Код документа: RU182063U1
Назначение и область применения
Полезная модель относится к светосигнальным устройствам со световозвращающими элементами (световозвращателям), предназначенными для обозначения направления движения транспортных средств и может быть использована на дорожном ограждении, для ориентирования участников дорожного движения в условиях ограниченной видимости с целью предотвращения дорожно-транспортных происшествий.
Предшествующий уровень техники
Для визуализации дорожных ограждений, в настоящее время, преимущественно, применяются светосигнальные устройства со световозвращающими элементами (световозвращатели) призматической формы, с полым, незамкнутым корпусом, уплощенным или объемным, содержащим плоские, например, прямоугольные или трапециевидные рабочие поверхности, выступающие за габариты опорных поверхностей ограждения, с односторонним или двусторонним размещением световозвращающих элементов на рабочих поверхностях [например, конструкция К5, ГОСТ 50971-2011].
Так, из предшествующего уровня техники известен световозвращатель дорожный [патент РФ на полезную модель №96985], содержащий основание с жестко закрепленными на нем средствами крепления на объекте и отходящие от этого основания вверх и наклонно друг к другу рабочие плоскости, несущие световозвращающие элементы, указанные плоскости выполнены в виде консольных элементов с возможностью изменения величины своего наклона под действием внешней нагрузки. На основании между наклонными плоскостями установлен ограничитель величины наклона.
Также из уровня техники известен световозвращатель дорожного разделительного барьера [патент РФ на полезную модель №97390], содержащий выполненный из пластичного материала корпус с основанием, выполненными за одно целое с основанием сходящимися от основания и разомкнутыми на стыке торцов боковыми стенками, на каждой из которых жестко закреплен соответствующий оптический (световозвращающий) элемент, и с резьбовым хвостовиком, вмонтированным в основание.
Еще одним известным из предшествующего уровня техники решением является конструкция световозвращателя дорожного ограждающего барьера [патент РФ на полезную модель №128353], который представляет собой светосигнальное устройство дорожного ограждения, включающее полый корпус, снабженный рабочей поверхностью с размещенными на ее наружной стороне световозвращающими элементами, где корпус выполнен цельнолитым из упругопластичного материала, содержащим основание с утолщением в центральной части с внешней стороны основания и боковые рабочие стенки, сходящиеся от основания и разомкнутые на стыке свободных торцов с жестко закрепленными световозвращающими пленочными оптическими элементами, крепежный элемент, жестко вмонтированный в основание корпуса, в местах соединения боковых рабочих стенок с основанием установлены по два ребра жесткости, а в месте крепления световозвращающего оптического элемента на боковых рабочих стенках выполнено углубление, соответствующее размерам и форме световозвращающего пленочного оптического элемента.
Наиболее близким к заявленному решению, по совокупности существенных признаков, может быть признано решение световозвращателя дорожного ограждения, раскрытое в патенте РФ на полезную модель № 89125, содержащего основание с закрепленным на нем средствами крепления полым корпусом, содержащим отходящие от основания вверх и встречно направленными, наклонно друг к другу, две рабочие плоскости со световозвращающими элементами, имеющими форму равнобочных трапеций с большими и малыми основаниями, большие основания которых сопряжены между собой под заданным углом с образованием ребра. Основание снабжено элементами фиксации корпуса. Корпус выполнен из цельного упругого материала, преимущественно резины, армированной синтетическим волокном. Основание, в виде плоской поверхности с выполненными на ней цилиндрическими направляющими выступами размещено с противоположной стороны от ребра. На свободных краях каждой из рабочих поверхностей, соответствующих малым основаниям трапеций, выполнены упругие опорные выступы, а один из элементов крепления выполнен в виде шпильки с отверстием под элемент фиксации, под который в корпусе предусмотрено соответствующее отверстие. Шпилька размещена в отверстии корпуса между цилиндрическими направляющими выступами, а ее ось симметрична относительно рабочих световозвращающих поверхностей и перпендикулярна ребру. При этом элемент фиксации выполнен съемным, его ось перпендикулярна оси шпильки, а по периметру корпуса выполнен упругий бортик. Данное решение принято за прототип заявленной полезной модели.
К числу недостатков указанных выше аналогов и прототипа следует отнести ограниченную область применения, в частности, из-за ограниченные возможностей элементов фиксации, выполненных установленной формы и под определенный вид крепежа, а также низкая информативность плоской рабочей поверхности, снабженной световозвращателем, за счет их ограниченного обзора, обусловленного высокой зависимостью обзора от пространственной ориентации граней, и быстрого загрязнения плоских рабочих поверхностей, вследствие налипания снега или грязи на рабочую поверхность, представляющую собой искусственный барьер задерживающий и накапливающий загрязнение с подветренной стороны, а также невысокой срок службы из-за высокого риска повреждения конструкции световозвращателя под воздействием динамической и ветровой нагрузки.
Сущность полезной модели
Техническая задача, решаемая заявленной полезной моделью, заключается в расширении арсенала известных технических средств и предложении простой и надежной в эксплуатации конструкции световозвращателя для установки на дорожное ограждение, обеспечивающей хороший обзор и видимость рабочих поверхностей, снабженных световозвращающими элементами при любых условиях эксплуатации.
Технический результат, достигаемый заявленной полезной моделью, заключается в реализации вышеуказанной задачи, а именно расширении арсенала известных технических средств за счет повышения надежности и безопасности эксплуатации конструкции световозвращателя на дорожном ограждении, с обеспечением надежного обзора и видимости световозращающих элементов светосигнального устройства и дорожного ограждения на трассе при любых условиях эксплуатации, что в совокупности повышает эксплуатационные качества заявленного решения.
Заявленный технический результат достигается тем, что используют светоозвращатель дорожного ограждения, включающий основание с закрепленными на нем средствами крепления полым корпусом, содержащим отходящие от основания вверх, наклонно и встречно друг к другу боковые стороны, снабженные рабочей поверхностью со световозвращающими элементами, с сужением к основанию и расширением во встречном направлении, отличающийся от прототипа тем, что корпус выполнен из тонкостенного, упругого, гибкого и высокопрочного пластика, с обеспечением возможности восстановления формы корпуса после деформирования, причем корпус выполнен в виде незамкнутой, сплошной, плавно изогнутой поверхности обтекаемой формы, сопряженной по боковым сторонам с основанием и открытой по торцевым сторонам вдоль верхней и нижней кромок, а световозвращающие элементы размещены на рабочей поверхности по всей наружной поверхности корпуса, причем, основание снабжено в месте сопряжения с корпусом элементами для установки средств фиксации световозвращателя к дорожному ограждению.
В предпочтительном варианте осуществления заявленной полезной модели, корпус выполнен цилиндрической формы. При этом, в другом варианте осуществления, поверхность корпуса содержит центральный уплощенный участок, вдоль продольной оси симметрии, с небольшой кривизной поверхности с наружной стороны, лекально сопряженного с боковыми участками, выполненными в виде дугообразно выгнутой поверхности, расширяющейся к центральному участку и с сужением к основанию, контур верхней и нижней кромок которых выполнен встречно дугообразно вогнутым.
При этом выполнение корпуса обтекаемой формы, в виде тела вращения обеспечивает высокую световозвращающую эффективность при любом угле падения лучей фар, а также увеличение световозвращающей поверхности при одинаковых габаритных размерах со катафотом (световозвращателем), раскрытом в прототипе и аналогах, что в совокупности обеспечивает надежный обзор рабочей поверхности при любых условиях эксплуатации и рельефе ограждения, т.к. размещение световозвращющих элементов по контуру корпуса обеспечивает их уверенных обзор практический при любых условиях. Кроме того, обтекаемость формы способствует существенном снижению загрязнения конструкции корпуса и рабочей поверхности, в том числе от налипания грязи и снега, что также повышает обзор рабочей поверхности и эксплуатационные характеристики устройства. Наличие упоров на основании обеспечивает, с одной стороны возможность быстрого позиционирования корпуса на основании при его установке на ограждении, а также легкость крепления корпуса на основании через упоры. С другой стороны, упоры являются ребрами жесткости, которые обеспечивают дополнительную прочность конструкции при ее эксплуатации в условиях воздействия динамической и ветровой нагрузки.
В еще одном варианте осуществления заявленной полезной модели, корпус может быть выполнен из листовой развертки. Выполнение корпуса из единой листовой заготовки обеспечивает простоту изготовления корпуса, а также легкость размещения рабочей поверхности на наружной стороне корпуса, обеспечивая тем самым надежность ее закрепления на конструкции корпуса и повышая надежность конструкции в целом, а также эксплуатационные характеристики конструкции и обзор рабочей поверхности. При этом, корпус может быть выполнен из листового полиамида, толщиной не более 5 мм.
В предпочтительном варианте осуществления заявленной полезной модели, корпус снабжен демпфирующим элементом, размещенным с внутренней стороны корпуса, с опорой на внутреннюю поверхность основания и внутреннюю поверхность корпуса. При этом, в одном из возможных вариантов осуществления, демпфер выполнен в виде пружины, установленной вдоль центральной оси симметрии основания. В другом возможном варианте осуществления заявленного решения, демпфер может быть выполнен в виде упругого наполнителя , размещаемого в полости корпуса, закрепленного средствами фиксации световозвращателя к дорожному ограждению.
Согласно заявленной полезной модели световозвращающие элементы могут быть выполнены в виде полосы размещенной по контуру боковой поверхности корпуса. При этом, полоса световозвращающих элементовможет быть разделена вдоль продольной оси симметрии на две зоны с размещением в смежных зонах световозвращающих элементов разной цветовой гаммы. Возможность размещения рабочей поверхности, со световозращающими элементами по контуру боковой поверхности позволяет размещать полосы световозвращающих элементов на всю поверхность корпуса, на его часть, в зависимости от условий эксплуатации и высоты дорожного ограждения, что обеспечивает режим наиболее эффективного обзора светосигнального устройства и надежность конструкции при ее эксплуатации в любых условиях. Возможность выполнения рабочей поверхности сочетающей световозвращающие элементы разной цветовой гаммы, в соответствии с требованием, обеспечения безопасности движения позволяют повысить не только видимость световозвращателя и ограждения на котором он установлен, но и информативность сигнальной информации, что оказывает влияние на повышение безопасности движения транспортных средств на трассе.
В еще одном предпочтительном варианте осуществления полезной модели световозвращающие элементы могут быть выполнены распределенными по рабочей поверхности корпуса, например, ритмично. По аналогии с результатом достигаемым применением полос световозвращающих элементов, выполнение рабочей поверхности из распределенных по поверхности световозвращающих элементов, в том числе, ритмично распределенных, позволяет передавать дополнительную информацию о дорожной обстановке, максимально усиливая зрительную концентрацию водителей на данной информации за счет возможности применения колористического решения и графической символики, принятой в практике регулирования дорожного движения, что, таким образом, повышает безопасность и надежность эксплуатации конструкции.
В одном из возможных вариантов осуществления полезной модели световозвращающие элементы могут быть неразъемно соединены с корпусом, например, клеевым соединением, что повышает надежность эксплуатации конструкции в условиях интенсивного трафика транспортных средств, либо сложных метеоусловиях. При этом, в другом варианте осуществления полезной модели, световозвращающие элементы могут быть нанесены на металлизированную подложку, при этом, в другом варианте подложка со световозвращающими элементами может быть соединена с корпусом клепкой, что аналогично предыдущим вариантам осуществления повышает надежность конструкции при ее эксплуатации в сложных метеоуслових и дорожной обстановке, а также дополнительно усиливает видимость дорожного ограждения, за счет металлизированной подложки.
Возможен также вариант осуществления, в котором световозвращающие элементы выполнены съемными и снабжены фиксаторами, ответная часть которых установлена на корпусе с образованием разъемного соединения. Возможность выполнения световозвращающих элементов съемными позволяет повысить надежность конструкции за счет быстрой замены вышедшего из строя фрагмента рабочей поверхности, без замены всего устройства в целом, а также изменять колористическое решение в зависимости от условий эксплуатации, что также повышает надежность и безопасность эксплуатации конструкции.
В еще одном возможном варианте осуществления заявленной полезной модели основание снабжено консолью для крепления на дорожном ограждении, а основание снабжено отверстием в центральной части для размещения ответных элементов средства фиксации световозвращателя к дорожному ограждению, которое может быть выполнено разомкнутым. Наличие консоли расширяет возможности крепления световозвращателя на элементах конструкции дорожного ограждения. Аналогичным образом, выполнение на основании сквозного отверстия, которое может быть выполнено разомкнутым, также позволяет расширить возможности по монтажу и демонтажу конструкции по месту ее использования на дорожном ограждении.
Краткое описание чертежей.
Заявленное техническое решение поясняется чертежами, где:
фиг.1 общий вид световозвращателя;
фиг. 2: вид спереди;
фиг. 3 общий вид сзади: а) справа; б) слева;
фиг. 4 общий вид с консолью.
Следует отметить, что прилагаемые чертежи иллюстрируют только один из наиболее предпочтительных вариантов выполнения полезной модели и не могут рассматриваться в качестве ограничений ее содержания, которое может включать другие возможные варианты осуществления.
Пример осуществимости полезной модели
Как следует из представленного на чертежах фиг.1-4 примере осуществления заявленного решения, светосигнальное устройство дорожного ограждения включает корпус 1, выполненный обтекаемой, фигурной формы, в виде цилиндрической незамкнутой поверхности и открытой с торцевых сторон, вдоль верхней и нижней кромок. При этом, корпус 1 содержит рабочую поверхность, снабженную световозвращающими элементами 2, выполненными по контуру корпуса с наружной стороны. Незамкнутые боковые стороны корпуса сопряжены с основанием 3, снабженным упорами 4, располагаемыми со стороны внутренней поверхности корпуса, таким образом, что корпус прилегает к поверхностям упора на всю высоту последних. Как представлено на изображении фиг.4, крепление корпуса к основанию может быть разъемным и осуществлено винтовым соединением с упорами 4 основания 3. Очевидным образом, корпус может быть закреплен на основании любым известным из уровня техники способом крепления, применяемым для съемного крепления сходных объектов, в частности, посредством защелки, зацепа, клипсы, например, креплением корпуса к основанию посредством защелки, выполненной на основе установки корпуса в паз, а также, например, при выполнении упоров трапециевидной формы, путем соединения корпуса с основанием враспор, сопряжением корпуса и упоров с усилием.
В представленном на чертежах фиг.1-4 варианте осуществления, корпус выполнен с проработкой центральной области уплощенной 9, с лекальным соединением с боковыми участками поверхности, выполненными в виде цилиндрических поверхностей с дугооб разно вогнутыми контурами верхней и нижней кромок10, что позволяет получить увеличенную по площади световозвращающую поверхность по сравнению с прототипом, обеспечивая тем самым существенно более высокий эффект визуализации контура дорожного ограждения и лучший обзор световозвращающей поверхности. При этом, конфигурация поверхности обеспечивает высокую световозвращающую эффективность при любом угле падения лучей фар, вне зависимости от вида транспортного средства.
Корпус светосигнального устройства, предпочтительно изготавливают из тонкостенного, упругого, гибкого и высокопрочного пластика, в качестве которого, может быть применен листовой полиамид, толщиной менее 5мм, предпочтительно – 0,5-2мм. При этом в качестве материала могут также использоваться и иные высокопрочные, антивандальные и стойкие к агрессивным средам упругопластичные, а также ударопрочные материалы (упругий полиэтилен, композитные материалы, резина). При этом корпус может быть выполнен как методом формования, так и выполнением его из листовой заготовки. Материал выбирается из условия возможности восстановления формы корпуса после неразрушающей целостность оболочки деформации 6 (фиг.4), например, под воздействие механических щеток при технической очистке поверхности световозвращателей, установленных на дорожных ограждениях, а также при столкновении транспортного средства с дорожным ограждением с установленным на нем световозвращателем. Для усиления эффекта восстановления формы корпуса под деформирующими внешними воздействиями, корпус световозвращателя может быть дополнительно снабжен демпфером 7, устанавливаемым в полости корпуса, с опорой на внутренние поверхности основания и корпуса. При этом, в качестве демпфера могут быть использованы пружина, упругие прокладки, упругий наполнитель и т.п. Для обеспечения наиболее эффективного демпфирования нагрузок, демпфер целесообразно устанавливать вдоль центральной оси симметрии основания, обеспечивая тем самым возможность крепления демпфера в корпусе при помощи средств фиксации световозвращателя на опоре. Таким образом, при минимальных временных затратах на установку демпфера в корпус световозвращателя обеспечивается эффективная защита устройства от его преждевременного разрушения, продлевается срок службы изделия, при этом, за счет возможности осуществления более частой очистки световозвращателй по месту их установки, световозвращающий эффект существенно повышается, обеспечивается тем самым более высокий уровень безопасности на дорогах.
Рабочая поверхность со световозвращающими элементами 2, в представленном примере осуществления, выполнена в виде полосы, расположенной по контуру корпуса, на его внешней боковой поверхности по всей высоте. При этом, боковые кромки полосы в месте сопряжения корпуса с основанием неразъемно закреплены на корпусе 1 посредством клепки (фиг4). При выборе такого варианта крепления световозвращающие элементы, предпочтительно, первоначально закрепляют на металлической подложке (на чертежах не представлено), что упрощает процесс крепления и обеспечивает его более высокую прочность.
Световозвращающие элементы могут быть выполнены, например, из световозвращающего материала красного (фиг.4) или разделённой вертикально пополам красного и белого цвета (фиг.1-3), класса II, соответствующего требованиям ГОСТ 32866-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Световозвращатели дорожные. Технические требования», а также любого иного, используемого в конструкциях световозвращателей (катафотов) материалов, например, пленки световозвращающего материала высокоинтенсивного класса серии 3930 [ультра] (белая) или серии 3932 (красная).
Рабочая поверхность со световозвращающими элементами может покрывать всю боковую поверхность корпуса, как это представлено в примерах осуществления(фиг.1-4), а также располагаться на ее участках по высоте, располагаясь при этом по поверхности корпуса, что определяется условиями эксплуатации и контуром дорожного ограждения. Световозвращающие элементы могут быть выполнены в виде распределенных по рабочей поверхности в заранее определенном порядке элементов, неразъемно закрепленных на корпусе, а также выполненных съемными и снабженными элементами фиксации, ответная часть которых располагается на корпусе (на чертежах не показаны). Данный вариант исполнения рабочей поверхности обеспечивает более высокие возможности конструкции в повышении видимости дорожного ограждения, ремонтопригодности устройства и, как следствие, увеличении срока его службы при повышении эксплуатационных характеристик и надежности конструкции.
Основание световозвращателя может быть снабжено консолью для закрепления световозвращателя на дорожном ограждении, а также сквозным отверстием 8 для установки средств фиксации устройства на ограждении. При этом отверстие в основании может быть выполнено разомкнутым и содержать паз (на чертежах не показано, позволяющий устанавливать световозвращательна нестандартные элементы дорожного ограждения., в том числе, крепить на тросовые ограждения, например, в результате заведения через паз и отверстие троса и муфты для крепления на нем.
Светосигнальное устройство, согласно полезной модели, устанавливается следующим образом.
Основание со снятым корпусом, со стороны наружной плоской поверхности устанавливается на элементы дорожного ограждения на заданном расстоянии друг от друга и закрепляются, в возможном варианте, вместе с демпфером, на нем через отверстие в основании, в одном случае, а также, через отверстие в консоли, в другом случае, посредством элементов средства фиксации основания на дорожном ограждении, например, состоящих из шпильки, шайбы и гайки.
Корпус позиционируют по положению упоров и, в случае выполнения упоров трапециевидными, с усилием защелкивают корпус на основании посредством установки корпуса враспор на упоры. В другом случае, осуществляют крепление корпуса к упорам, например, винтовым соединением. В рабочем режиме световозвращатели ориентированы автоматически выгнутой стороной поверхности к полотну трассы. Демпфер в подпружиненном состоянии может быть установлен с опорой на основание и корпус по их внутренней поверхности, таким образом не требуя дополнительного крепления.
В случае порчи световозвращаюшего элемента - пленки, ее легко можно будет заменить, а в случае механических повреждений световозвращатель достаточно легко может быть разобран и заменен полностью или частично, благодаря сборной конструкции.
В темное время суток свет фар движущегося по дороге с ограждением транспортного средства попадает на световозвращающий элемент, нанесенный на рабочую поверхность корпуса, и с заданного расстояния возвращается в виде отраженного луча соответствующего цвета. Так достигается безопасное и своевременное обозначение местонахождения ограждения и обеспечивается улучшение зрительного ориентирования водителя в темное время суток.
Благодаря обтекаемой форме корпуса устройства повышается устойчивость конструкции к динамическим и ветровым нагрузкам, обеспечивается видимость световозвращателей светосигнальных устройств водителям транспортных средств, как попутного, так и встречного направления движения предотвращается полное загрязнение рабочей поверхности устройства, а также повышается визуализация траектории дороги на поворотах и развязках любой конфигурации.
Таким образом, заявленное решение светосигнального устройства дорожного ограждения, обеспечивает повышение надежности и безопасности конструкции световозвращателя в процессе его эксплуатации на дорожном ограждении, за счет предотвращения изменения положения световозвращателя или его срыва в процессе эксплуатации, с обеспечением надежного обзора и видимости световозращающих элементов устройства, обеспечивающих надежную визуализацию траектории дорожного ограждения при любых условиях эксплуатации, включая неблагоприятные метеоусловия, рельеф и конфигурацию трассы и ограждения, а также неблагоприятное воздействие внешних факторов (динамической и ветровой нагрузки), что в совокупности повышает эксплуатационные качества заявленного решения светосигнального устройства и обеспечивает расширение арсенала известных технических средств данного назначения.
Полезная модель относится к светосигнальным устройствам со световозвращающими элементами, предназначенными для обозначения направления движения транспортных средств и может быть использована на дорожном ограждении, для ориентирования участников дорожного движения в условиях ограниченной видимости.Достигаемый технический результат заключается в расширении арсенала известных технических средств за счет повышения надежности и безопасности эксплуатации конструкции световозвращателя на дорожном ограждении.Технический результат достигается использованием световозвращателя дорожного ограждения, включающего основание с закрепленными на нем средствами крепления, полым корпусом, содержащим отходящие от основания вверх, наклонно и встречно друг к другу боковые стороны, снабженные рабочей поверхностью со световозвращающими элементами, с сужением к основанию и расширением во встречном направлении. При этом корпус выполнен из тонкостенного, упругого, гибкого и высокопрочного материала, с обеспечением возможности восстановления формы корпуса после деформирования, причем корпус выполнен в виде незамкнутой, сплошной, плавно изогнутой поверхности обтекаемой формы, сопряженной по боковым сторонам с основанием и открытой по торцевым сторонам вдоль верхней и нижней кромок, а световозвращающие элементы размещены на рабочей поверхности по всей наружной поверхности корпуса, причем основание снабжено в месте сопряжения с корпусом элементами для установки средств фиксации световозвращателя к дорожному ограждению. 20 з.п. ф-лы;4 ил.
Световозвращатель дорожного ограждения