Головная система опорожнения судоходного шлюза - RU176758U1

Код документа: RU176758U1

Чертежи

Описание

Предлагаемая полезная модель относится к области гидротехнических сооружений, а именно к судоходным шлюзам, и касается устройства головных безгалерейных систем опорожнения шлюзов. Устройство позволяет создать благоприятные условия шлюзования судов и защитить от разрушений дно нижнего подходного канала.

Головные системы опорожнения шлюзов условно разделены на две основные группы: безгалерейные и с короткими обходными галереями (см. Водные пути и гидротехнические сооружения: учебник для вузов / Г.Л. Гладков и др.; ФГБОУ ВПО СПб ГУВК, 2011, с. 366). В безгалерейных системах опорожнение камер может производиться через отверстия в воротах (клинкеты) или из-под ворот различной конструкции (плоских подъемных или опускных, сегментных, секторных, поворотных и т.п.). В системах с короткими обходными галереями опорожнение камер производится через водоводы, размещаемые в днищах или стенах голов шлюза.

Безгалерейные системы опорожнения камер через отверстия в воротах (клинкеты) применяются, в основном, на шлюзах малого напора и в гидравлическом отношении являются несовершенными из-за отсутствия в них эффективных гасительных устройств.

В гидротехническом строительстве для гашения энергии водного потока используются устройства, выполненные, как в изобретении по пат. RU №2048645, в виде гасительного экрана, или, как в изобретении по пат. RU №2409725 - в виде рассекающей сетки из сборных распорных армированных элементов.

К недостатком первого устройства относится значительная неравномерность скоростей потока воды, оказывающая негативное воздействие на условия стоянки судов в процессе шлюзования, а также судов, ожидающих шлюзования у пришлюзовых причалов в нижнем подходном канале. Значительная неравномерность скоростей потока воды на выходе из водопропускных отверстий также оказывает неблагоприятное воздействие на состояние крепления дна в нижнем подходном канале, что, в конечном счете, приводит к уменьшению сроков между капитальными ремонтами сооружений.

Недостатком второй конструкции является ее стационарное размещение в пределах поперечного сечения канала, создающее препятствия для судоходства и невозможность обеспечения габаритов судового хода без изменения полезных свойств такой конструкции.

Более широкое использование для опорожнения камер судоходных шлюзов с головными системами опорожнения получили системы с короткими обходными галереями. Нижняя голова шлюза таких систем предусматривает опорожнение камеры через обходные галереи посредством затворов, которые поднимаются на заданную высоту для пропуска воды из камеры в подходной канал. Гашение энергии потока на входе в подходной канал обеспечивается за счет соударения встречных потоков или посредством разделительного устоя, расположенного по оси шлюза.

Системы опорожнения камер с обходными галереями являются более сложными в конструктивном отношении, чем безгалерейные системы, и требуют увеличения размеров голов шлюза - их длины и толщины стен. Кроме того при больших расходах воды, в нижнем подходном канале могут наблюдаться значительные скорости, вызывающие размыв дна.

Среди известных аналогов наиболее близким к предлагаемому устройству по технической сущности и назначению является устройство, описанное в книге «Водные пути и гидротехнические сооружения: авт. Г.Л. Гладков и др.; ФГБОУ ВПО СПб ГУВК, 2011, с. 366. Устройство-прототип представляет собой головную систему опорожнения камеры судоходного шлюза, включающую ворота, расположенные в нижней голове шлюза, с клинкетами, выполненными в нижней части ворот и перекрываемыми затворами, и механизмы, регулирующие переток воды из камеры в подходной канал.

Недостатком системы является отсутствие в ней эффективных гасительных устройств, что негативно влияет на состояние дна в нижнем подходном канале. Кроме того, это сказывается на условиях стоянки судов, находящихся в нижнем подходном канале и испытывающих при опорожнении камеры гидродинамическое воздействие потоков воды.

Заявляемая полезная модель позволяет решить проблему обеспечения эффективного гашения энергии потока воды в нижнем подходном канале при опорожнении камеры шлюза за счет выравнивания скоростей потока воды на входе в канал. При этом система не препятствует прохождению судов после опорожнения камеры.

Для разрешения указанной проблемы используется следующая совокупность существенных признаков: головная система опорожнения судоходного шлюза, (так же как и прототип, включающая ворота, расположенные в нижней голове шлюза, в нижней части которых выполнены водовыпускные отверстия, перекрываемые регулируемыми затворами) в отличие от прототипа, дополнительно снабжена горизонтальной балочной решеткой, размещенной в нише, выполненной в днище нижней головы с возможностью регулируемого подъема и установки напротив водовыпускных отверстий при открытии последних. Балочная решетка устанавливается в нише на вертикальных направляющих, обеспечивающих возможность ее перемещения в вертикальной плоскости и фиксации в горизонтальной плоскости. При этом механизм подъема выполнен в виде регулируемых гидроцилиндров, размещенных на стенках нижней головы судоходного шлюза по обеим сторонам от балочной решетки. Для синхронизации движения гидравлических цилиндров, а также своевременной установки балочной решетки в рабочее положение перед открытием водовыпускных отверстий в воротах шлюза, управляющие входы гидроцилиндров подключены к автоматической системе управления процессом шлюзования.

Сущность предлагаемой полезной модели заключается в том, что в системе опорожнения подъемно-опускная балочная решетка, устанавливаемая напротив водовыпускных отверстий в воротах нижней головы судоходного шлюза, создает условия эффективного выравнивания скоростей потока воды за счет того, что на пути потока появляются локальные гидравлические сопротивления. Величина сопротивлений зависит от длины, ширины и взаимного расположения балок в решетке, и подбирается так, чтобы в выходном сечении устройства спектр скоростей потока имел значения, близкие к средней скорости движения потока воды. Тем самым, обеспечивается возможность эффективного гашения энергии потока воды на входе в подходной канал, что в конечном итоге позволят обеспечить защиту дна канала от разрушений и, кроме того, улучшить условия стоянки судов на подходе в камеру шлюза при ее опорожнении.

Сопоставление предлагаемого устройства и прототипа показало, что поставленная задача обеспечения эффективного гашения энергии потока воды в нижнем подходном канале при опорожнении камеры шлюза решается в результате новой совокупности признаков, что доказывает соответствие предлагаемой полезной модели критерию патентоспособности «новизна».

Сущность полезной модели поясняется чертежом, где

на фиг. 1 - дано схематическое изображение нижней головы шлюза с двухстворчатыми воротами;

на фиг. 2 - изображение нижней головы шлюза с откатными воротами.

Предлагаемая система опорожнения расположена в нижней голове шлюза и состоит из ворот 1 с водопропускными отверстиями 2, закрываемыми затворами, и горизонтальной балочной решетки 3. Решетка размещена в нише 4 с возможностью подъема и установки напротив отверстий 2 при их открытии. Горизонтальные балки решетки расположены с неравномерным по высоте шагом так, чтобы обеспечить выравнивание скоростей потока воды на выходе из водопропускных отверстий нижней головы. Для обеспечения возможности перемещения балочной решетки 3 в вертикальном направлении в стене нижней головы шлюза установлены два гидроцилиндра 5, управляемые от автоматической системы управления процессом шлюзования (на чертеже не показана), в свою очередь, в нише 4 выполнены вертикальные направляющие 6.

Предлагаемая система работает следующим образом.

Перед открытием отверстий 2 в воротах 1 на управляющие входы гидроцилиндров 5 поступает сигнал от автоматической системы управления процессом шлюзования. Гидроцилиндры поднимают балочную решетку 3 из ниши 4, которая, перемещаясь по вертикальным направляющим 6, устанавливается напротив водовыпускных отверстий. Через отверстия 2 в воротах 1 вода из камеры шлюза поступает в нижний подходной канал. После выравнивания уровней воды в камере шлюза и в нижнем подходном канале по сигналу от автоматической системы управления процессом шлюзования балочная решетка 3 по вертикальным направляющим 6 опускается в нишу 4, освобождая пространство для прохода судов.

Подъемно-опускная балочная решетка 3 может быть установлена на нижней голове шлюза с двухстворчатыми воротами, как показано на фиг. 1, а также на нижней голове шлюза с откатными воротами (см. фиг. 2.)

По сравнению с известными аналогами предложенное техническое решение позволяет обеспечить эффективное гашение энергии потока воды на входе в подходной канал при опорожнении камеры шлюза за счет более равномерного распределения скоростей потока воды. Это, в свою очередь, положительно влияет на состояние дна нижнего подходного канала и создает благоприятные условия стоянки судов во время шлюзования.

Описанное устройство разработано специалистами Испытательного центра гидротехнических сооружений и кафедры гидротехнических сооружений, конструкций и гидравлики ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова» при выполнении научно-исследовательской работы. Были произведены расчеты, показавшие возможность использования предложенной безгалерейной системы опорожнения в составе низконапорных и средненапорных шлюзов.

Изложенное позволяет сделать вывод о соответствии полезной модели критерию «промышленная применимость».

Реферат

Предлагаемая полезная модель относится к области гидротехнических сооружений, а именно к головным безгалерейным системам опорожнения судоходных шлюзов. Система обеспечивает эффективное гашение энергии потока воды на входе в подходной канал при опорожнении камеры шлюза за счет более равномерного распределения скоростей потока воды. Это, в свою очередь, положительно влияет на состояние дна нижнего подходного канала и создает благоприятные условия стоянки судов во время шлюзования. Как и прототип, головная система питания судоходного шлюза включает ворота, расположенные в нижней голове шлюза, в нижней части которых выполнены водовыпускные отверстия, перекрываемые регулируемыми затворами. В отличие от прототипа система дополнительно снабжена горизонтальной балочной решеткой, размещенной в нише, выполненной в днище нижней головы шлюза с возможностью регулируемого подъема и установки напротив водовыпускных отверстий при открытии последних. 3 з.п.ф-лы, 2 ил.

Формула

1. Головная система опорожнения судоходного шлюза, включающая ворота, расположенные в нижней голове шлюза, в нижней части которых выполнены водовыпускные отверстия, перекрываемые регулируемыми затворами, отличающаяся тем, что она дополнительно снабжена горизонтальной балочной решеткой, размещенной в нише, выполненной в днище нижней головы, с возможностью регулируемого подъема и установки балочной решетки напротив водовыпускных отверстий при открытии последних.
2. Головная система опорожнения судоходного шлюза по п.1, отличающаяся тем, что балочная решетка установлена в нише на вертикальных направляющих.
3. Головная система опорожнения судоходного шлюза по п.1, отличающаяся тем, что механизм подъема балочной решетки выполнен в виде регулируемых гидроцилиндров, размещенных на стенках нижней головы судоходного шлюза по обеим сторонам от балочной решетки.
4. Головная система опорожнения судоходного шлюза по п.1, отличающаяся тем, что управляющие входы гидроцилиндров подключены к автоматической системе управления процессом шлюзования.

Авторы

Патентообладатели

СПК: E02B8/06 E02C1/00 E02C1/08

Публикация: 2018-01-29

Дата подачи заявки: 2017-03-16

0
0
0
0
Невозможно загрузить содержимое всплывающей подсказки.
Поиск по товарам