Нетерапевтический способ улучшения внимания, концентрации, бдительности и/или запоминания у человека, в частности у ребенка и подростка - RU2249367C2

Код документа: RU2249367C2

Чертежи

Показать все 10 чертежа(ей)

Описание

Настоящее изобретение касается применения хлебных продуктов с содержанием медленно усвояемого крахмала по отношению к общему содержанию крахмала, превышающим 12%, предпочтительно превышающим 20% для улучшения умственных способностей и/или психического состояния.

Обучение является одной из основных составляющих человеческого поведения, так как оно вносит долговременные изменения в поведение человека, совершенствуя тем самым деятельность индивидуума. Обучение задействует многочисленные функции, такие как приобретение знаний, запоминание, восстановление и анализ информации. Механизм обучения еще недостаточно изучен.

Мозг является органом, играющим главную роль в обучении при взаимодействии со всеми другими органами человека. Исследования нескольких последних десятилетий показали, что энергоснабжение и состав минеральных веществ и витаминов человека влияют на содержание и реализацию обучения.

Современные общественные формации имеют некоторые общие основные организационные признаки. Одним из них, хотя и не будучи развитым в некоторых странах, является школьное обучение. Его осуществляют во время различных периодов в течение дня. Для детей утреннее обучение чаще всего наиболее насыщено различными формами и видами. В утреннее время детям приходится интенсивнее включать в процесс обучения внимание, запоминание, воспроизведение знаний.

Данное положение характерно и для взрослых, которые тоже выполняют многочисленные виды физической и умственной деятельности во время работы и отдыха.

По этой причине настоятельно рекомендуется принимать завтрак для восстановления энергетических запасов после ночи голодания и для пополнения организма энергией для обеспечения утренней деятельности. Особенно это относится к детям, для которых восстановление энергии является особенно важным.

Для восстановления энергетических запасов в основном предлагают принимать так называемый “сбалансированный” завтрак, в основном состоящий из четырех видов продуктов:

- хлебный продукт (хлеб, гренки, выпечка, каши для завтрака или печенье);

- молочный продукт;

- фрукт или фруктовый сок;

- напиток.

Сбалансированности такого завтрака достигают, обеспечивая соответствующее процентное содержание и достаточное количество липидов, углеводов и протеинов. Такой состав действительно позволяет восстановить запасы, но не обеспечивает улучшения умственных функций, в частности познавательных, как было отмечено выше. Исследования заявителя показали, что некоторые формы продуктов, потребляемые, в частности, во время завтрака, позволяют повысить умственные функции у детей и подростков.

В рефератах CN 1135288 и CN 1107655 упоминается печенье, содержащее растительные экстракты, благотворно воздействующие на здоровье, в частности, улучшая иммунитет, функции мозга и зрение.

Росс и др. ("Am J Clin Nut", 1987) описывают гликемический и инсулиновый индексы хлебных продуктов; самые низкие индексы для печенья отмечались при повышенном содержании жиров.

Корол и др. ("Am J Clin Nut", 1988) указывают, что текущий уровень содержания глюкозы влияет на некоторые умственные функции и может, в частности, способствовать снижению расстройств памяти у пожилых людей.

Однако в других работах делается вывод, что глюкоза в этих процессах не играет роли.

Совершенно неожиданно заявители обнаружили, что только одно регулирование гликемического индекса недостаточно для повышения этих способностей. Заявители со всей очевидностью доказали, что некоторые хлебные продукты значительно повышают умственные способности благодаря выбору соответственной пропорции между медленно усвояемым крахмалом и общим крахмалом, содержащимся в продукте. Кроме того, эти продукты могут иметь умеренный уровень липидов.

Кроме того, модулирование соотношения между медленно усвояемым крахмалом и общим крахмалом (которое параллельно приводит к изменению содержания медленно высвобождающейся глюкозы по отношению к общему содержанию углеводов) позволяет получать хлебные продукты с более низким гликемическим индексом и с эквивалентным составом, в частности с эквивалентным содержанием жиров. Так, продукт с уровнем липидов 17 г/100 г и содержанием медленно высвобождающейся глюкозы >15% имеет гликемический индекс 45. Продукт с уровнем липидов 9 г/100 г и содержанием медленно высвобождающейся глюкозы >15% имеет гликемический индекс 59. И, наоборот, продукт с уровнем липидов 12 г/100 г и содержанием медленно высвобождающейся глюкозы <7% имеет гликемический индекс 70.

Поэтому объектом настоящего изобретения является использование хлебных продуктов, в частности печенья или крекеров с содержанием медленно усвояемого крахмала по отношению к общему содержанию крахмала, превышающим примерно 12% по весу, предпочтительно превышающее примерно 20% для улучшения психического состояния и/или умственных способностей, в частности запоминания, внимания, концентрации и/или бдительности у человека, в частности у ребенка и подростка.

Настоящее изобретение касается также хлебных продуктов, в частности печенья или крекеров для улучшения внимания, концентрации, бдительности, запоминания и/или психического состояния человека, в частности ребенка и подростка, отличающихся тем, что они имеют содержание медленно усвояемого крахмала по отношению к общему содержанию крахмала, превышающее примерно 12%, предпочтительно превышающее 20%.

Предпочтительное содержание крахмала в хлебных продуктах, потребляемых в соответствии с настоящим изобретением, составляет от 30 до 70 г на 100 сухого вещества, в частности от 34 до 60 г на 100 г сухого вещества.

Предпочтительно хлебные продукты, потребляемые в соответствии с настоящим изобретением, имеют содержание медленно высвобождающейся глюкозы по отношению к общему содержанию углеводов, превышающее примерно 10%, предпочтительно превышающее примерно 15%.

Предпочтительное содержание углеводов в хлебных продуктах, потребляемых в соответствии с настоящим изобретением, составляет от 60 до 90 г на 100 г сухого вещества.

Содержание сахара в хлебных продуктах, потребляемых в соответствии с настоящим изобретением, предпочтительно составляет от 2 до 40 г на 100 сухого вещества. Сахар может быть в виде моносахарида и/или дисахарида, в частности в виде глюкозы, сахарозы, фруктозы и/или мальтозы.

Содержание влаги в хлебных продуктах в соответствии с настоящим изобретением может меняться, в частности, от 7 до 10% по весу. Однако продукты, специально адаптированные для реализации настоящего изобретения, имеют уровень влажности меньше 5%, в частности порядка 3-4%.

Другим важным отличительным признаком хлебных продуктов, потребляемых в соответствии с настоящим изобретением, является содержание в них липидов. Действительно, обычно принято считать, что значительный уровень липидов влияет на скорость усвоения углеводов, замедляя его благодаря воздействию на опорожнение желудка. Однако с очевидностью удалось показать, что умеренный уровень липидов все-таки обеспечивает желаемое улучшение в рамках настоящего изобретения, что позволяет избежать перенасыщенности липидов. Так, содержание липидов в хлебных продуктах, потребляемых в соответствии с настоящим изобретением, предпочтительно составляет от 3 до 25 г на 100 г сухого вещества, более предпочтительно от 10 до 20 г на 100 г сухого вещества, в частности от 14 до 20 г на 100 г сухого вещества.

В частности, приготовленные в соответствии с настоящим изобретением хлебные продукты имеют уровень липидов меньше 15 г на 100 г сухого вещества, в частности порядка 12 г на 100 г, а сбалансированные добавки крахмала по отношению к углеводам позволяют улучшить различные аспекты умственных способностей.

Как оказалось, содержание протеинов в хлебных продуктах, потребляемых в соответствии с настоящим изобретением, является низким, предпочтительно 5-11 г на 100 г сухого вещества. Действительно, это не совпадает со сравнительным исследованием, проводившимся на взрослых относительно воздействия богатой протеинами пищи по отношению к пище, богатой углеводами, и предписывавшим потребление протеинов для улучшения внимания (Спринг и др., “Effects of protein and carbohydrate on mood and performance: interactions with sex and ages”, J.Psychiat. Res, 1982, том 17, 2, 155-167).

Хотя хлебные продукты в соответствии с настоящим изобретением обеспечивают умственные способности и/или психическое состояние в основном независимо от момента, в который их потребляют, умственные способности и/или психическое состояние особенно улучшаются при потреблении хлебных продуктов в соответствии с настоящим изобретением во время завтрака.

Кроме того, принятие в пищу хлебных продуктов с содержанием медленно усвояемого крахмала в соответствии с настоящим изобретением позволяет поддерживать умственные способности, в частности способность к обучению и запоминанию, даже когда организм испытывает нехватку энергетических запасов.

Настоящее изобретение касается также нетерапевтического способа улучшения внимания, концентрации, бдительности и/или запоминания у человека, в частности у ребенка и подростка, отличающегося тем, что он предполагает принятие предпочтительно во время завтрака хлебных продуктов, в частности печенья или крекеров в соответствии с настоящим изобретением.

Термин “хлебный продукт” в настоящем изобретении обозначает продукт, в основном содержащий муку, жиры, воду и сладкие вещества для приготовления сладких продуктов.

Обычно крахмал считают медленно усвояемым. Однако скорость и степень усвоения и поглощения крахмала может значительно меняться в зависимости от источника крахмала и пищевой технологии, которой он подвергается во время приготовления продукта.

Содержание медленно усвояемого крахмала в хлебных продуктах, потребляемых в соответствии с настоящим изобретением, может зависеть одновременно от источника крахмала и от технологии, применяемой при их приготовлении. Содержание медленно высвобождаемой глюкозы отражает скорость, с которой глюкоза, содержащаяся в сахаре и крахмале, высвобождается для усвоения тонкой кишкой человека.

Содержание медленно усвояемого крахмала по отношению к общему содержанию крахмала и содержание медленно высвобождаемой глюкозы по отношению к общему содержанию углеводов в хлебных продуктах, потребляемых в соответствии с настоящим изобретением, измеряются при помощи метода Энглиста (Englist HN., Veenstra J., Hudson GJ., 1996, “Measurement of rapidly available glucose (RAG) in plant foods: a potential in vitro predictor of the glycaemic response”, British Journal of Nutrition, 75, 327-337 и Englist KN., Englist HN., Hudson GJ., Cole TJ., Cummings JH., 1999, “Rapidly available glucose in foods: a measurement that reflects the glycaemic response”. Am J Clin Nutr, 69, 448-454). Этот метод позволяет классифицировать продукты в зависимости от биологической эффективности in vitro содержащегося в них крахмала и от усвояемости всего комплекса высвобождающихся углеводов. Классификация некоторых продуктов представлена в нижеследующей таблице 1.

Таблица 1 Биологическая эффективность in vitro (метод Энглиста) различных пищевых продуктов Медленно усвояемый крахмал/общий крахмал (%)Медленно высвобождающаяся глюкоза/ Общие высвобождающиеся углеводы (%)Спагетти4274Красная фасоль4284 Картофель быстрого приготовления18 Кукурузные хлопья33Хлебцы для детского завтрака21Каши910Белый хлеб915Цельнозерновой хлеб 712Батон00Сливочное сухое печенье1411Печенье для завтрака3823

Хлебные продукты, потребляемые в соответствии с настоящим изобретением, имеют, кроме того, предпочтительно особенно низкий гликемический индекс, в частности меньше 60, предпочтительно меньше 50 и еще предпочтительнее - меньше 45.

Хлебные продукты, потребляемые в соответствии с настоящим изобретением, предпочтительно получают при помощи известных специалистам формовочных технологий, таких как раскатанное тесто, раскатанное слоеное тесто, нарезное тесто, или перевернутое тесто, или кусковое тесто.

Ниже приводятся примеры способов получения хлебных продуктов, потребляемых в соответствии с настоящим изобретением.

1. Способ получения сладких хлебных продуктов.

Основным исходным сырьем является мука, вещества для подслащения, жиры. Они смешиваются с другими ингредиентами, такими как вода, соль, дрожжи..., в тесте. Этот этап называется замешиванием. Консистенция теста определяет его прохождение на производственной линии.

Если тесто является связанным (связь обеспечивается протеинами) и образует блок, после некоторого времени выдерживания его обрабатывают при помощи раскатывающих валков для получения ленты теста в 1-2 мм. После этого его разрезают при помощи роторного резака по форме и размерам печенья. Таким образом, получают раскатанное и нарезное тесто.

Если это тесто не связано и подобно песку, его формуют по форме и размерам печенья и извлекают из формы при помощи поворотной плиты. В данном случае это тесто является перевернутым тестом.

Если это тесто не является связанным, но клейким, его помещают в нарезное устройство для получения нарезных кусков теста. Это тесто является кусковым тестом.

После этого тесто смазывают желтком, затем выпекают в печи. После извлечения из печи печенье охлаждают и готовят к упаковке.

2. Способ получения нейтральных или соленых хлебных продуктов

Основным исходным сырьем является мука, вода, активный ингредиент в зависимости от способа (энзим или дрожжи, или дрожжевая добавка).

Эти ингредиенты смешивают частично (ферментированный крекер) или полностью. Их подвергают ферментации в течение различного периода времени от 1 до 24 часов при комнатной температуре или в тепле в зависимости от способа. Тесто раскатывают, возможно, до стадии получения слоеного теста, затем нарезают при помощи роторного резака по размерам крекера. После этого крекеры выпекают, возможно, покрывают распыленными жирами и ароматизируют, затем охлаждают и упаковывают. Это тесто раскатанное, или раскатанное слоеное тесто, или нарезное.

Настоящее изобретение будет более понятно из нижеследующих примеров, описывающих исследования, во время которых тестировали составляющие умственных способностей на подопытном животном с экстраполяцией на человека.

Первый пример описан со ссылками на следующие фигуры:

Фиг.1 - схема различных способов приготовления хлебных продуктов в соответствии с настоящим изобретением.

Фиг.2 - изображение различия между активным рычагом и неактивным рычагом через 2 часа 15 минут после принятия завтрака и 20 минут обучения (день 1 после привыкания) в зависимости от типа потребляемого завтрака.

Фиг.3 - изображение различия между активным рычагом и неактивным рычагом через 2 часа 15 минут после принятия завтрака и 20 минут обучения (день 21 после привыкания) в зависимости от типа потребляемого завтрака.

Фиг.4 - изображение числа заходов в периферийные клетки в течение 3 минут теста и через 2 часа 15 минут после принятия завтрака в день 1 привыкания в зависимости от типа потребляемого завтрака.

Фиг.5 - изображение числа выпрямлений в течение 3 минут теста и через 2 часа 15 минут после принятия завтрака в день 1 привыкания в зависимости от типа потребляемого завтрака.

Фиг.6 - изображение числа заходов в центральную клетку в течение 3 минут теста и через 2 часа 15 минут после принятия завтрака в день 1 после привыкания в зависимости от типа потребляемого завтрака.

Фиг.7 - изображение продолжительности неподвижного состояния в течение 3 минут теста и через 2 часа 15 минут после принятия завтрака в день 1 после привыкания в зависимости от типа потребляемого завтрака.

Фиг.8 - изображение числа заходов в периферийные клетки в течение 3 минут теста и через 2 часа 15 минут после принятия завтрака в день 21 после привыкания в зависимости от типа потребляемого завтрака.

Фиг.9 - изображение числа выпрямлений в течение 3 минут теста и через 2 часа 15 минут после принятия завтрака в день 21 после привыкания в зависимости от типа потребляемого завтрака.

Фиг.10 - изображение числа заходов в центральную клетку в течение 3 минут теста и через 2 часа 15 минут после принятия завтрака в день 21 после привыкания в зависимости от типа потребляемого завтрака.

Фиг.11 - изображение продолжительности неподвижного состояния в течение 3 минут теста и через 2 часа 15 минут после принятия завтрака в день 21 после привыкания в зависимости от типа потребляемого завтрака.

Пример 1: Исследование воздействия хлебных продуктов в соответствии с настоящим изобретением на умственные способности

Для изучения воздействия хлебных продуктов в соответствии с настоящим изобретением на умственные способности была проведена оценка обучения в течение времени после принятия завтрака, состоящего либо из печенья в соответствии с настоящим изобретением, либо из готовых к использованию каш.

Питательный состав обоих продуктов поддается относительному сравнению, как показано в таблице 2. Сравнивается также содержание Mg и витамина С, питательные вещества, которые, возможно, влияют на тонус животного.

Таблица 2 Питательный состав двух типов завтрака Печенье КашиВода в г/100 г3,62,9Углеводы в г/100 г63,566,7 Крахмал в г/100 г34,031,4Сахар в г/100 г29,535,3Липиды в г/100 г17, 720,0Протеины в г/100 г6,56,5Витамин С в мг/100 г50,049,0Магний в мг/100 г53,050,0

Эти два хлебных продукта готовят на основе сходных ингредиентов (мука, сахар, жир...) в сходных пропорциях.

Биологическая эффективность крахмала обоих продуктов измерялась по методу Энглиста. Результаты измерения представлены в таблице 3.

Таблица 3Биологическая эффективность in vitro (метод Энглиста) углеводов для двух типов завтрака Медленно усвояемый крахмал/ Общий крахмалМедленно высвобождающаяся глюкоза/ Общие высвобождающиеся углеводы(%)Каши21Печенье3823

Две группы из 24 крыс были приучены к принятию завтрака, представляющего 25% их энергетических потребностей и содержащего один из двух продуктов, после которого следовал период голодания в течение 2 часов 30 минут. После этого голодания следовал свободный доступ к пище в течение всего остатка дня. Это позволило воспроизвести привычное потребление пищи человеком. Через десять дней привыкания крыс подвергли тестам на обучаемость и измерениям их двигательной активности, в какой-то момент, соответствующий 2 часам 15 минутам после принятия ими завтрака. Этот критический период часто описывают как “период, соответствующий снижению внимания и “подкачиванию”.

Во время теста на обучаемость животных помещают в освещенное помещение с двумя рычагами (один, активный, выключает свет, другой, неактивный, не производит никакого действия). При нажатии на активный рычаг свет гаснет на 30 секунд, затем снова зажигается. Крыса, предпочитающая темноту, постепенно приучается нажимать чаще на активный рычаг, чем на неактивный. Для измерения двигательной деятельности крысу на 3 минуты помещают в соответственно оборудованное помещение, на полу которого находятся 9 клеток, позволяющих провести количественный анализ ее двигательной деятельности на основе нескольких критериев:

- число посещенных периферийных клеток;

- число выпрямлений;

- число заходов в центральную клетку;

- продолжительность неподвижного состояния (переменная, выведенная из трех предыдущих).

Таким образом, обучаемость и двигательная активность были проанализированы за период, последующий за принятием завтрака, состоящего из двух видов углеводных продуктов: каш для завтрака и печенья. Задачей является проверка факта, приводит ли потребление печенья, малоизвестного углеводного продукта, к таким же результатам, что и потребление каш для завтрака, которые являются хорошо известным углеводным продуктом. Данное сравнение осуществляли сразу же (на день 1 после привыкания) и через три недели соблюдения режима “завтрака” с одним из двух продуктов (на день 21 после привыкания).

Результаты оказались впечатляющими, так как крысы, потреблявшие печенье, показали результаты, значительно превышающие результаты, показанные крысами, потреблявшими готовые к употреблению каши. На фиг.1 и 2 показаны различия, наблюдавшиеся между этими двумя типами условий, как на день 1, так и через 3 недели режима (Д21). Потребление печенья сопровождается гораздо большей обучаемостью, чем потребление каш.

Параллельно были получены также впечатляющие результаты по двигательной деятельности, показавшие, что между этими двумя продуктами существует большое различие (фиг.3-10).

Крысы, принимавшие завтрак с печеньем, более спокойны, тогда как крысы, потреблявшие завтрак на основе готовых к употреблению каш, более активны и показывают признаки тревоги (больше заходов в центральную клетку, что говорит о возрастании состояния тревоги, так как пересечение помещения по диагонали является ненормальным для крыс, которые предпочитают двигаться вдоль стен).

Очевидно, что такое различие в результатах объясняется только биологической эффективностью крахмала.

Печенье содержит значительно больше медленно усвояемого крахмала и медленно высвобождающейся глюкозы, чем каши для завтрака, что объясняет его положительное воздействие на функциональные способности и психическое состояние, выражающиеся в улучшении обучаемости. В то же время потребление быстро усвояемых каш для завтрака приводит к постоянному чувству голода, увеличивает активность и тревогу животных (связанные с поиском пищи), снижает внимание и в результате ухудшает результаты обучения. Проблемы удовлетворения нужд мозга после потребления быстро усвояемых каш могут быть причиной меньшей наблюдаемой обучаемости.

Использованное в этом примере печенье имеет, кроме того, гликемический индекс 48+/-6.

Пример 2. Сравнение воздействия двух хлебных продуктов на приобретение навыков обучения.

Проводится исследование краткосрочного воздействия усвоения двух хлебных продуктов с эквивалентным гликемическим индексом и различным содержанием медленно усвояемого крахмала при помощи теста на выработку неприятия отрицательного светового раздражителя (ТНОСР) у взрослого самца крысы Вистар.

Используемыми продуктами является, с одной стороны, печенье в соответствии с настоящим изобретением с низким содержанием жиров и гликемическим индексом 83,6 и, с другой стороны, готовые для употребления каши с гликемическим индексом 81,6, компоненты которых представлены в таблице 4.

Таблица 4Сравнительный состав двух типов завтракаПродуктыАнализы in vitro ВодаОбщий сахар **Общий крахмалОбщие углеводы ***ЛипидыПротеиныSDS/ TS* (%)Гликемический индексКаши2,842,738,0 80,74,75-7283,6+/-8,8Печенье3,024,553,377,85,05-72981,6+/-19,4*медленно усвояемый крахмал/общий крахмал
**совокупность простых сахаров (глюкоза, фруктоза, сахароза...)
***=общий сахар+общий крахмал

Было использовано двадцать четыре крысы Вистар весом от 250 до 340 г. При помощи жеребьевки животные были распределены в две группы по 12 крыс. Крысы каждой группы были маркированы и распределены по четыре в каждой клетке. Животные содержались в кондиционированной вольере при температуре 22-24°С и проходили через 12-часовый цикл свет/темнота (свет от 23 до 11 часов).

Две группы крыс принимают завтрак соответственно из печенья в соответствии с настоящим изобретением и каш.

Применяемые продукты сбалансированы на уровне содержания углеводов.

Крысы каждой группы привыкают к продуктам в течение 4 дней (Д3-Д0). Для этого тестируемые продукты в небольших количествах помещают в кормушки для привыкания каждой группы крыс к одному из тестируемых продуктов.

В течение 11 дней (Д1-Д11) продукты дают крысам через день во время завтрака (Д1, Д3, Д5, Д7, Д9 и Д11) с чередованием такого же калорийного рациона на основе крокетов (Д2, Д4, Д6, Д8 и Д10). В течение этого периода крысы привыкают к ритму принятия пищи, имитирующему переходный период голодания между завтраком и обедом у человека, то есть животные подвергаются 150-минутному периоду голодания после завтрака. Завтрак начинается в Т0 и максимально длится 30 минут (Т30) и составляет 20% дневной энергетической потребности животных (выраженной в ккал).

Со дня 1 по день 11 животных подвергают 150-минутному голоданию по завершению завтрака (Т180), после которого дают добавочное питание в виде крокетов в течение оставшегося дня (ритм завтрака). На Д11 после периода голодания (Т180) крыс подвергают тесту на обучаемость в течение 20 минут.

Опытное устройство:

Опытное устройство состоит из ярко освещенной изолированной клетки (50×40×37 см) и двух рычагов: активного рычага, позволяющего при воздействии на него достичь темноты в течение 30 секунд с последующим включением света, в то время как второй рычаг является неактивным (не выключает свет). Нажатия на активный рычаг в течение периода темноты не увеличивают времени темноты. Крысу помещают в клетку на 20 минут и отмечают число нажатий на каждый рычаг во время эксперимента.

Тестовый комплекс, состоящий из 4 устройств кондиционирования, полностью автоматизирован и управляется компьютером. Таким образом, во время теста в комнате нет ни одного исследователя.

Этот тест проводят в день 11 через 180 минут после начала завтрака для оценки воздействия продуктов на обучаемость в устройстве ТНОСР в течение 20 минут.

Зарегистрированные переменные:

- число нажатий на активные (АР) и неактивные (HP) рычаги;

- уровень эффективности нажатий [(АР/АР+HP)×100].

Был применен тест Манна-Уитни для сравнения способностей крыс из групп, потреблявших печенье в соответствии с настоящим изобретением и каши. Тест Уилкоксона позволил оценить различие при сравнении активных нажатий и неактивных нажатий у каждой из групп крыс.

Данные выражаются в медианах и межчетвертных расстояниях. Порог риска установлен при 5%. Статистическая обработка производилась при помощи программного обеспечения “Statview 4.1” (Abacus Concept).

Результаты:

1) Воздействие продуктов на общее число нажатий на оба рычага.

Полученные результаты приведены в таблице 5.

Тесты Манна-Уитни не показывают значительных различий между крысами из групп, потреблявших печенье и каши.

2) Воздействие продуктов на различие между двумя активными и неактивными рычагами:

Полученные результаты приведены в таблице 6.

Оказалось, что крысы из группы, потреблявшей печенье, различают активный рычаг и неактивный рычаг при 15 и 20 минутах теста.

Между тем крысы из группы, потреблявшей каши, не различают рычаги в течение всего теста.

3) Воздействие продуктов на уровень эффективности нажатий на активный рычаг:

Результаты приведены в таблице 7.

Степени эффективности нажатий крыс групп, потреблявших печенье и каши, существенно не различаются между собой между 0 и 10 минутами теста.

Однако по всему комплексу теста можно отметить, что крысы из группы, потреблявшей печенье, соответственно оказываются более эффективными, чем крысы из группы, потреблявшей каши.

Вывод:

В условиях выработки неприятия отрицательного светового раздражителя общее число нажатий на активный и неактивный рычаги существенно не различается между крысами групп, потреблявших печенье и каши.

Вместе с тем крысы из группы, потреблявшей печенье, существенно различают активный и неактивный рычаги на 15 и 20 минутах теста, в то время как крысы из группы, потреблявшей каши, показывают отрицательные результаты на этом уровне в течение всего теста.

Различие, наблюдаемое между крысами групп, потреблявших печенье и каши, следует отнести на счет качества углеводов, содержащихся в завтраке каждой из групп. Действительно, эти оба завтрака имеют эквивалентный гликемический индекс, низкое содержание жира и вместе с тем разное содержание медленно усвояемого крахмала. Таким образом, положительные результаты, получаемые благодаря потреблению завтрака из печенья в соответствии с настоящим изобретением, то есть хорошие способности к обучению могут быть следствием лучшей биологической и психологической сбалансированности.

Пример 3. Сравнение воздействия двух хлебных продуктов на обучаемость после теста на физическую усталость.

Тест проводился на двадцати четырех самцах крыс Вистар весом от 360 до 450 г. Крысы были промаркированы и распределены по четыре в клетки. Животные содержались в кондиционированной вольере при температуре 22-24°С и были подвергнуты 12-часовому циклу свет-темнота.

Тестировались продукты: печенье в соответствии с настоящим изобретением и готовые к употреблению каши.

Питательный состав двух продуктов поддается относительному сравнению, как показано на приведенной ниже таблице 8.

Таблица 8Питательный состав двух типов завтракаПродуктыПеченьеКаши Углеводы (г/100 г)63,571,5Липиды (г/100 г)17,714,2Протеины (г/100 г)6, 56,9Энергетический ресурс (ккал/100 г)439,3441,4

Содержание Mg и витамина С, являющихся питательными веществами, влияющими на тонус животного, тоже поддается сравнению.

Эти два хлебных продукта получают на основе сходных ингредиентов (мука, сахар, жир...), применяемых в сходных пропорциях.

Биологическая эффективность крахмала двух продуктов была измерена при помощи метода Энглиста. Результаты этих измерений представлены в таблице 3 примера 1.

После привыкания в течение недели в лабораторных условиях крыс произвольно распределили на две группы: группа печенья и группа каш (n=24 крысы на группу), то есть по шесть клеток в группе.

В течение четырех дней из периода привыкания в кормушки помещали небольшие количества тестируемых продуктов для того, чтобы крысы обеих групп привыкли к новым продуктам.

Оба продукта давали крысам через день во время завтрака в течение 10 дней, чередуя с таким же по калориям рационом на основе крокетов. Рационы готовились и затем распределялись между животными таким образом, чтобы они были идентичными по калориям и углеводам между группами крыс, принимавшими печенье и каши. Завтрак продолжительностью 30 минут представляет собой 20% количества пищи, поглощаемого ежедневно (одна крыса потребляет ежедневно 21 ккал/100 г веса тела). После завтрака крыс подвергали голоданию в течение 150 минут, после чего им давалась дополнительная пища в виде крокетов в течение остатка дня (ритм завтрака).

Физическая нагрузка на крыс в виде принудительного плавания

В день тестирования (Д10) за 40 минут до окончания периода голодания 12 крыс из каждой из двух групп подвергают физической нагрузке при помощи принудительного плавания. Из каждой клетки крыс помещают в четыре ванны (диаметром 30 см, высотой 36 см), заполненные водой до уровня 22 см. После 10 минут принудительного плавания крыс достают из ванн, сушат и помещают обратно в клетки за 30 минут перед следующим за этим тестом на выработку неприятия отрицательного светового раздражителя.

Тест на выработку неприятия отрицательного светового раздражителя

Экспериментальное устройство идентично устройству, используемому в примерах 1 и 2.

Этот тест проводят в день 10 через 180 минут после начала завтрака для оценки воздействия продуктов и физической нагрузки на обучаемость во время теста на выработку неприятия отрицательного светового раздражителя в течение 20 минут.

Зарегистрированные переменные: число нажатий на активный и неактивный рычаги.

Статистические анализы: Анализ вариантности фактора применяется для выявления возможной разнородности манипуляционной деятельности крыс из различных групп. В случае необходимости он может сопровождаться непарным тестом t для сравнения групп крыс попарно. Парный тест t применяют для сравнения нажатий на активный рычаг и неактивный рычаг крысами каждой группы (изучения различия). Статистическую обработку осуществляют при помощи программного обеспечения “Statview 4.1”(Abacus Concept). Результат:

1) Влияние продуктов на общее число нажатий на оба рычага:

Результаты приведены в таблице 9.

Таблица 9Влияние продуктов на общее число нажатий (Средние значения +/- E.S.M.)ГРУППАПеченьеКаши (n=12)(n=12)ГРУППА 1  (без физической нагрузки)23,33+/-5,4015,25+/-2,28ГРУППА 2   (с физической нагрузкой)14,58+/-2,6113,92+/-2,90

ANOVA не показывает разнородности в общем числе нажатий крысами из разных групп, потреблявших печенье и каши с физической нагрузкой или без нее.

2) Влияние продуктов на различие между активным и неактивным рычагами:

Для восприятия функции каждого из рычагов крысы должны нажать на активный рычаг и на неактивный рычаг. Для правильной оценки различия между активным рычагом и неактивным рычагом крыс, не нажавших на один или на другой из двух рычагов, удаляют из теста.

а) Различие между рычагами в течение первых 10 минут теста:

Результаты приведены в таблицах 10 и 11.

Таблица 10Влияние продуктов на различие между рычагам в течение первых 10 минут теста, без физической нагрузки (средние эначения+/-Е.S.M.)ГРУППАРЫЧАГПеченье (n=10)Каши (n=10)Без физической нагрузкиАР7,90+/-1,976,00+/-0,70  HP5,20+/-1,254,50+/-0,58Парный тест t (АР и HP)t=2,49; p<0,05t=1,50; N.S.Таблица 11Влияние продуктов на различие между рычагами в течение 10 первых минут теста, с физической нагрузкой (средние эначения+/-Е.S.М.)ГРУППАРЫЧАГПеченьеКаши   (n=10)(n=9)С физической нагрузкойАР4,90+/-1,064,00+/-0,70  HP4,20+/-0,894,67+/-0,81Парный тест t (АР и HP)t=0,86; N.S.t=1,21; N.S.

В течение первых 10 минут обучения только крысы из группы печенья, не подвергавшиеся физической нагрузке, существенно различают между рычагами.

б) Различие между рычагами в течение 20 минут теста:

Результаты приведены в таблицах 12 и 13.

Таблица 12Влияние продуктов на различие между рычагами в течение 20 минут теста, без физической нагрузки (средние значения+-/-Е.S.М.)ГРУППАРЫЧАГПеченье (n=11)Каши (n=11)Без физической нагрузкиАР16,73+/-4,099,27+/-1,48 HP8,64+/-1,767,36+/-0,86Парный тест t (АР и HP)t=2,62; p<0,05t=1,38; N.S. Таблица 13Влияние продуктов на различие между рычагами в течение 20 минут теста, с физической нагрузкой (средние эначения+/-Е.S.М.)ГРУППАРЫЧАГПеченье (n=10)Каши (n=11)С физической нагрузкойАР10,30+/-1,467,64+/-1,74 HP7,10+/-0,957,18+/-1,39Парный тест t (АР и HP)t=2,71; p<0,05t=0,51; N.S.

Как оказалось, в течение 20 минут обучения крысы из группы, потреблявшей печенье, с физической нагрузкой или без нее существенно различают между двумя рычагами. Такого результата не отмечается для крыс из группы, потреблявшей каши.

Вывод: Общая активность нажатий в тесте на выработку неприятия отрицательного светового раздражителя статистически эквивалентна между крысами из групп, потреблявших печенье и каши, независимо от того, подвергались они физической нагрузке в виде принудительного плавания или нет.

Крысы из группы, потреблявшей печенье, подвергнутые физической нагрузке, показывают хорошие способности к обучению в конце 10 первых минут теста. Крысы из группы, потреблявшей печенье, подвергнутые физической нагрузке, и крысы из обеих групп, потреблявших каши, прошедшие тест в одинаковых условиях, не показывают различия между двумя рычагами.

По истечении 20 минут тестирования крысы из группы, потреблявшей печенье, показывают хорошие способности во время теста на выработку неприятия отрицательного светого раздражителя даже после физической нагрузки, тогда как крысы из группы, потреблявшей каши, показывают отрицательные результаты обучения (с физической нагрузкой или без нее).

Задержка в восприятии различия между рычагами у крыс из группы, потреблявшей печенье, подвергнутых физической нагрузке, может быть связана с интенсивностью принудительного плавания, на которое была затрачена часть их энергии.

Наблюдаемые различия между крысами из групп, потреблявших печенье и каши, могут быть отнесены только на счет качества углеводов, соответственно содержащихся в их завтраке. Действительно, крысы из группы, потреблявшей печенье, которые потребляют больше медленно усвояемого крахмала и медленно высвобождающейся глюкозы во время завтрака, располагают достаточными запасами энергии, чтобы выдерживать вынужденное голодание и физическую нагрузку и показывать таким образом хорошие результаты во время теста на выработку неприятия отрицательного светового раздражителя.

Примеры хлебных продуктов, используемых в соответствии с настоящим изобретением.

В нижеследующей таблице 14 примеры хлебных продуктов приведены в порядке информации, и не ограничивают объем притязаний.

В порядке информации приводятся следующие составы подслащенного печенья, используемого в соответствии с настоящим изобретением, но не ограничивающие его.

В порядке информации приводятся следующие составы крекеров, используемых в соответствии с настоящим изобретением, но не ограничивающих его.

Это крекерное тесто выпекают, затем покрывают жирами и ароматизаторами (0-20%) путем напыления.

Реферат

Изобретение относится к нетерапевтическому способу улучшения внимания. Способ предусматривает потребление хлебных продуктов, содержащих: медленно усвояемый крахмал по отношению к общему содержанию крахмала, превышающий примерно 12% по весу; сахар от 2 до 40 г на 100 г сухого вещества; липиды от 3 до 25 г на 100 г сухого вещества; крахмал от 30 до 70 г на 100 г сухого вещества; протеины от 5 до 11 г на 100 г сухого вещества; углеводы от 60 до 90 г на 100 г сухого вещества. Эти хлебные продукты можно потреблять во время завтрака. Изобретение позволяет повысить умственные способности, в частности запоминание, внимание, концентрацию, бдительность и/или психическое состояние человека, в частности ребенка и подростка. Эти хлебные продукты можно потреблять во время завтрака. 5 з.п. ф-лы, 11 ил., 16 табл.

Формула

1. Нетерапевтический способ улучшения внимания, концентрации, бдительности и/или запоминания у человека, в частности у ребенка и подростка, отличающийся тем, что он предусматривает потребление хлебных продуктов, имеющих содержание медленно усвояемого крахмала по отношению к общему содержанию крахмала, превышающее примерно 12% по весу, предпочтительно превышающее примерно 20%; содержание сахара 2-40 г на 100 г сухого вещества; содержание липидов 3-25 г на 100 г сухого вещества, предпочтительно 10-20 г на 100 г сухого вещества; содержание крахмала 30-70 г на 100 г сухого вещества, предпочтительно 34-60 г на 100 г сухого вещества; содержание протеинов 5-11 г на 100 г сухого вещества; содержание углеводов 60-90 г на 100 г сухого вещества.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что содержание медленно высвобождающейся глюкозы по отношению к общему содержанию углеводов в хлебном продукте превышает примерно 10%, предпочтительно превышает примерно 15%.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что сахар является моносахаридом и/или дисахаридом, предпочтительно глюкозой, сахарозой, фруктозой и/или мальтозой.
4. Способ по п.1, отличающийся тем, что содержание липидов в хлебном продукте составляет 14-20 г на 100 г сухого вещества.
5. Способ по одному из предыдущих пунктов, отличающийся тем, что хлебные продукты потребляют во время завтрака.
6. Способ по одному из предыдущих пунктов, отличающийся тем, что хлебные продукты представляют собой печенье или крекер.

Патенты аналоги

Авторы

Патентообладатели

СПК: A21D13/80 A23L33/40 A23V2002/00

МПК: A21D13/00 A23L33/00

Публикация: 2005-04-10

Дата подачи заявки: 2001-01-09

0
0
0
0
Невозможно загрузить содержимое всплывающей подсказки.
Поиск по товарам