Код документа: RU2689943C1
Изобретение относится к области переправочно-мостовых средств, а именно к уширителям проезжих частей пролетных строений механизированных мостов.
Известны уширители пролетного строения унифицированного мостового комплекса, каждый из которых в транспортном положении размещен на внешних гранях секций моста, и шарнирно соединен с ними, с возможностью подъема и поворота на 90° с фиксацией в данном положении специальными стойками /Патент на изобретение (Унифицированный мостовой комплекс) RU 2212489 С2 7 Е01D 15/127. 24.10.2001 г./.
Недостатками применяемого в унифицированном мостовом комплексе уширителя пролетного строения являются значительные затраты времени, существенная трудоемкость и неудобства при его переводе в рабочее положение и обратно.
Известны уширители (откидные открылки) пролетного строения механизированного моста, каждый из которых в транспортном положении размещен на внешних гранях секций моста, и шарнирно соединен с ними с возможностью поворота посредством механизма перемещения кронштейнов и открылков, в рабочее и транспортное положение снабженного поворотным рычагом и шарнирно закрепленного на стенке блока, поворотного рычага одним концом закрепленного на кронштейне, а другим, шарнирно прикрепленным к нижней части открылка /Авторское свидетельство на изобретение (Пролетное строение механизированного моста) СССР 637490, кл. Е01D15/12, 1978 г./
Недостатками применяемого в пролетном строении механизированного моста уширителя являются увеличенные по высоте и ширине транспортные габариты, сложность изготовления, пониженная надежность, повышенная масса, а также проблематичность обеспечения въезда и съезда нагрузок на имеющие значительную высоту окончания концевых (въездных) секций пролетного строения (моста).
Известны уширители пролетного строения (механизированного моста АМ-50), каждый из которых в транспортном положении размещен на поверхности и вдоль боковых граней проезжей части секции моста, и шарнирно соединен с ней по верхним граням с возможностью подъема и поворота посредством коромыслового привода на 165-175° в горизонтальное положение до взаимодействия с упорами, размещенными на внешних гранях секции моста /Справочник
Недостатками уширителя пролетного строения механизированного моста АМ-50, являются их существенно увеличенные по высоте транспортные габариты, невозможность пропуска техники по установленному на преграду мосту с уширителями, находящимися в транспортном положении, сложность изготовления, пониженная надежность, повышенная масса, а также проблематичность обеспечения въезда и съезда нагрузок на имеющие значительную высоту окончания концевых (въездных) секций пролетного строения.
Наиболее близким аналогом (прототипом) являются раскладные уширители (откидные открылки) пролетного строения колейного моста, каждый из которых в транспортном положении размещен на поверхности и вдоль боковых граней проезжей части и оснащен механическими устройствами, обеспечивающими поворот на 180° до взаимодействия кронштейнов с зацепами со встречными кронштейнами с упорами, размещенными на внешних гранях секции моста с выполнением их автоматической взаимной фиксации /Авторское свидетельство на изобретение (Пролетное строение колейного моста) СССР 446576 кл. Е01D 15/12, 1972 г./.
Недостатками оснащенного кронштейнами с зацепами уширителя (откидного открылка) пролетного строения являются существенно увеличенные по высоте и ширине транспортные габариты, невозможность пропуска техники по установленному на преграду мосту (при отсутствии времени проведения дополнительных работ) с уширителем, находящимся в транспортном положении, а также проблематичность обеспечения въезда и съезда нагрузок на имеющие значительную высоту окончания концевых (въездных) секций пролетного строения (моста).
Задачами, на решение которых направлено изобретение, являются: увеличение пропускной способности моста за счет расширения его проезжей части, улучшение габаритных показателей сложенных пролетных строений (мостовых блоков), обеспечение (при необходимости) пропуска техники по установленному на преграду пролетному строению (мосту) с уширителями, находящимися в транспортном положении, сокращение времени и трудозатрат при переводе уширителей в рабочее (транспортное) положение, а также при оборудовании въездов на мост и съездов с моста.
Решение указанной задачи достигается включением в специальную конструкцию элементов силового набора проезжей части моста с элементами балки моста, раскладных уширителей, каждый из которых выполнен в виде рамы-гребенки, состоящей из продольной балки, объединенной с поперечными балками.
В состав раскладных уширителей включен монтажный рычаг, окончания которого выполнены с одной стороны - в виде значительно усеченного конуса (или округлым), с другой - Т-образным.
Ребра продольной жесткости элементов силового набора проезжей части моста, несущие основную нагрузку при максимальном загружении уширителей, выдвинутых в рабочем положении, исполнены повышенной прочности.
Изобретение поясняется прилагаемыми чертежами, на которых представлены: (фиг. 1) участок проезжей части с элементами балки механизированного моста с раскладным уширителем пролетного строения в транспортном положении, с частичными вырезами, линией сечения А-А и указанием выборочного вида Б, вид сверху; (фиг.2 ) выносное сечение по линии А-А /фиг. 1/, проезжей части с элементами балки механизированного моста с раскладным уширителем пролетного строения в транспортном положении; (фиг. 3) выборочный вид Б, укрупненный участок проезжей части с элементами балки механизированного моста с раскладным уширителем пролетного строения в транспортном положении, с частичными вырезами и линией сечения В-В, вид сверху; (фиг. 4) выносное сечение по линии В-В /фиг. 3/, с укрупненным участком конструкции проезжей части балки механизированного моста с раскладным уширителем пролетного строения в транспортном положении; (фиг. 5) выносное сечение по линии В-В /фиг. 3/, с укрупненным участком конструкции проезжей части балки механизированного моста, с раскладным уширителем пролетного строения, подготавливаемым к выдвижению; (фиг. 6) выносное сечение по линии А-А /фиг. 1/, с участком конструкции проезжей части балки механизированного моста с раскладным уширителем пролетного строения, в момент окончания выдвижения; (фиг. 7) участок проезжей части с элементами балки механизированного моста с раскладным уширителем пролетного строения в рабочем положении, с частичными вырезами, вид сверху.
Каждый раскладной уширитель проезжей части пролетного строения выполнен в виде рамы-гребенки 1, включенной в специальную конструкцию элементов силового набора проезжей части моста 2 с элементами балки моста 3.
Каждая рама-гребенка 1 состоит из продольной балки 4, объединенной с поперечными балками 5, 6, 7, которые своими окончаниями введены в рабочие отверстия 8, имеющиеся в вертикальных стенках ребер продольной жесткости и усиленных ребер продольной жесткости 9 и 10 элементов силового набора проезжей части моста 2 (фиг. 1-2).
В середине продольной балки 4, размещен паз 11 (возможно с демпфирующей прокладкой). В окончаниях балок 5 и 6 выполнены вертикальные пазы 12, в которые, через элементы крепления, размещенные на усиленных ребрах продольной жесткости 10, введены стопорные болты 13. Внешние торцы пазов 12 замкнуты пластинами 14. В конструкции балки 6 размещены шарнирные (возможно - пластинчатые) фиксаторы 15, взаимодействующие с (вмонтированными в балках 6) пружинами 16. На размещенных на элементе балки моста 3, кронштейнах 17, смонтированы коромысловые фиксаторы 18. Переднее и заднее окончания каждого из коромысловых фиксаторов 18, соответственно, оснащены наклонно-стопорным окончанием 19 и гребнем 20. При этом наклонно-стопорные окончания 19 фиксируют от смещения пластины 14, а гребни 20, через прорезь в листе проезжей части незначительно (на 4-7 мм) выступают над поверхностью листа проезжей части. На поверхности проезжей части в непосредственной близости от выступающих гребней 20 (для защиты гребня 20 от воздействия движителей проходящих нагрузок), размещены защитные планки 21. Аналогичные защитные планки 21 размещены и у головок стопорных болтов 13 (фиг. 1-4).
Наряду с изложенным, плотное прилегание к пластинам 14, наклонно-стопорных окончаний 19, обеспечивают пружинные устройства - например, пружины 22, замкнутые на конструкцию элементов силового набора проезжей части моста 2 с элементами балки моста 3 (фиг. 1-4).
В состав раскладных уширителей пролетного строения включен монтажный рычаг 23, окончания которого выполнены: с одной стороны - в виде значительно усеченного конуса (или округлым), с другой - Т-образным (фиг. 1).
При необходимости подготовить к более эффективной эксплуатации пролетное строение с элементами силового набора проезжей части моста 2 и элементами балки моста 3 используются раскладные уширители проезжей части пролетного строения.
Каждый раскладной уширитель проезжей части пролетного строения работает следующим образом. К гребню 20 прилагается вертикальная сила, поворачивающая коромысловый фиксатор 18 относительно своей оси, сжимается пружина 22, перемещается вверх наклонно-стопорное окончание 19, освобождая от зацепления за пластину 14 (фиг. 5).
Окончание монтажного рычага 23 в виде значительно усеченного конуса (или округлое) помещается в паз 11. Путем незначительного разворота монтажного рычага 23 рама-гребенка 1 незначительно выдвигается из элементов силового набора проезжей части моста 2 с элементами балки моста 3. Далее, путем наклонения монтажного рычага 23 на угол (менее 45°) близкий острому, к его Т-образному окончанию прикладывается осевое усилие, горизонтальная составляющая которого начинает перемещать продольную балку 4 с объединенными с ней поперечными балками 5, 6, 7 по рабочим отверстиям 8 вертикальных стенок ребер продольной жесткости силового набора проезжей части моста 2 и усиленных ребер продольной жесткости 9 и 10 (фиг. 6).
По мере продвижения поперечных балок 5, 6, 7 (размещенный на поперечной балке 6) шарнирный (или пластинчатый) фиксатор 15, взаимодействуя с верхней кромкой (горизонтальной планкой верхнего силового пояса) рабочего отверстия 8 ребра продольной жесткости 9, сжимает пружину 16. Выдвижение продолжается, пока пластины 14 не упрутся в стопорные болты 13. Одновременно с этим, шарнирный фиксатор 15 освобождается от воздействия верхней кромки (горизонтальной планки верхнего силового пояса) рабочего отверстия 8 ребра продольной жесткости 9 и под воздействием пружины 16 занимает свое исходное положение, тем самым, фиксируя раму-гребенку 1 в рабочем положении (фиг. 6, 7).
Далее процесс повторяется, пока все рамы-гребенки 1 всего моста не будут переведены в рабочее положение.
В ходе пропуска техники, при проезде по раскладным уширителям пролетного строения движителя нагрузки, поперечные балки 5, 6, 7 (рамы-гребенки 1) передают воздействие приходящегося веса преимущественно на усиленные ребра продольной жесткости 9 и 10. Защитные планки 21, контактируя с грунтозацепами и протекторами движителей, воспринимают и передают соответствующие усилия на элементы конструкции проезжей части, что исключает их воздействие на головки стопорных болтов 13 и гребни 20.
При необходимости уменьшить транспортную ширину моста, каждый раскладной уширитель пролетного строения переводится в транспортное положение. В ходе перевода раскладного уширителя в транспортное положение к шарнирному фиксатору 15 прикладывается усилие, сжимающее пружину 16 и исключающее его упирание в верхнюю кромку (горизонтальную планку верхнего силового пояса) рабочего отверстия 8 усиленного ребра продольной жесткости 9. Далее, с целью исключения упирания шарнирного фиксатора 15, рама-гребенка 1 поперечными балками 5, 6, 7 незначительно вдвигается в рабочие отверстия 8 усиленного ребра продольной жесткости 9. В средней части на продольную балку 4 одевается перекладина Т-образного окончания монтажного рычага 23 и рама-гребенка 1 втягивается. Действие продолжается пока пластина 14 не достигнет грани наклонно-стопорного окончания 19 и не зафиксируется им путем поворота и опускания (взвода) коромыслового фиксатора 18 с одновременной деформацией пружины 22.
Использование изобретения будет способствовать увеличению пропускной способности моста в рабочем положении, улучшению габаритных показателей сложенных пролетных строений (мостовых блоков), обеспечению (при необходимости) пропуска техники по установленному на преграду пролетному строению (мосту) с уширителями, находящимися в транспортном положении, сокращению времени и трудозатрат при переводе уширителей в рабочее (транспортное) положение, а также при оборудовании въездов на мост и съездов с моста.
Изобретение относится к области переправочно-мостовых средств, а именно к уширителям проезжих частей пролетных строений механизированных мостов. Уширители пролетного строения механизированных мостов предназначены для повышения пропускной способности моста. Каждый раскладной уширитель пролетного строения выполнен в виде рамы-гребенки (1), состоящей из продольной балки (4), объединенной с поперечными балками (5, 6, 7), которые своими окончаниями введены в рабочие отверстия (8), имеющиеся в вертикальных стенках ребер продольной жесткости (9, 10) элементов силового набора проезжей части моста (2). Для фиксирования раскладного уширителя проезжей части в транспортном положении на элементе балки (6) на кронштейне (17) смонтирован коромысловый фиксатор (18). 1 з.п. ф-лы, 7 ил.