Код документа: RU2432433C1
Область техники
Изобретение относится к транспортному средству, в особенности к строительному транспортному средству, содержащему балластный груз, подъемное устройство для подъема балластного груза из снятого положения хранения в положение установки на транспортном средстве и опорное устройство, по меньшей мере, с одним выдвижным опорным башмаком, в соответствии с ограничительной частью пункта 1 формулы изобретения.
Уровень техники
Строительные транспортные средства, такие как самоходные краны, передвижные бурильные установки и вибрационные машины, часто оснащаются балластными грузами. Балластные грузы служат для снижения риска опрокидывания транспортного средства и, как правило, расположены на строительном транспортном средстве напротив мачты или рабочего агрегата. Для того чтобы снизить общий вес транспортного средства при транспортном ходе от места строительства и к нему и за счет этого уложиться в заданные граничные величины, балластный груз обычно отсоединяют от транспортного средства и транспортируют к месту использования отдельно. На месте строительства балластный груз вновь устанавливают на транспортном средстве.
Далее, для повышения устойчивости к опрокидыванию известно использование дополнительного опорного устройства. Как правило, оно состоит из нескольких опорных башмаков, которые выполнены выдвижными и увеличивают опорную площадь транспортного средства.
Транспортное средство указанного типа описано, например, в патентном документе US 3278045. Для подъема и закрепления балластного груза на транспортном средстве используется тросовая лебедка подъемного крана. При подъеме балластного груза транспортное средство дополнительно опирается на выдвинутые опорные башмаки.
Далее, из патентного документа ЕР 1780167 A2 известен мобильный кран, в котором предусмотрено отдельное тросовое лебедочное устройство для подъема балластного груза.
Кроме того, из патентного документа US 3902735 известен экскаватор с подъемным устройством для балластного груза. Подъемное устройство содержит установленную на нижней стороне верхней платформы поворотную стрелу, которая для подъема и опускания балластного груза шарнирно поворачивается двумя исполнительными цилиндрами.
Раскрытие изобретения
Задачей изобретения является создание транспортного средства, в особенности строительного транспортного средства, которое при конструктивно простом выполнении обеспечивает удобное проведение операций с балластным грузом.
В соответствии с изобретением решение поставленной задачи достигается за счет транспортного средства, обладающего признаками по пункту 1 формулы изобретения. Предпочтительные примеры осуществления защищены в дополнительных пунктах формулы.
Транспортное средство по изобретению, содержащее балластный груз, подъемное устройство для подъема балластного груза из снятого положения хранения в положение установки на транспортном средстве и опорное устройство, по меньшей мере, с одним выдвижным опорным башмаком, отличается тем, что опорное устройство снабжено, по меньшей мере, одним исполнительным цилиндром для выдвижения, по меньшей мере, одного опорного башмака, и этот, по меньшей мере, один исполнительный цилиндр одновременно выполнен таким образом, что может служить для подъема и опускания балластного груза.
Основная идея изобретения заключается в том, чтобы для подъема балластного груза не требовалось дополнительного подъемного устройства. Для этого вместо него используется исполнительный гидроцилиндр, который, как правило, служит для выдвижения опорного башмака. За счет этого упрощается общая конструкция, тем более что подъем и опускание балластного груза и выдвижение опорных башмаков не должны производиться одновременно.
Согласно изобретению предпочтительно, по меньшей мере, один исполнительный цилиндр содержит поршневой шток, который выполнен с возможностью соединения как с опорным диском (опорной тарелкой), так и с балластным грузом. Таким образом, опорный диск, который образует опору опорного башмака на землю, при необходимости может быть снят с поршневого штока благодаря разъемному соединению. При этом опорный диск может быть выполнен большим по диаметру и может быть легко снят, когда исполнительный цилиндр разъемно соединяется с балластным грузом. Соединительное устройство для опорного диска может быть выполнено отдельным от соединительного устройства для балластного груза. В частности, для крепления опорного диска может быть достаточно простого винтового соединения или простого крепления пальцами.
В принципе исполнительный цилиндр может быть расположен сбоку рядом с балластным грузом. Однако для проведения операций с балластным грузом по возможности без создания изгибающих моментов согласно изобретению предпочтительно балластный груз для каждого исполнительного цилиндра снабжен сквозным проемом, через который проходит соответствующий исполнительный цилиндр. Сквозные проемы могут быть расположены в особенности в центре балластного груза, так что на исполнительный цилиндр или цилиндры практически не действует никакой изгибающий момент. Это обеспечивает возможность дальнейшего упрощения конструкции и непосредственного соединения без рычажного механизма.
Далее, изобретением предусмотрено, что для разъемного соединения балластного груза с поршневым штоком, по меньшей мере, одного исполнительного цилиндра предусмотрено запорное устройство. Запорное устройство может срабатывать автоматически, например, с помощью собственного запорного цилиндра, или приводиться в действие вручную.
Согласно изобретению особенно предпочтительно запорное устройство содержит, по меньшей мере, один запорный палец для образования геометрически замкнутого соединения. При этом запорный палец может приводиться в действие поперечно направлению перемещения поршневого штока, то есть примерно горизонтально. Для этого в балластном грузе могут быть выполнены горизонтальные сквозные проемы для запоров. Посредством запорного пальца достигается, по меньшей мере, геометрически замкнутое крепление балластного груза на исполнительном цилиндре. За счет соответствующих конических поверхностей на запорном пальце или на ответных ему поверхностях как поршневого штока, так и балластного груза при подъеме балластного груза может достигаться дополнительное клиновое зажимное действие, создающее еще один компонент соединения с замкнутым силовым контуром.
Расширение возможностей по вариантам выполнения транспортного средства достигается за счет того, что балластный груз содержит плиту основания, на которой могут быть уложены другие балластные плиты, а запорное устройство выполнено в области плиты основания. При этом балластный груз выполнен составным с плитами или секциями, причем нижняя плита комплекта является плитой основания. В зависимости от требуемого общего веса для балластировки на плиту основания может быть уложена одна или несколько других балластных плит с соединением с плитой основания. При этом балластные плиты могут быть выполнены в виде простых металлических или бетонных плит, поскольку только плита основания содержит запорное устройство с запором и, при необходимости, проемы для запора.
Далее, согласно изобретению на транспортном средстве предусмотрено крепежное устройство, с помощью которого балластный груз может быть разъемно закреплен на транспортном средстве в положении установки. После подъема балластного груза в положение установки с помощью подъемного устройства балластный груз жестко соединяется посредством крепежного устройства с рамой транспортного средства. После этого запорное устройство между балластным грузом и исполнительным цилиндром может быть отпущено или отсоединено, так что исполнительный цилиндр вновь освобождается для использования в качестве опорного устройства. Для снятия балластного груза процесс выполняется в обратном порядке.
В принципе опорно-подъемное устройство по изобретению может использоваться как в колесных, так и в гусеничных транспортных средствах. При этом ходовой механизм транспортного средства может быть жестко соединен с верхней конструкцией. Однако согласно изобретению особенно предпочтительно транспортное средство содержит самоходное шасси и установленную на нем с возможностью поворота верхнюю платформу, причем исполнительный цилиндр и балластный груз в положении установки расположены на задней части верхней платформы. При этом, как правило, в передней части, противоположной задней части, расположен тяжелый рабочий агрегат, такой как мачта с бурильным агрегатом. Во избежание риска опрокидывания в направлении передней части в задней части предусмотрена балластировка. Таким образом, в соответствии изобретением расположение на верхней платформе обеспечивает надежную устойчивость к опрокидыванию, даже когда продольное направление верхней платформы развернуто относительно продольного направления самоходного шасси.
При этом предпочтительно балластный груз на верхней платформе, по меньшей мере, в одном положении выступает сверху за самоходное шасси и с помощью, по меньшей мере, одного исполнительного цилиндра может быть снят вертикально в снятое положение хранения на земле. Это положение предпочтительно является положением верхней платформы, при котором она ориентирована своим продольным направлением по продольному направлению самоходного шасси. Однако возможно также, что балластный груз устанавливается или снимается при повороте верхней платформы на 90°, поскольку, как правило, длина верхней платформы превышает ширину самоходного шасси.
Согласно изобретению при эксплуатации под балластным грузом в его положении установки на поршневом штоке расположен опорный диск. При этом исполнительный цилиндр жестко соединен своим корпусом цилиндра с верхней конструкцией транспортного средства, в особенности с верхней платформой, а поршневой шток проходит вниз через весь балластный груз и выходит на нижнюю сторону балластного груза. В этом положении с поршневым штоком может быть соединен опорный диск, который может в особенности иметь диаметр больше сквозного проема в балластном грузе. После этого возможно перемещение опорного диска вниз для дополнительной опоры транспортного средства на землю.
Согласно изобретению особенно устойчивое подъемное устройство создается за счет того, что предусмотрены два исполнительных цилиндра, которые могут приводиться в действие одновременно для подъема и опускания балластного груза. При этом два исполнительных цилиндра расположены симметрично относительно продольной оси транспортного средства в центральной области балластного груза. За счет использования двух исполнительных цилиндров при компактной конструкции достигается возможность подъема более тяжелых грузов для балластировки.
Краткий перечень чертежей
Далее со ссылками на прилагаемые чертежи будут подробно описаны примеры осуществления изобретения. На чертежах:
фиг.1 схематично изображает транспортное средство по изобретению на виде сзади с частичным поперечным разрезом,
фиг.2 изображает в перспективе балластный груз по фиг.1,
фиг.3 изображает балластный груз по фиг.2 на виде с частичным поперечным разрезом,
фиг.4 изображает на виде сбоку другое транспортное средство по изобретению и балластный груз в снятом положении хранения,
фиг.5 изображает в увеличенном виде балластный груз в снятом положении хранения,
фиг.6 схематично изображает в увеличенном виде запорное устройство, и
фиг.7 изображает транспортное средство по фиг.4 с балластным грузом в установленном положении.
Осуществление изобретения
На фиг.1 показано в первом примере выполнения транспортное средство 10 по изобретению, содержащее самоходное шасси 12 с бортовыми гусеницами 13. Верхняя платформа 14 установлена с возможностью поворота на раме самоходного шасси 12. На показанной на чертеже задней части 16 верхней платформы 14 расположен балластный груз 30 по изобретению. В противоположной балластному грузу 30 области верхней платформы 14 расположена мачтовая конструкция 15, показанная частично.
Для того чтобы при эксплуатации транспортного средства 10 предотвратить риск его опрокидывания в направлении мачтовой конструкции 15, на задней части 16 верхней платформы 14 установлен балластный груз 30. Балластный груз 30 содержит нижнюю плиту 32 основания, на которой уложены в стопку несколько балластных плит 34 в соответствии с необходимой балластировкой.
В средней области плиты 32 основания укреплены два цилиндрических удерживающих штыря 33, которые проходят вверх через сквозные проемы в двух нижних удерживающих плитах 34 и выступают в выемку в балластном грузе 30. Для крепления балластного груза 30 на задней части 16 на верхней платформе 14 расположены два крепежных устройства 24, каждое из которых содержит горизонтально ориентированный приводной цилиндр 26 с запорным пальцем 25. Приводные цилиндры 26 установлены на приемных втулках 27, которые жестко связаны с верхней платформой 14.
В показанном положении установки балластного груза 30 на верхней платформе 14 удерживающие штыри 33 входят в приемные втулки 27. При вводе запорных пальцев 25 через соответствующие проточки 35 для пальцев в удерживающих штырях 33 и приемных втулках 27 обеспечивается запирание балластного груза 30 на верхней платформе 14 с геометрическим замыканием соединения. На фиг.1 это запорное положение показано в правом крепежном устройстве 24, а в левом крепежном устройстве 24 запорный палец 25 показан в отведенном положении для снятия балластного груза 30.
Как это показано более подробно на фиг.2 и 3, транспортное средство 10 по изобретению оснащено подъемным устройством 50 с двумя исполнительными цилиндрами 52, которые в средней области балластного груза 30 проходят сверху вниз насквозь через две нижние балластные плиты 34 и плиту 32 основания через соответствующие сквозные проемы 36. Два исполнительных цилиндра 52 укреплены на задней части 16 верхней платформы 14. Каждый исполнительный цилиндр содержит корпус 54 цилиндра, в котором за счет соответствующей подачи гидравлической жидкости или ее отвода может перемещаться поршневой шток 56. Нижний конец поршневого штока 56 служит опорным башмаком 64 и для этого снабжен цилиндрическим опорным диском 66. Опорный диск 66 соединен с поршневым штоком 56 с помощью разъемного соединения.
Несколько выше опорного диска 66 в области плиты 32 основания предусмотрено запорное устройство 40, с помощью которого поршневой шток 56 может быть соединен с плитой 32 основания балластного груза 30. Для этого каждый поршневой шток 56 снабжен кольцевым коническим элементом 44 с наклонными наружными поверхностями. На предназначенном для него сквозном проеме 36 плиты 32 основания расположена фиксирующая втулка 46 таким образом, что при горизонтальном вводе двух запорных пальцев 42 образуется геометрически замкнутое соединение между поршневым штоком 56 и плитой 32 основания. При таком запирании с помощью подъемного устройства 50 с двумя исполнительными цилиндрами 52 балластный груз 30 может быть вертикально перемещен между показанным положением установки на верхней платформе 14 и снятым положением хранения на земле. Дополнительное центрирование на верхней платформе 14 осуществляется с помощью установочного паза 38, который расположен на обращенной к верхней платформе 14 стороне балластного груза 30.
На фиг.4 в другом примере выполнения показан балластный груз 30 в снятом положении хранения, в котором он прилегает к земле своей плитой 32 основания. В этом положении балластный груз 30 может быть захвачен транспортным средством 10, которое наезжает в положение над балластным грузом 30 и настраивается для дальнейшей установки балластного груза. После этой настройки поршневые штоки 56 исполнительных цилиндров 52 могут быть выдвинуты вниз до положения по фиг.5.
В этом выдвинутом положении поршневых штоков 56 запорные пальцы 42 могут быть введены примерно горизонтально через соответствующие проточки в плите 32 основания, как это показано в особенности на фиг.6. Запорные пальцы 42 прилегают, с одной стороны, к коническому элементу 45 в форме блока с коническими боковыми поверхностями на поршневом штоке 56 и, с другой стороны, к конической противоопоре 47 с коническими боковыми поверхностями на плите 32 основания. За счет этого достигается запирание с геометрическим замканием поршневого штока 56 и плиты 32 основания, а следовательно и балластного груза 30.
Теперь балластный груз 30 может быть поднят путем втягивания поршневых штоков 56 вертикально вверх в положение установки на верхней платформе 14 транспортного средства 10. В этом смещенном вверх положении балластный груз 30 может быть жестко соединен с верхней платформой 14 с помощью удерживающих штырей 33 и крепежного устройства, которое в примере осуществления по фиг.7 представляет собой простое крепление пальцами.
В заключение запорное устройство 40 между поршневыми штоками 56 и плитой 32 основания может быть снова отпущено. При этом поршневые штоки 56 могут быть вновь смещены вниз и в качестве опорных башмаков 64 служить для увеличения опорной площади транспортного средства и, соответственно, улучшения его устойчивости к опрокидыванию. В показанном на фиг.7 примере осуществления на нижней стороне поршневых штоков 56 для образования опорных башмаков 64 предусмотрены простые шаровые сегменты. Для отсоединения и снятия балластного груза 30 описанный процесс выполняется в обратном порядке.
Изобретение относится к транспортному средству, в особенности к строительному транспортному средству. Технический результат - упрощение конструкции и повышение эффективности. Транспортное средство содержит съемный балластный груз, подъемное устройство для подъема балластного груза из снятого положения хранения в положение установки на транспортном средстве и опорное устройство, по меньшей мере, с одним выдвижным опорным башмаком. Опорное устройство снабжено, по меньшей мере, одним исполнительным цилиндром для выдвижения, по меньшей мере, одного опорного башмака, а этот, по меньшей мере, один исполнительный цилиндр одновременно выполнен таким образом, что может служить для подъема и опускания балластного груза. 10 з.п. ф-лы, 7 ил.