Код документа: RU2630926C1
Изобретение относится к переправочно-мостовым средствам, а более конкретно - к мостоукладчикам.
Известен мостоукладчик (см. Руководство по материальной части и эксплуатации танкового мостоукладчика МТУ. Воениздат, 1963, с. 21), включающий самоходное шасси, механизм укладки и двухколейное пролетное строение моста.
Недостатком известного мостоукладчика является узкая колейная проезжая часть моста, затрудняющая движение по ней военной техники.
Известен также мостоукладчик (прототип - см. Руководство по материальной части и эксплуатации танкового мостоукладчика МТУ-20, 1969, с. 37), включающий самоходное шасси, механизм укладки и двухколейное пролетное строение моста, каждая колея которого состоит из средней секции и шарнирно соединенных с ней посредством проушин и штырей концевых секций.
Недостатком этого мостоукладчика является узкая колейная проезжая часть моста с межколейным промежутком, ограничивающая скорость движения военной техники и, как следствие, его пропускную способность.
Заявляемое устройство направлено на решение задачи улучшения эксплуатационных качеств мостоукладчика путем увеличения ширины проезжей части пролетного строения моста и исключения межколейного промежутка.
Решение указанной задачи достигается тем, что в мостоукладчике, включающем самоходное шасси, механизм укладки и колейное пролетное строение моста, каждая колея которого состоит из средней секции и шарнирно соединенных с ней посредством проушин и штырей концевых секций, пролетное строение моста выполнено из средней колеи и шарнирно соединенных с ней с возможностью поворота в вертикальной плоскости крайних колей, фиксируемых в верхнем рабочем положении или в нижнем транспортном положении, при этом в верхнем рабочем положении крайние колеи совместно со средней колеей образуют мост со сплошной проезжей частью без межколейного промежутка, а повернутые в нижнее транспортное положение образуют конструкцию прямоугольного очертания в поперечном сечении шириной не более ширины самоходного шасси.
Использование заявляемого устройства позволит повысить пропускную способность возводимого мостоукладчиком моста на 25-30%.
Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображено: на фиг. 1- мостоукладчик в транспортном положении, вид сбоку; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1; на фиг. 3 - мостоукладчик с повернутыми концевыми секциями пролетного строения, вид сбоку; на фиг. 4 - разрез Б-Б на фиг. 3; на фиг. 5 - узел I на фиг. 4; на фиг. 6 - узел II на фиг. 4; на фиг. 7 - вид В на фиг. 6.
Мостоукладчик включает самоходное шасси 1, механизм укладки 2 и колейное пролетное строение моста 3. Механизм укладки выполнен в виде двух, расположенных одна над другой, верхней рамы 4 и нижней рамы 5, установленной жестко на поворотном рычаге 6, прикрепленном шарнирно к лобовой части корпуса самоходного шасси с помощью штырей и проушин 7.
Верхняя рама 4 установлена на нижней раме 5 с возможностью продольного перемещения на накаточных роликах 8, размещенных в направляющих пазах нижней рамы 5. Перемещение верхней рамы 4 на накаточных роликах 8 осуществляется посредством зубчатой рейки 9, прикрепленной к верхней раме 4 и находящейся в зацеплении с зубчатым колесом 10, установленным на нижней раме 5. Зубчатое колесо 10 приводится во вращение от гидромотора мостоукладчика. В верхней части рамы 4 размещено зубчатое колесо 11, приводимое во вращение от гидромотора 12, и накаточные ролики 13. Пролетное строение моста выполнено из средней колеи 14 и крайних колей 15, 16, соединенных с ней посредством шарниров 17, 18 с возможностью поворота в вертикальной плоскости. Колеи 14, 15, 16 состоят из средних секций и концевых секций 19, 20, 21, соединенных со средними секциями в транспортном положении посредством однотипных штырей и проушин 22, а в рабочем положении еще дополнительными проушинами 23, 24 и гидроштырями 25. Поворот концевых секций относительно средних секций осуществляется с помощью рычагов 26, 27, 28, которые одними концами посредством штырей и проушин 29, 30, 31 соединены с концевыми секциями 19, 20, 21, а другими концами соединены со штоками гидроцилиндров 32, 33, 34, размещенных в средних секциях колей. Гидроцилиндры приводятся в действие от гидросистемы самоходного шасси с помощью гидроразъемов. В средней колее 14 размещены гидроцилиндры 35, 36, с помощью которых крайние колеи 15, 16 поворачиваются в верхнее рабочее положение или в нижнее транспортное положение. При этом в верхнем положении крайние колеи совместно со средней колеей образуют мост со сплошной проезжей частью без межколейного промежутка, а повернутые в нижнее транспортное положение образуют конструкцию прямоугольного очертания в поперечном сечении шириной не более ширины самоходного шасси. К нижней части колеи 14 прикреплена зубчатая рейка 37, находящаяся в зацеплении с зубчатым колесом 11 верхней рамы 4. На корпусе самоходного шасси сверху установлены опоры 38, 39 с выдвижными штоками 40, 41, на которые опирается пролетное строение в транспортном положении, и гидроцилиндр 42, а к лобовой части корпуса прикреплены аутригеры 43, 44, устанавливаемые с помощью гидроцилиндров 45, 46.
Мостоукладчик работает следующим образом. Для возведения мостового перехода мостоукладчик подводят к преграде, включают в работу гидроцилиндры 45, 46 и опускают аутригеры 43, 44 на грунт у края преграды. Затем вдвигают в упоры 38, 39 штоки 40, 41 и с помощью гидроцилиндров 35, 36 поворачивают крайние колеи 15, 16 в верхнее рабочее положение и фиксируют их. После этого с помощью гидроцилиндров 32, 33, 34 и рычагов 26, 27, 28 поворачивают концевые секции 19, 20, 21 на 180° и замыкают между собой на каждой колее гидроштырями 25 проушины 23 с проушинами 24. Далее включают гидромотор 12 и зубчатым колесом 11 за зубчатую рейку 37 выдвигают пролетное строение по роликам 13 вперед на всю длину средних секций. Одновременно с выдвижением пролетного строения 3 также выдвигают зубчатым колесом 10 за зубчатую рейку 9 верхнюю раму 4. Затем гидроцилиндром 42 наклоняют рычаг 6 вместе с нижней рамой 5 и верхней рамой 4 до опирания передних концов крайних секций пролетного строения на противоположный берег, поднимают аутригеры 43, 44 гидроцилиндрами 45, 46, отводят мостоукладчик задним ходом от преграды и последующим наклонением нижней и верхней рам опускают ближний конец пролетного строения на исходный берег. Операции по погрузке пролетного строения на мостоукладчик выполняют в порядке, обратном укладке. При этом после установки мостоукладчика у конца пролетного строения и опускания аутригеров подключают гидросистему мостоукладчика с помощью гидроразъемов к гидросистеме пролетного строения и укладывают ближнюю концевую секцию 20 колеи 14 в транспортное положение. Далее выдвигают верхнюю раму 4 под низ средней колеи до захода нижних плоскостей колеи на ролики 13 и зацепления зубчатой рейки 37 с зубчатым колесом 11. Далее надвигают пролетное строение на верхнюю раму 4 и вдвигают эту раму с помощью зубчатого колеса 10 до входа роликов 8 в продольные пазы нижней рамы 5. После этого пролетное строение складывают в транспортное положение, выдвигают штоки 40, 41 из опор 38, 39, поднимают аутригеры 43, 44 и отводят мостоукладчик от препятствия.
Изобретение относится к мостоукладчикам. Мостоукладчик включает самоходное шасси, механизм укладки и колейное пролетное строение моста, каждая колея которого состоит из средней секции и шарнирно соединенных с ней посредством проушин и штырей концевых секций. Пролетное строение моста выполнено из средней колеи и шарнирно соединенных с ней с возможностью поворота в вертикальной плоскости крайних колей, фиксируемых в верхнем рабочем положении или в нижнем транспортном положении. В верхнем рабочем положении крайние колеи совместно со средней колеей образуют мост со сплошной проезжей частью без межколейного промежутка. Повернутые в нижнее транспортное положение крайние колеи образуют конструкцию прямоугольного очертания в поперечном сечении шириной не более ширины самоходного шасси. Использование предлагаемого устройства позволит повысить пропускную способность возводимого мостоукладчиком моста на 25-30%. 7 ил.