Код документа: RU2087649C1
Изобретение относится к области строительства и касается опалубки для поверхностей различной кривизны с регулируемой в зависимости от этой кривизны опалубочной обшивки.
Известна опалубка с изменяемой в зависимости от ее кривизны опалубочной обшивкой, в которой не предусмотрено никаких опалубочных стяжек для расположенных друг против друга элементов опалубки, однако это означает, что опалубки расположенных друг против друга поверхностей полностью отделены друг от друга, так что самые незначительные неточности при монтаже приводят к отклонениям по толщине бетонируемой стены. Помимо этого в процессе бетонирования существует опасность того, что в результате быстрого заполнения бетоном стенки опалубки, возможно вначале точно позиционированные, смещаются относительно друг друга. Результатом этого также являются неточности в готовой бетонной стене.(EP, патент 0139820, E 04 G II/06, 1985).
Известна опалубка для изготовления сооружений с поверхностью различной кривизны, состоящая из опалубочных элементов, каждый из которых включает опалубочную обшивку, кривизна которой соответствует кривизне поверхности изготовляемого сооружения, опоры и взаимодействующие с опорами, размещенные с определенным промежутком относительно друг от друга поясные элементы, состоящие из отдельных частей, установленных с возможностью регулирования их длины между опорами и с возможностью регулирования расстояния между точками взаимодействия опор и поясных элементов, а также опалубочной стяжки для стягивания расположенных друг против друга опалубочных элементов (FR, патент 2613747, E 04 G II/06, 1988), в основе изобретения лежит задача создания опалубки, которая требует небольшого количества опалубочных стяжек, но предусмотрена взаимная стяжка расположенных друг против друга элементов опалубки.
Решение этой задачи заключается в том, что на опалубочном элементе по меньшей мере на две опоры в качестве поясного элемента оболочки воздействует траверса, которая одновременно предусмотрена в качестве контропоры для опалубочной стяжки и которая может переставляться и закрепляться по меньшей мере на одной из нагруженных ее опор в ее продольном направлении и поперек ориентирования опоры.
Таким образом траверсы могут служить для регулирования расстояния между опорами и тем самым для изменения кривизны и кроме того одновременно в качестве контропор для опалубочных стяжек между двумя опорами, так что количество опалубочных стяжек на каждой опоре уменьшается в два раза. Однако силы реакции опалубочной стяжки могут передаваться с помощью траверсы на обе смежные с опалубочной стяжкой опоры. Следовательно, предпочтительным образом конструкция участка оболочки или поясного элемента в виде траверсы, которая в состоянии передавать появляющиеся поперечные усилия на поясной элемент, выполняет двойную функцию.
При этом целесообразно, если место контропоры для опалубочной стяжки на траверсе между местами ее крепления расположено на двух соседних опорах и траверса, в частности, на обращенных от опалубки сторонах опор, прилегают к ним и предпочтительно охватывает их. Таким образом траверса перекрывает две опоры и может передавать исходящее от опалубочной стяжки стяжное усилие примерно равномерно на обратную сторону обеих опор.
На траверсе может быть предусмотрен ходовой винт, с помощью которого может осуществляться относительное перемещение между траверсой и нагруженной со стороны траверсы опорой с помощью закрепленной, в частности, разъемно на опоре, взаимодействующей с ходовым винтом гайки. Это обеспечивает возможность относительного изменения длины между двумя опорами на траверсе, не требуя телескопического выполнения самой траверсы. С помощью ходового винта изменяется лишь соответственно эффективная длина траверсы, или изменяется ее выступ за пределы опоры.
Для эффективной передачи поперечных усилий от траверсы на опору в зоне ходового винта целесообразно, если предусмотренная на траверсе направляющая является продольным пазом, который в продольном направлении траверсы, по меньшей мере в зоне действия ходового винта, расположен параллельно ему.
На опоре может быть расположен проходящий сквозь продольный паз направляющий палец или подобный элемент, который с одной стороны, в частности, с помощью планки, фланца или подобного элемента может быть соединен с опорой, предпочтительно разъемно, и с другой стороны имеет гайку для закрепленного на траверсе ходового винта. Таким образом расположенный параллельно траверсе ходовой винт может благодаря его закручиванию перемещаться сам совместно с траверсой относительно гайки в продольном направлении, вследствие чего несущий гайку палец смещается внутри продольного паза, так что благодаря этому изменяется соответственно Эффективная длина траверсы на опоре. Однако это обеспечивает очень простое обслуживание, хорошую передачу появляющихся усилий.
Особенно предпочтительно, если элемент опалубки имеет четкое число, в частности, больше двух, параллельных опоры и каждая непосредственно соседствующая с кромкой элемента опалубки опора соединена с соседней с ней с другой стороны второй опорой с помощью траверсы и если образованные таким образом пары опор соединены между собой с помощью перемещаемого в продольном направлении зажимного замка в качестве другого поясного элемента. Таким образом на элементе опалубки траверсы чередуются с зажимным замком, на котором не требуется опалубочная стяжка, так как присоединенные к нему траверсы могут подкреплять опалубочные стяжки.
Получается изменяемый элемент опалубки, если на нем предусмотрены четыре примерно параллельных опоры и обе близкие к кромке опоры перекрыты и соединены с помощью траверс и если в средней зоне элемента опалубки соседние друг с другом опоры соединены с помощью продолжающего оболочку зажимного замка. Следовательно, такой элемент опалубки с четырьмя опорами имеет оболочку с двумя траверсами и продолжающим ее зажимным замком и требуется лишь две опалубочные стяжки вместо того, чтобы воздействовать на все четыре опоры в два раза большим количеством опалубочных стяжек.
Для соединения траверс с опорами предпочтительно, если траверсы воздействуют через шарниры на элементы контропор, которые в частности, разъемно могут быть соединены с опорами, так что положение оболочки может изменятся.
Соответственно расположенные между двумя относящимися к оболочке траверсами зажимные знаки целесообразным образом шарнирно закреплены на обращенных друг к другу концах траверс, так что зажимные замки и траверсы образуют практически сплошную цепь оболочки, которая кроме того позволяет по причине шарнирного крепления осуществлять подгонку к различным искривлениям опалубочной обшивки.
Если траверсы выступают относительно соединенных с их помощью опор, зажимной замок может быть шарнирно закреплен на обращенных друг к другу выступающих частях двух траверс. Таким образом имеется достаточно места для этого шарнирного соединения и одновременно получается прочная опора траверсы на двух опорах.
Усовершенствованные варианты выполнения изобретения и заключаются в частности в расположении ходового винта на траверсе, а также самой траверсы.
В частности, можно обходиться по возможности небольшими ходовыми винтами, так как эти ходовые винты при расположении на концах траверсы соответственно при изменении кривизны в сторону уменьшения радиуса искривления воздействию тягового усилия, т.е. должны быть рассчитаны в основном на восприятие таких тяговых усилий, не требуя воздействия опалубочной стяжки на каждую опору опалубки, и при которой, несмотря на это, может устанавливаться практически любая кривизна, так что могут очень точно бетонироваться изогнутые или искривленные стенки.
На фиг. I показан вид сверху изогнутой опалубки с двумя расположенными друг против друга и стянутыми друг с другом опалубочными элементами, оболочки которых проходят параллельно друг другу; на фиг.2-вид сверху; на фиг. 3-продольный разрез на наружной поверхности траверсы со средствами закрепления для соединения с элементом опалубки и с воздействующим на нее, направленным от конца к середине ходовым винтом; на фиг.4-вид сверху; на фиг.5-продольный разрез траверсы для размещения на внутренней поверхности опалубки в соответствии с фиг.I, причем свободный конец ходового винта направлен к концу траверсы и его закрепление расположено на определенном расстоянии от этого конца.
Обозначенная в целом позицией I опалубка допускает подгонку к различным искривленным поверхностям и в соответствии с этим имеет устанавливаемую относительно ее кривизны опалубочную обшивку 2. Опалубочная обшивка 2 подперта и усилена с помощью трапецеидальных в поперечном сечении опор 3 и с опорами 3 входит в зацепление одна, при необходимости также несколько смещенных по высоте, образования на определенном удалении от опалубочной обшивки 2 из отдельных поясных элементов 4 и 5 поясная цепь или оболочка. Эффективная длина поясных элементов 4 и 5 между опорами 3 может регулироваться, так что благодаря этому может устанавливаться кривизна опалубочной обшивки 2. При этом на фиг.I видно, что расположенные друг против друга, состоящие из опалубочной обшивки 2 и опор 3 элементы опалубки могут стягиваться друг с другом с помощью опалубочных стяжек 6.
На фиг. I ясно, что на элементе опалубки на две опоры 3 в качестве поясного элемента 4 воздействует траверса, называемая в последующем в соответствии с этим "траверса 4", которая одновременно служит в качестве контропоры для расположенной между двумя опорами 3 опалубочной стяжки 6. При этом траверса 4 по меньшей мере на одной из нагруженных ею опор 3 может смещаться и закрепляется в продольном направлении и поперек ориентирования опоры 3, так что обращенные от опалубочной обшивки 2 наружные стороны опор могут стягиваться друг к дуну или отодвигаться друг от друга и благодаря этому может изменяться кривизна опалубочной обшивки 2.
Место контропоpы для опалубочной стяжки 6 расположено на траверсе между ее местами крепления на двух соседних опорах 3, в частности, примерно в середине между ними, и в примере выполнения в соответствии с фиг.3 и 5 выполнено в виде продольного шлица 4а, так что изменение эффективной длины траверсы или расстояния между наружными сторонами траверс 3 не влияет на положение опалубочной стяжки 6 или наоборот, передвижению на траверсе 4 не препятствует опалубочная стяжка 6. таким образом даже при различных эффективных длинах траверсы 4 получается практически равномерная и примерно одинаковая по величине передача реакционных сил опалубочной стяжки 6 на смежные с ней опоры 3.
В соответствии с фиг.2-5 на траверсе предусмотрен ходовой винт 7, с помощью которого может осуществляться относительное перемещение между траверсой 4 и нагруженной ею опорой 3 с помощью закрепленной, в частности, разъемно на опоре 3, взаимодействующей с ходовым винтом 7 гайки 8. При этом на траверсе 4 предусмотрена выполненная в виде продольного паза 9 направляющая, которая в продольном направлении траверсы 4, по меньшей мере в зоне воздействия ходового винта 7 проходит параллельно последнему. На опоре 3 расположен проходящий сквозь продольный паз 9 направляющий палец 10, который с одной стороны с помощью планки II или фланца соединен с опорой 3 и с другой стороны имеет гайку 8 для закрепленного на траверсе 4 ходового винта 7. Если теперь ходовой винт 7 вращается с помощью шестигранника 12, то это приводит также к осевому перемещению ходового винта 7 относительно гайки 8, что изменяет расстояние между направляющим пальцем 10 и закрепленным на параллельной опоре 3 опорным пальцем 13 и тем самым изменяет длину траверсы 4. Таким образом наружные стороны опор 3 перемещаются друг к другу или отодвигаются друг от друга, следствием чего является изменение кривизны опалубочной обшивки 2.
В примере выполнения (на фиг.I) элементы опалубки имеют соответственно четное число, больше двух, а именно, четыре параллельные опоры 3 и соответственно две непосредственно соседних с кромкой элемента опалубки опоры 3 соединяются с помощью траверс 4 и перекрываются этими траверсами, в то время как образованные таким образом пары опор соединены друг с другом с помощью перемещаемого по длине зажимного замка в виде другого поясного элемента 5. Таким образом может изменяться также расстояние между обеими находящимися на обращенных друг к другу концах траверс 4 опорами 3, так что общая кривизна опалубочной обшивки 2 может устанавливаться в значительной степени равномерно.
Чтобы это изменение кривизны можно было осуществлять без сопротивления на оболочке, траверсы 4 воздействуют через шарниры на элементы контропор, к которым относятся планка II, через которые проходят пальцы 10 и 13. Эти элементы 14 контропор в свою очередь могут быть разъемно соединены с опорами 3, так что положение оболочки может изменяться.
Расположенные соответственно между двумя относящимися к оболочке траверсами 4 зажимные замки 5 в свою очередь шарнирно закреплены в точках 13а на обращенных друг к другу концах траверс 4, так что поясная цепь замкнута и может хорошо подгоняться к кривизне. При этом траверсы 4, которые расположены на наружных концах опор 3, имеют относительно соединенных с их помощью опор 3 выступающую часть и зажимной замок 5 шарнирно закреплен на обращенных друг к другу выступающих частях двух траверс 4.
Прежде всего на фиг.2 и 3, а также 4 и 5 видно, что ходовой винт 7 расположен на траверсе 4 параллельно продольному пазу 9 и один конец установлен с возможностью вращения на удерживающей перемычке 15 траверсы, однако жестко в осевом направлении и входит в несущую направляющий палец 10, образующую маточную гайку 8 колодку, так что последняя при вращении ходового винта 7 перемещается относительно продольного паза 9 и в его направлении.
Ходовой винт 7 имеет еще контргайку 16, которая может быть законтрена относительно маточной гайки 8 и/или перемычки 15, так что соответственно установленное положение может быть зафиксировано таким образом, что даже вибрирование бетона или прочие динамические нагрузки не приведут к нежелательному смещению предусмотренной кривизны опалубной обшивки 2. На фиг.I, а также на фиг. 2 и 3 с одной стороны на фиг. 4 и 5 с другой стороны можно видеть, что предусмотрены различные траверсы 4, в зависимости от того, предусмотрены ли они для расположения на внутренней стороне кривизны опалубки I или на наружной стороне. В случае с траверсой 4 для расположения на внутренней стороне кривизны свободный конец ходового винта 7 в соответствии с фиг. 4 и 5 направлен к обращенному к кромке элемента опалубки концу траверсы 4. В случае с траверсой 4 для наружной стороны кривизны опалубки ходовой винт 7 в соответствии с фиг. 2 и 3 установлен на конце траверсы 4 и его свободный конец направлен к середине траверсы 4. Благодаря этому достигается то, что при установке кривизны или вытекающих из кривизны сил реакции эти ходовые винты 7 нагружены соответственно только на растяжение, так что их размеры должны устанавливаться менее жестко, чем если бы они воспринимали также силы сжатия.
На фиг.3 и 5 видно, что траверсы могут иметь места подвески или опоры 17 и 18, например, для рабочих консолей и опор на почву, благодаря чему они могут выполнять дополнительную функцию. Так как сами траверсы 4 с одной стороны по причине двойного Т-образного профилирования с внутренней двойной перемычкой являются жесткими на изгиб и с помощью опалубочных стяжек с одной стороны, а также крепления на опорах с другой стороны очень жестко закреплены, они могут передавать также соответствующие дополнительные опорные и удерживающие силы. Следовательно, они могут служить как для изменения эффективной длины участка 4 оболочки между двумя опорами 3, так и для восприятия стягивающих усилий опалубочных стяжек, а также для удержания рабочих консолей и грунтовых опор.
На фиг. I видно, что соответственно в краевой зоне элемента опалубки с обращенной от опалубочной обшивки 2 наружной стороны опоры 3 и/или удерживающего устройства траверсы 4 наряду с опорой 3 предусмотрен направленный к соседней кромке 19 опалубки и там шарнирно действующий стяжной замок 20 или ему подобный элемент для установки округления или кривизны концевой зоны опалубочной обшивки 2. При этом эти предназначенные для установки округления края опалубочной обшивки 2 стяжные замки 20 могут перемещаться по высоте в продольном направлении опор 3 относительно траверсе 4.
Опалубка I для различных искривленных поверхностей имеет регулируемую относительно ее кривизны опалубочную обшивку 2, подпирающие ее опоры 3 и воздействующую на опоры 3 с определенным удалением от опалубочной оболочки 2, образованную из отдельных перекрывающих опоры поясных элементов 4 и 5 оболочку, которая целесообразным образом закреплена на обращенных от опалубочной обшивки 2 наружных сторонах опор 3. Изменение кривизны опалубочной обшивки 2 осуществляется путем изменения эффективной длины поясных элементов 4 и 5 между опорами 3. Расположенные друг против друга элементы опалубки могут стягиваться друг с другом с помощью опалубочных стяжек 6. При этом на элементе опалубки по меньшей мере на две опоры 3 воздействует в качестве поясного элемента траверса 4, которая одновременно предусмотрена в качестве контропоры для опалубочной стяжки 6, которая таким образом расположена между двумя опорами и передает реакционные силы на обе опоры. При этом траверса также может изменяться относительно ее эффективной длины благодаря тому, что место ее крепления может смещаться в ее продольном направлении и поперек ориентирования опоры, так что траверса 4 имеется в распоряжении как в количестве регулируемого поясного элемента при изменении кривизны опалубочной обшивки 2, так и воспринимает стяжные усилия.
С помощью фиг. 2 и 3 с одной стороны, так и фиг. 4 и 5 с другой стороны можно еще видеть, что направляющий палец 10 соответственно с двух сторон в зоне по существу круглой части оснащен прилегающей к кромкам соответствующего продольного паза 9 поверхностью или лыской 10а. Благодаря этому осуществляется передача усилий от поясных элементов 4 на опору 3 через поверхности или кромки продольного паза 9 на упомянутую поверхность или лыску 10а направляющего пальца 10 и вновь через округление направляющего пальца 10 в отверстие планки II. Таким образом предотвращаются линейные и точечные соприкосновения и соответствующие перегрузки.
Изобретение относится к области строительства и может быть использованы для бетонирования сооружений, имеющих поверхность различной кривизны. Сущность изобретения заключается в том, что изменение кривизны опалубочной обшивки 2 осуществляется путем изменения длины поясных элементов 4, 5 между опорами 3, а расположенные друг против друга элементы опалубки могут сближаться друг с другом с помощью опалубочных стяжек 6, при этом, по крайней мере на две опоры 3 в качестве поясного элемента воздействует траверса 4, через которую проходит и стяжка 6, а место крепления траверсы 4 может смещаться в продольном направлении и поперек ориетирования опоры, так что траверса является перемещаемым поясным элементом при изменении кривизны опалубочной обшивки 2, а также воспринимает стяжные усилия. 14 з.п. ф-лы, 5 ил.