Код документа: SU1342428A3
промышленности, а именно к ковшам землеройных машин.
Цель изобретения - повьшение проч| ности экскаваторного ковша и сокращение времени его простоев.
На фиг. 1 изображена часть рабочего колеса роторного экскаватора с одним из установленных по окружности ковшей; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1 (распределение съемных зубьев вдоль кромки ковша); на фиг. 3 - режущий зуб, вид сбоку; на фиг. 4 и 5 - режуш 1Й зуб, общий вид; на фиг. 6 - ударньй зуб, вид сбоку; на фиг. 7 - ударный зуб, обш|1й вид; на фиг ; 8 - разрез Б-Б:на фиг. 2; на фиг. 9 - пггиф для крепления съемных зубьев на кромке экскаваторного ковша (в разобран- ном состоянии), общий вид; на фиг. 10- вероятная зона излома зуба.
Экскаваторный ковш 1 установлен
На фиг. 8 изображен расположенный в гнезде 23 для приема зубьев хвостовик 8 режущего зуба 5. При этом вына рабочем колесе 2, которое вращается в направлении стрелки 3, т.е. дви- 25 бивное отверстие 24 проходит через жется вперед по направлению к разра- всю кромку 4 экскаваторного ковша, батываемому материалу, расположенному Задний участок 9 хвостовика 8 прохо- приблизительно вертикально перед ра- дит не полностью поперек отверстия бочим колесом 2. При добыче, напри- 24, когда режущий зуб 5 находится в мер, дегтевых песков рабочее колесо 2 зо гнезде 23. Зуб 5 закреплен в гнезде может двигаться сбоку по разрабатьгоа- 23 штифтом 25, проходящим через нап- емой площади, -чтобы разрезать эту
равленные одно на другое отверстия 26 и 12 в кромке 4 экскаваторного ковша 1 и в хвостовике 8 режущего зу- 25 ба 5. Стопорный штифт 25 состоит пре имущественно из двух полуцилиндричес- ких частей 27 и 28 из стали, между которыми помещена вставка 29 из эластичного упругого материала, например
площадь приблизительно горизонтально.
Экскаваторный ковш 1 включает кромку 4, на которой установлены съемные зубья 5 и 6. Режущий зуб 5 имеет рабочую головку 7 и хвостовик 8, которьй разделяется на три участка 9, 10 и 11. В среднем участке 10
хвостовика 8 выполнено продолговатое 40 неопрена. Благодаря вставке 29 полуотверстие 12. На рабочей головке 7 чается конструкция штифта, которая предусмотрена выемка 13 для нанесения сидит зажимно в направленных одно на
твердосплавного покрытия. Рабочая головка 7 имеет опорную поверхность, выполненную в биде двух граней 14 и 15, расположенных под углом одна к другой. Грани 14 и 15 прилегают к соответствующим поверхностям дополнительно формованньк гнезд на кромке 4
экскаваторного ковша, так что имеется gQ в соответствующее выбивное отверстие жесткая конструкция с выгодными свой- 24 клиновидный инструмент, приложить ствами излома и износа.с помощью его усилие к внутренней
Ударный зуб 6 имеет хвостовик 16 концевой поверхности хвостовика 8 и головку резца 17. Верхняя поверх- или 16 и удалить его, так чтоб зуб ность головки резца 17 ударного зу- gg можно бьио выбить из своего -гнезда
или открепить (или извлечь из гнезда
вручную).
Грани 14 и 15 головки 7 режущего
зуба 5 немного наклонены к вертикали
ба 6 немного короче, чем соответствующая поверхность режущего зуба 5. В переднем участке ударного зуба 6 предусмотрена более короткая выемка
0
0
тия. в соответствующем случае может быть предусмотрена выемка для приема твердосплавного покрытия и на нижней поверхности ударного зуба 6. Хвостовик 16 ударного зуба 6 идентичен с хвостовиком 8 режущего зуба 5. Таким образои, области 19, 20 и 21 хвосто-- вика 16 ударного зуба 6 соответствует точно участкам 9, 10 и 11 хвостовика 8 режущего зуба 5. Продолговатое отверстие 22 проходит через среднюю область 20 хвостовика 16, причем оно 5 идентично отверстию 12 в участке 10 хвостовика 8, Боковые контуры областей 19 и 21 идентичны боковьм контурам участков 9 и 11. Таким образом, приспособление для приема хвостовиков режущих 5 и ударных 6 зубьев имеет идентичные формы.
На фиг. 8 изображен расположенный в гнезде 23 для приема зубьев хвостовик 8 режущего зуба 5. При этом вы5 бивное отверстие 24 проходит через всю кромку 4 экскаваторного ковша, Задний участок 9 хвостовика 8 прохо- дит не полностью поперек отверстия 24, когда режущий зуб 5 находится в о гнезде 23. Зуб 5 закреплен в гнезде 23 штифтом 25, проходящим через нап-
бивное отверстие 24 проходит через всю кромку 4 экскаваторного ковша, Задний участок 9 хвостовика 8 прохо- дит не полностью поперек отверстия 24, когда режущий зуб 5 находится в гнезде 23. Зуб 5 закреплен в гнезде 23 штифтом 25, проходящим через нап-
равленные одно на другое отверстия 26 и 12 в кромке 4 экскаваторного ковша 1 и в хвостовике 8 режущего зу- ба 5. Стопорный штифт 25 состоит преимущественно из двух полуцилиндричес- ких частей 27 и 28 из стали, между которыми помещена вставка 29 из эластичного упругого материала, например
другое отверстиях 26 и 12. Таким образом, стопорный штифт 25 можно за- 45 бивать в отверстия 26 и 12 или выби- вать из них в целях закрепления или открепления режущего зуба 5. После извлечения стопорного штифта 25 из соответствующего зуба можно ввести
по отношению к оси хвостовика 8. Линейный сегмент 30, на котором встречаются поверхности граней .14 и 15 хвостовика 8, переведен немного наза по отношению к головке 11. Гнездо 23 снабжено дополнительными плечами 31 и 32, к которым прилегают грани 14 и 15. Таким образом получается очень жесткая конструкция, благодаря которой износ хвостовика 8 и гнезда 23 является минимальным. В этой жесткой ; конструкции также можно лучше передать усилие с ковша на разрабатыва-- емый материал. Хвостовик 16 ударного зуба 6 идентичен с хвостовиком 8 режущего зуба 5. Верхняя и нижняя опорные грани 33 и 34 ударного зуба 6 могут быть идентичны соответствующим поверхностям граней 14 и 15 режущего зуба 6 или могут быть расположены под различными углами, так что ударные зубья 6 будут размещены в гнездах с соответственно измененными частями плеч. Этим можно различать гнезда на кромке 4 экскаваторного ковша, предусмотренные для режущих 5 или ударных 6 зубьев. Преимущественно угол между опорными гранями и плоскостью, по отношению к которой оси хвостовиков 8 и 16 режущего 5 или ударного 6 зубьев проходят вертикально, составляет приблизительно 10. Однако этот угол может колебаться в пределах от 5 до 30, причем получается также жесткое соединение между кромкой экскаваторного ковша и зубьями.
Если в предложенной конструкции режущий зуб 6 попадает на твердую
0
5
0
5
0
5
область 35 разрабатываемого материала 36, где зуб дапжен изломаться, то воздействующие на зуб нагрузки передаются на основание головки резца. Нагрузки распределяются приблизительно равномерно по всей поверхности грани 15, по плечу 32 и по смежной поверхности кромки 4 экскаваторного ковша 1. Так как усилие распределяется по направлению к верхнему концу головки 7 резца по сравнительно небольшой площади поперечного сечения, головка резца должна изломаться в промежуточном месте 37 головки 7, в котором превьш1ается граница упругости и прочности. Излому в промежуточной зоне способствуют до некоторой степени насадки или ребра 38 на головке 7 резца. Если головка 7 ломается в таком промежуточном месте, то ковш с изломанным зубом может работать дальше с немного уменьшенной производительностью без того, чтобы кромка 4 экскаваторного ковша повреждалась . Поэтому не надо выводить роторный экскаватор из эксплуатации в нежелательное время, чтобы сменить изломанный зуб. В предложенной конструкции смену изломанного зуба можно отсрочить до предусмотренного времени ухода и ремонта. Если производ1 тёль- ность экскаватора нарушена, так что экскаватор нельзя использовать до конца нормального срока службы зуба, то альтернативно можно продолжать работу экскаватора до момента возможной смены одного или нескольких из- ;ломанных зубьев.
ВидА ю
/J