IT для рыбы: как отсутствие оборудования тормозит развитие рыбоводства

Рыбоводство не только одно из перспективных направлений рыбной отрасли, но и важный сектор, обеспечивающий продовольственную безопасность страны, способствующий восстановлению биоресурсов и обеспечению населения качественной и доступной рыбной продукцией. Однако после ухода с российского рынка ряда иностранных компаний отечественные рыбоводы оказались лишены доступа к современным технологиям, что поставило под угрозу дальнейшее развитие отрасли. О проблемах, с которыми сталкиваются рыбоводные хозяйства, и о мерах, необходимых для их решения, рассказали эксперты и участники рынка в журнале «Агротехника и технологии».

В 2023 году российская IT-компания «Фогстрим» провела опрос среди небольших рыбоводных хозяйств, чтобы выявить причины, мешающие развитию их бизнеса. В опросе участвовало около 100 хозяйств из разных регионов России. Результаты показали, что 30% малых и средних предпринимателей считают основной проблемой отсутствие доступных и качественных кормов, 15% респондентов выразили недовольство качеством посадочного материала, 11% отметили трудности с продажами, 9% указали на нехватку надёжного оборудования, ещё 9% были недовольны логистикой. Две группы по 6% каждая упомянули высокую стоимость энергоресурсов и административные барьеры, а 4% назвали кадровый вопрос ключевой проблемой. Эти данные озвучил Алексей Романов, генеральный директор компании, на конференции «Цифровизация — современный тренд обеспечения эффективности рыбоводных хозяйств», прошедшей в конце прошлого года в Москве.

Корма, икра, малёк

Проблемы, выявленные в ходе опроса, подтверждают и участники рынка, и эксперты. Александр Завьялов, главный специалист отдела технологий и регулирования аквакультуры ВНИРО, отмечает, что из-за санкций доступ рыбоводов к импортным кормам, икре и ветеринарным препаратам практически отсутствует, а российские аналоги не всегда соответствуют ожиданиям. «Корма российского производства значительно уступают зарубежным по качеству, как и икра, особенно форели, которая значительно ниже по качеству по сравнению с импортной. Российские ветеринарные препараты есть, но их недостаточно. Главной задачей сейчас является решение вопросов с отечественными кормами и посадочным материалом, особенно в форелеводстве, где наблюдается наибольшая нехватка», — считает Александр Завьялов.

С тем, что санкции негативно повлияли на развитие отечественного рыбоводства, согласен и Владимир Мазанов, исполнительный директор НО «Национальная ассоциация предприятий индустриальной аквакультуры». В 2014—2015 годах в России активно обсуждались проекты строительства крупных рыбоводных УЗВ-хозяйств с объёмом производства от 200 тонн и выше. Однако после того, как российским рыбоводам был закрыт доступ к основным европейским производителям оборудования и технологий, многие проекты были свернуты, а инвесторы потеряли интерес к этому направлению. «Сейчас отрасль оживает, особое внимание уделяется строительству мальковых хозяйств, в основном, в Северо-Западном регионе. Но они занимаются не выращиванием товарной рыбы, а посадочного материала, что технологически проще», — поясняет Владимир Мазанов.

Роман Лялькин, один из бизнес-партнёров подмосковного рыбоводного хозяйства «АСОФ», выращивает 100 тыс. тонн малька и до 3 тонн товарной рыбы в год, используя несколько УЗВ-комплексов. Один из них предназначен для выращивания товарной рыбы из малька, второй — для инкубирования (получения из икры личинок и их доращивания), а третий — для выращивания стерляди на икру. Чтобы рыба дала икру, должно пройти 4 года, отмечает Лялькин.

Чтобы избежать проблем с некачественным посадочным материалом, рыбовод создал собственное маточное стадо стерляди, от которого получает икру и мальков, часть которых продаёт, а остальных доращивает до товарной рыбы. Для того чтобы вырастить рыбу весом около 2 кг, требуется год, делится глава хозяйства.

Владимир Мазанов считает, что для успешного ведения бизнеса хозяйству необходимо иметь полный цикл производства — от выращивания малька из икры до производства готовой продукции товарной рыбы. Однако, по его словам, такое производство под силу только крупным УЗВ-хозяйствам, поскольку срок окупаемости такого проекта не будет быстрым. «Например, на выращивание лососёвой рыбы от икры до товарной уходит от 3 до 4 лет, соответственно, окупаемость наступит через 6-7 лет. Это одна из причин, почему инвесторы не хотят вкладываться в строительство крупных хозяйств», — поясняет эксперт.

Свои ограничения

«Если проанализировать ситуацию, то на рыбу, произведённую в УЗВ, приходится около 8% от общего объёма выращенной в России рыбы, из которых товарная составляет всего 1,5-2%, а остальное — посадочный материал», — говорит Владимир Мазанов. Он отмечает, что в России пока существует лишь одно рыбоводное хозяйство, производящее около 500 тонн рыбы в год, 3-4 предприятия выращивают до 200 тонн, и около 20 хозяйств — до 100 тонн. «УЗВ пока ещё недостаточно развито», — сожалеет он.

Однако Владимир Боков, инженер-программист информационных систем и популяризатор автоматизации в рыбоводстве, с этим не согласен. С каждым годом всё больше людей начинают заниматься рыбоводством с использованием УЗВ-установок, благодаря популяризации этого направления и государственной поддержке в виде льготных кредитов и грантов. «Санкции также стимулируют развитие, так как возникает желание занять нишу, оставленную ушедшими компаниями», — объясняет он. Однако Боков предупреждает о риске использования оборудования «кустарного производства». По его словам, многие, насмотревшись роликов и прочитав литературу, пытаются собрать УЗВ-установки своими силами или обращаются к сомнительным «специалистам», что часто приводит к плачевным результатам. «На рынке много мошенников, которые создают некачественный продукт, не вкладываясь в производство. Ошибки в расчётах становятся очевидны только спустя полгода, когда система начинает работать на полную мощность и не справляется с нагрузкой», — поясняет он.

Александр Завьялов соглашается с Боковым, добавляя, что «самоделки» часто приходится переделывать. Несмотря на кажущуюся простоту сборки УЗВ, есть несколько важных правил и закономерностей, которые нельзя игнорировать. «О них не пишут в учебниках и не рассказывают блогеры, поэтому риск недоработок при самостоятельной сборке выше», — предупреждает он.

В России есть небольшие фермерские хозяйства, которые успешно собрали УЗВ-установки своими руками, используя отечественные компоненты. Однако, по мнению Александра Завьялова, главной проблемой остаётся отсутствие качественных и недорогих насосов, пригодных для работы с УЗВ. Российская промышленность выпускает такие насосы в ограниченном количестве и по цене, сопоставимой с импортными аналогами. Это заставляет рыбоводов приобретать дешёвые бытовые итальянские насосы, а хорошие погружные и многоступенчатые насосы для фильтров УЗВ в России вообще не производятся, добавляет он.

Также проблемой являются генераторы кислорода, которые, несмотря на российское позиционирование, по сути не являются отечественными, поскольку включают импортные элементы, такие как компрессоры, рефрижераторные осушители воздуха, автоматика и электроника. «Автоматика и электроника в этих генераторах импортные, а воздуходувки, скорее всего, произведены в Китае и продаются под российскими брендами», — рассказывает Завьялов.

Владимир Мазанов подтверждает, что Россия пока не производит полный спектр качественного оборудования с необходимыми параметрами для выращивания рыбы. Для крупных УЗВ-хозяйств, где важны качество и соответствие требованиям, оборудование собирается из компонентов, поставляемых различными странами. «Насосы могут быть французские, системы кормления — немецкие, другие части — норвежские и датские. По параллельному импорту можно завести всё, но возникают проблемы с запретами на поставки в Россию и блокировкой работы сложных элементов УЗВ-комплексов после их установки в РФ», — предупреждает Мазанов, напоминая, что параметры работы оборудования настраиваются и контролируются компанией-поставщиком, что может привести к блокировке IP номеров в России. «Это одна из причин, почему у нас не строятся крупные УЗВ-комплексы. Пока в России не появится профессиональное оборудование, мы будем строить только небольшие хозяйства, так как оборудование для них можно сделать самостоятельно», — заключает эксперт.

Однако нельзя утверждать, что развитие отечественного оборудования стоит на месте. Российские производители учатся и совершенствуются. «Например, в Белгороде делают хорошие барабанные фильтры, появились неплохие системы кормления. Ещё через 2-3 года у нас появится доступное отечественное оборудование», — уверен Владимир Мазанов.

Автоматизация как неизбежность

Чтобы рыбоводное хозяйство было успешным и конкурентоспособным, необходимо внедрять новые технологии и автоматизировать производство, считает Алексей Марахтанов, директор компании «Интернет-бизнес-системы» и руководитель Центра искусственного интеллекта Петрозаводского государственного университета. Владимир Боков соглашается с ним: «Кто лучше автоматизирует процессы, тот сможет выпустить больше продукции и получить максимальную прибыль», — говорит инженер-программист.

По словам Алексея Марахтанова, в реальной практике встречаются три уровня автоматизации. Базовый уровень включает автоматизацию простых бизнес-процессов, таких как фиксация числа особей, их перемещения или прироста биомассы. Второй уровень — цифровизация более сложных процессов, таких как непрерывный мониторинг параметров садка или УЗВ, удалённое управление оборудованием. Третий уровень включает цифровизацию ещё более сложных процессов, таких как имитация когнитивных функций рыбовода, видеоанализ поведения рыб и принятие управленческих решений на основе данных. Пока только малая часть предприятий готова к внедрению таких технологий, констатирует Марахтанов.

Автоматизация необходима всем рыбоводным хозяйствам, но приоритеты у крупных и небольших компаний разные. Для небольших фермерских хозяйств основной задачей является защита оборудования от сбоев и оповещение о проблемах, чтобы вовремя их устранить. Владимир Боков отмечает, что многие рыбоводы готовы автоматизировать производство, но предпочитают вручную запускать резервные узлы, чтобы быть уверенными в их работе.

Роман Лялькин, напротив, полностью доверяет автоматизации. В его хозяйстве установлено оборудование, все критически важные узлы которого продублированы, а система сама включает их в случае форс-мажоров. Важные параметры, такие как контроль количества воды, растворённого кислорода, работа насоса и другие, фиксируются каждую минуту и сохраняются в базу данных для анализа. «Иногда возникают ситуации, например, загрязнение датчика кислорода, но это легко решается чисткой», — делится опытом Лялькин. УЗВ в его хозяйстве работает полностью автоматизировано, и информация о любых отклонениях поступает в приложение и в Telegram.

Если небольшие рыбоводные хозяйства могут обходиться частичной автоматизацией, то крупные УЗВ-хозяйства, контролирующие большие объёмы, автоматизируются полностью. Для них также важна автоматика, снижающая энергопотребление, такая как частотные преобразователи на насосах. «Большие предприятия предполагают работу по сменам, поэтому автоматика должна отслеживать действия персонала, чтобы ошибки не сказывались на следующей смене», — говорит Александр Завьялов.

Стоимость прогресса

Антон Пельчер, основатель компании «Аквафермер», уверен, что автоматизация рыбоводных хозяйств — неизбежный шаг, но напоминает, что важно учитывать экономическую целесообразность. «Если ферма обустроена по последнему слову техники, но выпускает небольшие объёмы, срок её окупаемости будет долгим», — предупреждает он.

Александр Завьялов соглашается, отмечая, что в маленьких хозяйствах стоимость датчиков и других компонентов может составлять до 30% от общей стоимости оборудования, в то время как на крупных производствах эта цифра редко превышает 10%. Поэтому крупные хозяйства охотнее идут на автоматизацию. Новые технологии также позволяют увеличить объёмы производства на одного работника. «Если в России в среднем на одного работника производится 10-20 тонн рыбы в год, то за рубежом этот показатель достигает 200-400 тонн», — сравнивает Завьялов. Чем лучше автоматизировано хозяйство, тем меньшее количество персонала необходимо, и тем больше будет выработка на одного человека, заключает специалист.

0
0
0
0

Вам будет интересно

Невозможно загрузить содержимое всплывающей подсказки.
Поиск по товарам