Формула
1. Фрикционный материал для тормозных колодок, содержащий:
i) многокомпонентную тормозную смесь и
ii) композицию или связующую матрицу на основе гидравлического связующего, содержащую
a) гидравлическое связующее, состоящее из обычного цементного клинкера, состоящего по меньшей мере на две трети по массе из силикатов кальция [3CaO⋅SiO2] и [2CaO⋅SiO2], причем остальная часть состоит из Al2O3, Fe2O3 и/или других второстепенных оксидов,
b) активатор, выбранный из одной или более солей и/или гидроксидов и/или оксидов щелочных и/или щелочноземельных металлов и/или кремния,
c) один или более материалов, обладающих пуццолановой активностью, или один или более материалов, обладающих скрытой гидравлической активностью, и/или их смеси,
причем указанная композиция или связующая матрица отверждается посредством реакции гидратации с водой.
2. Фрикционный материал по п. 1, в котором гидравлическое связующее а) представляет собой портландцементный клинкер типа I, шлакопортландцемент типа III, пуццолановый цемент типа IV и их смеси.
3. Фрикционный материал по любому из предшествующих пунктов, в котором компонент b) связующей композиции ii) выбран из оксида кремния, оксида калия, оксида натрия, гидроксида калия, гидроксида натрия и/или силикатов, и предпочтительно выбран из оксида кремния, оксида калия, гидроксида калия и/или силикатов.
4. Фрикционный материал по любому из предшествующих пунктов, в котором компонент с) связующей композиции ii) выбран из одного или более материалов, обладающих пуццолановой активностью, предпочтительно таких как микрокремнезем, зольная пыль, пуццолан, кремнеземная пыль, метакаолин, и/или одного или более материалов, обладающих скрытой гидравлической активностью, таких как доменный шлак, гидратированный кальций, природный известняк.
5. Фрикционный материал по любому из предшествующих пунктов, в котором связующая композиция ii) на основе гидравлического связующего присутствует в количестве от 3 до 60 масс. % по отношению к полной массе смеси, образующей фрикционный материал, и предпочтительно присутствует в количестве от 5 до 52 масс. % по отношению к полной массе смеси, образующей фрикционный материал.
6. Фрикционный материал по любому из предшествующих пунктов, в котором гидравлическое связующее а) присутствует в количестве от 0,5 до 95 масс. %, предпочтительно от 10 до 93 масс. % по отношению к полной массе связующей композиции ii), активатор b) присутствует в количестве от 0,5 до 50 масс. % по отношению к полной массе связующей композиции ii), материалы с) с пуццолановой активностью и/или скрытой гидравлической активностью, когда они предусмотрены, присутствуют в количестве от 0,5 до 95 масс. %, предпочтительно от 10 до 93 масс. % по отношению к полной массе связующей композиции ii), возможные заполнители присутствуют в количестве от 0 до 20 масс. % по отношению к полной массе связующей композиции ii), возможные добавки различной природы присутствуют в количестве от 0 до 5 масс. % по отношению к полной массе связующей композиции ii).
7. Фрикционный материал по любому из предшествующих пунктов, в котором полное количество добавляемой воды составляет от 25 до 150 масс. % по отношению к полной массе связующей композиции ii) на основе гидравлического связующего, предпочтительно составляет от 50 до 150 масс. %.
8. Фрикционный материал по любому из предшествующих пунктов, в котором многокомпонентная тормозная смесь i) присутствует в количестве от 30 до 97 масс. %, предпочтительно от 50 до 95 масс. % по отношению к полной массе смеси, образующей фрикционный материал.
9. Фрикционный материал по любому из предшествующих пунктов, в котором многокомпонентная тормозная смесь i) содержит по меньшей мере один смазочный материал в количестве от 5 до 15 масс. %, по меньшей мере один абразивный материал в количестве от 8 до 25 масс. %, по меньшей мере один компонент, содержащий углерод, в количестве от 8 до 25 масс. %, по меньшей мере один модификатор в количестве от 15 до 30 масс. %, причем все процентные доли вычислены по отношению к полной массе многокомпонентной тормозной смеси i).
10. Фрикционный материал по любому из предшествующих пунктов, в котором фрикционный материал состоит из связующей композиции ii) на основе а) портландцемента типа I 52.5 с тонкостью помола 6500 см2/г, b) силиката калия и гидроксида калия, с) шлака с тонкостью помола 6500 см2/г и метакаолина, и воды, и многокомпонентной тормозной смеси i), содержащей компоненты, предпочтительно выбранные из оксидов алюминия, стальных волокон, хромита, сульфидов олова и молибдена, графита, кокса, металлических порошков и барита.
11. Тормозные колодки, состоящие из фрикционного материала по любому из пп. 1-10 и металлического опорного основания.
12. Применение фрикционного материала, содержащего связующую композицию на основе гидравлического связующего и многокомпонентную тормозную смесь по любому из пп. 1-10, для тормозных колодок и других промышленных применений.