Код документа: RU201182U1
Полезная модель относится к области машиностроения, а именно к базовой машине для землеройных работ, в том числе рытья траншей и котлованов, строительных, спасательных и аварийных работ, нуждающейся в обеспечении проходимости в труднодоступных местах, с возможностью свободного перемещения по дорогам общего пользования.
Известна землеройная машина, которая включает рыхлитель с, по крайней мере, одним рабочим зубом, смонтированный на шарнирно закрепленном к раме машины рычаге, и шарнирно соединенный с базовой машиной и с рычагом рыхлителя гидроцилиндр его подъема и опускания, причем продольная ось гидроцилиндра подъема и опускания рычага расположена в плоскости, проходящей через концевую часть зуба рыхлителя. При этом продольная ось гидроцилиндра подъема и опускания рычага проходит также и через шарнир соединения гидроцилиндра с базовой машиной (Патент на изобретение RU 2647138 С2, МПК E02F 5/00, опубликовано: 14.03.2018).
Известна землеройная машина, которая содержит базовый тягач, грунтосрезающий орган с гидроцилиндрами подъема и опускания, ковшовый элеватор, бункер-накопитель с механизмом разгрузки, отбойный щит и ленточный транспортер. При этом отбойный щит и ленточный транспортер установлены позади и параллельно грунтосрезающему органу выходом к загрузочной воронке ковшового элеватора. Грунтосрезающий орган выполнен в виде фрезерно-метательного барабана с направляющим кожухом. Бункер-накопитель выполнен с боковой разгрузкой и снабжен датчиком объема грунта, соединенным с указателями объема грунта и через реле времени с электроуправляемым гидрораспределителем включения гидроцилиндров разгрузки, которые шарнирно соединены корпусами с боковыми стенками и штоками с подвижным днищем, снабженным катками на горизонтальных направляющих в передней части и на вертикальных направляющих в задней его части. При этом фрезерно-метательный барабан, ленточный транспортер и ковшовый элеватор снабжены регулируемыми по скорости приводами в виде регулируемых гидродвигателей (Патент на изобретение RU 2709574 С1, МПК E02F 3/00, E02F 3/04, опубликовано: 18.12.2019).
Недостатком общим для указанных выше аналогов является то, что они не могут быть использованы для работы в мерзлых грунтах.
Известна полковая землеройная машина ПЗМ-2, предназначенная для рытья котлованов и траншей при оборудовании командных пунктов управления (См. Полковая землеройная машина ПЗМ-2. Техническое описание, эксплуатация и хранение. - М: Воениздат, 1976, с. 4, открытое издание).
Это устройство может использоваться для рытья траншей, в том числе и в мерзлых грунтах. Недостатком является то, что при этом необходимо произвести инженерную разведку местности, по которой будет проходить трасса траншеи, провесить трассу траншеи, обозначить места и объезды препятствий, подготовить проходы через рвы и воронки. Кроме того, в экипаж машины входит помощник механика-водителя, который, следуя сзади машины, наблюдает за работой рабочего оборудования и контролирует глубину отрываемой траншеи.
Известна базовая машина (патент на полезную модель RU 115576 U1, МПК H02G 9/02, опубликовано: 27.04.2012), в которой предусмотрена возможность дооборудования базовой машины ПЗМ-2 системой управления, георадаром для контроля характеристик грунта и размеров, обеспечивающими контроль состояния узлов и агрегатов и навигационной системой (ГЛОНАСС и/или GPS), терминалом с электронной картой местности и системой связи.
Недостатком существующих землеройных машин на колесных шасси является недостаточная транспортная скорость для передвижения по дорогам общего пользования, низкая проходимость и недостаточное тяговое усилие.
Задачей предлагаемой полезной модели является повышение транспортной скорости, проходимости и увеличение тягового усилия базового шасси для землеройных, в том числе рытья траншей и котлованов, строительных, спасательных и аварийных работ в труднодоступных местах, находящихся на рассредоточенных объектах.
Техническим результатом предлагаемой полезной модели является улучшение проходимости в труднодоступных местах, увеличение транспортной скорости до 80 км/ч, возможностью передвигаться по дорогам общего пользования и увеличение тягового усилия при рытье траншей и котлованов в различных типах грунта, в том числе и мерзлом.
Технический результат достигается тем, что в базовой машине, содержащей ходовую часть и рабочее оборудование, упомянутая ходовая часть выполнена в виде автомобильного шасси, между передним (передними) и задними мостами которого установлен гусеничный движитель, связанный с опорной рамой базовой машины посредством каретки и телескопических стоек с возможностью вертикального перемещения.
Кроме того, топливные баки, аккумуляторные батареи, и ресиверы пневмосистемы базовой машины установлены на участке его опорной рамы за телескопическими стойками по направлению хода.
Полезная модель поясняется чертежами, где:
на фиг. 1 представлен общий вид в изометрии землеройной машины для рытья траншей и котлованов;
на фиг. 2 представлен вид сбоку землеройной машины для рытья траншей и котлованов в рабочем положении.
Представленный на чертежах вариант выполнения землеройной машины и ее конструктивных элементов приведен, прежде всего, в целях иллюстрации и не должен быть истолкован как ограничение объема притязаний.
Базовая машина содержит ходовую часть 1, рабочее землеройное оборудование 2. Ходовая часть 1 выполнена в виде автомобильного шасси 3, между передним 4 и задним 5 мостами которого установлен гусеничный движитель 6, связанный с опорной рамой 7 автомобильного шасси 3 посредством каретки 8 и телескопических стоек 9 с возможностью вертикального перемещения.
Рабочее оборудование 2 связано с участком 10 опорной рамы 7 за задним мостом 5 по направлению хода.
Топливные баки 11, аккумуляторные батареи (не показаны), и ресиверы пневмосистемы (не показаны) автомобильного шасси 3 установлены на участке 12 его опорной рамы 7 за телескопическими стойками 9 по направлению хода.
Такая совокупность конструктивных признаков обеспечивает достижение технического результата за счет применения автомобильного колесного шасси с интегрированным гусеничными движителем, который в транспортном положении поднимается за счет телескопических стоек и не препятствует передвижению по дорогам общего пользования, а при работе в труднодоступных местах опускается на грунт, увеличивая тяговое усилие и проходимость.
Дополнительно на иллюстрациях указаны конструктивные элементы и комплектующие: 13 - метатель; 14 - фары освещения рабочей зоны; 15 - ящики для хранения рабочего оборудования и ЗИП; 16 - огнетушитель; 17 - лестница; 18 - шанцевый инструмент; 19 - маслобак; 20 - маскировочная сеть.
Практическая реализация и работа землеройной машины для рытья траншей и котлованов с использованием колесного автомобильного шасси осуществляется следующим образом.
Гусеничные движители расположены между передним (передними) и задними мостами базового автомобильного шасси. Конструкция полезной модели предусматривает подъем гусеничных движителей при помощи телескопических стоек на время транспортного передвижения машины. Перед началом работы гусеничные движители опускаются на поверхность земли и приподнимают передний мост автомобильного шасси. С целью осуществления такой возможности, а также подъема/опускания гусеничных движителей между передним (передними) и задними мостами базового шасси осуществлен перенос топливных баков, аккумуляторных батарей, а также ресиверов пневмосистемы шасси на опорную раму.
Согласно полезной модели через телескопические стойки 9 гусеничных движителей 6 на поверхность земли будет передаваться значительная часть нагрузки Р1 от веса машины. Оставшаяся масса будет передаваться на поверхность земли через колеса задней балансирной тележки шасси Р2 и опорной пяты рабочего оборудования (только при рытье траншей и котлованов).
Кроме того, данная полезная модель (фиг. 2) в рабочем положении обеспечит необходимое тяговое усилие для обеспечения рытья траншей и котлованов в мерзлом грунте, с учетом обеспечения перемещения машины при рытье траншей и котлованов в условиях глубокой грязи либо по снежной целине при движении вверх с уклоном.
Таким образом, заявленной полезной моделью обеспечивается технический результат, которым является улучшение проходимости и увеличение тягового усилия в труднодоступных местах, с возможностью передвижения с транспортной скоростью до 80 км/ч по дорогам общего пользования.
Полезная модель относится к области машиностроения, а именно к базовой машине для землеройных работ, в том числе рытья траншей и котлованов, строительных, спасательных и аварийных работ, нуждающейся в обеспечении проходимости в труднодоступных местах, с возможностью свободного перемещения по дорогам общего пользования. Сущность технического решения заключается в том, что в базовой землеройной машине, содержащей ходовую часть и рабочее оборудование, упомянутая ходовая часть выполнена в виде автомобильного шасси, между передним (передними) и задними мостами которого установлен гусеничный движитель, связанный с опорной рамой базовой машины посредством каретки и телескопических стоек с возможностью вертикального перемещения. Полезной моделью обеспечивается технический результат, которым является улучшение проходимости и увеличение тягового усилия в труднодоступных местах, с возможностью передвижения с транспортной скоростью до 80 км/ч по дорогам общего пользования и увеличения тягового усилия. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.