Формула
1. Газотурбинный двигатель, содержащий картер (5), в котором расположены газогенератор (6) и свободная турбина (7), установленная на силовом валу (8), выполненном с возможностью механического соединения/разъединения с редуктором (10),
отличающийся тем, что упомянутый газотурбинный двигатель содержит по меньшей мере один центрующий элемент (12), подвижный между положением, называемым активным положением, в котором он образует опорный подшипник упомянутого силового вала (8) и которое соответствует механическому разъединению между упомянутым силовым валом (8) и упомянутым редуктором (10), и положением, называемым пассивным положением, в котором он отходит от упомянутого силового вала (8) и которое соответствует механическому соединению между упомянутым силовым валом (8) и упомянутым редуктором (10).
2. Газотурбинный двигатель по п. 1, отличающийся тем, что по меньшей мере один центрующий элемент (12) выполнен с возможностью автоматического перехода из упомянутого активного положения в упомянутое пассивное положение во время соединения упомянутого силового вала (8) с упомянутым редуктором (10) и с возможностью автоматического перехода из упомянутого пассивного положения в упомянутое активное положение во время отсоединения упомянутого силового вала (8) от упомянутого редуктора (10).
3. Газотурбинный двигатель по п. 2, отличающийся тем, что по меньшей мере один подвижный центрующий элемент (12) содержит коническую направляющую рампу (13) с осью, параллельной оси (X'X) упомянутого силового вала, соответствующую по форме коническому участку (14) упомянутого картера (5) таким образом, чтобы перемещение скольжением упомянутой направляющей рампы (13) на упомянутом коническом участке (14) упомянутого картера (5) приводило к перемещению упомянутого центрующего элемента (12) относительно упомянутого силового вала (8).
4. Газотурбинный двигатель по п. 3, отличающийся тем, что содержит по меньшей мере одну радиальную пружину (16), установленную перпендикулярно к упомянутому силовому валу (8) между упомянутым картером (5) и подвижным центрующим элементом (12), и по меньшей мере одну осевую пружину (17), расположенную между упомянутым картером (5) и этим подвижным центрующим элементом (12), при этом упомянутые пружины (16,17) установлены неподвижно относительно картера и перемещаются скольжением относительно подвижного центрующего элемента, а также выполнены с возможностью действовать результирующей силой, которая препятствует спонтанному перемещению скольжением упомянутой направляющей рампы (13) по упомянутому коническому участку (14) упомянутого картера (5) в направлении упомянутого картера (5).
5. Газотурбинный двигатель по п. 4, отличающийся тем, что по меньшей мере один подвижный центрующий элемент (12) имеет упор (15), расположенный в плоскости перпендикулярно к оси (X'X) упомянутого силового вала (8) напротив опорной поверхности редуктора (10) таким образом, что механическое соединение между упомянутым силовым валом (8) и упомянутым редуктором (10) создает механический контакт между упомянутой опорной поверхностью и упомянутым упором (15), что за счет сжатия упомянутых пружин (16,18) приводит к перемещению скольжением упомянутого центрующего элемента (12) по упомянутому коническому участку (14) упомянутого картера (5) из упомянутого активного положения, в котором он образует опорный подшипник силового вала (8), в упомянутое пассивное положение, в котором он отходит от силового вала (8).
6. Газотурбинный двигатель по одному из пп. 1-5, отличающийся тем, что по меньшей мере один центрующий элемент (12) имеет вогнутую поверхность (18) контакта с упомянутым силовым валом (8), поэтому он по меньшей мере частично охватывает упомянутый силовой вал (8) в активном положении.
7. Газотурбинный двигатель по одному из пп. 1-5, отличающийся тем, что содержит по меньшей мере два подвижных центрующих элемента (42,43; 44,45,46), расположенные вокруг упомянутого силового вала (8).
8. Вертолет, содержащий по меньшей мере один газотурбинный двигатель по одному из пп. 1-7.