Международная морская организация (IMO) продолжает адаптировать нормативную базу к вызовам современности — от климатических изменений до цифровизации. Период 2024–2025 годов отмечен рядом ключевых обновлений в международных правилах, которые затрагивают техническую, экологическую и операционную сферы судоходства. Ниже — краткий обзор самых значимых изменений и их влияние на судовладельцев и операторов флота.
На изображении показан современный корабль, оснащённый солнечными панелями, плывущий по морю на фоне заката, символизирующий адаптацию судоходства к экологическим и технологическим вызовам, о которых говорит Международная морская организация (IMO).
Одним из главных приоритетов IMO остается декарбонизация морского транспорта. С 2024 года вступили в силу обновления к MARPOL Annex VI, в частности:
Влияние: Судоходные компании сталкиваются с необходимостью инвестиций в техническое переоснащение, модернизацию двигателей, установку воздухосберегающих устройств и использование альтернативных видов топлива (LNG, аммиак, метанол).
С 2024 года вступили в силу требования IMO в рамках Резолюции MSC.428(98), которые делают обязательным наличие систем управления киберрисками на борту судов.
Влияние: Недостаточный уровень цифровой защиты может привести к штрафам и задержкам в портах. Компании вынуждены обучать экипажи, инвестировать в ИТ-инфраструктуру и пересматривать процессы цифрового управления флотом.
Судоходные компании
IMO расширяет географию зон, где действуют строгие нормы по выбросам оксидов серы и азота. В 2024 году новые зоны ECA объявлены в:
Влияние: Судам, заходящим в эти районы, необходимо использовать топливо с низким содержанием серы (до 0,10%) или оснащаться системами очистки выхлопных газов (скрубберами).
Согласно Ballast Water Management Convention, с сентября 2024 года все суда, независимо от возраста, обязаны иметь рабочие системы управления балластными водами (BWMS).
Влияние: Судовладельцы, отложившие установку BWMS, рискуют попасть под запрет на заход в крупные международные порты.
IMO усиливает акцент на устойчивом развитии и поддержке инициатив ESG (Environmental, Social, Governance). В 2025 году ожидается внедрение рекомендаций по:
Влияние: Для судовладельцев важным становится не только соблюдение формальных требований, но и соответствие глобальным ожиданиям инвесторов, фрахтователей и логистических партнеров.
На изображении изображён крупный синий корабль, пришвартованный у причала на фоне закатного неба и городской панорамы, отражающий современные стандарты судоходства, которые могут соответствовать обновлённым нормам Международной морской организации (IMO) в 2024–2025 годах.
2024–2025 годы становятся поворотным моментом для всей судоходной отрасли. IMO стремительно двигается в сторону более чистого, безопасного и технологичного морского транспорта. Для судоходных компаний это означает необходимость:
Грамотная стратегическая подготовка сегодня — это залог конкурентоспособности и стабильности бизнеса завтра.
Комментарии