Код документа: SU1709918A3
Изобретение относится к горно-добывающей промышленности, в частности к рабочим органам землеройных машин, имеющим защитное покрытие поверхностей рт абразивного износа. Целью изобретения является снижение трудоемкости восстаноэленмя яа щитного покрытия. На фиг. 1 схематично изображен ковш экскаватора-драглайна, вид сниЗУ; на фиг. 2 - рабрчая и опорная части элемента полоза; на фиг. 3 разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 4 - ра бочая и опорная части элемента, начальный момент соединения; на фиг.5 то же, в собраннрм вире-, на фиг. 6 рпррная часть элeмeнta; на фиг. 7 разрез Б-Б на фиг. 6; на фиг. 8 разрез В-В на ,фиг. 6-,на фиг. 9 - рабочая часть элемента; на фиг. 10 вид Г на фиг. 9; на фиг. 11 - разрез Д-Д на фиг. 1; на фиг. 12 - разрез Е-Е на фиг. .1. Как прказано на фиг. 1 Позицией 1 обозначен корпур ковша драглайна, имеющий пару противоположных боковых стенок 2, заднкж) стенку 3 и открытый передний конец k (зев). Задняя стенка 3 переходит в уижнюю стенку 5, ко торая заканчивается на открытом переднем конце . К передней части боковых стенок 2 присоединены тяговые цепи 6, а к промежуточной части боковых стёнрк 2 прикреплены прдъемные цепи 7. Передняя кррмка (режущая кромка) нижней стенки 5 снабжена мнржестврм выступающих вперед режущих зубьев 8. Позицией 9 обрзначен пррхрдящий в продольном направлении полоз, каки имеется несколько, распределенных в поперечном направлении по нижней стенке (днищу) 5 ковша и образующих защитное покрытие. Каждый полоз 9 содержит несколько рпорных частей 10 продольных элементов (фиг. 2), приваренных к дни1цу 5 и расположенных последовательно. На фиг. 2 последующая опорная часть элемента показана фрагментарно пунктирными линиями. Опорная часть 10 элемента, расположенная непосредстве но сзади опорной части элемента, показана на фиг. 2 сплошными линиями, атакже пунктирными линиями.С каждрй опорной частью 10 связана посред ством разъемного соединения рабочая часть 11 элемента полоза 9. 1 Как показано на фиг. 3 имеется несколько опорных мастей 10 элементов полоза 9, прикрепленных, например, nocpeflCtBoM Сварки к днищу 5 и переходящих на заднюю стенку 3. Они расположены впритык друг к другу и фактически образуют непрерывную направляющую для такого же количества рабочих частей 11 элементов полоза 9Как показано на чертежах, .каждую рабочую часть 11 полоза 9 устанавливают путем перемещения в направлении стрелки на фиг.Л. В конце концов рабочая часть 11 элемента полоза 9 выходит сзади на небольшое расстояние за опорную часть 10, как показано на фиг. 5. В результате это дает надежное замыкание, обеспечиваемое расходящимися стенками разъемного соединения в форме ласточкина Хвоста. После уста.новки рабочих частей 11 элементов полоза 9 (фиг. 1 и 3) их закрепляют на месте путем при-варивания ряда передних огра- :. ничительных упоров 12 перед передни- ми элементами полозов 9 позади зубьев 8. Нормальное продвижение ковша драглайна вперед вызывает действие направленнрйназад (осаживающей) силы на каждый элемент полоза 9. Лишь в редких случаях ковш протаскивается по грунту в направлении назад, в результате чего на элементы полоза 9 будет действовать сила, стремящаяся сдвинуть их с уеста. Таким образом . нет необходим йсти .в прочном переднем упоре для удержания элементов полоза месте. Кроме того, при использовании легкосъемного упора (колодки) облегчают удаление и замену рабочих частей 11 .элементов полоза 9. , / . Для защиты элементов полозов 9 против редко случающегося протаскивания ковша в направлении йазад предусмотрены задние ограничительные упоры 13 (фиг. 3). Им может служить часть восьми-дюймовой стальной трубы, разрезаннс в продольном направлении. Труба выступает вниз, загораживая задний элемент полоза 9 и предотвращая тем самым сдвиг ание его с места при необычном перемещение ковша в направлении назад.I На фиг. 6-8 показана опорная часть 10 элемента полоза 9, представляющая собой относительно удлиненную пластинробразную деталь. Задний конец 1, т.е. конец, расположенный при установке со стороны заднего конца ковша, расширен в поперечном напразлении, в результате чего образует выступы 15. Они являются предохранительными упорами для рабочей части 11 элемента полоза 9, как показано на фиг. 5. Каждая из боковых граней 16 опорной части 10 выполнена из наклонных к оси полоза 9 и расходящихся в направлении от зева j к задней стенке 3 поверхностей 17 18, 19 и 20 разъем ного соединения. Наклон идет под углом примерно 30 к вертикали. Расхождение (при ходе в направлении назад) составляет примерно IS к продольной оси, т.е. оси, вдоль которой продвигают при монтаже, как показано ctpeлкой на фиг. k рабочую часть 11 элемён та полоза 9. Уклон наклона и расхож дение обеспечивают особенно выгодный монтаж рабочих частей 11 элементов на опорных частях 10 элементов. Выст пы 15 действуют как предохранительны упоры при за.зоре между обращенными друг к другу боковыми гранями и стен ками разъемного соединения на элемен тах большем, чем o6bs4Ho. Такие поверхности на рабочей ча.сти 11 элемен та, четко показанные на фиг. 9, обозначены позициями 17, 18, 19 и 20 и соответствуют поверхностями на опорной части 10 элемента, к кото рым они обращены. Как показано на фиг. 9 и 10 рябо чая часть 11 элемента полоза 9 тоже представляет собой пластинообразйую деталь, прямоугольную в плоскости, образующей нижнюю лицее1ую поверхность 21, которая, когда полоз 9 смонтирован, скользит по грунту. Верхняя поверхность 22 снабжена продольным пазом 23 для опорной части 10 элемента (см. фиг. 12, где позицией 23 обозначено дно паза). Как было указано ранее, поверхности 17 - 20 на рабочей части 11 элемента полоза 9 расположены одинаково с соответствующими поверхностями на опорной части 10 элемента т.е поверхностями 17-20. В обоих частях элемента эти поверхности выполнены в виде двух разнесенных в продольном направлении пар, в каждой из которых поверхности расположены на противоположных сторонах частей элементов. Это эффективно сокращает величину перемещения ,. необходимого для монгажа, для чего опорная часть 10 элемента снабжена противолежащими выемками Z и 25. Эго позволяет ввести в них поверхности 19 и 20, как показано на фиг. Ц. Аналогичным образом выполнены противолежащие выемки 26 и 27 в рабочей части 11 элемента полоза 9 для размещения в них поверхностей 17 и 18 разъемного соединения (фиг. 4), после окончания монтажа указанные выемки оказываются совмещенными на одной линии.- : в середине паза 23 выполнено также небольшое углубление 28 (фиг, 12). Благодаря этому средняя часть паза 23 не бывает выше боковых его частей в месте опоры. Верхняя поверхность 22 проходит лишь на части длины элемента, в pef зультате чего образован уступ 29 (фиг. 10), который может взаимодействовать с выступами 15 так, как показано ё правой части на фиг. 5 Остаток задней части 30 выходит за пределы связанной с ним опорной части 10 элемента, проходя под задней опорной частью 10 следующего элемента. Задний конец31 каждой рабочей части 11 элемента полоза 9 выполнен криволинейным в соответствии с передним кон цом 32 соседнего элемента (фиг-. З). Ковш экскаватора-драглайна работает следующим образом. Каждый полоз 9 содержит рядопорных частей 10 элементов (фиг. 2), прива- ренных к днищу 5 корпуса ковша. После установки опорных частей 10 элементов 9 последовательно устанавливают рабочие части 11 элементов по лоза 9. Например, устанавливают крайнюю левую (фиг. 3) рабочую часть 11 элемента полоза 9, размещая ее на опорной части 10 элемента так, как показано на фиг. 4. В конце монтажных операций устанавливают передний ограничительный, Р (фиг. 3), который предотвращает отсоединение элементов полоза 9 в случае протаскивания ковша в направлении назад. Кроме того, обеспечивают защиту конца каждого полоза защитного (ограничительного упора) приспособления 13, предотвращающего возможность зацепления выступающей частью 30 элементов полоза 9 камня или Т.п., который может сорвать рабочую масть 11 элемента поло
за 9,,
Смену полозов 9 можно легко обеспечить просто путем срезания с помощью кислородной резки упоров 12 и снятия некоторых или всех рабочих частей 11 элементов полоза 9, которые стали чрезмерно изношенными. Это может быть с минимальным простоем сдела но на месте эксплуатации, что важно поскольку ковши, о которых идет речь, используют в отдаленных и часто необжитых местах, а их величина (емкость 50-150 кубических ярдов, или 3811 кубэметров) делает дорогим выведение их из действия. Например, для ковша указанного выше размера каждый элемент полоза имеет длину приблизительно 16 дюймов (АО,6 см), ширину приблизительно 13 дюймов (33 см) и толщину приблизительно k дюйма (10,1б см). Благодаря разделению полоза 9 на части получают сменные элементы , не только более удобные в обра щении, но и легко приспосабливаемые к кривизне ковша, в противоположность использованию соответствующих данных накладных полозьев, сгибаемых в соответствии с кривизной ковша. .
Преимуществом предлагаемого ковша является то, опорные части 10 элементов, сваренные вместе в продольном направлении, образуют нижнюю опору для решетчатой части ковша, что исключает необходимость в дополнительных опорах для этой цели.
Формула изобретения
1. Ковш экскаватора-драглайна, включающий кбрпус, упряжь и смонтированное на днище корпуса защитное покрытие в виде полозов, содержащих продольные элементы с опорными и рабочими частями, о т л и ч а ю щ и йН с я тем, что, с целью снижения трудоемкости восстановления его защитного покрытия, рабочая часть каждого из элементов связана с его опорной частью посредством разъемного соединения , которое образовано парными боковыми гранями опорной масти, выполненными из наклонных к оси полоза и расходящихся в .направлении от зева ковша к его задней стенке поверхностей , и продольным пазом рабочей части, выполненным с наклбнными к оси полоза и раходящимися в направлении от зева ковша ,к его задней стенке парными боковыми стенками,при этом элементы совмещены между собой смежными торцовыми кромками, а каждый полоз имеет передний и задний ограничительные упоры.
2. Ковш по п. 1, о т л и ч а юг щ и и с я тем, что каждый из элементов содержит пару разнесенных между собой боковых граней опорной части и боковых стенок рабочей части.
3. Ковш по п. 2, отличающийся тем, что меиоду смежными наклонными боковыми гранями опорных частей и между смежными наклонными боковыми стенкамивыполнены направленные внутрь выемки.
f. Ковш по п. 3, отличающийся тем, что каждая из выемок выполнена длиной, разной длине проекции боковой грани или боковой стенки на осевую плоскость полоза.
Ю
J/
Фиг.З
10
29
Фиг. 5
/5
П
Изобретение относится к горнодобывающей промышленности, в частное^ ти к рабочим органам землеройных машин, имеющим защитное покрытие поверхностей от абразивного износа.25Цель изобретения - снижение трудоемкости восстановления защитного'покрытия. Продольные элементы полозов г состоят из опорной 10 и рабочей М частей, соединенных между собой разъемным соединением. Опорная часть 10 элемента приваривается к днищу ковша; Разъемное соединение образовано парами разнесенных между собой боковых граней 17-'20 и стенок 17 * 20^ опорных частей и продольных пазов рабочих частей элементов. Они выполнены наклонными к оси полоза и расходящимися в направлении от зева ковша к его задней стенке. При мрнтаже рабочая часть 11 накладывается На' опорную часть 10 и сдвигается по направлению к задней стенке ковша. Боковые грани 18 и 17 проходят в выемки 2б и 27, а боковые стейки 19* и 20^ - в выемки 2^ и 25. Полозы закрепляются на днище ковша передними и задними ограничительными упорами. 3 з.п. ф-лы, 12 ил.^ Ю 19vj О ЮО 0020'27;;>&ыJP Фиг.^