Код документа: RU2765998C1
Изобретение относится к области коммунального машиностроения, а именно к технике для подметания проезжей части и тротуаров в населенных пунктах.
При механизированной уборке улиц и тротуаров в населенных наряду с решением задачи по обеспечению полноты и качества работ по содержанию в чистоте этих территорий общественного пользования актуальной проблемой является обеспечение экологической безопасности таких работ для окружающей среды и людей.
При рассмотрении технической литературы выявлен ряд технических решений, относящихся к указанной проблематике.
Известна подметально-уборочная машина, содержащая транспортное шасси, на раме которого установлен бункер с устройством для боковой гравитационной разгрузки и загрузочным окном в верхней части, приводную цилиндрическую щетку, смонтированный на каркасе конвейер для подачи смета от щетки к загрузочному окну, рычаг, соединенный шарнирами с каркасом и рамой шасси, силовой цилиндр, соединенный шарнирами с рычагом и рамой шасси, серьгу, прикрепленную одним концом шарнирно к каркасу, опорные ролики, закрепленные на нижней части каркаса, дополнительный силовой цилиндр, установленный на шарнирах между рычагом и другим концом серьги, шарнир крепления рычага к каркасу расположен у верхнего конца конвейера, а шарнир крепления рычага к раме шасси расположен на уровне середины конвейера, причем рычаг выполнен с фланцем, опирающимся сверху на раму шасси, а на конце серьги, соединенной с дополнительным силовым цилиндром, выполнен упор, взаимодействующий с каркасом, приводная цилиндрическая щетка смонтирована на раме шасси при помощи шарнирных тяг и амортизатора, причем между каркасом конвейера и шарнирной тягой установлена телескопическая штанга (патент на изобретение RU 2165493, кл. Е01Н 1/04, опубл. 20.04.2001 г., бюл. №11).
Недостатками данной машины являются:
возможность попадания в окружающую среду большого количества пыли, поднимаемой с поверхности покрытий улиц и тротуаров в процессе их подметания, в результате чего наносится ощутимый вред экологической безопасности;
недостаточная полнота сбора смета с дорожного покрытия ввиду того, что в результате вращения приводной щетки значительная часть этого смета может спадать с ворса щетки на дорожное покрытие с ее стороны, противоположной направлению движения машины;
отсутствие возможности для предотвращения потерь собираемого смета при движении приводной щетки и конвейера в результате ветровых и вибрационных воздействий, что может приводить к загрязнению окружающей природной среды.
Известна машина подметально-уборочная прицепная, содержащая раму, лотковые щетки, цилиндрическую щетку, отгрузочный транспортер, механизм навески лотковой щетки, стойку механизма навески, выполненного в виде плоского шарнирно-рычажного параллелограммного механизма с приводом от гидроцилиндра двустороннего действия, установленного между верхним и нижним рычагами, стойка снабжена вертикальной плитой с жестко прикрепленной горизонтальной осью и криволинейными верхним и боковыми пазами с радиусами кривизны, равными расстоянию от оси до геометрических осей пазов, и двумя опорами, причем одна выполнена съемной, в отверстия которых с возможностью поворота помещена ось, имеющая стопорные буртики, нижний рычаг механизма навески выполнен телескопическим, длина которого регулируется за счет выдвижения одной части относительно другой и позволяет изменять угол наклона щетки к подметаемой поверхности, механизм навески шарнирно соединен с рамой горизонтальной цилиндрической пружиной и подвешен к раме с помощью вертикальной цилиндрической пружины и каната, намотанного на барабан, снабженный храповиком со стопором (патент на изобретение RU 2616382, кл. Е01Н 1/04, опубл. 14.04.2017 г., бюл. №11).
Недостатками указанной машины являются:
возможность попадания в окружающую среду большого количества пыли, поднимаемой с поверхности покрытий улиц и тротуаров в процессе их подметания, в результате чего наносится ощутимый вред экологической безопасности;
ограниченные возможности для сбора мусора на поворотных участках улично-дорожной сети, прилегающих к их внешнему радиусу, ввиду большего радиуса поворота подметально-уборочной машины по отношению к радиусу поворота буксирующего ее автомобиля-самосвала;
отсутствие возможности для предотвращения потерь собираемого мусора при движении щеток, элеватора и отгрузочного транспортера в результате ветровых и вибрационных воздействий, что может приводить к загрязнению окружающей природной среды;
сложность управления работой машины в процессе уборки, требующего остановки автомобиля-самосвала, к которому прицепляется машина, для ее включения и выключения.
Наиболее близкой к заявляемому изобретению является подметальная машина для проезжей части с несколькими режимами подметания, содержащая по меньшей мере первую и вторую боковые щетки, установленные на машине. Каждая боковая щетка выполнена с возможностью перемещения между убранным положением и выдвинутым положением и имеет двигатель для вращения своей соответствующей боковой щетки в направлении вращения для сметания по меньшей мере части мусора на подметаемой поверхности в область между первой и второй боковыми щетками. Машина содержит также первое всасывающее отверстие на первой стороне машины или рядом с ней и второе всасывающее отверстие на второй стороне машины или рядом с ней. Каждое всасывающее отверстие соединено через соответствующий клапан для воздушного потока с бункером для мусора. При этом каждый клапан для воздушного потока функционирует между по существу открытым положением и по существу закрытым положением. Машина включает вентилятор для создания воздушного потока, проходящего через бункер для мусора и по меньшей мере одно из всасывающих отверстий, когда клапан, связанный с по меньшей мере одним всасывающим отверстием, находится в своем по существу открытом положении. Машина оснащена основной щеткой для перемещения материала, имеющей соответствующий двигатель для вращения. Машина также может содержать первую вспомогательную щетку для перемещения материала, имеющую соответствующий двигатель для вращения первой вспомогательной щетки для перемещения материала вокруг оси вращения в первом направлении вращения для перемещения по меньшей мере части мусора в направлении для захвата первым всасывающим отверстием, когда подметальная машина движется в направлении движения. Также машина может быть оснащена второй вспомогательной щеткой для перемещения материала, имеющей соответствующий двигатель для вращения второй вспомогательной щетки для перемещения материала вокруг оси вращения во втором направлении вращения для перемещения по меньшей мере части мусора в направлении для захвата вторым всасывающим отверстием, когда подметальная машина движется в направлении движения. При этом основную щетку для перемещения материала вращают в выбранном одном из первого направления вращения для перемещения по меньшей мере части мусора к первой вспомогательной щетке для перемещения материала и второго направления вращения для перемещения по меньшей мере части мусора ко второй вспомогательной щетке для перемещения материала (патент на изобретение RU 2721270, кл. Е01Н 1/02, Е01Н 1/04, Е01Н 1/05, Е01Н 1/08, опубл. 18.05.2020 г., бюл. №14).
Недостатками указанной подметальной машины являются:
недостаточные возможности по сепарации мусора, поступающего с воздушным потоком в бункер машины, в результате чего часть этого мусора и пыли выбрасывается в окружающую среду, нанося тем самым вред экологической безопасности;
отсутствие возможности для сбора мусора, размеры которого превышают размеры всасывающих отверстий механизма перемещения мусора в бункер машины;
сложность прочистки всасывающих отверстий от мусора, размеры которого превышают размеры этих отверстий, что может привести к их закупориванию в процессе работы машины.
Задача, решаемая в изобретении, заключается в устранении указанных недостатков путем разработки конструкции подметально-уборочной машины, обеспечивающей сбор мусора и пыли, собираемых с поверхностей покрытий улиц и тротуаров, с минимальными их потерями в процессе эксплуатации машины.
Технический результат изобретения заключается в снижении негативного воздействия на окружающую среду в процессе уборки проезжей части улиц и тротуаров за счет минимизации потерь мусора и пыли, собираемых с поверхностей покрытий улиц и тротуаров, а также минимизации объемов мусора и пыли, попадающих в окружающую среду в процессе эксплуатации машины.
Поставленная задача решается, а технический результат достигается в результате того, что, согласно изобретению, подметально-уборочная машина содержит элемент для сбора мусора, элемент для сбора пыли, приводной элемент и бункер трапецевидной в продольном сечении формы, установленный на грузовой платформе шасси автомобиля, элемент для сбора мусора, выполненный в виде элеватора с установленным в его верхней части сбросным козырьком, включает конвейерную ленту с установленными на ее наружной поверхности перпендикулярно ее продольной оси на равном удалении друг от друга ворсистыми скребками и двумя перфорированными лентами, размещенными параллельно продольной оси конвейерной ленты на удалении от ближайшего ее края, примерно равном 0,35 ее ширины, неподвижно закрепленные между собой с образованием несущего короба две боковины, нижнее и верхнее перекрытия, установленные параллельно соответственно боковым, нижним и верхним поверхностям элеватора и сбросного козырька на расстояниях от них, обеспечивающих свободное движение конвейерной ленты с ворсистыми скребками, верхнюю и две нижние направляющие, размещенные во внутренней полости элеватора и сбросного козырька между восходящим и нисходящим участками конвейерной ленты параллельно верхнему и нижнему перекрытиям и жестко присоединенные к боковинам, две зубчатые каретки, жестко закрепленные на каретном валу на одной линии с каждой из перфорированных лент, подвижно присоединенную к нижнему ребру верхнего перекрытия подпружиненную шторку, выполненную в поперечном разрезе дугообразной формы с радиусом, равным радиусу зубчатой каретки, увеличенному на высоту ворсистого скребка, и снабженную двумя катками, установленными по краям в ее нижней части, три стойки, неподвижно присоединенные в вертикальном положении к задней части грузовой платформы шасси автомобиля на равном удалении друг от друга, винтовой домкрат, подвижно присоединенный своим основанием на шарнире к нижней части стойки, размещенной посередине задней части грузовой платформы шасси автомобиля, а другим концом соединенный с нижним перекрытием посредством пяты, подвижно закрепленной на торце винта, снабженного рукояткой, с возможностью ее вращения вокруг своей оси, и амортизирующую пружину, неподвижно закрепленную на пяте, три петли, присоединенные к верхней части каждой из стоек и к нижнему перекрытию, при этом каждый ворсистый скребок имеет длину, равную ширине конвейерной ленты, конвейерная лента снабжена штангами Г-образной формы, у которых торцы горизонтальных частей обращены в сторону ближайшей боковины и снабжены роликами, опирающимися на верхние поверхности верхней и нижней направляющих, а вертикальные части штанг проходят через конвейерную ленту перпендикулярно ее поверхности и неподвижно присоединены попарно к нижней части каждого ворсистого скребка на равном удалении от ближайших краев ворсистого скребка и продольной оси ближайшей перфорированной ленты, каждая нижняя направляющая имеет ширину, при которой ее свободный конец находится на расстоянии от штанг, равном толщине их вертикальных частей, в сбросном козырьке на конце каждой нижней направляющей, а также на конце верхней направляющей подвижно закреплены на опорах натяжные барабаны с обеспечением возможности свободного перемещения штанг с роликами между концами нижней и верхней направляющими с натяжными барабанами, элемент для сбора пыли включает цилиндрическую щетку, два установленные над ней вытяжных купола с присоединенным к ним щитком, воздушный компрессор, эжектор с двумя выполненными в нем камерами смешивания, мусоронакопительную камеру, наполненную водой примерно на 2/3 своего объема, два вытяжных патрубка, каждый из которых присоединен своим нижним концом к верхней части вытяжного купола, а верхним концом - к расположенной над ним камере смешивания, напорный воздушный шланг, присоединенный своими концами к воздушному компрессору и к средней части эжектора, два впускных шланга, каждый из которых присоединен своими концами к торцевой части эжектора и к нижней части мусоронакопительной камеры, два выпускных воздушных шланга, верхний конец каждого из которых присоединен к верхней точке мусоронакопительной камеры, а нижний конец закреплен между подпружиненной шторкой и цилиндрической щеткой примерно на одной горизонтальной плоскости с нижней торцевой частью подпружиненной шторки, приводной элемент включает два несущих кожуха, жестко присоединенных к боковинам несущего короба элемента для сбора мусора, в которых подвижно закреплены ведущий вал с двумя неподвижно установленными на его концах приводными колесами, каретный, щеточный валы, а также два распределительных вала, подвижно соединенных с ними посредством конических зубчатых связей, при этом конические зубчатые связи двух основных ведущих шестерней, неподвижно закрепленных на ведущем валу, с двумя ответными основными ведомыми шестернями, неподвижно закрепленных на распределительном валу, и конические зубчатые связи двух каретных ведущих шестерней, неподвижно закрепленных на распределительной валу, с двумя ответными каретными ведомыми шестернями, неподвижно закрепленными на каретном валу, выполнены с возможностью вращения ведущего и каретного валов в одном направлении, а конические зубчатые связи двух щеточных ведущих шестерней, неподвижно закрепленных на распределительном валу, с двумя ответными щеточными ведомыми шестернями, неподвижно закрепленными на щеточном валу, выполнены с возможностью вращения ведущего и щеточного валов в противоположных направлениях, диаметры основных ведомых шестерней примерно равны 0,6 диаметра основных ведущих шестерней, а диаметры каретных и щеточных ведущих и ведомых шестерней равны диаметрам основных ведомых шестерней, во внутренней полости мусоронакопительной камеры, в месте присоединения выпускного воздушного шланга, установлен отбойник, имеющий в продольном разрезе дугообразную форму и жестко присоединенный одним своим концом к верхней части обечайки мусоронакопительной камеры, а в нижней боковой части мусоронакопительной камеры установлен сливной патрубок с запорным краном.
Изобретение поясняется фиг. 1-11.
На фиг. 1 схематично изображена подметально-уборочная машина в транспортном положении, вид в разрезе сбоку.
На фиг. 2 схематично изображена подметально-уборочная машина в рабочем положении, вид в разрезе сбоку.
На фиг. 3 схематично изображена подметально-уборочная машина, вид в разрезе сверху.
На фиг. 4 схематично изображена подметально-уборочная машина, вид сзади.
На фиг. 5 схематично изображена часть элеватора с выполненным в его верхней части сбросным козырьком, вид в разрезе сбоку.
На фиг. 6 схематично изображена часть элеватора с выполненным в его верхней части сбросным козырьком, вид в разрезе сверху.
На фиг. 7 схематично изображено размещение конвейерной ленты со штангами, снабженными роликами, во внутренней полости элеватора, вид в поперечном разрезе.
На фиг. 8 схематично изображена часть элеватора с выполненной в его нижней части зубчатой кареткой, вид в разрезе сбоку.
На фиг. 9 схематично изображено крепление винтового домкрата, вид сбоку.
На фиг. 10 схематично изображено размещение воздушного компрессора и мусоронакопительной камеры на грузовой платформе шасси автомобиля, вид в разрезе сзади.
На фиг. 11 схематично изображен приводной элемент подметально-уборочной машины, вид в разрезе сверху.
На фиг. 1-11 применены следующие обозначения:
1 - элеватор;
2 - сбросной козырек;
3 - конвейерная лента;
4 - ворсистый скребок;
5 - боковина;
6 - верхнее перекрытие;
7 - нижнее перекрытие;
8 - подпружиненная шторка;
9 - приводное колесо;
10 - винтовой домкрат;
11 - стойка;
12 - петля;
13 - бункер;
14 - перфорированная лента;
15 - штанга;
16 - ролик;
17 - верхняя направляющая;
18 - нижняя направляющая;
19 - натяжной барабан;
20 - опора;
21 - зубчатая каретка;
22 - цилиндрическая щетка;
23 - щиток;
24 - вытяжной купол;
25 - вытяжной патрубок;
26 - эжектор;
27 - камера смешивания;
28 - воздушный компрессор;
29 - напорный воздушный шланг;
30 - впускной воздушный шланг;
31 - мусоронакопительная камера;
32 - выпускной воздушный шланг;
33 - несущий кожух;
34 - ведущий вал;
35 - каретный вал;
36 - шарнир;
37 - винт;
38 - рукоятка;
39 - амортизирующая пружина;
40 - пята;
41 - отбойник;
42 - щеточный вал;
43 - основная ведущая шестерня;
44 - основная ведомая шестерня;
45 - распределительный вал;
46 - каретная ведущая шестерня;
47 - каретная ведомая шестерня;
48 - щеточная ведущая шестерня;
49 - щеточная ведомая шестерня;
50 - кронштейн;
51 - каток;
52 - сливной патрубок с запорным краном.
Подметально-уборочная машина работает следующим образом.
Монтаж элемента для сбора мусора выполняют в следующей последовательности. К одной из боковин 5 элеватора 1, перпендикулярно к ней и параллельно плоскостям намечаемого расположения верхнего 6 и нижнего 7 перекрытий элеватора 1 на расстояниях от них, обеспечивающих свободное движение конвейерной ленты, 3 с ворсистыми скребками 4, жестко присоединяют одну из боковых сторон верхней направляющей 17 и параллельно ей - одну из нижних направляющих 18. В сбросном козырьке 2 на конце каждой нижней направляющей 18, а также на конце верхней направляющей 17 устанавливают опоры 20 с подвижно закрепленными по обеим сторонам каждой из них натяжными барабанами 19 с обеспечением возможности свободного перемещения штанг 15 с роликами 16 конвейерной ленты 3 между концами нижней 18 и верхней 17 направляющих с натяжными барабанами 19 на опорах 20. Каждую из двух нижних направляющих 18 выполняют шириной, при которой ее свободный конец находится на расстоянии от штанг 15, равном толщине их вертикальных частей. Радиус натяжного барабана 19 и расстояние между верхними концами верхней 17 и нижней 18 направляющими принимают исходя из обеспечения возможности свободного перемещения между ними штанг 15 с роликами 16. На конвейерной ленте 3 параллельно ее продольной оси на удалении от ближайшего края конвейерной ленты 3, примерно равном 0,35 ее ширины, закрепляют две перфорированные ленты 14. На наружной поверхности конвейерной ленты 3 перпендикулярно ее оси на равном удалении друг от друга закрепляют ворсистые скребки 4 таким образом, чтобы они не перекрывали перфорацию перфорированной ленты 14. При этом каждый ворсистый скребок 4 выполняют длиной, равной ширине конвейерной ленты 3, а его нижнюю часть выполняют в жесткой конструкции. Конвейерную ленту 3 снабжают попарно устанавливаемыми штангами 15 Г-образной формы, для чего их вертикальные части пропускают через конвейерную ленту 3 перпендикулярно ее поверхности и их торцы неподвижно присоединяют к нижней части каждого ворсистого скребка 4 на расстоянии от каждого из его концов, примерно соответствующем положению линии, проходящей вдоль свободного конца ближайшей нижней направляющей 18 на расстоянии от нее, примерно равном толщине вертикальных частей штанг 15. Торцы горизонтальных частей штанг 15 снабжают роликами 16 и направляют в сторону ближайшей боковины 5. На верхнюю 17 и нижнюю 18 направляющие устанавливают смонтированную конвейерную ленту 3 таким образом, чтобы на восходящем участке конвейера 3 и на верхней части сбросного козырька 2 ролики 16 опирались на верхние поверхности верхней направляющей 17, а на нисходящем участке конвейера 3 - на верхние поверхности нижних направляющих 18. Вторую боковину 5 с предварительно закрепленной на ней второй нижней направляющей 18 неподвижно закрепляют на свободной боковой стороне верхней направляющей 17. На торцевых частях боковин 5 неподвижно закрепляют верхнее 6 и нижнее 7 перекрытия, образовывая тем самым несущий короб элеватора 1, грани которого располагаются параллельно боковым, нижним и верхним поверхностям элеватора 1 и сбросного козырька 2 на расстояниях от них, обеспечивающих свободное движение конвейерной ленты 3 с ворсистыми скребками 4. К нижнему ребру верхнего перекрытия 6 подвижно присоединяют подпружиненную шторку 8 выполненную в поперечном разрезе дугообразной формы с радиусом, равным радиусу зубчатой каретки, увеличенному на высоту ворсистого скребка, и снабженную двумя катками 51, установленными по краям в ее нижней части.
К заднему борту кузова 13 на равном удалении друг от друга неподвижно присоединяют три стойки 11, к верхним частям которых присоединяют три петли 12, свободные карты которых присоединяют к нижнему перекрытию 7 на высоте от его нижней части, при которой концы ворсистого скребка 4 при его нахождении в крайнем нижнем положении соприкасались с поверхностью проезжей части.
К винту 37 винтового домкрата 10 неподвижно присоединяют рукоятку 38, а на его торце подвижно закрепляют пяту 40 с возможностью ее вращения вокруг своей оси, к которой неподвижно присоединяют амортизирующую пружину 39. Винтовой домкрат 10 подвижно присоединяют своим основанием на шарнире 36 к нижней части стойки 11, размещенной посередине заднего борта кузова 13. Свободный конец амортизирующей пружины 39 неподвижно закрепляют на нижнем перекрытии 7. К задней части грузовой платформы шасси автомобиля на равном удалении друг от друга неподвижно присоединяют в вертикальном положении три стойки 11, к верхним частям которых присоединяют три петли 12, свободные карты которых присоединяют к нижнему перекрытию 7 на высоте от его нижней части, при которой концы ворсистого скребка 4 при его нахождении в крайнем нижнем положении соприкасаются с поверхностью проезжей части. К винту 37 винтового домкрата 10 неподвижно присоединяют рукоятку 38, а на его торце подвижно закрепляют пяту 40 с возможностью ее вращения вокруг своей оси, к которой неподвижно присоединяют амортизирующую пружину 39. Винтовой домкрат 10 подвижно присоединяют своим основанием на шарнире 36 к нижней части стойки 11, размещенной посередине задней части грузовой платформы шасси автомобиля. Свободный конец амортизирующей пружины 39 неподвижно закрепляют на нижнем перекрытии 7.
Монтаж элемента для сбора пыли выполняют в следующей последовательности. К наружной поверхности верхнего перекрытия 6, в нижней части, над намечаемым местом установки цилиндрической щетки 22 жестко закрепляют два соединенных между собой вытяжных купола 24, каждый их которых в его верхней части снабжен вытяжным патрубком 25. К свободным продольным краям вытяжных куполов 24 жестко присоединяют щиток 23, имеющий в поперечном сечении дугообразную форму, соответствующей форме наружной поверхности цилиндрической щетки 22. Свободные концы вытяжных патрубков 25 присоединяют к соответствующим камерам смешивания 27 эжектора 26. Эжектор 26 жестко закрепляют на наружной поверхности верхнего перекрытия 6. На задней части грузовой платформы шасси автомобиля устанавливают воздушный компрессор 28 и мусоронакопительную камеру 31, которую в ее нижней боковой части снабжают сливным патрубком с запорным краном 52. К внутренней поверхности обечайки мусоронакопительной камеры 31 в месте присоединения выпускного воздушного шланга 32 жестко присоединяют один край отбойника 41, имеющего в продольном разрезе дугообразную форму. Напорный воздушный шланг 29 одним своим концом присоединяют к воздушному компрессору 28, а другим концом - к средней части эжектора 26. Каждый из двух впускных шлангов 30 одним своим концом присоединяют к ближайшей торцевой части эжектора 26, а другим концом - к нижней части мусоронакопительно камеры 31. Каждый из двух выпускных воздушных шлангов 32 присоединяют своим верхним концом к верхней точке мусоронакопительной камеры 31, а нижний конец закрепляют между подпружиненной шторкой 8 и цилиндрической щеткой 22 примерно на одной горизонтальной плоскости с нижней торцевой частью подпружиненной шторки 8 таким образом, чтобы торцы нижних частей выпускных воздушных шлангов 32 были направлены в сторону друг друга.
Монтаж приводного элемента выполняют в следующей последовательности. В каждом из двух несущих кожухов 33 подвижно закрепляют ведущий вал 34 с жестко установленной на нем основной ведущей шестерней 43, каретный вал 35 с жестко установленной на нем каретной ведомой шестерней 47, щеточный вал 42 с жестко установленной на нем щеточной ведомой шестерней 49, распределительный вал 45 на двух жестко присоединенных к внутренней поверхности несущего кожуха 33 кронштейнах 50, снабженный жестко установленными на нем основной ведомой шестерней 44, каретной 46 и щеточной 48 ведущими шестернями. Зубчатые связи основной ведущей шестерни 43 с основной ведомой шестерней и каретной ведущей шестерни 46 с каретной ведомой шестерней 47 выполняют с возможностью вращения ведущего 34 и каретного 35 валов в одном направлении. Зубчатую связь щеточных ведущей 48 и ведомой 49 шестерней выполняют с возможностью вращения ведущего 34 и щеточного 42 валов в противоположных направлениях. Диаметры основных ведомых шестерней 44 выполняют примерно равными 0,6 диаметра основных ведущих шестерней 43, а диаметры каретных 46 и щеточных 48 ведущих шестерней и диаметры ведомых каретных 47 и щеточных 49 шестерней выполняют равными диаметрам основных ведомых шестерней 44. Каретный вал 35 помещают между восходящим и нисходящим участками конвейерной ленты 3 таким образом, чтобы перфорация перфорированных лент 14 совпадала с зубьями зубчатой каретки 21. Оба несущих кожуха 33 жестко присоединяют к боковинам 5 несущего короба элемента для сбора мусора, на концах ведущего вала 34 неподвижно устанавливают приводные колеса 9.
На передней части грузовой платформы шасси автомобиля устанавливают бункер 13 трапецевидной в продольном сечении формы таким образом, чтобы его задний верхний край находился под установленным в верхней части элеватора 1 сбросным козырьком 2.
Для перевода подметально-уборочной машины в транспортное положение вращают рукоятку 38 винта 37 винтового домкрата 10, перемещающегося по дуге на шарнире 36, и поднимают соединенные между собой элемент для сбора мусора, элемент для сбора пыли и приводной элемент по дуге вокруг петлей 12 на стойках 11 до достижения низом приводных колес 9 безопасного расстояния от поверхности проезжей части.
Для перевода подметально-уборочной машины в рабочее положение рукоятку 38 винта 37 винтового домкрата 10 вращают до соприкосновения приводных колес 9 и катков 51 на подпружиненной шторке 8 с поверхностью проезжей части, наполняют водой мусоронакопительную камеру 31 примерно на 2/3 ее объема и включают воздушный компрессор 28. В процессе движения шасси автомобиля в результате вращения приводных колес 9 и ведущего вала 34 приводят во вращение установленные внутри несущего кожуха 33 конические зубчатые связи основных ведущих шестерней 43 с ответными основными ведомыми шестернями 44, распределительные валы 45 на кронштейнах 50, конические зубчатые связи каретных ведущих шестерней 46 с ответными каретными ведомыми шестернями 47, а также щеточных ведущих шестерней 48 с ответными щеточными ведомыми шестернями 49. В результате приводят во вращение каретный 35 и щеточный 42 валы. Вращение каретного вала 35 в одном направлении с вращением ведущего вала 34 передают на зубчатые каретки 21, которые, вступая в зацепление с перфорированной лентой 14, приводят в движение конвейерную ленту 3, восходящий участок которой на роликах 16, закрепленных на штангах 15, перемещается по верхней направляющей 17 в сторону сбросного козырька 2 элеватора 1 и далее - в бункер 13, а нисходящий участок конвейерной ленты 3 по нижним направляющим 18 перемещается в обратную сторону. Натяжение конвейерной ленты 3 регулируют натяжными барабанами 19 на опорах 20. Ворсистые скребки 4 по мере перемещения конвейерной ленты 3 поочередно захватывают находящийся на проезжей части мусор и перемещают его по восходящему участку конвейерной ленты 3 в бункер 13. Несущий короб, образованный боковинами 5, верхним 6 и нижним 7 перекрытиями, предотвращает потери, мусора при его перемещении по конвейерной ленте 3 в результате ветровых и вибрационных воздействий. Подпружиненная шторка 8 на катках 51 ограничивает выход захватываемого ворсистыми скребками 4 мусора, размеры которого превышают величину зазора между низом подпружиненной шторки 8 и верхом дорожного покрытия, в сторону цилиндрической щетки 22, которая, вращаясь в сторону, противоположную направлению вращения конвейерной ленты 3, захватывает с поверхности дорожного покрытия пыль и мелкий мусор, не захваченный ворсистыми скребками 4 конвейерной ленты 3, и подает их к вытяжным куполам 24. Одновременно воздух, поступающий из направленных в сторону друг друга торцов нижних частей выпускных воздушных шлангов 32, способствует перемещению частиц пыли и мелкого мусора к вытяжным куполам 24 и предотвращает их выход за боковые габариты элемента для сбора пыли, а щиток 23 предотвращает их выход за заднюю часть цилиндрической щетки 22. За счет разряжения, создаваемого в камерах смешивания 27, в результате подачи сжатого воздуха из воздушного компрессора 28 по напорному воздушному шлангу 29 в эжектор 26 пыль и мелкий мусор из вытяжных куполов 24 по вытяжным патрубкам 25 поступает в камеры смешивания 27 и далее по эжектору 26 и впускным воздушным шлангам 30 - в мусоронакопительную камеру 31. Поступившие в мусоронакопительную камеру 31 пыль и мелкий мусор за счет их смачивания водой остаются внутри мусоронакопительной камеры 31, а воздух, поступающий по впускным воздушным шлангам 30, поднимается через столб воды и выходит в выпускные воздушные шланги 32. При этом отбойник 41 предотвращает попадание во внутреннюю полость выпускных воздушных шлангов 32 воды с пылью и мелким мусором.
Возникающую в процессе движения подметально-уборочной машины вибрацию, обусловленную неровностями поверхности проезжей части, погашает амортизирующая пружина 39, закрепленная на пяте 40 винта 37 винтового домкрата 10, обеспечивая тем самым постоянное сцепление приводных колес 9 с поверхностью проезжей части и, как следствие, непрерывное перемещение конвейерной ленты 3 и вращение цилиндрической щетки 22. После завершения работы подметально-уборочной машины ее переводят в транспортное положение через сливной патрубок с запорным краном 52 сливают из мусоронакопительной камеры 31 воду с содержащимися в ней пылью и мелким мусором и вновь заполняют мусоронакопительную камеру 21 водой.
Таким образом, в результате реализации предложенного технического решения обеспечивается повышение качества уборки улиц и тротуаров при одновременном снижении негативного воздействия на окружающую природную среду в процессе уборки за счет раздельного сбора мусора и пыли и минимизации их потерь в результате ветровых и вибрационных воздействий путем выполнения подметально-уборочной машины из элементов для сбора мусора и пыли, заключения элеватора и сбросного козырька элемента для сбора мусора в короб, применения в элементе для сбора пыли замкнутой системы вакуумной уборки, предотвращающей выход в окружающую природную среду собираемых частиц пыли и мелкого мусора.
Изобретение относится к области коммунального машиностроения, а именно к технике для подметания проезжей части и тротуаров в населенных пунктах. Подметально-уборочная машина содержит элемент для сбора мусора, элемент для сбора пыли, приводной элемент и бункер трапециевидной в продольном сечении формы, установленный на грузовой платформе шасси автомобиля, элемент для сбора мусора в виде элеватора с установленным в его верхней части сбросным козырьком. Машина включает конвейерную ленту с установленными на ее наружной поверхности перпендикулярно ее продольной оси на равном удалении друг от друга ворсистыми скребками и двумя перфорированными лентами, размещенными параллельно продольной оси конвейерной ленты на удалении от ближайшего ее края. Машина содержит неподвижно закрепленные между собой с образованием несущего короба две боковины, нижнее и верхнее перекрытия, установленные параллельно боковым, нижним и верхним поверхностям элеватора и сбросного козырька на расстояниях от них, обеспечивающие свободное движение конвейерной ленты с ворсистыми скребками. Также машина имеет верхнюю и две нижние направляющие, размещенные во внутренней полости элеватора и сбросного козырька между восходящим и нисходящим участками конвейерной ленты параллельно верхнему и нижнему перекрытиям и жестко присоединенные к боковинам, и две зубчатые каретки, жестко закрепленные на каретном валу на одной линии с каждой из перфорированных лент. Машина содержит подвижно присоединенную к нижнему ребру верхнего перекрытия подпружиненную шторку, выполненную дугообразной формы с радиусом, равным радиусу зубчатой каретки, увеличенному на высоту ворсистого скребка, и снабженную двумя катками. При этом каждый ворсистый скребок имеет длину, равную ширине конвейерной ленты, снабженной штангами Г-образной формы, у которых торцы горизонтальных частей обращены в сторону ближайшей боковины и снабжены роликами, опирающимися на верхние поверхности верхней и нижней направляющих. Вертикальные части штанг проходят через конвейерную ленту перпендикулярно ее поверхности и неподвижно присоединены попарно к нижней части каждого ворсистого скребка на равном удалении от ближайших краев ворсистого скребка и продольной оси ближайшей перфорированной ленты. Причем каждая нижняя направляющая имеет ширину, при которой ее свободный конец находится на расстоянии от штанг, равном толщине их вертикальных частей. В сбросном козырьке на конце каждой нижней направляющей, а также на конце верхней направляющей подвижно закреплены на опорах натяжные барабаны с обеспечением возможности свободного перемещения штанг с роликами между концами нижней и верхней направляющих с натяжными барабанами. Элемент для сбора пыли включает цилиндрическую щетку, два установленные над ней вытяжных купола с присоединенным к ним щитком, воздушный компрессор, эжектор с двумя выполненными в нем камерами смешивания, мусоронакопительную камеру, наполненную водой примерно на 2/3 своего объема, два вытяжных патрубка, каждый из которых присоединен своим нижним концом к верхней части вытяжного купола, а верхним концом - к расположенной над ним камере смешивания. Также элемент для сбора пыли содержит напорный воздушный шланг, присоединенный своими концами к воздушному компрессору и к средней части эжектора, два впускных шланга, каждый из которых присоединен своими концами к торцевой части эжектора и к нижней части мусоронакопительной камеры, два выпускных воздушных шланга, верхний конец каждого из которых присоединен к верхней точке мусоронакопительной камеры, а нижний конец закреплен между подпружиненной шторкой и цилиндрической щеткой примерно на одной горизонтальной плоскости с нижней торцевой частью подпружиненной шторки. Приводной элемент включает два несущих кожуха, жестко присоединенных к боковинам несущего короба элемента для сбора мусора, в которых подвижно закреплены ведущий вал с двумя неподвижно установленными на его концах приводными колесами, каретный, щеточный валы, а также два распределительных вала, подвижно соединенных с ними посредством конических зубчатых связей. При этом конические зубчатые связи шестерен, закрепленных в валах, выполнены с возможностью вращения ведущего и каретного валов в одном направлении, а ведущего и щеточного валов - в противоположных направлениях. Во внутренней полости мусоронакопительной камеры, в месте присоединения выпускного воздушного шланга, установлен отбойник, имеющий в продольном разрезе дугообразную форму и жестко присоединенный одним своим концом к верхней части обечайки мусоронакопительной камеры, а в нижней боковой части мусоронакопительной камеры установлен сливной патрубок с запорным краном. Технический результат изобретения заключается в снижении негативного воздействия на окружающую среду в процессе уборки за счет минимизации потерь мусора и пыли, собираемых с поверхностей покрытий улиц и тротуаров, а также минимизации объемов мусора и пыли, попадающих в окружающую среду в процессе эксплуатации машины. 11 ил.
Подметальная машина для проезжей части с несколькими режимами подметания