Формула
1. Способ эксплуатации системы (6) помощи водителю, в частности, системы регулирования скорости движения транспортного средства (1), предпочтительно системы регулирования скорости движения, управляемой спутниковой системой определения местоположения транспортного средства (1), предпочтительно грузового автомобиля с двигателем (2) внутреннего сгорания, который оснащен регулируемым клапанным приводом (10), в частности, с некоторым количеством систем (11, 111) кулачков с регулируемым положением для изменения периода открывания впускных и/или выпускных клапанов (20, 22, 120, 122), включающий в себя:
определение, по меньшей мере, одной эксплуатационной характеристики дороги на предстоящем маршруте следования транспортного средства (1), при этом эта эксплуатационная характеристика дороги влияет на эксплуатацию двигателя (2) внутреннего сгорания транспортного средства (1);
предоставление рекомендации по движению в зависимости от эксплуатационной характеристики дороги на предстоящем маршруте следования транспортного средства (1); и
настройку регулируемого клапанного привода (10) в зависимости от предоставленной рекомендации по движению.
2. Способ эксплуатации по п. 1, отличающийся тем, что регулируемый клапанный привод позволяет изменять период открывания впускных и/или выпускных клапанов (20, 22, 120, 122) в пределах предварительно заданного диапазона, и дополнительно в зависимости от предварительно заданного диапазона предоставляется рекомендация по движению.
3. Способ эксплуатации по п. 1 или 2, дополнительно содержащий:
акустическое, визуальное и/или осязательное информирование водителя транспортного средства о рекомендации по движению и/или
автоматическую реализацию рекомендации по движению транспортным средством (1) и/или системой (6) помощи водителю.
4. Способ эксплуатации по одному из предыдущих пунктов, отличающийся тем что:
эксплуатационная характеристика дороги включает в себя топологию, в частности, спуск, подъем и/или поворот дороги, предстоящего маршрута следования; и/или
эксплуатационная характеристика дороги включает в себя действующее на участке дороги правило дорожного движения, в частности, ограничение максимальной скорости и/или право преимущественного проезда; и/или
эксплуатационная характеристика дороги включает в себя текущее состояние дорожной обстановки.
5. Способ эксплуатации по одному из предыдущих пунктов, дополнительно содержащий:
определение текущего положения транспортного средства (1) посредством системы (4) определения местоположения, в частности, с помощью спутниковой системы определения местоположения; и/или
определение предстоящего маршрута следования транспортного средства (1), в частности, считывание предстоящего маршрута следования транспортного средства (1) из памяти маршрутов навигационной системы (5) и/или получение предстоящего маршрута следования транспортного средства (1) в зависимости от текущего местоположения транспортного средства (1); и/или
считывание эксплуатационных характеристик дороги из навигационной базы данных и/или получение информации о эксплуатационных характеристиках дороги; и/или
предоставление рекомендации по движению в зависимости от эксплуатационной характеристики дороги на предстоящем маршруте следования транспортного средства (1) и текущего местоположения транспортного средства (1).
6. Способ эксплуатации по одному из предыдущих пунктов, отличающийся тем, что:
регулируемый клапанный привод (10) селективно изменяет фазы газораспределения для каждого цилиндра с помощью впускных и/или выпускных клапанов (20, 22, 120, 122) в зависимости от предоставленной рекомендации по движению; и/или
регулируемый клапанный привод (10) изменяет фазы газораспределения только для части впускных и/или выпускных клапанов (20, 22, 120, 122) в зависимости от предоставленной рекомендации по движению.
7. Способ эксплуатации по одному из предыдущих пунктов, отличающийся тем, что рекомендация по движению предполагает, в частности, автоматическое переключение на одну передачу выше и перевод регулируемого клапанного привода (10) в режим помощи при переключении передач вверх с целью сокращения длительности переключения передачи.
8. Способ эксплуатации по одному из предыдущих пунктов, отличающийся тем, что рекомендация по движению предполагает продолжительную работу двигателя (2) внутреннего сгорания в режиме торможения и перевод регулируемого клапанного привода (10) в режим торможения двигателем.
9. Способ эксплуатации по п. 7 или 8, отличающийся тем, что в режиме помощи при переключении передач вверх и/или в режиме торможения двигателем, по меньшей мере, один выпускной клапан (120) двигателя (2) внутреннего сгорания во время такта сжатия и/или выпуска для сжатия воздуха сначала удерживается в закрытом состоянии, а перед достижением поршнем верхней мертвой точки – открывается для выпуска сжатого воздуха.
10. Способ эксплуатации по п. 9, отличающийся тем, что:
количество выпускных клапанов (120), задействованных в режиме помощи при переключении передач вверх, определяется в зависимости от эксплуатационной характеристики дороги на предстоящем маршруте следования транспортного средства (1), от необходимого для переключения передачи снижения частоты вращения, от необходимого для переключения передачи увеличения крутящего момента, от желаемой продолжительности переключения передачи, от желаемой частоты вращения вала турбокомпрессора и/или от желаемого давления наддува; и/или
количество выпускных клапанов (120), задействованных в режиме торможения двигателем, определяется в зависимости от эксплуатационной характеристики дороги на предстоящем маршруте следования транспортного средства (1), в частности, от величины спуска и/или от ограничения максимальной скорости.
11. Способ эксплуатации по одному из предыдущих пунктов, отличающийся тем, что рекомендация по движению предполагает адаптацию температуры отработанных газов, адаптацию рабочей точки турбокомпрессора двигателя (2) внутреннего сгорания, адаптацию расхода воздуха и/или эксплуатацию двигателя внутреннего сгорания в диапазоне низких нагрузок и перевод регулируемого клапанного привода (10) в режим работы по циклу Миллера.
12. Способ эксплуатации по п. 11, отличающийся тем, что количество впускных клапанов (120), работающих по циклу Миллера, определяется в зависимости от эксплуатационных характеристик дороги на предстоящем маршруте следования транспортного средства (1), от желаемой температуры отработанных газов, от желаемого расхода воздуха, от нагрузки на двигатель (2) внутреннего сгорания и/или от рабочей точки турбокомпрессора двигателя (2) внутреннего сгорания.
13. Способ эксплуатации по одному из предыдущих пунктов, отличающийся тем, что каждая система (11, 111) кулачков с регулируемым положением имеет основание (14) для кулачков, установленное на распределительном валу (12, 112) двигателя (2) внутреннего сгорания без возможности вращения и с возможностью смещения по оси, с первым кулачком (32), отвечающим за работу в обычном режиме, и вторым кулачком (34), который расположен на распределительном валу (12) со смещением в продольном направлении и отвечает за работу в режиме торможения двигателем, режиме помощи при переключении передач вверх и/или за работу по циклу Миллера, при этом система (11, 111) кулачков с регулируемым положением на выбор создает кинематическую связь первого кулачка (32) с, по меньшей мере, одним выпускным (120) и/или впускным (20, 22) клапанами или создает кинематическую связь второго кулачка (34) с, по меньшей мере, одним выпускным (120) и/или впускным (20, 22) клапанами.
14. Транспортное средство (1), в частности, грузовой автомобиль с:
системой (4) определения местоположения, в частности, спутниковой системой определения местоположения; и
системой (6) помощи водителю, созданной с целью реализации способа эксплуатации согласно одному из предыдущих пунктов.
15. Транспортное средство по п. 14 с навигационной системой (5) и/или регулируемым клапанным приводом (10) для двигателя (2) внутреннего сгорания транспортного средства (1) с несколькими цилиндрами, при этом регулируемый клапанный привод (10) включает в себя:
по меньшей мере, один впускной (20, 22) и/или выпускной (120, 122) клапаны;
по меньшей мере, один распределительный вал (12, 112), в частности, впускной распределительный вал и/или выпускной распределительный вал; и
несколько систем (11, 111) кулачков с регулируемым положением для нескольких цилиндров, при этом каждая система (11, 111) кулачков с регулируемым положением имеет основание (14) для кулачков, которое установлено на распределительном валу (12) без возможности вращения и с возможностью смещения по оси, первый кулачок (32) и второй кулачок (34), при этом первый кулачок (32) и второй кулачок (34) расположены на распределительном валу (12) со смещением в продольном направлении.