Код документа: SU574166A3
1
Изобретение относится к области строительства, в частности к грацифиям.
Известны градарни, пос7роенные с применением стальной конструкции, в которых стальная конструкция образуется из окружающих боковую поверхность градирни сквозных элементов сортовой стали с заделками панелями, так что создается фадир}ш в конструкции каркасного сооружения гиперболической формы. Для образова(шя кожуха градирни каркас обшивается деревянными досками HJfH другим подходящим материалом 1. Недостатками известной конструкции являнлся сравнительно высокие затраты при сооружении градирни и большие расходы на эксплуатацию, поэтому применение этого вида конструкции, в частности для крупных фадирен, нецелесообразно.
Кроме того, известны градирни, сооруженные в железобетоне. При этом кожух грашфни вьшолняется из бетона методом непрерьганого бетонирования с применением скользящей, под1«мно-переставной или вращающейся опалубки, причем требуИ1цаяся стальная арматура укладывается в перевя ку в бетон участками. По другому способу между вспомогательным каркасом у верхнего края кожуха градирни и неподвижной кольцевой балкой у
нижнего края расположены гросы, прнкрсилеши.Ь к рещетчатой системе. Затем.этарем1е1чагуя сисима L помощью способа распыления покрывг)егсн fk-io ном. После того, как кожух будет сделан и бе гон затвердеет, натяжные тросы освобождаипся см верхней кольцевой , укрепленной на вспомо гательном каркасе. Созданное в тросах натяжение передается в виде напряжения сжатия на oкI)yжaн щий бетон и придает кожуху град1фни CTa6HJH nocTh и прочность 2. Недостатком таких бетонных конструкций является то, чю они требукл очеш, больщих затрат на оборудование и опалубку. Кроме того, при очень больших конструктивных элементах градирен пространство между потеой и нижней кромкой кожуха градирни но статическим причинам не может превышать определенно) величщц.г. Это ограничивает свободное попфечное сечение лля притекающего воздуха, из чего вытекают особые проблемы в отнощении равномерного расп1)сделения охлаждающего воздуха на поперечное сечские градирни.
Наиболее близким техническим |)е111ением к изобретению является градн1)ня, включающая цопральную стойку.с подвешенным к ее першине на тросах горизонтальным элелснтом жесткпсги, tifxiлочку из предиапряжениых тросов, кожух и фундаменты 3. Недостатком известной конструкции является ее недостаточная устойчивость. Кроме того, все известные градирни можно соорудить практически только с кругообразной горизотальюй проекцией. В так называемых сухих фадирнях, в которых охлаждаемая или конденсируемая среда течет через объединенные в элементах пучки ребристых труб, кругообразный план градирни создает трудности при установке охлаждающих злементов. Так как охлаждающие элеменгы расположены на прямоугольнике или квадрате, между этим расположением и кожухом градрфни останяся парусные поверхности, которые или нельзя , или можно занять лищь с большим трудом охлаждающими элеметами. Оставлять же эти поверхности открытыми невозможно, так как они должны быть закрыты от потока охлаждающего воздуха, ибо в противном случае через эти парусные отверстия будет проходить без использовашш знаштельная часть охлаждающего воздуха и тем самым производительность охлаждения градир ни весьма уменьнштся. Цель изобретения - noBbniieiffle устойчивости градирни. Это достигается тем, что горизонтальный элемент вьшолнен в виде кольца жесткости, к которой му прикреплена оболочка, а оболочка вьшолнена в виде сетки с треугольными ячейками. Кроме того, градирня снабжена дополнительным кольцом жесткости , подвещенным к низу стойки и связаш1ым с фундаментами с помощью тросов. ГраД1 рня может быть снабжена как .минимум одним промежуточным кольцом жесткости, размещенным в средней части градирни и тюдвешенным к стойке, а сетка градирни образована взаи шопересекаклцимися диагональными и горизонгальными тросами, а также взаимнопфесеканнцимися диагональными и вертикальными тросами. Причем градирня может быть снабжена как 1 пшимум одним сяводным кольцом, укрепленным на тросах, поддерживающих верхнее кольцо жесткости: На фиг. 1 схематически показана предлагаемая градирня, продольный разрез; на фиг. 2 -тоже, разрез А-А на фиг. 1; на фиг 3 - вариант конструкции градирни, вид сбоку; на фиг. 4 - фрагмент рещетчатой оболочки градирни по фиг. 3; на фиг. 5 - вариант конструкции град1фни, вид сбоку; на фиг. 6 фрагмент рещетчатой оболочки градирни по фиг. 5. Градирня имеет центральную стойку 1, на которой с помсяцью наклонно направленных тросов 2 подвешен rojwsoHranbHbrii элемент 3 жесткости. На этом элементе укреплена оболочка из прямолинейно направленных преднапряженных тросов 4, которье своими нижними концами укреплены на дополнительном кольце 5 жесткости. Гросы 4 образуют гиперболическую пдаерхяость. Тросы 4 могут быть также выполнены сквозными вплоть до фундамента градирня. Крепление образоваьшой из тросов 4 оболочки осуществляется в приведенном примере конструкции через удерживающие тросы 6, прямолинейно натянутые между нижним кольцом 5 жесткости и отдельными фундаментами 7. В приведенном примере фундаменты 7 расположены на квадратном плане. Поверхность, которую должны занять показаннью охлаждающие элементы, является квадратной , тогда как поперечное сечение градирни - круглое . Образованная из тросов 4 оболочка между верхним элементом 3 жесткости и нижним кольцом 5 жесткости окружается кожухом 8 градирни из различного материала. В качестве материала могут применяться синтетические или асбестоцемеотные плиты, синтетическая пена, синтетическая пленка или бетон. На верхних поддерживающих тросах 2, несущих верхний элемент 3 ЖЕСТКОСТИ, подвещены три отводных кольца 9, направляющих поток отводимого воздуха и предотвращающих при появлении боковых ветров вихреобразования и направленные течения в фадирне. Для повыщения устойчивости градирни могут быть-расположены дополнительные расчаливающие тросы 10. На фиг. 3 видно, как кругообразное поперечное сечение градирни в области ее кожуха 8 переходит в квадратное сечение в области отверстия для входа охлаждающего воздуха. Пунктирными линиями на фиг. 1 обозначено положение следующего горизонтального элемента жесткости кольца 11 в самом тесном поперечном сечении кожуха 8 градирни, служащего для стабилизации оболочки из тросов 4 и в данном случае подвещенного через поддерживающие тросы 12 к центральной стойке 1. При следующих вариантах вьшолнення конструкции фадирня имеет оболочку соответственно из трех пучков тросов, тросы которых своими ниж) концами закреплены на фундаменте 7 ( см. фиг. 3 и 4 или 5 и 6). В примерах вьшолнения конструкции по фиг. 3 и 4 оболочка состоит из пучка наклонно направленных , поднимающихся слева диагональных тросов 4 а, пучка наклонно направленных, поднимающихся справа диагональных тросов 4в, а также еще из одного пучка проходящих в вертикальных плоскостях мернаианных тросов 4с. Меридианные тросы 4с в изображенном примфе конструкции соединены во всех точках 13 пересечения, получающихся между диагональными тросами 4а и 4в так, что создается сеть с треугольными ячейками (см. фиг. 4). В третьем примере вьшолнения на фиг. 5 и 6 оболочка тжже состоит из трех пучков тросов, которые вместе образуют сеть с треугольными ячейками. В этом виде конструкции, наряду с наклонно направленными, поднимающимися слева и справа диагональными тросами 4а и 4в, расположены кольцевью тросы 4d, которые проходят состветственно в горизонтальной плоскости и также во всех точках 13 пере-сечешш между flHaroHaJibUbnviH тросами 4а и 4в (см. фиг. 6). Диагональные тросы 4а и 4в имеют соответственно одну и ту же длину и слегка изогнутое направление, ариюм диагональные тросы 4а отличаются от диагональных тросов 4в направлением подъема, а не углом подъема . Меридианные тросы 4с также имеют одинаковую длину и соответствуклцее направление в вертикальной плоскости. В противоположность этому д;шна кольцевых тросов 4d различна в зависимости от их положения внутри решетчатой системы,как это можно увидеть на фиг. 5. В двух последних вариантах конструкции треугольных ячеек решетчатой системы получается сеть типа жесткой на сдвиг оболочки, для чего, конечно, необходимо, чтобы три пучка тросов бьши динамически связаны между собой в точках пересече ния. При этом не имеет значения то, что по статическим или конструктивным причинам между пучками тросов, образующих решетчатую систему с треугольными ячейками, расположены другие тросы, не соединенные или соединенные не со всеми точками пересечения. На фиг. 5 показано применение нижнего кольцевого троса 4d в качестве горизонтального &мента 5а жесткости, подвешенногочерез наклонно направленные поддерживающие тросы 2 к центральной стойке 1. Этот элемент служит для дополнительной подвески оболочки и в приведенном примере в качестве дополнительного средства для придания жесткости нижнему краю. Кожух 8 градирни на фиг. 3 и 5 лишь обозначен. Он может состоять из надлежащей плитообразнсй или кольцеобразной обшивки или быть цельным кожухом, предпочтительно из алюминия или синтетического М-атериала. Формула изобретения 1. Гра.тифня, включающая цетральную стойку с полвещениым к ее вершине на тросах гори юншльным элеметом жесткости, оболочку из нредншфяженных тросов, кожух и фувдаменты, о т л и ч а к щ а я с я тем, что, с целью повыше1шя устойч1шостн г{)адирни, горизонтальный элемент вьтолен п В1ше кольца х есткости, к которому прикреплена оболочка, а оболочка выполнена в виде сетки с треугольными ячейка га. 2.Градирня по п. 1, отличающаяся тем, что она снабжена дополнительным кольцом жесткости , подвешенным к 1шэу стойки и связанным с фундаментами с помощью тросов. 3.Градирня по пп. 1 - 2, отличающаяся тем, что она снабжена как минимум одним проме жуточным кольцом жесткостИ; размещенным н федней части градирни и подвешенным к стойке. 4.Градирня по пп. 1 - 3, отличающаяся тем, что сетка образована взаимнопересекающимися диагональными и горизонтальными TpocaNOi; 5. Градирня попп. 1 - 3, отличающаяся тем, что сетка образована взаимнопересекающимися диагональными и вертикальными тросами. 6. Градирня попп. 1 - 4и1 - 5, отличающаяся тем, что она снабженакак минимум од1гам отводным кольцом, укрепленным на тросах, поддерживающих верхнее кольцо жесткости. Истошикй йнформащш, принятые во внимание при экспертизе: 1.Купдов И.Т. и др. Проектирование и строительство тепловых электростанций, М., Энергия , 1970, с. 25. 2.Кеймах Л.И. и др. Строительство высотных железобетонных сооружений, М., Госстройиздат 1962, с. 22-25. 3.Авторское свидетельство СССР № 326336, кл. Е04А 5/12, 1970. W , Ц-с Ц-с