Код документа: RU2627922C2
Изобретение касается опорных устройств, в частности опорного башмака для передачи и распределения сил по чувствительной к давлению основе, и системы стоек с таким опорным башмаком.
Системы стоек с опорными башмаками, включающие в себя цоколь для установки на основу и соединенный с цоколем удерживающий элемент, на котором можно закреплять соединительные детали, представляют собой, например, монтируемые на плоских крышах опорные стоечные конструкции, как, например, вентиляционные каналы или агрегаты, кондиционеры, трубопроводы или дорожки из решетчатого настила. Поскольку на крышах часто имеются чувствительные к давлению герметизирующие пленки или битумные полотна, необходимо распределение опорной нагрузки посредством надлежащих опор (башмаков). Прочие варианты применения стоечных систем с опорными башмаками - это строительные леса или временные сооружения, например зрительские трибуны, причем в этом случае происходит передача нагрузки на поверхность асфальта или земли либо же на луговую почву (лужайку).
Из европейской заявки EP 2228501 B1 известен обычный опорный башмак такого рода, у которого имеется нижняя часть, а также скользящая часть, наклон которой относительно нижней части вокруг одной из осей можно изменять на несколько градусов и на которой можно закреплять вертикально направленную монтажную шину. Для крепления горизонтально направленной шины предусмотрена отдельная заменяемая скользящая часть.
Задача изобретения состоит в том, чтобы представить опорный башмак, либо же систему стоек, который либо же которая отличаются простотой в обращении и универсальностью в применении.
При помощи предложенного опорного башмака для передачи и распределения сил по чувствительной к давлению основе, который включает в себя цоколь для размещения на основе и соединенный с цоколем удерживающий элемент, на котором можно закреплять соединительные детали, эту задачу решают посредством того, что удерживающий элемент имеет первый проем для соединительной детали и второй проем для соединительной детали. Благодаря этому на опоре можно закреплять два соединительных элемента (например, монтажные шины) одновременно, либо же можно использовать для одной единственной соединительной детали только один из проемов на удерживающем элементе. Таким образом изобретение создает опорный башмак, который располагает разнообразными возможностями соединения с соединительными деталями, и поэтому его можно особо просто отрегулировать в соответствии с данными конкретными потребностями применения.
Предпочтительно, чтобы первый проем и второй проем были направлены под углом, в частности перпендикулярно друг другу. Таким образом возможно одновременное присоединение двух соединительных деталей, простирающихся в направлениях разных осей. Также и в случае применения опоры только с одной соединительной деталью такое исполнение выгодно, поскольку в противоположность известным опорным башмакам присоединение соединительных деталей, по-разному направленных относительно опоры, возможно с помощью одного и того же элемента-держателя.
В соответствии с предпочтительной формой исполнения первый проем соосен с третьим проемом для соединительной детали, в частности, он переходит в третий проем, а три проема предпочтительно расположены Т-образно друг относительно друга. Это позволяет соединять с удерживающим элементом соединительные детали с трех сторон, в частности втыкать их в него. Если первый и третий проем переходят друг в друга, то одну соединительную деталь можно удерживать одновременно первым и третьим проемом. В частности, соединительную деталь можно продвинуть через первый и третий проем и таким образом через удерживающий элемент.
В качестве альтернативы возможно, чтобы все три проема были расположены перпендикулярно друг другу, так что они предпочтительно формируют ортогональную основу.
Предпочтительно, чтобы первый проем в основном положении удерживающего элемента проходил, по существу, параллельно расположенной снизу опорной поверхности цоколя. Так, при использовании опорного башмака в системе стоек, размещенной на плоской крыше, первый проем пригоден для соединения с горизонтально направленной соединительной деталью, в то время как расположенный перпендикулярно первому проему второй проем может одновременно или в качестве альтернативы фиксировать вертикально направленную соединительную деталь. При этом под основным положением удерживающего элемента подразумевают положение, в котором удерживающий элемент не наклонен относительно цоколя, что может быть желательно, например, для компенсации наклона основы (легкого).
У первого проема и второго проема может быть область перекрывания, так что второй проем переходит в первый проем, и соединительная деталь может выступать через второй проем в первый проем. В том случае, когда соединительную деталь удерживают только в первом проеме, ее можно зафиксировать еще надежнее.
Поскольку сооружения, для которых применяют такие опоры, часто представляют собой конструкции из монтажных шин с так называемым С-образным профилем, то предпочтительно, чтобы проемы имели прямоугольное, в частности квадратное сечение и в частности одинаковое сечение. Благодаря этому опору можно комбинировать с коммерчески доступными деталями, а применение ее таким образом оказывается недорогим и разнообразным. Кроме того, квадратное сечение дает возможность присоединять монтажные шины с шагом 90°, а именно путем поворота рейки вокруг ее продольной оси.
Первый проем и/или третий проем могут иметь нижнюю упорную стенку, предпочтительно общую, предпочтительно по меньшей мере с одним крепежным вырезом. Дополнительно или в качестве альтернативы крепежные вырезы можно предусмотреть и в других упорных (удерживающих) стенках проемов. В особо предпочтительной форме исполнения как первый, так и второй проем располагают по меньшей мере одним крепежным вырезом, в частности в общей нижней упорной стенке.
Кроме того, по меньшей мере у одного из первого и третьего проема может иметься по меньшей мере одна, предпочтительно две боковые упорные стенки, предпочтительно с крепежным вырезом, чтобы надежно фиксировать удерживаемую там соединительную деталь.
Предпочтительно, чтобы у удерживающего элемента было два расположенных друг под другом крепежных выреза для фиксации соединительной детали, размещенной во втором проеме.
Крепежный вырез или крепежные вырезы, которые предпочтительно выполнены как сквозное отверстие, служат для размещения крепежного элемента, например болта и барашковой гайки, посредством которых фиксируют данную конкретную соединительную деталь в данном конкретном проеме.
Крепежный элемент может включать в себя штырь, болт, в частности винт и размещенную в области проема внутри соединительной детали барашковую гайку.
Особо предпочтительно, чтобы первый и при необходимости третий проем были выполнены U-образными, а второй проем кольцевидным.
В особо предпочтительной форме исполнения упорные стенки всех проемов переходят друг в друга как одна деталь, они могут быть, например, выгнуты из металлического листа. В частности, первый и третий проем образованы металлическим листом, выгнутым U-образно, а второй проем - пластиной, отходящей под углом от конца плеча U-образно выгнутого листа и согнутой в кольцо. При этом предпочтительно, чтобы проемы располагались Т-образно друг относительно друга. Таким образом удерживающий элемент представляет собой простое гнутое изделие из металлического листа, выполненное в виде одной детали, которое прочно по конструкции и недорого в изготовлении.
Поскольку основа, на которой устанавливают такой опорный башмак, часто наклонена (слегка), например, в случае плоской крыши, чтобы обеспечить сток воды, предпочтительно, чтобы цоколь и удерживающий элемент были соединены друг с другом с возможностью регулировки наклона, причем предусматривается стопор, чтобы жестко зафиксировать цоколь и удерживающий элемент с заданным наклоном друг относительно друга. Это позволяет строго горизонтально или же вертикально выровнять конструкцию, предусмотренную на наклонной основе, посредством компенсации углов на опорном башмаке.
Предпочтительно, чтобы у цоколя имелся скользящий участок с круглым отверстием, в которое входит конец элемента-держателя. Благодаря этому удерживающий элемент можно наклонять относительно цоколя по меньшей мере по двум пространственным осям, в то время как в случае опор, известных на нынешнем уровне техники, у которых для регулировки наклона имеется продолговатое отверстие, регулировка угла возможна только по одной оси.
Предпочтительно, чтобы первый скользящий участок был выполнен в форме шарового сегмента, а в частности, чтобы имелся второй скользящий участок в форме шарового сегмента, прилегающий к первому, на элементе-держателе. Такой шаровой сегмент представляет собой простой вариант шарнира, регулируемого во многих направлениях, в частности наклоняемого и поворотного. Также он позволяет вращать удерживающий элемент вокруг вертикальной оси, так что соединительную деталь, проходящую приблизительно вертикально и размещенную во втором проеме, можно вращать вокруг ее продольной оси.
Например, чтобы добиться надежно фиксируемого соединения цоколя и удерживающего элемента при возможности регулировки наклона, удерживающий элемент может предпочтительно иметь участок запирания в виде шарового сегмента, который зацепляется за первый скользящий участок цоколя. Возможно, чтобы скользящий участок цоколя можно было бы зажимать между скользящим участком удерживающего элемента и еще одним элементом, в частности участком запирания, для фиксации углового положения удерживающего элемента.
В соответствии с еще одним вариантом изобретения предусмотрена система стоек по меньшей мере с одним опорным башмаком, описанного ранее вида, которая также имеет по меньшей мере одну С-образную монтажную шину, образующую соединительную деталь, которая введена в проем и извлечение которой из удерживающего элемента предотвращается средством крепежа. Такие средства крепежа включают в себя, как уже упомянуто, в частности, барашковые гайки, которые с открытой стороны вводят в С и которые цепляются за загнутые внутрь края шины.
Прочие признаки и преимущества изобретения следуют из приводимого ниже описания нескольких предпочтительных вариантов исполнения, а также из прилагаемых чертежей. Где показано:
Фиг.1 - вид опорного башмака согласно изобретению в аксонометрической проекции;
Фиг.2 - изображение удерживающего элемента с фигуры 1 в аксонометрической проекции;
Фиг.3 - изображение первой формы исполнения системы стоек согласно изобретению (фрагмент) в аксонометрической проекции;
Фиг.4 - вид сбоку на систему стоек, изображенную на фигуре 3,
Фиг.5 - система стоек в разрезе по линии V-V на фигуре 4;
Фиг.6 - средство крепежа системы стоек предшествующих фигур;
Фиг.7 - изображение второй формы исполнения системы стоек согласно изобретению (фрагмент) в аксонометрической проекции;
Фиг.8 - изображение третьей формы исполнения системы стоек согласно изобретению (фрагмент) в аксонометрической проекции.
На фигуре 1 показан опорный башмак согласно изобретению 10 для передачи и распределения сил по чувствительной к давлению основе. Опорный башмак 10 имеет цоколь 12 для прямого или непрямого размещения на основе, представляющий собой, например, деталь, изготовленную литьем под давлением из пластмассы или металла, и имеющий, например, несколько ребер жесткости или, которые простираются наружу от центрального цилиндрического участка.
В варианте исполнения, показанном на фигуре 1, цоколь 12 имеет приблизительно квадратную форму с закругленными углами, но он также может иметь и любую другую форму, например, прямоугольную или круглую.
Кроме того, в состав опоры 10 входит удерживающий элемент 12, который отдельно показан на фигуре 2 и на котором можно закреплять несколько соединительных деталей, в частности С-образных монтажных шин, которые показаны на фигурах 7 и 8.
Для этих целей у удерживающего элемента 18 имеется первый проем 20, второй проем 22 и третий проем 24, в каждый из которых можно вдвинуть монтажную шину.
При этом первый проем 20 и второй проем 22 направлены перпендикулярно друг другу, в то время как третий проем 24 соосен с первым проемом 20 и переходит в первый проем 20. Как видно из фигур, таким образом три проема 20, 22, 24 имеют Т-образное размещение.
В основном положении удерживающего элемента 18, показанном на фигуре 12, первый проем 20 и третий проем 24 простираются по существу параллельно расположенной снизу опорной поверхности 26 цоколя 12, посредством которой цоколь 12 либо же вся опора 10 прилегает к основе.
Первый проем 20 и третий проем 24 образованы выгнутым U-образно металлическим листом, от концов плеч которого под углом отходят пластины 28, объединяющиеся в кольцо квадратного сечения, предпочтительно закрытое, но в принципе и открытое, и таким образом формируют второй проем 22.
В силу исполнения в виде одной детали первый проем 20 и второй проем 22 либо же второй проем 22 и третий проем 24 имеют участок перекрывания 30, так что, как это видно на фигурах 3-5, расположенная вертикально соединительная деталь 32, в данном случае С-образная монтажная шина, может выступать через второй проем 22 в первый проем 20 и в третий проем 24.
Кроме того, у всех проемов 20, 22 и 24 одно и то же общее сечение, так что одну и ту же соединительную деталь 32 можно вдвинуть в каждый из проемов.
Опорный башмак 10 и соединительная деталь 32 образуют часть системы стоек 1, которую применяют, например, для установки вентиляционных каналов, кондиционеров или им подобных устройств на плоских крышах.
При этом, чтобы компенсировать наклон основы, цоколь 12 и удерживающий элемент 18 соединены друг с другом с возможностью регулировки наклона (см. в частности фигуру 5), а именно посредством шарнира в форме шарового сегмента, который образован первым скользящим участком 34 в форме шарового сегмента с круглым отверстием 36 (или же продольным отверстием), этот участок предусмотрен на цоколе 12 в центральной цилиндрической части 16.
Кроме того, шарнир в форме шарового сегмента включает в себя второй скользящий участок 38, который расположен на удерживающем элементе 18 и по меньшей мере частично прилегает к первому скользящему участку 34. Параллельно этому скользящему участку 38, также выполненному в форме шарового сегмента, на вдающемся в круглое отверстие 36 нижнем конце 40 удерживающего элемента 18 предусмотрен участок запирания 42 в виде шарового сегмента, который зацепляется за первый скользящий участок 34 цоколя 12, т.е. давит на скользящий участок 34 снизу. Участки в форме шарового сегмента 34 и 38, а также участок запирания 42 в виде шарового сегмента, предпочтительно имеют общий для всех центр, что обеспечивает надежность процедуры наклона.
Благодаря шарниру в форме шарового сегмента можно изменять угол наклона удерживающего элемента 18 относительно цоколя 12 в любом направлении в плоскости, параллельной цоколю, причем максимально возможный угол изменения задан размером круглого отверстия 36.
Чтобы жестко позиционировать цоколь 12 и удерживающий элемент 18 под единожды заданным углом друг относительно друга, на удерживающем элементе 18 предусмотрен стопор 44 в форме гайки, который размещается непосредственно над скользящим участком 38 и воздействует на последний так, что дальнейшее непреднамеренное смещение шарнира в виде шарового сегмента невозможно, для чего скользящий участок 34 зажимают между участками 38 и 42.
Как лучше всего видно по фигуре 2, у первого проема 20 и третьего проема 24 имеется общая нижняя упорная стенка 46, которая в основном положении удерживающего элемента 18 без наклона проходит приблизительно параллельно опорной поверхности 26 цоколя 12.
В этой общей нижней упорной стенке 46 находятся два крепежных отверстия 48' и 48'', причем крепежное отверстие 48' находится в области первого проема 20, а другое крепежное отверстие 48'' - в области третьего проема 24.
Кроме того, первый проем 20 и третий проем 24 ограничены двумя боковыми упорными стенками 50 и 52, которые одновременно образуют противоположные друг другу боковые стенки второго проема 22.
При этом в боковой упорной стенке 50 имеются два крепежных отверстия 54' и 54'', в которые вставлены вращательные крепежные средства 56, в данном случае в виде винтов 58 с соответствующими барашковыми гайками 60 (см., в частности, фигуру 6).
Крепежные отверстия 54' и 54'' расположены друг над другом и параллельно продольной оси L соединительной детали 32, причем как расстояние от нижнего крепежного отверстия 54' до нижней упорной стенки 46, так и расстояние между двумя крепежными отверстиями 54'' и 54'' выбрано так, что предварительный монтаж по возможности максимально упрощается.
Как показано на фигуре 6, вращательные крепежные средства 56 включают в себя болт с головкой 58 и размещенную на нем барашковую гайку 60 с двумя лепестками 64, посредством которых гайка-барашек 60 входит в зацепление с загнутыми внутрь краями 66 свободных концов боковых плеч 68 U-образной соединительной детали 32. Предпочтительно, чтобы у вращательных крепежных средств 56 имелась также прижимная пластина 62.
На фигуре 7 показана еще одна форма исполнения системы стоек согласно изобретению 1, причем в данном случае предусмотрен еще и амортизационный либо противоскользящий мат 70, который размещен на нижней опорной поверхности 26 цоколя 12.
На фигуре 8 показана третья форма исполнения системы стоек согласно изобретению 1. Помимо вертикальной соединительной детали 32 здесь предусмотрена вторая соединительная деталь 72, простирающаяся в основном в горизонтальном направлении, которая проходит сквозь первый проем 20, а также через третий проем 24, и которая также представляет собой С-образную профильную шину.
В отличие от формы исполнения только с вертикальной соединительной деталью 32 (фигуры 3-5 и 7) в случае двух соединительных деталей 32 и 72 вертикальная соединительная деталь 32 зафиксирована в верхнем крепежном отверстии 54'' только посредством вращательного средства крепежа 56. Горизонтальная соединительная деталь 72 зафиксирована с помощью крепежных отверстий 48' и 48'' в первом либо же третьем проеме 20, 24, соответственно, снизу на удерживающем элементе 18. В качестве альтернативы допустимо и крепление посредством только одного из двух крепежных отверстий 48' или 48".
Также может быть предусмотрено размещать в каждом из трех проемов 20, 22 и 24 другую соединительную деталь. Благодаря участку перекрывания 30, при этом предпочтительно, соединительную деталь во втором проеме можно вставлять между двумя другими, соосно расположенными, соединительными деталями в первом и третьем проеме.
В зависимости от количества, либо же расположения соединительных деталей 32, 72 их, соответственно, фиксируют с помощью различных крепежных отверстий 48', 48'' 54', 54''.
Так как и вертикальная соединительная деталь 32, и горизонтальная соединительная деталь 72 могут иметь продольные отверстия в нижней стенке, противоположной продольной прорези, и в боковых стенках, то возможно присоединение к опорному башмаку 10 с шагом в 90° (шагом вращения вокруг продольной оси шины).
Благодаря шарниру в форме шарового сегмента соединительную деталь 72 также можно бесступенчато поворачивать относительно цоколя 12 вокруг вертикальной оси.
На опорном башмаке 10 согласно изобретению можно без замены удерживающего элемента 18 закрепить либо горизонтально проходящую соединительную деталь 72, либо вертикально проходящую соединительную деталь 32, либо же одновременно одну соединительную деталь, проходящую горизонтально, и одну соединительную деталь, проходящую вертикально. Кроме того, разумеется, возможно предусмотреть две проходящие горизонтально соединительные детали 72, одна из которых размещается в первом проеме 20, а вторая - в третьем проеме 24, с дополнительной вертикальной соединительной деталью 32 или без нее.
Опорный башмак (10) для передачи и распределения сил по чувствительной к давлению основе включает цоколь (12) для размещения на основе и соединенный с ним удерживающий элемент (18). Удерживающий элемент (18) имеет первый проем (20) для соединительной детали (72) и второй проем (22) для соединительной детали (32). Первый проем (20) соосен с третьим проемом (24) для соединительной детали (72). Указанные три проема (20, 22, 24) расположены Т-образно друг относительно друга. Первый и третий проемы (20, 24) образованы U-образно выгнутым металлическим листом. Второй проем (22) образован пластинами (28), отходящими под углом от концов плеч U-образно выгнутого металлического листа и согнутыми в кольцо. Система стоек имеет опорный башмак (10) и монтажную шину, которая введена в проем (20, 22, 24) и извлечение которой из удерживающего элемента (18) предотвращается средством крепежа (56). Обеспечивается простота регулировки опорного башмака. 2 н. и 14 з.п. ф-лы, 8 ил.