Код документа: RU201641U1
Полезная модель относится к области электрифицированного железнодорожного транспорта, а именно к устройствам для выполнения работ на контактной сети железной дороги и защиты персонала, выполняющего работы, от поражения электрическим током, вызванным рабочим или наведенным напряжением.
При выполнении работ на контактной сети электрифицированных железных дорогах с точки зрения технических средств обеспечения электробезопасности вышки изолирующие съемные для работы на контактной сети железной дороги, (далее – вышки) рассматривается как основное электрозащитное средство, обеспечивающее электрическую изоляцию рабочего места. В настоящее время вышки изготовляют в соответствии с требованиями ГОСТ Р 56622-2015 «Вышки изолирующие съемные для работы на контактной сети железной дороги. Технические условия». Согласно требованиям данного национального стандарта выпускаются вышки устаревшей конструкции с расположением лестниц и раскосов согласно рисунку 1 ГОСТ Р 56622-2015. В связи с отсутствием требований к лестницам для вышки, на сети железных дорог применяют вышки разной конструкции, как из дерева, так и из стеклопластика. При этом профиль сечения вышки и размер сечения выбирается произвольно, что отрицательно сказывается на жесткости конструкции в целом и в увеличенном весе вышки.
С точки зрения охраны труда обязательными требованием для производства работ с вышки является жесткость конструкции для обеспечения ее устойчивости от опрокидывания на рельсах железной дороги и минимального отклонения от вертикальной оси вышки. Важную роль для сохранения здоровья электромонтерам контактной сети железных дорог имеет маленький вес вышки, позволяющий четырем работникам осуществлять перенос вышки.
С точки зрения безопасности движения поездов обязательным требованием к вышки также является ее жесткость и минимальное отклонение рабочей площадки от своей оси, так как относительно меток на рабочей площадке производится регулировка зигзагов контактного провода. При неправильной регулировке зигзагов происходит излом токоприемника подвижного состава, обрыв контактного провода и поражение электрическим током. Все это приводит к задержкам поездов и причиняет убыток железным дорогам.
Известны три основных конструкции вышки с одинаковым расположением лестниц и раскосов, отличающиеся материалом изготовления изолирующих частей лестниц вышки:
- из деревянного прямоугольного профиля;
- из стеклопластиковых труб;
- из стеклопластиковых профилей.
Полезная модель позволяет повышать жесткость и устойчивость вышки и уменьшать вес вышки.
Уровень техники
Известны вышки изолирующие съемные, состоящие из деревянных и стеклопластиковых лестниц, раскосов и металлическими рамой и верхним шунтирующим поясом с рабочей площадкой:
1. ГОСТ Р 56622-2015 «Вышки изолирующие съемные для работы на контактной сети железной дороги. Технические условия» http://docs.cntd.ru/document/1200124582
2. https://lokomo.ru/elektrosnabzhenie/rabota-na-semnyh-izoliruyuschih-vyshkah.html
Недостатком всех известных устройств вышек является отсутствие достаточного количества связей между электроизоляционными элементами вышки, что уменьшает жесткость конструкции на скручивание и вертикальную устойчивость, что приводит к разбалансировке центра тяжести вышки и увеличивает вероятность опрокидывания с рельсов. В случае деревянного исполнения лестниц вышки, они рассыхаются и растрескиваются, что приводит к значительному отклонению от вертикальной оси вышки и может вызывать сильные продольные и поперечные раскачивания вышки при нахождении на рабочей площадке электромонтеров контактной сети.
Следующим недостатком всех вышек является их высокий центр тяжести, что уменьшает устойчивость вышки и увеличивает вероятность опрокидывания при незначительных боковых усилиях.
Значительным недостатком всех вышек является их высокая масса, что вызывает у электромонтеров такие проблемы со здоровьем, как ревматизм, протрузии и грыжи позвоночника.
Существенным недостатком всех вышек является конструкция их рам, на которых расположены колеса. При переносе вышки электромонтеры контактной сети повреждают голени, что вызвано неправильной геометрией нижнего бокового пояса рамы.
Таким образом, недостатки всех вышек отрицательно влияют на охрану труда электромонтеров и безопасность движения поездов.
Технической проблемой, решаемой заявленной полезной моделью является преодоление технических недостатков, присущих аналогам, что ведет к необходимости кардинальных улучшений конструкции вышек изолирующих съемных для работы на контактной сети железной дороги.
Раскрытие сущности
Техническим результатом заявленной полезной модели является повышение жесткости, устойчивости вышки, уменьшение веса вышки и повышения безопасности производства работ.
Технический результат достигается за счет создания вышки изолирующей съемной для работы на контактной сети железной дороги, содержащей рабочую площадку и связанную с ней раму при помощи тетивы лестницы, к которой под углом от 20 до 80 градусов закреплены подкосы ступенек и распорки.
За счет рабочей площадки из алюминиевого сплава снижается центр тяжести вышки, что повышает ее устойчивость к опрокидыванию и уменьшает вес вышки и повышается безопасность производства работ.
За счет подкосов, расположенных под углом от 20 до 80 градусов к тетиве (1) лестницы, обеспечивается повышение жесткости ступенек и устойчивости вышки в плоскости, ортогональной к оси пути и повышается безопасность производства работ, согласно фиг. 1.
За счет распорок, расположенных под углом от 20 до 80 градусов к тетиве лестницы, обеспечивается повышение жесткости на кручение относительно оси вышки, относительно оси пути и повышается безопасность производства работ, согласно фиг. 1.
За счет увеличения клиренса (2) между рельсом (3) и нижней частью рамы (4), уменьшается травматизм голени работников дистанций электроснабжения и повышается безопасность производства работ, согласно фиг. 1.
В частном случае реализации заявленной полезной модели может содержаться нижний шунтирующий пояс (5), изготовленный из металлического профиля, что обеспечивает повышение жесткости вышки.
Устройство дополнительно может содержать сетку, расположенную в горизонтальной плоскости на уровне нижнего фиксирующего пояса, обеспечивающую безопасную транспортировку защитно-монтажных средств и приспособлений.
Также в частном случае устройство может иметь шунтирующую штангу для выравнивания электрического потенциала между рабочей площадкой и контактным проводом, обеспечивающую безопасное производство работ на контактной сети под напряжением.
Дополнительно устройство может содержать элементы крепления лестницы и сигнальных флажков, обеспечивая безопасное производство работ на контактной сети под напряжением и повышая безопасность движения поездов.
В частном случае устройство может иметь устройства для крепления вышки к рельсу, обеспечивая устойчивость вышки от опрокидывания и повышая безопасность выполнения работ.
В частном случае электроизоляционные элементы могут быть выполнены из швеллера стеклопластикового профиля с площадью сечения тетивы лестниц, ступенек, подкосов и распорок вышки от 200 до 450 мм2.
В частном случае каждая ступенька лестницы вышки может иметь подкосы.
В частном случае рама вышки может иметь резиновые ручки, для безопасного и комфортного переноса вышки электромонтерами контактной сети.
Краткое описание чертежей
На фиг. 1 – вышка изолирующая съемная для работы на контактной сети железной дороги.
Устройство (фиг. 1) состоит из тетивы (1), клиренса (2), рельса (3), рамы (4), нижнего шунтирующего пояса (5), контактного провода (6), резиновых ручек (7), устройства крепления (8), лестниц (9), рабочей площадки (10), шунтирующей штанги (11), распорок (12), подкосов (13), ступенек (14).
Осуществление изобретения
Работа с вышки изолирующей съемной на контактной сети железной дороги, согласно фиг. 1, осуществляется следующим образом:
1. Накануне производства работ, производитель выписывает предупреждение на поезда о выполнении работ на контактной сети с вышки изолирующей съемной по определенному участку пути.
2. Производитель работ в заранее разработанное технологическое «окно» между поездами по уведомлению энергодиспетчера приступает к выполнению работы по регулировке контактной сети под напряжением контактной сети, с подъемом на высоту и ограждением места работ с двух сторон сигналистами.
3. Четыре электромонтера контактной сети дистанции электроснабжения под руководством производителя работ переносят вышку, упираясь в тетиву (1) лестниц, стараясь не подставлять голени ног в клиренс (2) между рельсом (3) и нижней частью рамы (4). При переносе вышки допускается держаться за нижний шунтирующий пояс (5). Вышка устанавливается на рельсы под контактный провод (6). Транспортировка вышки осуществляется за резиновые ручки (7).
4. После получения от сигналистов уведомления об отсутствии поездов на участке пути электромонтеры перемещают вышку по рельсам до места начала производства работ.
5. На месте производства работ вышка удерживается по краям электромонтерами. В частном случае, при производстве работ в кривых участках пути вышка может дополнительно фиксироваться устройством крепления (8) к рельсу от опрокидывания вышки.
6. Электромонтеры, одновременно, с двух сторон, поднимаются по лестницам (9) в рабочую площадку (10).
7. По команде производителя работ завешивается на контактный провод шунтирующие штанги (11), для выравнивания электрического потенциала между рабочей площадкой и контактным проводом.
8. В процессе производства работ электромонтеры следят за надежным контактом шунтирующих штанг с контактным проводом.
9. Электромонтеры регулирует зигзаг контактного провода относительно оси пути, ориентируясь на данные вагона лаборатории и центральной метки оси пути, расположенной на ограждении рабочей площадки. Важную роль при точной регулировке зигзага контактного провода имеет значение жесткости вышки. Чем выше жесткость, тем меньше отклонение вышки от оси пути, тем точнее будет отрегулирован зигзаг. Жесткость вышки обеспечивается за счет распорок (12), находящихся под углом к вертикальной плоскости и распорок, находящихся под углом к горизонту.
10. При работах в кривых участках пути жесткость вышки обеспечивается за счет подкосов (13) ступенек (14).
11. После окончания производства работ по регулировке высоты подвеса контактного провода электромонтер снимает шунтирующие штанги.
12. При снятых шунтирующих штангах запрещено прикасаться к контактному проводу.
13. Вышка перемещается к очередному месту работы по пункту 7.
14. После окончания производства работ электромонтеры снимают шунтирующие штанги и, убедившись в их отсутствии на контактном проводе, по команде производителя работ, одновременно спускаются по двум лестницам с рабочей площадки.
15. По команде производителя работ четверо электромонтеров переносят вышку с рельсов, из зоны габарита подвижного состава в безопасное место хранения. При этом обеспечивается постоянный контроль вертикального расположения вышки, для равномерного распределения нагрузки между электромонтерами.
16. Местом хранения вышки обычно служит опора контактной сети, к которой закрепляется вышка двумя струбцинами в обхват опоры.
17. Производитель работ по рации сообщает сигналистам об окончании работ.
18. Производитель работ уведомляет энергодиспетчера об окончании производства работ и о закреплении вышки.
Полезная модель относится к области электрифицированного железнодорожного транспорта, а именно к устройствам для выполнения работ на контактной сети железной дороги и защиты персонала, выполняющего работы, от поражения электрическим током, вызванным рабочим или наведенным напряжением.Технический результат достигается за счет создания вышки изолирующей съемной для работы на контактной сети железной дороги, содержащей рабочую площадку и связанную с ней раму при помощи тетивы лестницы, к которой под углом от 20 до 80 градусов закреплены подкосы ступенек и распорки.