Код документа: RU2675838C1
Изобретение относится к области переправочно-мостовых средств, а именно, к специализированным средствам снижения выработки грунта (выбои-нообразования) на участке въезда на мост (съезда с моста) и повышения защищенности бортовой части мостоукладчика (мостоукладочной машины) от воздействия кумулятивных боеприпасов.
Известно возимое сборно-разборное дорожное покрытие (СРДП), включающее секции (плиты), изготовленные из бакелизированной фанеры, обрамленные металлической окантовкой и соединяемые между собой размещенными на торцевых гранях их окантовки стыковыми замками, состоящими из заштыриваемых двойных и одиночных проушин /Технические средства тылового обеспечения, /Д.В. Булгаков, В.И. Бурков и д.р., - М.: Воениздат, 2003 г. стр. 309-310/.
Недостатками сборно-разборного дорожного покрытия являются, отсутствие возможности поперечной стыковки боковых граней их секций между собой, а также значительная масса секций.
Известна выстилка (дорожное покрытие), представляющее собой продольно шарнирно и неразборно объединенные в ленту, ряды секций, при этом каждый ряд секций смещен относительно соседних, в связи с чем обеспечено их поперечное объединение, при этом при выкладке переднее окончание ленты дорожного покрытия анкерится на грунте и выкладывается (вытягивается) из специального контейнера за счет движения базовой машины /Понтонно-мостовой парк ПМП (Руководство по материальной части и применению), ред. М.Ф. Карагодин. [Текст]. - М.: Воениздат, 1985 г. - 320 с/.
Недостатками выстилки (дорожного покрытия) являются неразборность дорожного покрытия (объединенных в ленту рядов секций) и возможность выкладки только со специального контейнера, размещенного на базовой машине, недостаточная длина выкладываемого дорожного покрытия, значительная масса, стоимость и сложность изготовления.
Известен унифицированный мостовой комплекс (прототип), включающий гусеничные и/или колесные мостоукладчики, оснащенные по бортам состоящими из секций экранами-выстилками, закрепленными на специальных креплениях, которые при необходимости снимаются и укладываются перед мостовым блоком, при этом края секций экранов-выстилок объединяются стыковочными элементами между собой и мостовым блоком, образуя дорожное покрытие со сплошной проезжей частью /Патент на изобретение (Унифицированный мостовой комплекс) RU 2212488 С2 7 E01D 15/127. 20.09.2001 г./.
Недостатками применяемых в унифицированном мостовом комплексе экранов-выстилок являются недостаточная длина выкладываемого перед въездом (съездом) на мост дорожного покрытия, значительные размеры и масса секций, недостаточная защищенность мостоукладчика (из-за неполного закрытия его элементов со стороны бортов) от поражения кумулятивными огневыми средствами.
Задачами, на решение которых направлено предполагаемое изобретение, являются: увеличение длины выкладываемого перед въездом (съездом) на мост дорожного покрытия, обеспечивающего продление срока функционирования и прирост пропускной способности мостового перехода, оборудуемого мостоукладчиком на грунтах с недостаточной несущей способностью; обеспечение взаимозаменяемости с элементами выстилочных покрытий выстилочных машин (машин, обеспечивающих установку сборно-разборных дорожных покрытий); обеспечение возможности сочленения уложенного участка выстилочного покрытия с выстилочным покрытием, перевозимым на выстилочной машине; повышение уровня защищенности бортов мостоукладчика от кумулятивных средств огневого поражения.
Решение указанной задачи достигается размещением на бортах мостоукладчика унифицированных с элементами выстилочных покрытий выстилочных машин, двухслойных (многослойных), стыкуемых и взаимозаменяемых с элементами выстилочных покрытий выстилочных машин, выстилок-экранов, одновременно повышающих уровень защищенности мостоукладчика от средств огневого поражения.
Изобретение поясняется прилагаемыми чертежами, на которых представлены: (фиг. 1) транспортное положение машины (по левому борту) с унифицированной выстилкой-экраном мостоукладчика, представленной в виде наслаивающихся и поперечно-смещенных относительно друг друга, внешних и внутренних пар элементов покрытий выстилки-экрана (типа щит покрытия многоцелевого механизированного комплекта оперативного развертывания временных дорог), с указанием выборочных видов А и Б, вид сбоку; (фиг .2) транспортное положение машины с правой (по ходу движения) частью унифицированной выстилки-экрана мостоукладчика, представленной в виде двух наслаивающихся и поперечно-смещенных относительно друг друга, внешних и внутренних пар элементов покрытий унифицированной выстилки-экрана, вид спереди; (фиг. 3) транспортное положение машины с правой (по ходу движения) частью унифицированной выстилки-экрана мостоукладчика, представленной в виде двух наслаивающихся и поперечно-смещенных относительно друг друга, внешних и внутренних пар элементов покрытий унифицированной выстилки-экрана, вид сверху; (фиг. 4) выборочный вид А - на фрагменты внешней (передней) пары элементов покрытий выстилки-экрана, стойки, замка эксцентрика, силового кожуха, шарнира, L-образной скобы и несущего кронштейна, вид сбоку; (фиг. 5) выборочный вид Б - окончание концевой секции мостового блока (моста) с закрепленной на нем силовой трубой с проушинами и стыковочным узлом, вид сбоку; (фиг. 6) часть мостоукладочной машины с раскрепленной и откинутой до опирания на грунт передней правой (по ходу движения) частью унифицированной выстилки-экрана мостоукладчика, вид спереди; (фиг. 7) окончание установленного мостового блока (моста) на участке берега с низкой несущей способностью, укрепленном подкландочным материалом (например бревнами) с пристыкованными элементами покрытий унифицированной выстилки-экрана, вид сбоку; (фиг. 8) окончание установленного мостового блока (моста) на участке берега с низкой несущей способностью, укрепленном подкландочным материалом (например бревнами) с пристыкованными элементами покрытий унифицированной выстилки-экрана, вид сверху; (фиг. 9) первая гусеничная нагрузка, у окончания мостового блока (моста) на состыкованной с ним выстилке, образованной из унифицированных элементов покрытий выстилки-экрана мостоукладчика, вид сбоку; (фиг. 10) гусеничная нагрузка, въезжающая на окончание мостового блока (моста) с состыкованной с ним выстилки, образованной из унифицированных элементов покрытий выстилки-экрана мостоукладчика, вид сбоку.
Унифицированная выстилка-экран мостоукладчика делится на левую и правую части, каждая из которых (делится на переднюю и заднюю) размещается на бортах мостоукладочной машины 1 с мостовым блоком 2, посредством несущих кронштейнов 3 (при этом левые и правые передние кронштейны 3 выполнены длиннее идентичных им, левых и правых задних), закрепленных на них и оснащенных прямоугольными отверстиями в нижней части стоек 4, замков эксцентриков 5 через разъемные сочленения 6 соединенных со вставленными в силовые кожухи 7, штоками 8 соединенными шарнирами 9 с расточными отверстиями L-образных скоб 10, которые своими отгибами 11 с зазором входят в прямоугольные отверстия стоек 4. Каждая часть (левая и правая) унифицированной выстилки-экрана мостоукладчика состоит из наслаивающихся одна на другую и поперечно-смещенных относительно друг друга, внешних (передних) и внутренних (задних) пар элементов покрытий 12 выстилки-экрана оснащенных стыковочными узлами 13, (фиг. 1-4). Закрепленная таким образом унифицированная выстилка-экран мостоукладчика позволяет перевозить элементы покрытия различной длины (конструкции), размещенные внахлест относительно друг друга, это обеспечивает повышение длины (ширины), и увеличение расстояния от передних элементов покрытий до корпуса мостоукладчика что повышает уровень защищенности расчета мостоукладчика от средств огневого поражения.
На окончаниях мостового блока 2 (моста) выполнены вертикальные пазы, в которых посредством штырей 14 зафиксированы проушины 15 силовой трубы 16 с продольно размещенным на ней стыковочным узлом 13, при этом отверстие 17 проушины 15 выполнено расточным, с размещенным в расточке обращенной к мосту (преобразующим расточное отверстие 17 в круглое отверстие), закладным выжимным сухарем (из непрочного материала), (фиг. 1, 5).
Унифицированная выстилка-экран мостоукладчика используется (в случаях, когда отсутствует возможность упрочнения участков въезда на мост с использованием «подручных» материалов) следующим образом. После раскрытия и выкладки мостоукладочной машиной 1, мостового блока 2 (моста) на преграду, имеющую берег с недостаточной несущей способностью, открываются замки эксцентрики 5 внешних (передних) пар элементов покрытий 12 (выстилки-экрана), разъемные сочленения 6 освобождают штоки 8, последние благодаря повороту (со смещением в расточных отверстиях) в шарнирах 9, L-образных скоб 10, полностью вытягиваются из силовых кожухов 7. Открепленная совокупность частей включающая - штоки 8, L-образные скобы 10, внешние (передние) пары элементов покрытий 12, поворачиваются на отгибах 11 относительно прямоугольных отверстий стоек 4 до укладки окончания L-образных скоб 10 со - штоками 8 на грунт, (фиг. 6).
Первый элемент покрытий 12 подается к окончанию мостового блока 2 (моста), и сочленяется посредством стыковочных устройств 13, с шарнирно закрепленной посредством штырей 14 и проушин 15, силовой трубой 16, (фиг. 7, 8).
Далее, к пристыкованному элементу покрытий 12 подается и пристыковывается очередной элемент покрытий 12. В последующем процесс повторяется, (фиг. 7, 8), пока выстилка из унифицированных элементов покрытий выстилки-экрана мостоукладчика не будет полностью собрана.
По собранному выстилочному покрытию к мостовому блоку 2 (мосту) подходит первая гусеничная нагрузка (фиг. 9). Давление первого катка (колеса) передается на стыковочный узел 13, силовую трубу 16, проушины 15, создавая приложенную к проушине 15 направленную преимущественно от мостового блока 2 (моста) силу, одновременно воздействующую на закладной выжимной сухарь (выполненный из непрочного материала). Последний разрушается, преобразовывая круглое отверстие в расточное, тем самым образуется рабочий люфт, продляющий работу соединения проушин 15 с мостовым блоком 2 (мостом) при пропуске техники, (фиг. 10).
Демонтаж выстилочного покрытия из унифицированной выстилки-экрана мостоукладчика осуществляется в обратной последовательности.
Размещаемая на бортах машины унифицированная выстилка-экран мостоукладчика, состоящая из элементов покрытий 12, снижает эффективность кумулятивных бортовых средств поражения противника, направленных в мостоукладочную машину 1.
Благодаря использованию в унифицированной выстилке-экране мостоукладчика элементов выстилки (сборно-разборного дорожного покрытия) других выстилочных машин, обеспечивается возможности сочленения уложенного предмостового участка выстилочного покрытия, с выстилочным покрытием, выкладываемым приданной мостоукладчику (по потребности) выстилочной машиной. Тем самым обеспечивается возможность наращивать предмостового выстилочного покрытия до потребной длины, что улучшает условия подъезда к мосту.
Унифицированная выстилка-экран мостоукладчика предназначена для повышения пропускной способности мостового перехода, оборудованного гусеничным мостоукладчиком и повышения уровня его защищенности от средств огневого поражения во время функционирования. Унифицированная выстилка-экран мостоукладчика после выкладки мостоукладочной машиной (1) мостового блока (2) на препятствие состоит из элементов покрытия (12), снятых с несущих кронштейнов посредством открытия замков эксцентриков (5). Разъемные сочленения освобождают штоки, последние благодаря повороту (со смещением в расточных отверстиях) в шарнирах (9) L-образных скоб (10) полностью вытягиваются из силовых кожухов. Открепленная совокупность частей, включающая штоки, L-образные скобы (10), внешние (передние) пары элементов покрытий (12), поворачивается на отгибах (11) относительно прямоугольных отверстий, размещенных в нижних частях стоек (4) до укладки окончания L-образных скоб (10) со штоками на грунт. Расстыкованный элемент покрытий (12) укладывается на берег с недостаточной несущей способностью грунта и пазами сочленяется со стыковочными узлами (13) силовой трубы (16), которая своими проушинами посредством штырей (14) закреплена в вертикальных пазах на окончаниях мостового блока (2). 3 з.п. ф-лы, 10 ил.