Код документа: RU2690564C1
Изобретение относится к области строительства, а именно к сооружениям, возводимым для исключения перерыва в движении, в частности, предназначено для обеспечения бесперебойного хождения судов и иных плав средств по водоемам в период ледостава.
Известен тоннель, включающий обделку с лотком, стенами и перекрытием, содержащий наружный защитный экран из элементов с замкнутой или разомкнутой конфигурацией поперечного сечения и замковыми соединениями между элементами (СН 642416 А 5, E02D 29/00, 1984).
Известен тоннель, включающий обделку, состоящую из лотка, стен и перекрытия, наружный защитный экран из протяженных элементов и расположенные в основании тоннеля инъекционные сваи, причем защитный экран и обделка образуют единую омоноличенную пространственную конструкцию (патент RU 2181412, E02D 29/00, E02D 29/055, 2001).
Известен тоннель, возводимый в слабых грунтах, со сборно-монолитной обделкой, включающей образующие экран продавленные в грунте полые металлические элементы, объединенные замковыми соединениями, несущие рамы и бетон омоноличивания (патент RU 2138507, 1999).
Наиболее близким по технической сути является тоннель, возводимый в слабых грунтах, со сборно-монолитной обделкой, включающей образующие экран продавленные в грунте полые металлические элементы, выполненные подлине с переменной жесткостью, соединенные замковыми соединениями, несущие рамы и бетон омоноличивания (патент RU 2250962, E02D 29/00, E21D 9/00, 2001).
Недостатками известных устройств является невозможность возведения тоннелей на водоемах, в частности в период ледостава, для обеспечения непрерывного судоходства.
Техническим результатом является обеспечение непрерывного судоходства по водоемам в период ледостава.
Технический результат достигается тем, что тоннель содержит сборную обделку, включающую экран и полые металлические элементы, соединенные замковыми соединениями, причем он выполнен из отдельных модулей и снабжен опорными поплавками, полые металлические элементы установлены на опорных поплавках, экран выполнен из листового материала и установлен на полых металлических элементах сборной обделки, при этом замковые соединения представлены межсекционными рукавами.
Сущность изобретения поясняется графическими материалами, где на фиг. 1 показан тоннель, поперечный разрез (без штриховки); на фиг. 2 - тоннель, вид сбоку; на фиг. 3 - тоннель с плавающими опорными элементами, установленными на льду; поперечный разрез (без штриховки); на фиг. 4 - опорный поплавок с фиксатором, установленный в проруби, поперечный разрез (без штриховки); на фиг. 5 - опорный поплавок установленный на льду с фиксатором Г-образной формы, поперечный разрез (без штриховки).
Тоннель образован модулями 1, выполненными из сборной обделки, включающей экраны 2, установленные на полых металлических элементах 3. Полые металлические элементы 3 с экранами 2 образуют арку тоннеля и установлены на опорных поплавках 4 по обеим сторонам арки тоннеля.
Опорные поплавки 4 могут быть снабжены фиксаторами 5 для крепления ко льду 6 водоема.
Возможна, также, установка концов металлических элементов 3 в грунте водоема.
Модули 1 тоннеля соединены замковыми соединениями, представленными межсекционными рукавами 7.
Экраны 2 модулей 1 в местах посадки и высадки пассажиров снабжены дверьми 8.
Начальные и конечные модули снабжены заглушками, изолирующими тоннель от холодного зимнего воздуха.
Тоннелем пользуются следующим образом.
Во льду 6 водоема выпиливают водный канал по всей длине планируемого тоннеля, например, связывающего соседние населенные пункты.
В водном канале, ограниченным льдом 6, устанавливают модули 1 тоннеля, которые соединяют между собой межсекционными рукавами 7.
При этом опорные поплавки 4 могут быть установлены, как в водном канале (фиг. 1), так и на льду 6 по границе вдоль водного канала (фиг. 3).
Для повышения устойчивости модулей 1, фиксаторы 5 опорных поплавков 4 заводят под кромку льда 6, обеспечивая тем самым зацепление модулей 1 за кромку льда 6 в случае сильных порывов ветра.
Торцы тоннеля закрывают заглушками для образования микроклимата внутри тоннеля и защиты тоннеля от холодного атмосферного воздуха.
Вода в тоннеле имеет положительную температуру, что обогревает тоннель.
Кроме того, тоннель может иметь дополнительный принудительный обогрев за счет топливных тепловых пушек или за счет электрообогревателей, получающих питание от солнечных батарей, установленных на экранах 2.
Побочный обогрев тоннеля осуществляется за счет тепловых выбросов судов при перемещении в тоннеле.
Суда осуществляют плавание в тоннеле, производя посадку и высадку пассажиров через двери 8 экранов 2, как на лед 6, так и на пристани, в случае подведения модулей 1 тоннелей к последним.
Технический результат по обеспечению непрерывного судоходства по водоемам в период ледостава обеспечивается выборкой льда с образованием водного канала, и установкой над ним сезонного тоннеля, внутренняя температура которого выше внешней температуры окружающего тоннель воздуха.
При этом тоннель может иметь побочный и принудительный обогрев от воды, от тепловых выбросов и теплоотдачи двигателей судов, от электрических, бензиновых, газовых и иных обогревателей.
Изобретение относится к области строительства, а именно к сооружениям, возводимым для исключения перерыва в движении, в частности, предназначено для обеспечения бесперебойного хождения судов и иных плавсредств по водоемам в период ледостава. Тоннель содержит сборную обделку, включающую экран и полые металлические элементы, соединенные замковыми соединениями. Выполнен из отдельных модулей и снабжен опорными поплавками, полые металлические элементы установлены на опорных поплавках, экран выполнен из листового материала и установлен на полых металлических элементах сборной обделки, при этом замковые соединения представлены межсекционными рукавами. Технический результат состоит в обеспечении непрерывного судоходства по водоемам в период ледостава. 5 ил.