Код документа: RU2129637C1
Изобретение касается нефтяного барьера, плавающего на воде для локализации нефти или аналогичных веществ, состоящего из плавающей на поверхности воды части, выполненной из гидрофобизованного материала, и погруженной в воду части, выполненной из гидрофильного материала и стабилизирующей положение барьера.
С увеличением перевозок нефти увеличивается опасность загрязнения окружающей среды вытекающей нефтью. В связи с нефтяными катастрофами последних лет подверглись сильному загрязнению целые прибрежные полосы, и была полностью уничтожена жизнь в море в пострадавших зонах. Поэтому - даже во время военных действий в морском заливе - перед побережьем, в частности, Саудовской Аравии, была сделана попытка предотвратить растение вылившейся нефти и с помощью соответствующих средств вновь собрать ее. Так, например, согласно французскому патенту - FR 2646189 - пытались нанести распылением на поверхность воды гидрофобизованные минеральные волокна. На этих волокнах должна была осаждаться нефть, в виде массы ее можно было бы легко собрать и уничтожить. Волокна были гидрофобизованы с помощью силиконового масла, причем поскольку волокна были короткими, нельзя было избежать их оседания на дно, так что как и прежде это приводило к заражению и к загрязнению морского дна. Из патента Англии -GB 1235463 - известен способ, согласно которому нефть, растекшаяся по поверхности воды, должна впитываться неорганическими волокнами, причем волокна перед этим покрывались водоотталкивающим материалом. В соответствии с этим способом волокна плавают на поверхности слоя нефти, что приводит к отложению на них нефти, которая затем удаляется посредством сжигания этих волокон. Не говоря уже о том, что простое сжигание нефти, впитавшейся в волокна, не может быть оправдано с точки зрения народного хозяйства, уже само сжигание приводит к значительному загрязнению окружающей среды. И, кроме того, аккумулирующая способность неорганических волокон, просто распыленных по поверхности воды, является минимальной. В результате чего в течение короткого времени и надежно водой впитывается лишь незначительное количество нефти. Особый недостаток состоит в том, что при использовании всех этих известных решений волокна наносятся на поверхность воды россыпью, так что, как правило, вообще не представляется возможным предотвратить дальнейшее увеличение поверхности выступавших пятен нефти. Для этого в немецком патенте - DE 4140247 - содержится предложение создать из гидрофобизованного таким способом стеклянного войлока барьер, при этом стекловолокно помещается в перфорированный шланг. Через перфорационные отверстия нефть может проникать в шланг и в стекловолокно, где она будет соответствующим образом связываться и пребывать так долго, пока этот барьер не будет поднят из воды и уничтожен. При этом недостаток состоит в том, что этот нефтяной адсорбер или соответственно барьер плавает на поверхности воды, так что нельзя исключить ситуацию, когда при волнении на море нефть проступит через барьер в зону, расположенную по ту сторону барьера. Из заявки Франции - FR 111239 - известен нефтяной барьер, состоящий из двух частей, у которого масса пенопласта является непроницаемой для воды или же гидрофобной. Таким образом, верхняя часть не может абсорбировать ни воду, ни нефть, ни какие-либо аналогичные нефти продукты. Удерживая стабильное плавучее положение за счет нижней части, выполненной из пенопласта и пропускающей воду, верхняя часть действует исключительно как барьер, который, например, может предотвратить распространение нефти по поверхности воды. Нижняя, погруженная в воду часть имеет ограниченную возможность адсорбирования воды - по причине пенопласта. Несмотря на значительно больший объем по сравнению с верхней частью она не подходит для выполнения роли стабилизирующего киля в условиях больших волн.
Поэтому в основу изобретения положена задача создать нефтяной адсорбер, который может легко укладываться на поверхность воды и сниматься с нее, причем даже при сильном волнении на море он лежит в воде очень устойчиво, и нефть не может преодолеть его, и, кроме того, он очень прост в изготовлении, и им очень легко манипулировать.
Поставленная задача решается тем, что в нефтяном барьере, плавающем на воде для локализации нефти или аналогичных веществ, состоящем из плавающей на поверхности воды части, выполненной из гидрофобизованного материала, и погруженной в воду части, выполненной из гидрофильного материала и стабилизирующей положение барьера, согласно изобретению материал для обеих частей барьера, выполненных в виде по меньшей мере двух его отсеков, состоит из стекловолокон, которые отформованы в волокнистые маты, образующие волокнистый жгут, при этом погруженная в воду часть барьера включает гидрофильные волокнистые маты, стекловолокна которых покрыты нерастворимым в воде связующим средством, и составляет по объему приблизительно 1/10-1/3 объема плавающей на поверхности воды части барьера.
Это конструктивное выполнение обладает ошеломляющим эффектом, состоящим в том, что нефтяной барьер постоянно установлен на поверхности воды, сохраняя все время одну и ту же форму, поскольку волокнистые маты в нижней зоне очень быстро "пропитываются" водой, так что здесь быстро и надежно образуется киль, который, таким образом, обеспечивает точное положение барьера. За счет точного и надежного положения киля нефтяной ковер не может пройти под барьером даже при высоких волнах и, кроме того, посредством стабильного и надежного положения нефтяного барьера обеспечивается ситуация, когда нефть не может переливаться через барьер. Гидрофобизованные волокнистые маты, размещенные в верхней зоне или в соответствующем отсеке, обеспечивают быстрое и надежное накопление нефти, а также пребывание всего нефтяного барьера в плавучем состоянии. Благодаря возможности хранить накопившуюся нефть достигается дополнительный эффект повышения плавучести барьера. Обе зоны выполнены в виде отсеков, имеющих разный объем, при этом отсек, погружающийся в воду и принимающий гидрофильные волокнистые маты, снабженные водонерастворимым связующим средством, значительно меньше, чем отсек барьера, плавающего на поверхности воды, и составляет приблизительно 1/10 - 1/3 его объема. Такое исполнение обеспечивает постоянное пребывание нефтяного адсорбера на поверхности воды, при этом отсек, расположенный в воде, с негидрофибизированными волокнистыми матами стабилизирует положение и предотвращает проникновение нефти. Для этого нижний отсек выполнен целесообразным образом, в виде выступообразной насадки, поэтому обе части изготавливаются раздельно, а затем соединяются. Возможны также и другие формы выполнения, как, например, соединения обоих отсеков посредством перемычки. Стекловолокнистые маты создают высокую прочность при растяжении, таким образом, барьер находится, предпочтительным образом, в натянутом состоянии и может быть убран после своего использования, при этом при сжатии барьера нефть преждевременно не выдавливается.
Следующая целесообразная форма выполнения предусматривает, что стекловолокна волокнистых матов покрыты связующим средством (гидрофобным), состоящим из эпоксидной и/или метилоновой или полиэстровой смолы, отвердителя, метилполисилоксана или силиконметиловой смолы и пылесвязующего средства, или же стекловолокнистый мат покрыт связующим средством (гидрофильным), состоящим из эпоксидной и/или метилоновой или полиэстеровой смолы, отвердителя и пылесвязующего средства, которое предварительно вымешано в виде эмульсии или же напыляется на волокна в виде однокомпонентного или многокомпонентного материала, а именно соответственно раздельно на волокнистые маты верхнего или нижнего отсеков. Благодаря соответствующей подготовке связующего средства, а также благодаря его выполнению достигается положение, когда отдельные волокна, соединенные в маты или профильные тела, обладают высокой стабильностью и достаточной гибкостью. Они могут быть использованы многократно, в частности, благодаря тому, что применение эпоксидной смолы обеспечивает практически неограниченный срок службы. Отдельный барьер может при необходимости быть вычищен на судне или же оттранспортирован на материк и там очищен для повторного использования. Если внутри барьера останутся незначительные количества нефти, то это не будет иметь вредных последствий, так как эта нефть будет способствовать скорее плавучести, чем окажет какие-либо негативные воздействия. Описанное покрытие и соответствующее связующее средство имеют, кроме того, преимущество, что они обладают устойчивостью к очень многим веществам и явно выраженные хорошие адгезионные свойства относительно стекла. Таким образом, связующее средство можно искусно наносить и обрабатывать, образуя стекловолокнистый решетчатый мат, который обладает высокой устойчивостью и пригоден для выполнения предусмотренных здесь мероприятий, которые дают значительную нагрузку решетчатому мату.
Преимущество используемых обычно материалов состоит в том, что на стекловолокно наносят покрытие, состоящее из 6 - 9 мас.% эпоксидной и/или метилоновой смолы, 0,5 - 4 мас.% силиконовой смолы и, как известно, пылесвязующего средства в небольшом количестве. Соответствующие количества, в частности, эпоксидной смолы могут тогда, в частности, приблизиться к верхней границе или же достичь ее, когда соответствующая жесткость должна достигаться не посредством эпоксидной смолы и объемной плотности, а только за счет вида эпоксидной смолы как таковой и тем самым при незначительных значениях объемной плотности. Преимущество эпоксидной смолы состоит в том, что ее можно обрабатывать при относительно низких температурах, так что достаточны температуры обработки от 20 до 30oC. В зависимости от желаемой жесткости волокнистых матов, в частности, количественно, фракция эпоксидной смолы, как уже упоминалось, может меняться по направлению вверх.
Для повышения предела прочности при растяжении, чтобы придать барьеру определенную форму, погружаемый в воду отсек барьера предпочтительным образом образован выступообразным сужением, причем оба отсека охвачены тонким стеклохолстом или аналогичной оболочкой. В результате этого становится возможным придание подходящей формы, а одновременно целенаправлено задается определенная форма клина для погружаемого в воду отсека.
Далее, прежде уже упоминалась возможность изготовления связующего средства из различных смол. Возможно также изготовление волокнистого мата для имеющего большой объем отсека из стекловолокон толщиной в 3 мкм, причем в качестве связующего средства служит длинноцепной крахмал с примесями силикона, при этом волокнистые маты отсека, находящегося в воде, имеют пространственную плотность, равную приблизительно 80 кг/м3 . Из-за силиконовых примесей крахмал гидрофобизуется, в то время как он сам по себе служит предпочтительным связующим средством, которое благодаря силиконовым примесям и последующей термообработке становится нерастворимым в воде. В результате этого получают волокно, которое при нанесении соответствующего покрытия может соединяться в волокнистые маты, которые практически могут иметь любую плотность, причем эти маты затем целесообразным образом скручиваются в рулон так, что из них получается круглый волокнистый жгут. На этом волокне осаждается нефть или аналогичные вещества, так что соответствующим образом выполненный нефтяной адсорбер впитывает большим количества таких веществ и, как было только что упомянуто, ни в коем случае не может их пропускать. Можно применять также смеси из силиконовых смол и латекса или аналогичных составных элементов для замещения таким образом крахмала, если это окажется предпочтительным. Таким образом также и латекс может стать нерастворимым в воде. Для находящегося в воде отсека целесообразным образом подбирают материал, у которого волокна волокнистых матов для погружаемого в воду отсека покрыт водонерастворимым связующим средством. При этом данное связующее средство может быть даже гидрофильным и присоединять еще и воду, в результате чего быстрее и надежнее достигается желаемый эффект надежного шверта для нефтяного барьера.
Для обеспечения простоты манипулирования изобретение предусматривает, что нефтяной барьер располагает крепежными приспособлениями, форма которых облегчает проведение работ по укладке и поднятию барьера и соответствует крепежным приспособлениям, установленным с наружной стороны борта судна. При этом крепежные приспособления, установленные с наружного борта судна, могут иметь форму ванны, так что нефтяной барьер просто укладывается во внутрь, или же они фиксируются на одинаковом расстоянии, причем посредством особого исполнения нефтяного барьера обеспечивается положение, когда собранная нефть будет действенным образом удерживаться, пока барьер не будет разгружен на суше или на судне. Наполненный нефтью нефтяной барьер предпочтительным образом не может загрязнить судно, поскольку нефть в барьере прочно удерживается.
При использовании на море, где вследствие ветра и волн возникают особенно высокие нагрузки, очень хорошо подходит нефтяной адсорбер, у которого больше чем два, а предпочтительным образом четыре отсека, имеющие уменьшающиеся по направлению вниз диаметры, подвижно соединены друг с другом, образуя барьер, причем отсеки сцепляются друг с другом, образуя накопительный отсек и направляющий отсек - клинообразный отсек в качестве буксирного шверта. Эта форма выполнения создает общую конструкцию, оптимально приспособленную к движению волн, которая таким способом исключает "переливание через край" нефти. Нижние, расположенные в воде отсеки наполнены гидрофильным материалом, так что они действуют как киль, при этом можно предусмотреть также и чередование наполнителей, чтобы можно было с известной степенью надежности собирать также и нефть, находящуюся под поверхностью воды. Преимущество состоит при этом в том, что при такой форме выполнения создается в общем и целом стабильная, хорошо держащаяся на воде конструкция, которой можно легко манипулировать с помощью обычных вспомогательных средств.
Чтобы выдерживать большие нагрузки во время шторма и обеспечить возможность маневрирования нефтяного барьера, изобретение предусматривает размещение между отдельными отсеками выполненного в виде стекловолокнистого каната буксирного каната, предпочтительным образом интегрированного в сам корпус. Посредством такой интеграции устраняется возможность отрыва отдельных секций нефтяного барьера. Более того все части, то есть все отсеки, висят на буксирном канате, поэтому даже в случае ветра большой силы не может произойти их повреждение. Имеется, естественно, возможность размещения одного или нескольких таких буксирных канатов снаружи на отдельных отсеках, причем канаты, при необходимости, могут быть вплетены в ткань оболочки, которой окружены отсеки. Форма выполнения в виде стекловолокнистого каната имеет то преимущество, что канат может быть удален вместе со всем нефтяным барьером, например, путем расплавления.
Выше уже было указано на то, что использование длинноцепных крахмалов и силиконовой смолы может также иметь свое преимущество, причем силиконовая смола легко поддается обработке. Преимущество состоит при этом в том, что соответствующее связующее средство, состоящее из длинноцепного крахмала и силиконовой смолы, добавляется в количестве 6 - 8% (94 - 96% крахмала и 4 - 6% силикона или силиконовой смолы). Относительно высокая доля связующего средства крахмал + силикон обеспечивает гарантированное нанесение покрытия на все волокна, то есть отсутствуют как места, где происходит скопление связующего вещества, так и зоны, в которых оказывается недостаточно смазки. Как раз для предусмотренного случая использования важную роль играет эффективное связывание отдельных волокон друг с другом, во-первых, для обеспечения необходимого объема впитывания, а во-вторых, для лучшего поглощения высоких растягивающих усилий.
Изобретение характеризуется тем, что создан нефтяной адсорбер, который имеет многостороннее и прежде всего также многократное применение. Нефтяной барьер легко изготавливается и обладает высокой прочностью на растяжение как за счет того, что он состоит из стекловолокно, так и за счет своей оболочки и своего конструктивного исполнения как такового, таким образом получают барьеры, имеющие соответствующую длину и соответствующий вес, создаваемый за счет поглощения нефти. Отдельные отсеки нефтяного барьера оснащены как гидрофобизованным, так и гидрофильным волокнистым материалом, причем для гидрофильной зоны барьера используется прежде всего эпоксидная смола с отвердителем. Также и этот материал способствует тому, чтобы изготавливаемые из него барьеры обладали высокой прочностью на растяжение и имели многократное использование. Что касается уничтожения барьеров, то они в целом не создают проблемы, поскольку их можно легко расплавлять. Таким образом, барьер может быть выведен из цикла. Это имеет силу также и тогда, когда в барьер интегрирован буксирный канат, поскольку он также состоит из стекловолокна. Кроме того, такой буксирный канат обладает чрезвычайно высоким растягивающим усилием. Прежде всего за счет выполнения нефтяного барьера из двух или большего числа отсеков исключается возможность преодоления его нефтью в случае волнений на море. Это относится как к части, находящейся над водой, так и части, расположенной под водой, которая может иметь соответствующую форму, чтобы создать дополнительные трудности для нефти в части преодоления этого барьера.
Подробные детали и преимущества данного предмета изобретения вытекают из приводимого ниже описания соответствующих фиг. 1 - 10, на которых представлен предпочтительный пример выполнения с необходимыми подробностями.
На фиг. 1
- охватываемое барьером судно, из которого вытекла нефть или которое
должно принять нефть;
на фиг. 2 - разрез через барьер с сужением;
на фиг. 3 - разрез через барьер с
отформованным выступом и соответствующей оболочкой;
на фиг. 4 - барьер с
колпаком;
на фиг. 5 - пластинообразное выполнение барьера;
на фиг. 6 - бесконечная лента, состоящая
из звеньев, для придания барьеру определенной формы;
на фиг. 7 - разрез
через подобную бесконечную ленту, состоящую из звеньев, для наглядного изображения соответствующей формы барьера;
на фиг. 8 - разрез через нефтяной барьер с многосекционной погружной частью;
на фиг. 9 - разрез через нефтяной барьер, как представлено на фиг. 8, с дополнительным буксирным канатом;
на фиг. 10 - разрез через нефтяной барьер, как представлено на фиг. 9, с
буксирным швертом.
На фиг. 1 показан кольцеобразный нефтяной адсорбер 1, который в форме барьера 2 уложен вокруг судна 3, которое передвигается по нефтяному пятну, плавающему на поверхности 4 воды, или же по нефтяной поверхности 5, или прилегает к ней, например, с целью поглощения плавающей нефти. Однако речь может идти при этом также о судне, потерпевшем аварию, только в этом случае оно должно быть выполнено в форме танкера. Так как речь идет здесь о виде разреза и перспективном изображении, то видно, что на воде 6 или же на поверхности 4 воды отложился соответствующий толстый слой 8 нефти.
На судне 3 с внешней стороны борта предусмотрены кронштейны 7, на которых во время движения крепится нефтяной адсорбер 1. В результате этого, например, у нефтяных танкеров имеется возможность в случае возникновения на короткое время проблем спустить этот нефтяной адсорбер на поверхность 4 воды, чтобы заранее предотвратить распространение соответствующего нефтяного ковра или же нефтяной поверхности 5.
Фиг. 2 и 3 наглядно показывают, что нефтяной адсорбер 1 или соответственно барьер 2 состоит из множества отсеков. Отсек 9 большего размера заполнен волокнистым матом 11, состоящим из гидрофобизованных стекловолокон 28. Эти стекловолокна 28 покрыты здесь, к примеру, эпоксидной смолой, отвердителем, силиконовой смолой и пылесвязующим средством, так что они не впитывают воду, но зато впитывают, к примеру, нефть и могут ее присоединять, поэтому данный барьер 2 выполняет одновременно несколько функций.
Отсек 10, имеющий меньший объем, наполнен негидрофобизованным волокнистым матом 12, что обозначено с помощью соответствующего расстояния между делениями. Этот отсек 10 меньшего размера и его форма создают шверт под нефтяным адсорбером 1, который осложняет или делает невозможным прохождение под ним нефти и который одновременно обеспечивает плавучесть барьера соответственно в заданной форме на воде 6, не переворачиваясь и не теряя своей эффективности.
Согласно фиг. 3 предусмотрена выступообразная насадка 14. Фиг. 3 поясняет, что здесь собственно речь идет о двух частях, которые посредством склеивания наружной оболочки отсека 10 с отсеком 9 образуют один унифицированный узел. От кронштейна или от усиления можно отказаться, потому что стекловолокна 28, гидрофобизованные посредством уже известного связующего средства 29, образуют настолько сильный каркас, что могут поглощаться значительные растягивающие усилия. Кроме того, снаружи на наружную стенку 36 нанесен стеклохолст 35, посредством которого дополнительно существенно повышается растягивающее усилие.
В то время как в соответствии с фиг. 3 предусмотрена выступообразная насадка 14, которая воспроизводит состоящий из двух частей узел, на фиг. 2 представлен цельный нефтяной адсорбер 1. Здесь перфорированным шлангом 16 охватывается как отсек 9 большего размера, так и сужение 15, форма шланга или же нефтяного адсорбера задается в соответствии с конкретным случаем.
Как видно из фиг. 2 и 3, отдельные стекловолокна 28 или 30 могут гидрофобизоваться различными связующими средствами 29 или же 32. В первом случае эпоксидная смола смешана с силиконовой смолой и прочими элементами, в то время как во втором случае дополнительно обработана крахмалом. Стекловолокна 30, размещенные в отсеке 10 меньшего размера, поддерживаются в гидрофильном состоянии, без использования силикона. Соответствующее связующее средство обозначено позицией 31.
Согласно фиг. 4, в верхней части дополнительно предусмотрен колпак 34, который удерживается с помощью распорки 33 на расстоянии от наружной стенки 36, так что здесь может собираться автоматически освобождающийся газ. Это приводит к повышению плавучести. Кроме того, фиг. 4 наглядно показывает особое конструктивное исполнение оболочки 37, здесь - это в форме стекловолокон, так что барьер 2 по всей своей длине располагает очень высокой прочностью на растяжение и, кроме того, очень легко может быть устранен, потому что он в общем и целом состоит из одного и того же материала, а именно из стекла.
Фиг. 5 изображает вариант, как если бы барьер был образован соответственно из множества плоских матов 38. Отдельные маты 38 окружены либо по отдельности, либо вместе оболочкой 37 или же стеклохолстом 35. Этот плоский мат 38, в частности, в форме отдельных частичных тел может, в частности, использоваться также для удаления билша судов, при этом сначала мат сбрасывается просто на поверхность воды для сбора нефти, а затем после того, как маты 38 убраны, нефть уничтожается.
На фиг. 6 и 7 представлены предложения, как маты 38 или же круглые барьеры 2 могут быть изготовлены на жгуте. Многозвенная бесконечная лента 40 состоит из множества отдельных звеньев 41, 42, которые в соответствии с фигурой 7 расположены или сформированы таким образом, что получается продольный шланг, имеющий приблизительно круглую форму, с выступообразной насадкой. Размещенные соответственно напротив друг друга отдельные звенья 41, 42, 41', 42' расположены с возможностью смещения, поэтому соответственно могут быть получены разные пространственные плотности.
На фиг. 8 показан нефтяной барьер, состоящий из нескольких, здесь это в совокупности четыре отсека, а именно из отсеков 9, 10, 47, 48. Как наглядно показано, эти отдельные отсеки 9, 10, 47, 48 зацеплены друг с другом по типу крючков или же вплетены друг в друга, так что вся конструкция предпочтительным образом может двигаться, при этом не существует опасности, что нефть или нефтеподобные продукты могут проступить между отдельными отсеками. Так как находящиеся в воде отсеки, то есть по меньшей мере отсеки 47 и 48, наполнены гидрофильным материалом, они действуют предпочтительным образом как погружной шверт и обеспечивают положение, когда плавающий отсек 11 не может подняться от зеркала воды.
В принципе то же самое касается также и конструктивного исполнения согласно фиг. 9, причем здесь так же, как на фиг. 8, в барьер 2 интегрирован буксирный канат 44. Дополнительно же предусмотрен другой буксирный канат 45, чтобы таким образом затруднить вытягивание из воды или соответственно поднятие с поверхности воды. Для этой цели можно было бы предусмотреть еще один такой буксирный канат также и для отсека 48. Отклоняясь от стандартной формы конструктивного исполнения, плавучая часть состоит здесь по меньшей мере из трех отсеков 9, 9', 9'', в то время как отсек 10 может быть наполнен также гидрофильным или же гидрофобным материалом, в зависимость от того, что ожидается от данного случая использования.
Конструктивное выполнение, согласно фиг. 10, отличается от исполнения согласно фиг. 9 тем, что вместо отсеков 47, 48, установленных подвижно относительно друг друга, здесь предусмотрен один единственный буксирный шверт 46. В этой форме выполнения в этот буксирный шверт внизу еще раз интегрирован буксирный канат 45, что дополнительно повышает погружающее действие этого буксирного шверта 46.
Изобретение относится к охране окружающей среды и предназначено для предотвращения распространения по поверхности воды нефтяного слоя, образовавшегося в результате аварии. Барьер состоит из плавающей на поверхности воды части, выполненной из гидрофобизованного материала, и погруженной в воду части, выполненной из гидрофильного материала и стабилизирующей положение барьера. Обе части барьера выполнены в виде по меньшей мере двух его отсеков из материала, состоящего из стекловолокон, которые отформованы в волокнистые маты, образующие волокнистый жгут. Погруженная в воду часть барьера включает гидрофильные волокнистые маты, стекловолокна которых покрыты нерастворимым в воде связующим средством, и составляет по объему 1/10 - 1/3 объема плавающей на поверхности воды части барьера. В качестве связующего средства в обеих частях барьера использована эпоксидная смола или какая-либо другая искусственная смола, обладающая аналогичным действием. Барьер обладает высокой устойчивостью даже при сильном волнении на море благодаря тому, что его нижняя часть быстро пропитывается водой и выполняет функции киля. 9 з.п.ф-лы, 10 ил.