружает находящееся в блокированном положении вращения приводное зубчатое колесо, а находящееся в блокированном положении вращения приводное зубчатое колесо блокирует ответный зубчатый профиль тяги, а через него саму тягу от движения разблокирования, совершаемого под действием нагружения ответного зубчатого профиля без использования приводного зубчатого колеса.
Кроме того, изобретение относится к тяговому запирающему механизму для окна, двери и т.п., содержащим тягу, приводное устройство для него и расположенный между приводным устройством и тягой привод, через который тяга посредством приводного устройства приводится в положение блокирования и разблокирования.
Изобретение относится также к окну, двери и т.п. с неподвижной рамой, подвижной относительно нее створкой и расположенной между неподвижной рамой и створкой тягового запирающего механизма, включающим в себя привод, посредством которого тяговый запирающий механизм с помощью предназначенного для его тяги приводного устройства переводится в состояние блокирования и разблокирования, причем тяговый запирающий механизм в состоянии блокирования блокирует створку на неподвижной раме, а в состоянии разблокирования освобождает створку для максимального движения открывания относительно неподвижной рамы.
Родовой уровень техники известен из ЕР 2058461 А2. В этой публикации раскрыт тяговый запирающий механизм, тяга которой посредством ручки может двигаться в положение разблокирования или открывания и, кроме того, в положение блокирования, т.е. в положение запирания или положение откидывания. Для этой цели шестерня привода тягового запирающего механизма, сидящая на стержне ручки, своим зубчатым венцом входит в зацепление с выполненными в виде цевок ответными зубьями тяги. Если при приведении шестерни привода в соответствующее вращение тяга находится в положении блокирования или в положении откидывания, а к тяге, например при попытке взлома, прикладывается усилие в направлении положения открывания, то шестерня привода блокирует тягу за ответный зубчатый профиль, препятствуя за счет этого нежелательному открыванию снабженного тяговым запирающим механизмом окна или двери. Блокирование тяги вызвано соответствующим выбором ширины зубьев и впадин между ними шестерни привода и зубьев и впадин между ними ответного зубчатого профиля тяги. Вследствие этого линия действия усилия, которая за счет нагружения тяги, находящейся в положении запирания или в положении откидывания, отводится в шестерню привода, приобретает направление, в котором шестерня привода сохраняет занятое положение вращения и не нагружается для совершения вращательного движения разблокирования.
В уровне техники для защиты занимающего положение блокирования тяги от нежелательного перевода в положение открывания требуется особое конструктивное выполнение зубьев шестерни привода и соответствующего ответного зубчатого профиля тяги. Допуски на зубья подвергают опасности функционирование защиты тяги.
Задача изобретения заключается в том, чтобы более простыми по сравнению с уровнем техники средствами, однако в равной степени надежно, защитить тяги тягового запирающего механизма окон, дверей и т.п. от нежелательного движения открывания или разблокирования.
Согласно изобретению, эта задача решается посредством привода по п. 1, тягового запирающего механизма по п. 15 и окна, двери и т.п. по п. 16 формулы.
Для взаимодействующего с ответным зубчатым профилем тяги приводного зубчатого колеса привода предусмотрен стопор вращения, который может быть переведен в состояние стопорения и в состояние освобождения. В состоянии стопорения стопор вращения блокирует находящееся в блокирующем положении вращения приводное зубчатое колесо от совершения вращательного движения разблокирования под действием нагружения ответного зубчатого профиля привода в направлении его разблокирования. Защита ответного зубчатого профиля тяги и, тем самым, самой тяги от нежелательного или несанкционированного разблокирования тягового запирающего механизма и снабженного ею окна или двери и т.п. осуществляется служащим в качестве дополнительного устройства стопором вращения приводного зубчатого колеса. Этот стопор обеспечивает надежное функционирование защиты тяги, для реализации которой могут использоваться традиционные зубчатый венец приводного зубчатого колеса и ответный зубчатый профиль тяги. Несмотря на использование дополнительного устройства для защиты ответного зубчатого профиля тяги и самой тяги от движения разблокирования, совершаемого под действием нагружения без использования приводного зубчатого колеса, нормальная эксплуатация тягового запирающего механизма не ограничена. Если приводное зубчатое колесо находится в блокированном положении вращения и застопорено находящимся в состоянии стопорения стопором вращения от вращательного движения разблокирования, совершаемого под действием нагружения ответного зубчатого профиля тяги без использования приводного зубчатого колеса, то приводное зубчатое колесо привода, тем не менее, может приводиться приводным устройством тягового запирающего механизма с вращательным движением разблокирования. Это обеспечивается тем, что стопор вращения за счет нормальной эксплуатации приводного устройства тягового запирающего механизма может переводиться из состояния стопорения в состояние освобождения. За счет нормальной эксплуатации приводного устройства тягового запирающего механизма переключающее устройство стопора вращения приводного зубчатого колеса срабатывает, переводя стопор вращения из состояния стопорения в состояние освобождения. Следовательно, требуется лишь обычное эксплуатационное мероприятие, чтобы привести тяговый запирающий механизм, защищенный в состоянии блокирования от несанкционированного срабатывания, в состояние, в котором она может быть разблокирована нормальным образом.
Особые варианты выполнения привода по независимому п. 1, тягового запирающего механизма по независимому п. 15 и окна, двери и т.п. по независимому п. 16 приведены в зависимых пп. 2-14.
Привод по п. 2 и снабженный им тяговый запирающий механизм могут переводиться в три состояния переключения, а именно в два разных состояния блокирования и одно состояние разблокирования. В качестве первого состояния блокирования предусмотрено состояние блокирования привода и тягового запирающего механизма с запиранием. В состоянии блокирования с запиранием створка окна, двери и т.п. в закрытом положении блокирована на неподвижной раме. В состоянии блокирования привода и тягового запирающего механизма с откидыванием створка может перемещаться относительно неподвижной рамы в откинутое открытое положение. Дальнейшему движению открывания препятствует тяговый запирающий механизм. В состоянии блокирования привода и тягового запирающего механизма створка открывается относительно неподвижной рамы максимально, т. е., как правило, поворотом.
По п. 3 стопор вращения предпочтительно содержит стопорный элемент, который может переводиться в определяющее состояние стопорения стопора вращения состояние стопорения и в определяющее состояние освобождения стопора вращения состояние освобождения. Стопорный элемент может быть выполнен в виде отдельной детали, а также в виде конструктивного узла с компонентами привода, необходимыми для его переключающей функции.
В другом предпочтительном варианте осуществления изобретения в качестве состояния стопорения стопорного элемента предусмотрено положение стопорения, а в качестве состояния освобождения - положение освобождения (п. 4). Для изменения состояния переключения стопора вращения приводного зубчатого колеса привода требуется лишь перемещение стопорного элемента. При соответствующей кинематике стопорного элемента можно простым образом управлять переключением стопора вращения из одного состояния переключения в другое.
По п. 5 в другом варианте предусмотрено, что стопорный элемент стопора вращения приводного зубчатого колеса привода может перемещаться против действия возвратного усилия из положения стопорения в положение освобождения. Следовательно, в положении освобождения стопорный элемент натяжен в направлении своего положения стопорения. Поэтому стопор вращения приводного зубчатого колеса привода самопроизвольно переключается из состояния освобождения, в котором приводное зубчатое колесо привода может вызывать или допускает движение разблокирования ответного зубчатого профиля тяги и самой тяги, в состояние стопорения, в котором стопор вращения защищает тяговый запирающий механизм от разблокирования под действием нагружения ответного зубчатого профиля тяги или самой тяги без использования приводного зубчатого колеса.
По п. 6 для конструктивно простого и компактного выполнения стопора вращения приводного зубчатого колеса привода его стопорный элемент выполнен пружинящим. При отклонении стопорного элемента самопроизвольно действует возвратное усилие, которое стремится вернуть отклоненный стопорный элемент в его исходное положение.
По п. 7 для привода приводного зубчатого колеса привода служит проходящий вдоль его оси приводной вал приводного устройства. Он может приводиться во вращение электродвигателем, однако при этом речь может идти также, например, о стержне предназначенной для переключения тягового запирающего механизма ручки. Когда приводное зубчатое колесо привода занимает блокированное положение вращения, а его стопор вращения находится в состоянии стопорения, приводной вал приводного устройства можно вращательно-переключающим ходом повернуть вокруг его продольной оси относительно приводного зубчатого колеса, чтобы за счет этого перевести переключающее устройство стопора вращения из его состояния стопорения в состояние освобождения. Если стопор вращения переведен из состояния стопорения в состояние освобождения, то приводной вал может привести освобожденное приводное зубчатое колесо вращательным движением разблокирования во вращение вокруг его оси и, следовательно, движением разблокирования переместить ответный зубчатый профиль тяги и самой тяги. Предпочтительным образом вращательно-переключающий ход приводного вала и его следующее за ним, служащее для переключения тягового запирающего механизма вращательное движение выполняются в одном и том же направлении вращения. В этом случае вращательно-переключающий ход и следующее за ним движение для изменения состояния переключения тягового запирающего механизма являются составляющими непрерывного общего движения.
Необходимая для выполнения вращательно-переключающего хода подвижность приводного вала приводного зубчатого колеса относительно последнего реализована в усовершенствование изобретения за счет того, что приводной вал установлен в зубчатом колесе с люфтом в направлении вращательно-переключающего хода (п. 8). В предпочтительном варианте осуществления изобретения за счет соответствующих конструктивных мер имеющийся относительно приводного зубчатого колеса люфт приводного вала почти незаметен для пользователя тягового запирающего механизма. Для этой цели снабженный ручкой приводной вал может быть фиксирован в своих соответствующих разным состояниям переключения тягового запирающего механизма положениях вращения, в частности, посредством разъемных удерживающих устройств. При этом в том числе существует возможность разъемно фиксировать саму ручку в ее разных положениях переключения. Это может осуществляться, например, посредством фиксирующего механизма, который фиксирует ручку в ее соответствующих разным состояниям переключения тягового запирающего механизма положениях вращения на овальной накладке.
По п. 9 приводной вал приводного устройства для приводного зубчатого колеса привода служит для перевода стопорного элемента стопора вращения приводного зубчатого колеса в состояние освобождения.
По п. 10 в другом предпочтительном варианте осуществления изобретения для стопора вращения приводного зубчатого колеса предусмотрено переключающее устройство с переключающим кулачком, который отстоит от приводного вала в его поперечном направлении и в направлении вращательно-переключающего хода жестко соединен с приводным валом. Если снабженный переключающим кулачком приводной вал приводного устройства при находящемся в блокированном положении вращения и застопоренном посредством находящегося в положении стопорения стопора вращения от совершения вращательного движения разблокирования зубчатом колесе вращать с вращательно-переключающим ходом относительно приводного зубчатого колеса, то стопорный элемент стопора вращения переводится из состояния стопорения в состояние освобождения.
Для простого монтажа переключающего кулачка на приводном валу в усовершенствование изобретения предусмотрен отличительный признак п. 11. Переключающий кулачок фиксируется на приводом валу за счет выполняемого в его продольном направлении монтажного движения. В частности, существует возможность того, чтобы предварительно смонтировать переключающий кулачок вместе с приводным зубчатым колесом привода и ее другими компонентами в выфрезеровке со стороны фальца снабжаемой тяговым запирающим механизмом створки окна, двери и т.п., а затем ввести приводной вал, например стержень ручки, через доступное с внутренней, обращенной к помещению стороны створки отверстие в соответствующее гнездо приводного зубчатого колеса и, кроме того, в соответствующее гнездо переключающего кулачка. При этом для облегчения монтажа приводного вала в предпочтительном варианте осуществления изобретения для переключающего кулачка и приводного зубчатого колеса предусмотрено позиционирующее устройство, которое заботится о том, чтобы переключающий кулачок и приводное зубчатое колесо занимали по отношению друг к другу и к другим компонентам привода положения вращения вокруг оси приводного зубчатого колеса, которые обеспечивали бы ввод приводного вала как в гнездо приводного зубчатого колеса, так и в гнездо переключающего кулачка. Такое позиционирующее устройство может быть выполнено в виде так называемой «средней фиксации», которая обычно служит для временной фиксации привода перед монтажом приводного вала в определенном функциональном состоянии, в частности в состоянии разблокирования. Для того чтобы после монтажа приводного вала ничто не мешало эксплуатации тягового запирающего механизма, используемое для монтажа приводного вала позиционирующее устройство для переключающего кулачка и приводного зубчатого колеса должно допускать следующее за монтажом приводного вала его вращательное движение для переключения тягового запирающего механизма.
Функционально-надежное переключение стопора вращения приводного зубчатого колеса за счет жестко соединенного с приводным валом переключающего кулачка обеспечивается по п. 12 за счет того, что при вращательно-переключающем ходе переключающий кулачок проходит по корпусу привода.
Привод по п. 13 отличается компактной конструкцией. Переключающий кулачок привода такой конструкции выполнен пластинообразным и главной плоскостью пластины ориентирован в поперечном направлении приводного вала. Для переключения стопора вращения приводного зубчатого колеса привода служит переключающий контур, выполненный на проходящей в поперечном направлении главной плоскости пластины торцевой поверхности переключающего кулачка.
В другом предпочтительном варианте осуществления изобретения стопорный элемент стопора вращения посредством переключающего кулачка отклоняется в поперечном направлении приводного вала из положения стопорения в положение освобождения (п. 14). Также эта мера обуславливает небольшую конструктивную высоту привода в направлении приводного вала.
Ниже изобретение более подробно поясняется со ссылкой на схематичные чертежи, на которых изображают:
- фиг. 1: в разобранном виде оконный тяговый запирающий механизм с приводом первого типа;
- фиг. 2: приводное зубчатое колесо привода из фиг. 1;
- фиг. 3: стопорно-удерживающую пружину привода из фиг. 1;
- фиг. 4: переключающий кулачок привода из фиг. 1;
- фиг. 5: отдельные части привода из фиг. 1 после сборки;
- фиг. 6: устройство из фиг. 5 дополнительно с приводным зубчатым колесом привода;
- фиг. 7-16: пояснение принципа действия привода из фиг. 1-6;
- фиг. 17: в разобранном виде оконный тяговый запирающий механизм с приводом второго типа;
- фиг. 18: в разобранном виде оконный тяговый запирающий механизм с приводом третьего типа;
- фиг. 19: в разобранном виде оконный тяговый запирающий механизм с приводом четвертого типа;
- фиг. 20-23: пояснение принципа действия привода из фиг. 19.
На фиг. 1 тяговый запирающий механизм 1 предназначен для монтажа на лишь обозначенной створке 2 окна 3. Створка 2 установлена также лишь на обозначенной неподвижной раме 4 окна 3 с возможностью перемещения относительно него в закрытое, откинутое открытое и повернутое открытое положение. Тяговый запирающий механизм 1 может переключаться в состояние блокирования с закрыванием, состояние блокирования с откидыванием и состояние разблокирования.
При закрытой створке 2 и в состоянии блокирования с запиранием тягового запирающего механизма 1 элементы ригеля (не показаны), например цапфы, на створке 2 находятся в зацеплении с запорными элементами рамы. За счет взаимодействующих между собой элементов ригеля и запорных элементов створка 2 блокируется в максимально закрытом положении на раме 4. После переключения тягового запирающего механизма 1 в состояние блокирования с откидыванием происходит блокирование на раме 4 только нижней поперечины створки 2. Вследствие этого створку 2 можно откинуть относительно рамы 4 вокруг горизонтальной оси. Если тяговый запирающий механизм 1 находится в состоянии разблокирования, то она освобождает створку 2 для движения в максимально открытое положение, и створка 2 из закрытого положения может быть повернута относительно рамы 4 вокруг вертикальной оси в повернутое открытое положение.
Для переключения тягового запирающего механизма 1 служит приводное устройство в виде сильно схематично изображенной на фиг. 1 ручки 5, содержащей рукоятку 6 и в качестве приводного вала стержень 7 прямоугольного сечения. Через стержень 7 ручка 5 присоединена к приводу 8 тягового запирающего механизма 1.
Привод 8 содержит корпус 9, состоящий из ближней к ручке 5 чашки 10 и удаленной от ручки 5 чашки 11. Внутри корпуса 9 размещены приводное зубчатое колесо 13 и стопор 14 его вращения.
В зубчатом колесе 13 в направлении его оси 15 выполнено четырехгранное отверстие 16, в основном прямоугольного сечения (фиг. 2). С помощью цилиндрического опорного выступа 17 приводное зубчатое колесо 13 установлено с возможностью вращения в опорном гнезде 18 чашки 10 корпуса вокруг оси 15. Зубчатым венцом 19, проходящим в направлении окружности приводного зубчатого колеса 13 по углу около 180°, оно входит в зацепление с ответным зубчатым профилем 20 тяги. Ответный зубчатый профиль 20 выполнен на элементе 21 тяги 22. Обычным образом элемент 21 тяги расположен на обратной стороне элемента штульповой шины тягового запирающего механизма 1 с возможностью перемещения там в его продольном направлении.
Дополнительно к зубчатому венцу 19 приводное зубчатое колесо 13 имеет на своей внешней окружности позиционирующие упоры 24, 25 с промежутком 26 и предохранительные упоры 27, 28 от вращения с поднутренными поверхностями 29, 30 (фиг. 2). Вблизи цилиндрического опорного выступа 17 приводное зубчатое колесо 13 снабжено на своей, видной на фиг. 2, передней и скрытой на фиг. 2 обратной сторонах по одному дугообразному углублению 12.
Стопор 14 вращения приводного зубчатого колеса 13 включает в себя пружину в виде согнутой из пружинной стальной проволоки стопорно-удерживающей пружины 31 и имеет в качестве переключающего устройства переключающий кулачок 32.
Стопорно-удерживающая пружина 31 включает в себя в основном U-образную скобу 33, переходящую на своих обоих концах в удерживающие выступы 34, 35, которые, в свою очередь, лежат в плоскости скобы 33 (фиг. 3). Перпендикулярно общей плоскости скобы 33 и удерживающих выступов 34, 35 от последних отходят выполненные в виде стопорных штифтов 36, 37 стопорные элементы стопорно-удерживающей пружины 31.
Переключающий кулачок 32, выполненный пластинообразной формы по типу тарелки, имеет впадину 38 и выступающий наружу относительно нее и образующий торцевую поверхность переключающего кулачка 32 край 39 (фиг. 4). Эта торцевая поверхность выполнена в виде переключающего контура.
Дно впадины 38 снабжено сквозным отверстием 40, в основном прямоугольного сечения. На краю 39 выполнены удерживающие выемки 41, 42. Кроме того, край 39 имеет вырезы 43/1, 43/2 и дугообразный выступ 23.
Сечение сквозного отверстия 40 переключающего кулачка 32 соответствует сечению стержня 7 ручки 5. Сечение четырехгранного отверстия 16 приводного зубчатого колеса 13 немного больше него.
У собранного привода 8 впадина 38 образует направляющую вращения для выполненного на обращенной от фиг. 1 обратной стороне приводного зубчатого колеса 13 опорного выступа, который по своей форме соответствует цилиндрическому опорному выступу 17 на фиг. 2.
Чашка 11 корпуса имеет опорное гнездо 44 с проходящим по его окружности опорным буртиком 45 (фиг. 1). Последний служит для вращательного опирания переключающего кулачка 32 на корпус 9.
Вокруг опорного гнезда 44 на чашке 11 корпуса проходит приемный паз 46 для стопорно-удерживающей пружины 31. Своими концами приемный паз 46 продолжается в боковые прорези 47, 48. Над опорным гнездом 44 от чашки 11 корпуса отстоит позиционирующий штифт 49. Оба продольных конца чашки 11 корпуса снабжены крепежными отверстиями 50, 51 для крепежных винтов (не показаны). Под крепежными отверстиями 50, 51 проходит свободное пространство 52 для продольного перемещения элемента 21 тяги и для приема соответствующего ему элемента штульповой шины.
При собранном приводе 8 стопорно-удерживающая пружина 31 помещена в предусмотренный для нее приемный паз 46 чашки 11 корпуса. Переключающий кулачок 32 опирается своим краем 39 на опорный буртик 45 опорного гнезда 44 чашки 11 (фиг. 5). Во впадине 38 на переключающий кулачок 32 опирается опорный выступ (на фиг. 1 не показан) на обратной стороне приводного зубчатого колеса 13. Последнее своим зубчатым венцом 19 входит в зацепление с ответным зубчатым профилем 20 тяги. Снабженный ответным зубчатым профилем 20 элемент 21 тяги вместе с соответствующим элементом штульповой шины вставлен в свободное пространство 52 чашки 11. Напротив нее чашка 10 закрывает приводное зубчатое колесо 13. Чашка 10 склепана с чашкой 11 и охватывает снизу отгибом 53 участок 21 тяги и участок штульповой шины. Внутри опорного гнезда 18 чашки 10 размещен опорный выступ 17 приводного зубчатого колеса 13.
В собранном состоянии привод 8 вместе с элементом 21 тяги и соответствующим элементом штульповой шины монтируется обычным образом на фальцевой стороне створки 2. В направлении периферии фальца створка 2, как обычно, снабжена фурнитурным пазом для размещения тяги 22 и закрывающей его штульповой шины. На высоте ручки 5 в фальцевой стороне створки выполнена углубленная относительно фурнитурного паза выфрезеровка. В нее с фальцевой стороны створки 2 вставляется привод 8, пока элемент штульповой шины не будет прилегать к предусмотренному для этого уступу фурнитурного паза. В периферийном направлении створки 2 привод 8 выверяется таким образом, чтобы крепежные отверстия 50, 51 чашки 11 корпуса совпадали со сквозными отверстиями, которые проходят через обращенную к внутренней стороне помещения стенку предусмотренной для привода 8 выфрезеровки створки 2 и заканчиваются на ее внутренней со стороны помещения стороне. Внутри дополнительного кругового отверстия в обращенной к внутренней стороне помещения стенке предусмотренной для привода 8 выфрезеровки расположены опорное гнездо 18 чашки 10 корпуса и направляемый им опорный выступ 17 приводного зубчатого колеса 13 с четырехгранным отверстием 16. Сквозь это отверстие створки в четырехгранное отверстие 16 приводного зубчатого колеса 13 в сквозное отверстие 40 переключающего кулачка 32 вставляется стержень 7 ручки 5. Затем она закрепляется на створке 2 на овальной накладке (не показана) обычной конструкции с внутренней стороны помещения. Для этой цели два крепежных винта через соответствующие монтажные отверстия накладки и через сквозные отверстия створки 2 ввинчиваются в крепежные отверстия 50, 51 в расположенной внутри выфрезеровки чашке 11 корпуса.
К моменту монтажа ручки 5 привод 8 находится в так называемом среднем положении, в котором он поставляется к месту монтажа. При этом переключающий кулачок 32 и приводное зубчатое колесо 13 ориентированы вокруг оси 15 последнего так, как это показано на фиг. 6.
Среднее положение привода 8 реализовано с помощью позиционирующего устройства 54 для средней фиксации. Исключительно для этой цели на чашке 11 корпуса предусмотрен позиционирующий штифт 49, который в направлении вращения вокруг оси 15 приводного зубчатого колеса 13 входит без люфта в промежуток 26 между позиционирующими выступами 24, 25 на зубчатом колесе 13 и за счет этого обеспечивает разъемную и лишенную люфта фиксацию положения вращения приводного зубчатого колеса 13. Кроме того, происходит разъемная средняя фиксация за счет того, что переключающий кулачок 32 за счет удерживающих выемок 41, 42 на своем краю 39 и за счет входящих в них и пружиняще-упруго натяженных в направлении них удерживающих выступов 34, 35 стопорно-удерживающей пружины 31 удерживается в своем положении вращения разъемно и без люфта. Фиксация положения вращения приводного зубчатого колеса 13 с люфтом обеспечивается дугообразным выступом 23 на переключающем кулачке 32 и дугообразным углублением 12 на обратной стороне приводного зубчатого колеса 13. Дугообразный выступ 23 входит с люфтом вокруг оси 15 приводного зубчатого колеса 13 в дугообразное углубление 12. На фиг. 7-15 дугообразный выступ 23 для наглядности не показан. Наконец, также стопорные штифты 36, 37 стопорно-удерживающей пружины 31 удерживают приводное зубчатое колесо 13 за его зубчатый венец 19 от вращательного движения вокруг оси 15.
Таким образом, переключающий кулачок 32 и приводное зубчатое колесо 13 посредством позиционирующего устройства 54 временно фиксируются в положениях вращения, обеспечивающих вставку стержня 7 ручки без проблем в четырехгранное отверстие 16 приводного зубчатого колеса 13 и в сквозное отверстие 40 переключающего кулачка 32. Кроме того, позиционирующее устройство 54 заботится о том, чтобы привод 8 в начале монтажа находился в определенном состоянии переключения, здесь в состоянии разблокирования. Это задает также выверку, с помощью которой ручка 5 через стержень 7 монтируется на приводе 8.
Для монтажа со стержнем 7 ручка 5 вставляется в находящийся в функциональном состоянии на фиг. 6 привод 8. При этом ручка 5 выверена вокруг оси 15 приводного зубчатого колеса таким образом, что ее рукоятка 6 своим свободным концом направлена на фиг. 6 вверх. Если створка 2 установлена слева, а привод 8 находится на правой вертикальной стойке створки 2, то рукоятка 6 ручки 5 после монтажа последней проходит при виде с внутренней стороны помещения горизонтально влево. Приводное зубчатое колесо 13, через четырехгранное отверстие 16 которого проходит стержень 7, занимает разблокированное положение вращения. Вследствие этого ответный зубчатый профиль 20 тяги и вся тяга 22 находятся в положении разблокирования. Тяговый запирающий механизм 1 на фиг. 6 находится в состоянии разблокирования и обеспечивает, тем самым, открывание створки 2 движением поворота относительно неподвижной рамы 4.
Если после монтажа ручки 5, исходя из условий на фиг. 6, створка 2 в закрытом состоянии должна быть блокирована на неподвижной раме 4, то при закрытой створке 2 ручку 5 следует повернуть из ее положения вращения на фиг. 6 по стрелке 56/1. За счет лишенной люфта установки по стрелке 56/1 стержня 7 на переключающем кулачке 32 движение поворота ручки 5 при устранении защиты от вращения переключающего кулачка 32 приводит непосредственно к равнонаправленному вращательному движению последнего вокруг продольной оси стержня 7. Поскольку четырехгранное отверстие 16 приводного зубчатого колеса 13 имеет увеличенный по сравнению со стержнем 7 размер, и поэтому тот проходит через четырехгранное отверстие 16 с люфтом по стрелке 56/1, и за счет фиксации приводного зубчатого колеса 13 позиционирующим штифтом 49 приводное зубчатое колесо 13 сначала сохраняет свое положение вращения на фиг. 6, несмотря на движение поворота ручки 5.
В начале движения поворота ручки 5 защита от вращения переключающего кулачка 32 устраняется за счет того, что удерживающие выступы 34, 35 стопорно-удерживающей пружины 31 выходят из удерживающих выемок 41, 42 переключающего кулачка 32 (фиг. 7). При этом удерживающие выступы 34, 35 движутся радиально наружу относительно оси 15 приводного зубчатого колеса. С удерживающими выступами 34, 35 стопорные штифты 36, 37 стопорно-удерживающей пружины 31 смещаются против ее усилия равнонаправленно. Вследствие этого стопорные штифты 36, 37 входят в боковые прорези 47, 48 приемного паза 46 чашки 11 корпуса. Теперь стопорные штифты 36, 37 освобождают приводное зубчатое колесо 13 для выполнения вращательного движения блокирования по стрелке 56/1 вокруг оси 15 приводного зубчатого колеса. Имеющийся в направлении вращения переключающего кулачка 32 люфт предусмотренного на нем дугообразного выступа 23 в дугообразном углублении 12 на обратной стороне приводного зубчатого колеса 13 обеспечивает вращательное движение переключающего кулачка 32 относительно приводного зубчатого колеса 13. Кроме того, продолжает действовать временная, без люфта средняя фиксация приводного зубчатого колеса 13 за счет позиционирующего штифта 49 чашки 11 корпуса.
Благодаря связанному с начальным движением поворота ручки 5 вращательно-переключающему ходу переключающего кулачка 32 относительно приводного зубчатого колеса 13 стержень 7, достигая функционального состояния на фиг. 7, упирается в стенку четырехгранного отверстия 16 приводного зубчатого колеса 13. При продолжении движения поворота ручки 5 стержень 7 захватывает не только переключающий кулачок 32, но и приводное зубчатое колесо 13 в направлении вращения блокирования по стрелке 56/1 вокруг оси 15 приводного зубчатого колеса. Вследствие связанного с этим движения приводного зубчатого колеса 13 относительно чашки 11 корпуса позиционирующий штифт 49 на ней срезается. Таким образом, временная защита от вращения приводного зубчатого колеса 13 в среднем положении привода 8 устранена. Во взаимодействии с ответным зубчатым профилем 20 тяги приводное зубчатое колесо 13, вращающееся с вращательным движением блокирования по стрелке 56/1 вокруг своей оси 15, приводит своим зубчатым венцом 19 ответный зубчатый профиль 20 тяги, а через них сама тяга 22 в движение в направлении блокирования, обозначенном на фиг. 8 стрелкой 57/1.
Через изображенное на фиг. 9 промежуточное положение приводное зубчатое колесо 13 и переключающий кулачок 32 достигают положения вращения на фиг. 10. Ответный зубчатый профиль 20 тяги и сама тяга 22 находятся непосредственно перед своим положением блокирования. Тяговый запирающий механизм 1 находится, тем самым, незадолго до перехода в состояние блокирования с запиранием.
Состояние блокирования с запиранием тягового запирающего механизма 1 и связанное с этим блокированное положение вращения приводного зубчатого колеса 13 и положение блокирования ответного зубчатого профиля 20 тяги или самой тяги 22 достигнуты на фиг. 11. Удерживающий выступ 34 стопорно-удерживающей пружины 31, который предварительно переместился по торцевой поверхности края 39 кулачка, под действием натяжения стопорно-удерживающей пружины 31 вошел в радиальном направлении оси 15 приводного зубчатого колеса в краевой вырез 43/1 переключающего кулачка 32. Вследствие этого стопорный штифт 36 сместился из прорези 47 чашки 11 корпуса в направлении оси 15 приводного зубчатого колеса. При этом стопорный штифт 36 запал за поднутренную поверхность 29 предусмотренного на зубчатом колесе 13 предохранительного упора 27 от вращения. Таким образом, стопорный штифт 36 перешел из положения освобождения в положение стопорения. В блокированном положении вращения приводного зубчатого колеса 13 стопор вращения 14 перешел в состояние стопорения.
Если в изображенном на фиг. 11 функциональном состоянии привода 8 к тяге 22 или его ответному зубчатому профилю 20 во встречном направлению блокирования 57/1 направлении разблокирования 58/1 усилие прикладывается не через приводное зубчатое колесо 13, а, например, посредством инструмента для взлома, то ответный зубчатый профиль 20 тяги нагружает находящееся в блокированном положении вращения приводное зубчатое колесо 13 для совершения вращательного движения разблокирования; однако такому вращательному движению приводного зубчатого колеса 13 препятствует перешедший в состояние стопорения стопор вращения 14, а именно занимающий положение стопорения стопорный штифт 36. Приводное зубчатое колесо 13, застопоренное от совершения вращательного движения разблокирования, блокирует ответный зубчатый профиль 20 тяги, а через него саму тягу 22 от движения разблокирования, совершаемого под действием нагружения ответного зубчатого профиля 20 тяги или самой тяги 22 без использования приводного зубчатого колеса. Следовательно, стопор вращения 14 образует предохранитель от отжатия тяги 22. Закрытая створка 2 защищена от несанкционированного разблокирования.
Тем не менее, однако, возможно нормальное разблокирование створки 2 посредством ручки 5. Для этой цели ее надо повернуть из положения на фиг. 11 по стрелке 59/1. Вследствие движения поворота ручки 5 ее стержень 7 захватывает сначала только переключающий кулачок 32 с вращательно-переключающим ходом по углу вращения 5° вокруг оси 15 приводного зубчатого колеса. В результате движения, совершаемого исполнительным кулачком 32 относительно пребывающего в своем блокированном положении вращения приводного зубчатого колеса 13, стопорный штифт 36 посредством удерживающего выступа 34 стопорно-удерживающей пружины 31 отжимается радиально наружу и при этом внутрь прорези 47 приемного паза 46 в чашке 11 корпуса. Благодаря своей форме удерживающий выступ 34 может отклоняться радиально наружу вращающимся переключающим кулачком 32 (фиг. 12).
Как только стопорный штифт 36 достигнет прорези 47 в чашке 11 корпуса, стержень 7 упрется в стенку четырехгранного отверстия 16 приводного зубчатого колеса 13, а продолжающееся движение поворота ручки 5 по стрелке 59/1 приведет к вращательному движению разблокирования приводного зубчатого колеса 13, которое теперь освобождено перешедшим в состояние освобождения стопором вращения 14 для совершения такого движения (фиг. 13).
Во время своего вращательного движения разблокирования приводное зубчатое колесо 13 приводит ответный зубчатый профиль 20 тяги и самой тяги 22 из их положения блокирования в движение в направлении 58/1 разблокирования. Через показанные на фиг. 14 и 15 промежуточные положения, наконец, снова достигается исходное состояние. Оно показано на фиг. 16 и соответствует функциональному состоянию на фиг. 6. Приводное зубчатое колесо 13 и переключающий кулачок 32 разъемно удерживаются в соответственно занятом положении вращения.
Лишенное люфта удерживающее устройство для переключающего кулачка 32 образовано при этом его удерживающими выемками 41, 42 и удерживающими выступами 34, 35 стопорно-удерживающей пружины 31. Точно так же лишенным люфта является ослабляемый предохранитель поворота ручки 5, которая через вставленный без люфта в сквозное отверстие 40 приводной вал 7 связана с переключающим кулачком 32. Кроме того, ручка 5 разъемно фиксирована на прочно закрепленной на створке овальной накладке в обозначенном на фиг. 16 сплошной линией положении.
Ослабляемый предохранитель вращения приводного зубчатого колеса 13 имеет люфт за счет вышедших из прорезей 47, 48 чашки 11 корпуса стопорных штифтов 36, 37 стопорно-удерживающей пружины 31 и за счет дугообразного выступа 23 переключающего кулачка 32 и дугообразного углубления 12 в зубчатом колесе 13. За счет зацепления зубчатого венца 19 приводного зубчатого колеса 13 за ответный зубчатый профиль 20 тяги на удерживаемом в результате возникающего трения в положении разблокирования участке 21 тяги приводное зубчатое колесо 13 фиксируется без люфта в разблокированном положении вращения. Тяга 22 и его ответный зубчатый профиль 20 занимают положение разблокирования. Тяговый запирающий механизм 1 находится в состоянии разблокирования. Поэтому створка 2 может быть повернута относительно неподвижной рамы 4 вокруг вертикальной оси в открытое положение.
Если тяговый запирающий механизм 1 должен быть переведен из состояния разблокирования на фиг. 16 в состояние блокирования с откидыванием, ручку 5 следует повернуть из его обозначенного на фиг. 16 сплошной линией положения по стрелке 56/2. Процессы, протекающие в результате такого движения поворота ручки 5, соответствуют описанным выше процессам при переводе тягового запирающего механизма 1 из состояния разблокирования в состояние блокирования с запиранием. Также движение поворота ручки 5 по стрелке 56/2 вызывает сначала лишь движение переключающего кулачка 32 и связанное с этим прекращение действия удерживающих устройств, фиксирующих приводное зубчатое колесо 13 в положении вращения на фиг. 16. Лишь после этого ручка 5 захватывает стержень 7 вращательным движением блокирования вокруг оси 15 приводного зубчатого колеса. Вращательное движение приводного зубчатого колеса 13 вызывает движение блокирования ответного зубчатого профиля 20 тяги и самой тяги 22 в направлении 57/2 блокирования. По окончании вращательного движения блокирования приводного зубчатого колеса 13 ручка 5 занимает положение, обозначенное на фиг. 16 штриховой линией. Тяговый запирающий механизм 1 переведен в состояние блокирования с откидыванием. Приводное зубчатое колесо 13 находится во втором блокированном положении вращения, в котором оно блокировано от вращательного движения разблокирования стопорным штифтом 37 стопорно-удерживающей пружины 31, охватывающим сзади поднутренную поверхность 30 предохранительного упора 28. Положение стопорения стопорного штифта 37 определяет состояние стопорения стопора вращения 14 приводного зубчатого колеса 13. С блокированием приводного зубчатого колеса 13 связана защита ответного зубчатого профиля 20 тяги и самой тяги 22 от несанкционированного перевода из занятого положения блокирования (с откидыванием) в положение разблокирования.
Посредством ручки 5 возможно также переключение тягового запирающего механизма 1 из положения блокирования с откидыванием в состояние разблокирования. Для этой цели ручку 5 следует повернуть из обозначенного штриховой линией положения по стрелке 59/2 обратно в обозначенное сплошной линией положение на фиг. 16.
В соответствии с процессами при переключении тягового запирающего механизма 1 из положения блокирования с запиранием в состояние разблокирования также при движении поворота ручки 5 по стрелке 59/2 сначала с вращательно-переключающим ходом на угол 5° вокруг оси 15 приводного зубчатого колеса вращаются только стержень 7 и переключающий кулачок 32, в результате чего стопор вращения 14 приводного зубчатого колеса 13 переводится из состояния стопорения в состояние освобождения. Как только стопор вращения 14 достигнет состояния освобождения, а в соответствии с этим стопорный штифт 37 стопорно-удерживающей пружины 31 окажется внутри прорези 48 чашки 11 корпуса, приводное зубчатое колесо 13 за счет продолжающегося поворота ручки 5 можно вернуть из его блокированного положения вращения (с откидыванием) в разблокированное положение вращения. При этом приводное зубчатое колесо 13 приводит ответный зубчатый профиль 20 тяги и саму тягу 22 в направлении 58/2 разблокирования. В заключение снова возникают условия, как на фиг. 6 и 16.
Приводы 8 тягового запирающего механизма 1 на фиг. 17, 18 совпадают в отношении своего принципа функционирования с приводом 8 на фиг. 1-16.
У изображенного на фиг. 17 привода 8 по сравнению с условиями на фиг. 1-16 конструктивно видоизменены, в частности, приводное зубчатое колесо 60, стопорно-удерживающая пружина 61 и переключающее устройство в виде переключающего кулачка 62. Форма стопорно-удерживающей пружины 61 отличается от формы стопорно-удерживающей пружины 31. Кроме того, на штульповой стороне корпуса 9 расположена скоба 63 стопорно-удерживающей пружины 61. Стопорные штифты 66, 67 служат стопорными элементами для блокирования находящегося в блокированном положении вращения приводного зубчатого колеса 60 от вращательного движения разблокирования под действием нагружения ответного зубчатого профиля 20 тяги без использования приводного зубчатого колеса. На зубчатом колесе 60 отсутствуют дугообразные углубления 12 приводного зубчатого колеса 13, а на переключающем кулачке 62 отсутствует дугообразный выступ 23 переключающего кулачка 32. Ближняя 64 и дальняя 65 чашки корпуса 9 приведены в соответствие с геометрией размещаемых в корпусе компонентов привода.
Также привод 8 на фиг. 18 конструктивно отличается от привода 8 на фиг. 1-16. Вместо цельной стопорно-позиционирующей пружины на фиг. 18 для блокирования или разъемного удержания приводного зубчатого колеса 70 предусмотрена стопорно-удерживающая пружина 71 из двух частей 71/1, 71/2. Каждая из них образует стопорный элемент в виде стопорного штифта 76, 77 стопора вращения 14 приводного зубчатого колеса 70.
Для ограничения подвижности вращения приводного зубчатого колеса 70 и предусмотренного в качестве переключающего устройства переключающего кулачка 72 по отношению друг к другу вокруг оси 15 приводного зубчатого колеса служат, с одной стороны, шипы, отстоящие от обращенной к приводному зубчатому колесу 70 передней стороны переключающего кулачка 72, а с другой стороны, пазы, выполненные на не видимой на фиг. 18 обратной стороне приводного зубчатого колеса 70. В эти пазы шипы входят с люфтом вокруг оси 15 приводного зубчатого колеса. Благодаря этому люфту можно для ослабления стопора вращения 14 приводного зубчатого колеса 70 повернуть стержень 7 и сидящий на нем переключающий кулачок 72 вращательно-переключающим ходом относительно блокированного стопором вращения 14 в блокированном положении вращения приводного зубчатого колеса 70 вокруг его оси 15.
Привод 8 на фиг. 19-23 включает в себя приводное зубчатое колесо 80 и в качестве переключающего устройства - переключающий кулачок 82. В отличие от описанных выше конструкций привода, привод 8 на фиг. 19-23 обходится без стопорно-удерживающей пружины. Вместо стопорных штифтов в качестве стопорных элементов стопора вращения 14 предусмотрены предохранительные упоры 27, 28 приводного зубчатого колеса 80, взаимодействующие с упорами 86, 87 на чашке 85 корпуса 9. Шипы 88 на обращенной к приводному зубчатому колесу 80 передней стороне переключающего кулачка 82 входят в окошки 89 приводного зубчатого колеса 80. Как шипы 88, так и окошки 89 образуют осепараллельные управляющие поверхности. Шипы 88 размещены в окошках 89 с люфтом в направлении вращения вокруг оси 15 приводного зубчатого колеса.
Принцип действия привода 8, изображенного на фиг. 19 в разобранном виде, изображен на фиг. 20-23.
На фиг. 20 привод 8 находится в функциональном состоянии в конце вращательно-переключающего хода, совершенного стержнем 7 из положения открывания поворотом руки 5. Первоначально ручка 5 находилась в положении, обозначенном штриховой линией. Шипы 88 переключающего кулачка 82 располагались по центру внутри окошек 89 приводного зубчатого колеса 80 и, следовательно, имели люфт в обоих направлениях вращения переключающего кулачка 82. Исходя из этих условий, ручка 5 была повернута по стрелке 56/1. Таким образом, возникла ситуация на фиг. 20.
Шипы 88 прилегают к лежащему против часовой стрелки ограничению окошек 89. При продолжении движения поворота ручки 5 переключающий кулачок 82 посредством шипов 88 захватывает приводное зубчатое колесо 80 по стрелке 56/1, вызывая, тем самым, его вращательное движение блокирования. Оно описанным выше образом преобразуется в движение блокирования элемента 21 тяги и самой тяги 22 в направлении 57/1 блокирования.
На фиг. 21 элемент 21 тяги и сама тяга 22 достигли положения блокирования в состоянии блокирования с запиранием тягового запирающего механизма 1. Приводное зубчатое колесо 80 при своем вращательном движении блокирования по стрелке 56/1 миновало предохранительным упором 27 упор 86 на чашке 85 корпуса. Приводное зубчатое колесо 80 находится в блокированном положении вращения.
Если в функциональном состоянии привод 8 на фиг. 21 к тяге 22 или его элементу 21 или к его ответному зубчатому профилю без использования приводного зубчатого колеса прикладывается усилие в обозначенном стрелкой 58/1 направлении разблокирования, то приводное зубчатое колесо 80 смещается из положения на фиг. 21 по стрелке 58/1. Причиной этого является имеющийся по стрелке 58/1 люфт между приводным зубчатым колесом 80 и переключающим кулачком 82, а также проходящим через него стержнем 7. Кроме того, приводное зубчатое колесо 80 установлено на корпусе 9 привода 8 с соответствующим люфтом.
За счет бокового смещения приводного зубчатого колеса 80 его предохранительный упор 27 заходит за упор 86, в результате чего возникают условия на фиг. 22. Приводное зубчатое колесо 80 прилегает стенкой своего окошка 89 к шипам 88 переключающего кулачка 82. Кроме того, стержень 7 опирается на стенку четырехгранного отверстия 16 приводного зубчатого колеса 80. Таким образом, его дальнейшее боковое смещение под действием усилия, оказываемого на тягу 22 и его участок 21 по стрелке 58/1/, невозможно, и это усилие стремится, следовательно, вращать приводное зубчатое колесо 80 в направлении разблокирования (стрелка 59/1). Однако от такого вращательного движения приводное зубчатое колесо 80 застопорено предохранительным упором 27 и упором 86 корпуса. Взаимодействуя между собой, переведенный в положение стопорения предохранительный упор 27 и упор 86 корпуса образуют находящийся в состоянии стопорения стопор вращения 14 находящегося в блокированном положении вращения приводного зубчатого колеса 80.
Для ослабления стопора вращения 14 стержень 7 следует повернуть посредством ручки 5 по стрелке 59/1. За счет вхождения шипов 88 переключающего кулачка 82 с люфтом в окошки 89 приводного зубчатого колеса 80 и за счет люфта стержня 7 в его четырехгранном отверстии 16 стержень 7 совершает сначала вращательно-переключающий ход относительно приводного зубчатого колеса 80. Этот ход вызывает его боковое смещение из положения на фиг. 22 в положение на фиг. 23. За счет этого прекращается охват сзади упора 86 корпуса предохранительным упором 27 приводного зубчатого колеса 80, а при продолжении движения поворота ручки 5 по стрелке 59/1 приводное зубчатое колесо 80 вращается вокруг своей оси 15 с вращательным движением разблокирования. С этим связано движение разблокирования участка 21 тяги и самой тяги 22 в обозначенном стрелкой 58/1 направлении разблокирования.
В соответствии с описанными процессами при переводе тягового запирающего механизма 1 на фиг. 19-23 из состояния разблокирования в состояние блокирования с запиранием возникают процессы при переводе тягового запирающего механизма 1 из состояния разблокирования в состояние блокирования с откидыванием. В этом состоянии находящееся в блокированном положении вращения приводное зубчатое колесо 80 застопорено упором 87 корпуса и своим охватывающим его сзади предохранительным упором 27 от вращательного движения разблокирования, и за счет этого участок 21 тяги и сама тяга 22 блокированы от нежелательного движения разблокирования. При повороте ручки 5 из положения блокирования с откидыванием в положение разблокирования стопор вращения 14 приводного зубчатого колеса 80 переводится из состояния стопорения в состояние освобождения, после чего приводное зубчатое колесо 80 приводится во вращение вращательным движением разблокирования.
Привод (8) тягового запирающего механизма (1) для окна (3), двери или подобного включает приводное зубчатое колесо (13) с зубчатым венцом (19), а также соответствующий его зубчатому венцу (19) ответный зубчатый профиль (20) тяги. Посредством находящегося в состоянии стопорения стопора вращения (14) находящееся в блокированном положении вращения приводное зубчатое колесо (13) может быть застопорено от совершения вращательного движения разблокирования. Если приводное зубчатое колесо (13) находится в блокированном положении вращения, а стопор вращения (14) - в состоянии стопорения, то ответный зубчатый профиль (20) тяги, а через него сама тяга (22) тягового запирающего механизма (1) заблокированы от движения разблокирования, совершаемого под действием нагружения ответного зубчатого профиля (20) тяги без использования приводного зубчатого колеса. Несмотря на это приводное зубчатое колесо (13) и ответный зубчатый профиль (20) тяги могут приводиться в движение посредством приводного устройства (5) тягового запирающего механизма (1) вращательным движением разблокирования или движением разблокирования. Для этой цели предусмотрено переключающее устройство (32), посредством которого стопор вращения (14) с помощью приводного устройства (5) тягового запирающего механизма (1) может быть переведен из состояния стопорения в состояние освобождения. Также предложен тяговый запирающий механизм для окна или двери, включающий в себя описанный выше привод тягового запирающего механизма. Также предложены окно и дверь с неподвижными рамами, в конструкцию которых включены описанные выше тяговые запирающие механизмы. 4 н. и 10 з.п. ф-лы, 23 ил.