Устройство защиты ворот шлюза от навала судов - RU170899U1

Код документа: RU170899U1

Чертежи

Описание

Полезная модель относится к области водного транспорта и предназначена для защиты ворот судоходного шлюза от навала судов.

Известны устройства защиты ворот судоходного шлюза от навала судов, включающие гибкий заградительный элемент, перекрывающий судоходный пролет шлюза и амортизаторы, установленные на стенках камеры шлюза (см. а.с. СССР №872635, МПК E02C 1/10, опубл. 1981 г.; а.с. СССР №1079745, МПК E02C 1/10, опубл. 1984 г.; пат. РФ №2425922, МПК E02C 1/00, опубл. 2011). Недостатком устройств является сложность управления заградительным элементом, который при установке в судоходный пролет специальными механизмами опускается в воду ниже осадки судов или поднимается вверх портальным подъемником выше надводных габаритов судна. Работа таких механизмов приводит к частым отказам и к остановке шлюза.

Известны системы защиты ворот судоходного шлюза в виде поворотных рам, которые шарнирно закреплены на стенках шлюза и перекрывают только часть судоходного пролета шлюза, удерживая судно за скуловые обводы (см. Rudolf Kuhn, Binnen-werkehrwasserbau, Berlin. 1984, стр. 298). Однако такие системы недостаточно надежны, т.к. требуют маневрирования поворотными рамами перед каждым входом судна в камеру, что удлиняет цикл судопропуска, и, кроме того, требуют наладки механизмов поворота.

Из известных решений наиболее близким аналогом (прототипом) предлагаемого устройства по технической сущности и назначению является устройство по патенту РФ №2428541, МПК E02C 1/10, опубл. 10.09.2011, Устройство состоит из двух расположенных симметрично по обеим сторонам камеры шлюза заградительных элементов, установленных в нишах стенок шлюза и выполненных в виде поворотных балок и баллонов из эластичной водонепроницаемой ткани, расположенных между балками и стенками камеры. Устройство также оборудовано контрольной аппаратурой, определяющей режим движения судна в камере. На стенках шлюза установлены ресиверы, наполненные сжатым воздухом, при этом между ресиверами и баллонами проложен воздуховод, перекрываемый автоматическим клапаном. Остановка судна перед воротами осуществляется поворотными балками захватом его за скуловые обводы. Устройство обеспечивает безопасность шлюзования судов и при этом достаточно просто в управлении.

Недостатком устройства является то, что удержание судна перед воротами шлюза осуществляется за скуловые обводы, что является недостаточно надежным способом захвата.

Технический результат от использования предлагаемой полезной модели заключается в увеличении надежности захвата судна перед воротами шлюза при нарушении режима его скорости.

Для достижения указанного технического результата используется следующая совокупность существенных признаков: в устройстве защиты ворот шлюза от навала судов, состоящем также как и прототип из двух заградительных элементов, расположенных симметрично по обеим сторонам камеры шлюза в стеновых нишах и выполненных в виде подвижных балок и контактирующих с ними баллонов из эластичного водонепроницаемого материала, соединенных с источником сжатого воздуха, подключенным к аппаратуре контроля скорости движения судна, в отличие от прототипа, заградительные элементы снабжены дополнительными балками, закрепленными неподвижно на стенках камеры шлюза, причем на внутренних поверхностях подвижных и дополнительных балок выполнены углубления для размещения в них баллонов. При этом каждая подвижная балка установлена с возможностью ограниченного горизонтального перемещения, например, с помощью пары цепей (тросов), одними концами, намотанными на барабан лебедки, закрепленной в камере, а вторыми - зафиксированными на противоположных концах подвижной балки, причем длина цепей (тросов) регулируется от аппаратуры контроля скорости, в свою очередь внутри подвижных и неподвижных балок выполнены горизонтальные сквозные пазы для размещения в них опорно-направляющих элементов, закрепленных на стенках шлюза. При этом с наружной стороны подвижные балки облицованы резиновым покрытием.

Сущность полезной модели состоит в том, что остановка судна перед воротами обеспечивается захватом его подвижными балками, а гашение энергии судна - за счет трения бортов судна об эти балки. Захват происходит при заполнении баллонов, расположенных в углублениях между подвижной и неподвижной балками, газом или воздухом, подача которых осуществляется от фотоэлектрического сигнала, поступающего от установленной на стенке шлюза контрольной аппаратуры. При этом захват судна в отличие от прототипа происходит за борта, что является более надежным способом удержания объекта из-за большей площади контактирующих поверхностей.

Сопоставление предлагаемого устройства и прототипа показало, что поставленная задача - увеличение надежности захвата судна перед воротами шлюза - решается в результате новой совокупности признаков, что доказывает соответствие предлагаемой полезной модели критерию патентоспособности «новизна».

Сущность полезной модели поясняется чертежом, где:

на фиг. 1 представлено схематическое изображение устройства защиты, установленного перед воротами нижней головы шлюза;

на фиг. 2 - изображены балки в момент опорожнения баллонов;

на фиг. 3 - векторная схема сил, удерживающих судно в камере. Устройство защиты ворот шлюза от навала судов состоит из 2х заградительных элементов 1, установленных в стеновых нишах 2 камеры шлюза в зоне расположения двухстворчатых ворот 3. Заградительные элементы выполнены в виде подвижной 4 и неподвижной балок 5 и баллонов 6 из эластичного водонепроницаемого материла, заполняемых сжиженным газом или воздухом. По линии сопряжения балок 4 и 5 на их внутренних поверхностях выполнены одинаковые углубления (полукруглые ячейки) 7, в которых размещены баллоны 6. Балки 5 закреплены на стенках ниши 2 анкерами, а балки 4 - установлены на опорно-направляющих элементах 8 и противоположными концами соединены с цепями (тросами) 9, длина которых рассчитывается с учетом обеспечения ограниченного горизонтального перемещения балок, исходя из ширины камеры шлюза и характеристик расчетных судов. Наружные поверхности балок 4 покрыты резиновым слоем 10.

В исходном положении баллоны 6 опорожнены (фиг. 2), балки 4 примыкают к балкам 5, обеспечивая свободных проход судну. При нарушении судном режима скорости контрольная аппаратура (на чертеже не показана) подает сигнал в систему управления судопропуском. Тревожный сигнал передается на исполнительный орган автоматических клапанов 11, открывающих воздуховод 12, в результате чего воздух от ресиверов 13 поступает в баллоны 6. Одновременно сигнал подается на лебедки 14, регулирующие длину цепей 9 (тросов). Баллоны 6, наполняясь, перемещают подвижные балки 4 по опорно-направляющим элементам 8 в направлении движения судна 15. В результате происходит захват судна за его борта, и таким образом предотвращается его навал на ворота. Между бортами судна и резиновым слоем 10 возникает сила трения, удерживающая судно после полностью погашенной энергии навала.

После остановки судна 15 с пульта (на чертеже не показан) подается сигнал на исполнительный орган автоматических клапанов 11 и на лебедки 14. При этом одновременно осуществляется выпуск воздуха из баллонов 6 и натяжение цепи 9. Балка 4 возвращается в исходное положение и освобождает проход судну.

Описанное устройство разработано специалистами кафедры Гидротехнических сооружений, конструкций и гидравлики ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова» в составе научно-исследовательской работы. Были произведены расчеты, показавшие возможность использования устройства на внутренних водных путях Российской Федерации. Устройство рекомендуется использовать в шлюзах, где ширина расчетного судна приближается по размерам к ширине камеры шлюза. На водных путях России таким условиям соответствуют шлюзы Волго-Донского канала и Беломоро-Балтийского водного пути.

Реферат

Полезная модель относится к области водного транспорта и предназначена для защиты ворот судоходного шлюза от навала судов. Технический результат от использования полезной модели заключается в повышении надежности захвата судна перед воротами шлюза при нарушении режима его скорости. Устройство, так же как и прототип, состоит: из двух заградительных элементов, расположенных симметрично по обеим сторонам камеры шлюза в стеновых нишах и выполненных в виде подвижных балок и контактирующих с ними баллонов из эластичного водонепроницаемого материала, соединенных с источником сжатого воздуха, подключенным к аппаратуре контроля скорости движения судна. В отличие от прототипа заградительные элементы снабжены дополнительными балками, закрепленными неподвижно на стенках камеры шлюза, причем на внутренних поверхностях подвижных и дополнительных балок выполнены углубления для размещения в них баллонов. При этом подвижные балки установлены с возможностью ограниченного горизонтального перемещения, например, с помощью пары цепей или тросов, одним концом намотанными на барабан лебедки, принайтованной к стенкам камеры, а вторым - закрепленными на противоположных концах балок. Причем длина цепей регулируется от аппаратуры контроля скорости. В свою очередь внутри подвижных и неподвижных балок выполнены горизонтальные сквозные пазы для размещения в них опорно-направляющих элементов, закрепленных на стенках шлюза. При этом с наружной стороны подвижные балки облицованы резиновым покрытием. 2 з.п.ф, 1 илл.

Формула

1. Устройство защиты ворот шлюза от навала судов, состоящее из двух заградительных элементов, расположенных симметрично по обеим сторонам камеры шлюза в стеновых нишах и выполненных в виде подвижных балок, и контактирующих с ними баллонов из эластичного водонепроницаемого материала, соединенных с источником сжатого воздуха, подключенным к аппаратуре контроля скорости движения судна, отличающееся тем, что заградительные элементы снабжены дополнительными балками, закрепленными неподвижно на стенках камеры шлюза, причем на внутренних поверхностях подвижных и дополнительных балок выполнены углубления для размещения в них баллонов, при этом подвижные балки установлены с возможностью ограниченного горизонтального перемещения.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что в нем каждая подвижная балка установлена с помощью пары цепей/тросов, одними концами намотанными на барабан лебедки, закрепленной в камере, а вторыми - зафиксированными на противоположных концах подвижной балки, причем длина цепей/тросов регулируется от аппаратуры контроля скорости, в свою очередь внутри подвижных и неподвижных балок выполнены горизонтальные сквозные пазы для размещения в них опорно-направляющих элементов, закрепленных на стенках шлюза.
3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что подвижные балки с наружной стороны облицованы резиновым покрытием.

Авторы

Патентообладатели

СПК: E02C1/10

Публикация: 2017-05-15

Дата подачи заявки: 2016-10-19

0
0
0
0
Невозможно загрузить содержимое всплывающей подсказки.
Поиск по товарам