Код документа: RU2732588C1
Изобретение относится к гидротехническому и гидромелиоративному строительству и может быть использовано для проведения ремонта различных повреждений (трещин, деформационных швов, локальных и других разрушений) бетонных облицовок длительно работающих каналов гидромелиоративных систем.
Известен способ ремонта бетонных облицовок оросительных каналов (патент RU 2612419, опубл. 09.03.2017), включающий удаление дефектного участка покрытия, нанесение бетона с толщиной слоя δ=0,05 м, укладку на бетон полимерной профилированной геомембраны жесткими ребрами вниз. При наличии больших повреждений с шириной bпов≥1,5 м, на слой бетона
дополнительно производится укладка полимерной геосетки. Ширина полоски профилированной геомембраны определяется в зависимости от размеров повреждения бетонной облицовки, с учетом запаса.
Недостатком данного способа является сложность производства работ, связанная с ремонтом небольших повреждений в виде деформационных швов, трещин и щелей с помощью листовых полимерных материалов, а также невозможность и нецелесообразность их укладки в труднодоступных местах и на малых повреждениях. Кроме того, при использовании профилированной мембраны требуется подготовка и укладка дополнительного слоя бетона, необходимого для ее крепления к подстилающему основанию.
Известен способ ремонта бетонных и железобетонных покрытий и конструкций (патент RU 2212487, опубл. 20.09.2003), включающий удаление дефектного участка покрытия, прогрев его до температуры 80-120°С на глубину не менее 20 мм и заполнение этого участка предварительно нагретым строительным материалом (до температуры 120-18°С) - смесью серного вяжущего и минерального наполнителя в процентном соотношении.
Основной недостаток представленного технического решения -сложность производства работ по ремонту бетонных и железобетонных конструкций, заключающаяся не только в нагреве строительного материала, но и в прогреве дефектного участка покрытия до температуры 80-120°С.
Наиболее близким техническим решением является способ ремонта бетонных или железобетонных покрытий дорог, мостов и аэродромов (патент RU 2148690, опубл. 10.05.2000), включающий послойное горизонтальное удаление дефектного участка покрытия, удаление продуктов разрушения покрытия, нанесение связующего материала с образованием адгезионного слоя, заполнение дефектного места строительным материалом, его разравнивание и втапливание поверхностью с фибрами в свежеуложенную смесь и устройство пригруза.
Недостатком данного технического решения является его низкая эксплуатационная надежность и недолговечность, связанная с применением быстроразрушающихся (особенно под воздействием воды и атмосферных осадков) строительных материалов на основе мелкозернистого бетона, армированного фиброй.
Целью изобретения является повышение эффективности ремонта различного рода повреждений на бетонных облицовках длительно работающих каналов гидромелиоративных систем.
Задача, на решение которой направлено данное изобретение, - разработка способа ремонта повреждений бетонных облицовок каналов, представленных в виде трещин, деформационных швов и других дефектов малой ширины с использованием жидких полимерных материалов.
Технический результат, на достижение которого направлено заявленное изобретение, заключается в повышении надежности, долговечности и водонепроницаемости повреждений бетонных облицовок длительно работающих каналов гидромелиоративных систем, а также в продлении срока их службы и обеспечении наименьшей шероховатости отремонтированного участка.
Технический результат достигается за счет способа ремонта бетонных облицовок длительно работающих каналов, включающего подготовку дефектного участка, заключающуюся в удаление продуктов разрушения бетонного покрытия, нанесение связующего материала с образованием адгезионного слоя, заполнение дефектного места строительным материалом, его разравнивание. При этом ремонт повреждений производится в четыре этапа и включает: очистку поверхности бетонной облицовки, праймирование с использованием механизированного оборудования, в состав которого входит емкость с компонентом А и компонентом Б, компрессорная установка, гибкие шланги с двухканальными распылителями, напыление на поврежденную поверхность бетонной облицовки тонкого слоя компонента А, укладку полотнища тканого или нетканого геотектиля и устройство финишного покрытия с использованием компонента Б, наносимого поверх геотекстиля сплошным слоем с толщиной от 3 до 6 мм. Ремонт крупных повреждений с большой шириной раскрытия более 3 см производится заполнением повреждения песчано-гравийным материалом с его разравниванием, уплотнением и последующим выполнением финишного покрытия. Компонент А представлен в виде полимерно-битумной эмульсии, а компонент Б - в виде закрепителя поверхности. Соотношение компонентов принимается 1:8.
Изобретение поясняется следующими чертежами: фиг. 1 - план-схема канала с размещением оборудования для ремонта бетонной облицовки; фиг. 2 - схема ремонта поверхностных повреждений в бетонной облицовке канала; фиг. 3 - схема ремонта деформационных швов и трещин.
Цифрами на чертежах обозначено: 1 - бетонная облицовка; 2 - повреждение в виде удлиненной (волосяной) трещины; 3 - локальное повреждение в бетонной облицовке; 4 - песчано-гравийный наполнитель; 5 - повреждение в деформационном шве; 6 - механизированное оборудование; 7 - емкость с компонентом А (реагентом); 8 - емкость с компонентом Б; 9 - компрессорная установка; 10 - гибкие шланги; 11 - распылитель двухканальный; 12 - геотекстиль; 13 - финишное покрытие.
Способ ремонта бетонных облицовок длительно работающих каналов (фиг. 1-3) выполняется следующим образом и включает следующие этапы: 1) подготовительный; 2) праймирование; 3) укладку геотекстиля для усиления ремонтируемого участка; 4) создание финишного покрытия. На подготовительном этапе производятся работы, направленные на очистку поверхности бетонной облицовки 1 (в том числе удаление продуктов разрушения бетонного покрытия) на следующих видах повреждений: волосяных удлиненных трещинах 2; локальных (крупных) повреждениях 3, нуждающихся в дополнительном применении песчано-гравийных наполнителей 4; деформационных швах 5. После очистки поверхность подлежит просушиванию в течение одних суток. Второй этап - праймирование включает использование механизированного оборудования 6, в состав которого входит емкость с компонента А (реагентом) 7 и компонентом Б 8, компрессорная установка 9, гибкие шланги 10 с двухканальными распылителями 11. На данном этапе производится работы по напылению на поврежденную поверхность бетонной облицовки тонкого слоя компонента А 7. Третий этап включает укладку полотнища тканого или нетканого геотекстиля 12 с целью усиления конструкции ремонтируемого участка. На четвертом этапе производится устройство финишного покрытия 13, которое наносится поверх геотекстиля 12 сплошным слоем с толщиной от 3 до 6 мм (см. фиг. 2).
Для ремонта крупных повреждений 3 с большой шириной раскрытия (более 3 см) производится заполнение повреждения песчано-гравийным материалом 14 с его разравниванием, уплотнением и последующим выполнением финишного покрытия 13 по технологии, включающей все описанные выше операции. Работы по ремонту и герметизации повреждений на бетонных облицовках каналов гидромелиоративных систем производятся при полном их опорожнении, в весенний (осенний) период.
Для сырья используют два компонента - компонента А 7, представленный в виде полимерно-битумной эмульсии и компонент Б 8 -закрепитель поверхности. Соотношение компонентов принимается следующим: 1:8 (1 литр компонента Б к 8 литрам компонента А).
Преимуществом заявленного изобретения является возможность ремонта различных повреждений бетонных облицовок длительно работающих каналов гидромелиоративных систем вне зависимости от их размеров, повышение надежности, эффективности и продление срока службы бетонных облицовок, ликвидация зон фильтрации на противофильтрационных облицовках и снижение их шероховатости.
Изобретение относится к гидротехническому и гидромелиоративному строительству и может быть использовано при проведении ремонта различных повреждений (трещин, деформационных швов, локальных и других разрушений) бетонных облицовок длительно работающих каналов гидромелиоративных систем. Способ ремонта бетонных облицовок длительно работающих каналов включает подготовку дефектного участка, очистку поверхности бетонной облицовки 1, праймирование с использованием механизированного оборудования 6, в состав которого входит емкость с компонентом А (реагентом) 7 и емкость с компонентом Б 8, компрессорная установка 9, гибкие шланги 10 с двухканальными распылителями 11, напыление на поврежденную поверхность бетонной облицовки тонкого слоя компонента А 7, укладку полотнища тканого или нетканого геотекстиля 12 и устройство финишного покрытия 13 с использованием компонента Б, наносимого поверх геотекстиля 12 сплошным слоем с толщиной от 3 до 6 мм. Компонент А представлен в виде полимерно-битумной эмульсии, а компонент Б - в виде закрепителя поверхности. Соотношение компонентов принимается 1:8. Преимуществом заявленного изобретения является возможность ремонта различных повреждений бетонных облицовок длительно работающих каналов гидромелиоративных систем вне зависимости от их размеров, повышение надежности, эффективности и продление срока службы бетонных облицовок, ликвидация зон фильтрации на противофильтрационных облицовках и снижение их шероховатости. 3 ил.
Способ ремонта и герметизации повреждений бетонных облицовок каналов
Способ ремонта бетонных облицовок оросительных каналов