Код документа: RU188534U1
Полезная модель относится к области дорожного строительства и предназначена для резервирования парковочных мест, а также может применяться как средство для регулируемого доступа автомобилей на охраняемую территорию.
Известно съемное ограждение, содержащее бетонируемую опорную плиту и съемную стойку, закрепляемую на опорной плите с помощью запорного механизма, связанного через рычаг с замком, блокирующим движение рычага, а также содержащее ключ, взаимодействующий с замком через отверстие в корпусе стойки (патент на полезную модель RU №9234, Е01F 13/00, 1998).
В известном устройстве для снятия стойки с опорной плиты необходимо воздействовать на рычаг запорного механизма непосредственно с помощью ключа замка. Такое конструктивное решение управления рычагом не позволяет создать на рычаге значительного усилия, необходимого для открытия запорного механизма в случае его замерзания или заклинивания. По этой причине не обеспечивается надежность снятия стойки с опорной плиты.
Известно быстросъемное ограждение, содержащее опорную плиту и съемную стойку, закрепленную к опорной плите с помощью размещенного в корпусе стойки запорного механизма, связанного через шток с замком, блокирующим движение штока, а также содержащее фиксатор, размещенный в углублении штока, и ключ, взаимодействующий с фиксатором через отверстие в корпусе стойки (патент RU №2172800, Е01F 13/00, 1999).
В известном устройстве ключ необходим не только для снятия стойки с опорной плиты, но для закрепления стойки, что является дополнительной операцией усложняющей постановку стойки. Следует отметить также сомнительную работоспособность замка при замерзании в периоды резкой перемены температур в зимнее время года. При редкой эксплуатации устройства из-за возможной коррозии деталей замка его невозможно открыть. Кроме того, замок недостаточно защищен от возможных действий вандалов. Таким образом, совокупность указанных недостатков конструкции замка известного устройства не гарантирует надежность его работы.
При разработке конструкции предлагаемой полезной модели решались следующие задачи:
1) создать конструкцию внутреннего замка для быстросъемного парковочного ограждения, обеспечивающую автоматическое (без применения ключа) закрытие замка при постановке стойки на опорную плиту;
2) обеспечить надежную работоспособность замка при отрицательных температурах окружающего воздуха;
3) повысить защищенность замка от действий вандалов путем обеспечения нечувствительности конструкции замка к инородным телам специально или случайно попадающим через замочное отверстие в корпус стойки.
Поставленные задачи были решены за счет того, что в отличие от известного технического решения, содержащего съемную стойку с запорным механизмом в виде замка с фиксатором, блокирующим движение штока, и ключ, взаимодействующий с фиксатором, в предлагаемом устройстве фиксатор подпружинен относительно корпуса стойки и выполнен с возможностью зацепления за ключ и последующего прямолинейного движения в сторону отверстия в корпусе стойки до момента разблокирования движения штока.
Кроме того, в предлагаемом устройстве место взаимодействия штока и фиксатора выполнено в виде паза, расположенного на штоке в направлении перпендикулярном оси штока, а фиксатор выполнен в виде пластины.
Предлагаются также два конструктивных варианта зацепления ключа за фиксатор. В первом из них часть фиксатора, взаимодействующая с ключом, выполнена в виде сферы со скосом, а ключ выполнен трубчатой формы, причем на торцевой части ключа со стороны, взаимодействующий с фиксатором, выполнено сужение, обеспечивающее свободное надвигание ключа на сферу фиксатора и последующее зацепление с фиксатором при вороте ключа. Во втором варианте взаимодействующие между собой торцевые части фиксатора и ключа выполнены в виде резьбовой пары.
Быстросъемное ограждение изображено на рисунках. На фиг. 1 показана съемная часть устройства, установленная на опорной плите в закрытом положении замка. На фиг. 2 изображено положение съемной части подготовленной к снятию с опорной плиты при открытом замке.
Быстросъемное ограждение состоит из двух узлов: бетонируемой в дорожном покрытии опорной плиты и съемной стойки. Опорная плита состоит из диска 1 (фиг. 1) с отверстием 2 (фиг. 2), и бетонируемого патрубка 3, жестко закрепленного к диску 1. Съемная стойка, в свою очередь, представляет собой металлический корпус 4, в нижней торцевой части которого жестко закреплен захват 5. Шток 6, расположенный внутри корпуса 4, установлен с возможностью перемещения вдоль продольной оси стойки. К нижней части штока 6 закреплен стопор 7, а в верхней части и вне корпуса 4 стойки к штоку 6 закреплена ручка 8. В штоке выполнено углубление в виде паза 9 (фиг. 2), представляющего собой упор для фиксатора 10. Паз 9 расположен в направлении перпендикулярном продольной оси штока 6. Фиксатор 10 выполнен в виде пластины, ширина которой должна быть на несколько миллиметров меньше ширины паза 9. Фиксатор, в свою очередь, снабжен зацепом 11, на конце которого расположена сфера 12 со скосом 13. По другую сторону пластины фиксатора 10 к нему закреплены стержни 14 с пружинами 15, упирающимися одним торцом в кронштейн 16, а другим торцом в гайки 17, закрепленные на концах стержней 14. Кронштейн 16 жестко связан с корпусом 4 стойки. В корпусе 4 напротив оси зацепа 11 выполнено сквозное отверстие 18 для ключа 19 (фиг. 2). Замок быстросъемного парковочного ограждения представляет собой узел, состоящий из взаимодействующих между собой следующих деталей: штока 6 с пазом 9 и фиксатора 10, подпружиненного относительно корпуса 4 и снабженного зацепом 11.
Конструктивно зацепление ключа 19 с фиксатором 10 может быть выполнено разными способами. Важно обеспечить свободное надвигание ключа на фиксатор и последующее зацепление ключа с фиксатором при вороте ключа. Например, в одном из возможных вариантов исполнения ключ может иметь трубчатую форму с сужением 20 (фиг. 2) на его торцевой части со стороны взаимодействующий с фиксатором. В другом возможном варианте зацепления ключа и фиксатора их взаимодействующие между собой торцевые части могут быть выполнены в виде резьбовой пары.
Монтаж и работа быстросъемного ограждения происходят следующим образом. В заранее выбранном месте дорожного покрытия пробуривают отверстие и бетонируют в нем патрубок 3 опорной плиты. После затвердевания бетонной смеси на диск 1 опорной плиты устанавливают съемную стойку (фиг. 2.). При этом ручка 8 стойки должна находиться в поднятом положении, а захват 5 войти в отверстие 2 диска 1 опорной плиты. После этого ручку 8 упускаю вниз до упора. При движении ручки 8 со штоком 6 вниз, фиксатор 10 скользит по штоку в прижатом к нему положении за счет сжатых пружин 15. Когда паз 9 на штоке 6 располагается напротив фиксатора 10, последний попадает в паз (фиг. 1), а стопор 7 входит в отверстие 2 диска 1 опорной плиты, сдвигает захват 5 в сторону его выступа и фиксирует стойку на опорной плите. В этом положении замок закрыт.Дальнейшие попытки поднять ручку 8 и снять стойку с опорной плиты без ключа оказываются бесполезными, поскольку фиксатор 10 будет упираться в нижнюю часть паза штока и препятствовать его движению вверх.
Для того чтобы снять стойку с опорной плиты нужно в отверстие 18 корпуса 4 стойки вставить ключ 19 суженной частью вверх и продвинуть его внутрь корпуса до совмещения со сферой 12, расположенной на зацепе 11 фиксатора 12. После этого нужно повернуть ключ в любую сторону на пол-оборота и ключ 19 войдет в зацепление (фиг. 2) со сферой 12 со скосом 13. Далее прямолинейным движением вдоль оси ключа 19 потянуть ключ на себя до момента выхода фиксатора 10 из паза 9 штока 6, после чего поднять ручку 8. Одновременно стопор 7 выйдет из отверстия 2 опорной плиты, освободит захват 5 и стойку можно будет снять.
Предложенная конструкция внутреннего замка позволяет по сравнению с прототипом надежно защитить съемное ограждение от несанкционированного снятия с опорной плиты в результате действий вандалов. Замок не нуждается в обслуживании, он нечувствителен к морозу, инородным телам и воде, попадающим внутрь корпуса стойки. Замок нельзя открыть практически ничем, кроме специального ключа, легко умещающего на обычной связке ключей. Причем открытие замка ключом возможно только в сочетании с нехарактерными для обычного замка движениями руки, удерживающей ключ, а именно, поворотом ключа и последующего вытягивания его в сторону пользователя. Инородные тела, которые по разным причинам могут попасть в замочную скважину, падают вниз корпуса стойки и не могут препятствовать нормальной работе замка. Также практически невозможно захватить сферическую головку фиксатора через небольшое замочное отверстие, например, плоскогубцами или куском согнутой проволоки. Поскольку в замке соприкасающиеся поверхности имеют минимальную площадь, вероятность его замерзания крайне невелика. Даже если это и произойдет, то достаточно будет пошевелить управляющую ручку 8, чтобы освободить фиксатор 10 от залипания в пазу 9.
Полезная модель относится к области дорожного строительства и предназначена для резервирования парковочных мест, а также может применяться как средство для регулируемого доступа автомобилей на охраняемую территорию.Быстросъемное ограждение состоит из бетонируемой опорной плиты и съемной стойки, закрепленной к опорной плите с помощью размещенного в корпусе стойки запорного механизма, связанного через шток с внутренним замком, блокирующим движение штока. Внутри корпуса на штоке выполнен упор, например, в виде паза. В пазу размещен фиксатор, подпружиненный относительно корпуса. Фиксатор снабжен зацепом, взаимодействующим с ключом через отверстие в корпусе стойки.Зацеп фиксатора может быть выполнен, например, в виде сферы со скосом (лыской). Ключ в этом варианте исполнения устройства имеет трубчатую форму с сужением на конце. В другом варианте исполнения узел зацепления фиксатора и ключа может быть выполнен в виде резьбовой пары. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.