Формула
1. Способ (200) контроля неисправности пускового клапана (13) контура (10) запуска авиационного газотурбинного двигателя (100), при этом указанный контур (10) запуска содержит стартер (11) и магистраль (12), выполненную с возможностью соединения с устройством подачи сжатого воздуха, при этом магистраль (12) содержит пусковой клапан (13), выполненный с возможностью изменять состояние между закрытым положением, в котором он перекрывает магистраль (12), и открытым положением, в котором он устанавливает сообщение между устройством подачи сжатого воздуха и стартером (11), при этом пусковой клапан (13) содержит два датчика (14, 15) положения, выполненные с возможностью переключаться между открытым положением, когда указанный пусковой клапан (13) находится в открытом положении, и закрытым положением, когда указанный пусковой клапан (13) находится в закрытом положении,
при этом указанный способ содержит следующие этапы:
запуск (203) газотурбинного двигателя (100), при этом в пусковой клапан (13) подают команду изменения состояния с целью его открывания;
повышение (204) режима газотурбинного двигателя (100) до первого заранее определенного порога (S1);
во время указанного повышения (204) режима газотурбинного двигателя (100):
если обнаружено (201) отклонение между положениями датчиков (14, 15) положения перед этапом запуска газотурбинного двигателя (100), при этом один из датчиков (14, 15) положения находится в закрытом положении, а другой из датчиков (15, 14) положения находится в открытом положении, определение (207) датчика (14, 15) положения, переключившегося между закрытым положением и открытым положением, при этом другой датчик (15, 14) положения остался в открытом положении;
обнаружение (205) отклонения между положениями датчиков (14, 15) положения, при этом один из датчиков (14, 15) положения находится в закрытом положении, а другой из датчиков (15, 14) положения находится в открытом положении;
определение (207) датчика (14, 15) положения, переключившегося между закрытым положением и открытым положением, при этом другой датчик (15,14) положения остался в закрытом положении;
когда достигнут первый порог (S1) режима газотурбинного двигателя (100):
запоминание (209) датчика (14, 15) положения, переключившегося между закрытым положением и открытым положением, как исправного, и датчика (15, 14) положения, оставшегося в открытом или закрытом положении, как неисправного, чтобы измерять состояние пускового клапана (13) только на основании положения исправного датчика (14, 15) положения.
2. Способ (200) по п. 1, в котором во время инициирования запуска газотурбинного двигателя (100) или при достижении газотурбинным двигателем (100) первого порога (S1) проверяют, что между положениями датчиков (14, 15) положения по-прежнему обнаруживается отклонение.
3. Способ (200) по п. 1 или 2, в котором режим двигателя соответствует скорости вращения вала высокого давления газотурбинного двигателя (100).
4. Способ (200) по одному из пп. 1-3, в котором, когда газотурбинный двигатель (100) достигает первого порога (S1), зажигание камеры (105) сгорания газотурбинного двигателя (100) еще не произошло.
5. Способ (200) по одному из пп. 1-4, дополнительно содержащий следующие этапы:
зажигание (210) камеры (105) сгорания газотурбинного двигателя (100);
повышение (213) режима газотурбинного двигателя (100) до второго заранее определенного порога (S2);
во время указанного повышения (213) режима газотурбинного двигателя (100):
подача (214) команды на изменение состояния пускового клапана (13) для его закрывания; затем
если обнаружилось (211) отклонение между положениями датчиков (14, 15) положения до этапа подачи (214) команды на изменение состояния в пусковой клапан (13), при этом один из датчиков (14, 15) положения находится в закрытом положении, а другой из датчиков (15, 14) положения находится в открытом положении, определение (217) датчика (14, 15) положения, переключившегося между открытым положением и закрытым положением, при этом другой датчик (15, 14) положения остался в закрытом положении;
обнаружение (215) отклонения между положениями датчиков (14, 15) положения, при этом один из датчиков (14, 15) положения находится в закрытом положении, а другой из датчиков (15, 14) положения находится в открытом положении;
определение (217) датчика (14, 15) положения, переключившегося между открытым положением и закрытым положением, при этом другой датчик (15, 14) положения остался в открытом положении;
когда достигнут второй порог (S2) режима газотурбинного двигателя (100):
запоминание (219) датчика (14, 15) положения, переключившегося между открытым положением и закрытым положением, как исправного, и датчика (15, 14) положения, оставшегося в закрытом или открытом положении, как неисправного, чтобы измерять состояние пускового клапана (13) только на основании положения исправного датчика (14, 15) положения.
6. Способ (200) по п. 5, в котором во время подачи команды на изменение состояния в пусковой клапан (13) или при достижении газотурбинным двигателем (100) второго порога (S2) проверяют, что между положениями датчиков (14, 15) положения по-прежнему обнаруживается отклонение.
7. Способ (200) по одному из пп. 1-6, в котором запоминание (208, 218) датчика (14, 15) положения, переключившегося между закрытым положением и открытым положением или между открытым положением и закрытым положением, производят после его определения (207, 217).
8. Способ (200) по одному из пп. 1-7, дополнительно содержащий следующие этапы:
выключение (220) газотурбинного двигателя (100);
понижение (221) режима газотурбинного двигателя (100) до третьего заранее определенного порога (S3);
при достижении газотурбинным двигателем (100) третьего порога (S3) стирание (222) данных, согласно которым один из датчиков (14, 15) положения является исправным, а другой из датчиков (15,14) положения является неисправным.
9. Контур (10) запуска авиационного газотурбинного двигателя (100) летательного аппарата, содержащий:
магистраль (12), выполненную с возможностью соединения с устройством подачи сжатого воздуха, при этом магистраль (12) содержит пусковой клапан (13), выполненный с возможностью изменять состояние между закрытым положением, в котором он перекрывает магистраль (12), и открытым положением, в котором он устанавливает сообщение между устройством подачи сжатого воздуха и стартером (11), при этом пусковой клапан (13) содержит два датчика (14, 15) положения, выполненные с возможностью переключаться между открытым положением, когда указанный пусковой клапан (13) находится в открытом положении, и закрытым положением, когда указанный пусковой клапан (13) находится в закрытом положении,
устройство (40) управления, выполненное с возможностью осуществлять этапы способа (200) контроля неисправности пускового клапана (13) по любому из пп. 1-8.
10. Авиационный газотурбинный двигатель (100), содержащий контур (10) запуска по п. 9.