Роботы становятся неотъемлемой частью строительного процесса, активно помогая в различных сферах, включая обеспечение комфортной городской среды. В Томске, например, робот будет использоваться для проверки износа участка теплотрассы.
Подрядчик «ТомскРТС» впервые применит внутритрубную диагностику с использованием инспекционного робота для оценки состояния тепломагистрали. В первую очередь будет обследован проблемный участок, который регулярно вызывает трудности в ходе ремонтных работ и содержит множество дефектов.
Диагностика будет осуществляться с применением технологии акустического резонанса, что позволит определить степень износа трубы. Робот, внешне напоминающий ракету, будет введен в трубу через специально вырезанное окно, где он обнаружит коррозию, измерит толщину стенок и передаст данные на компьютер.
В Барнауле также применяются роботы для проверки теплосетей. Новый метод основан на магнитном контроле с использованием переменного намагничивания. Ток разных характеристик создаёт магнитное поле, и датчики анализируют его изменения, чтобы выявить дефекты. Планируется проверка 6,9 км тепловых сетей, что позволит тщательно исследовать каждый миллиметр металла и улучшить подготовку коммуникаций к зимнему сезону.
В Пермском крае испытания робособаки, впервые спустившейся в российскую шахту, признаны успешными. На предприятии «ЕвроХим» - Усольском калийном комбинате, робособака выполняла задачи по обследованию горной выработки, мониторингу состояния рудника, поиску неисправностей и сбору данных. В испытаниях участвовали два робота: шагающая платформа и гусеничная платформа, но робособака справилась лучше и получила имя «Добрыня». Она оснащена световыми радарами, лазерными сканерами, датчиками температуры, влажности, тепла и газоанализаторами для контроля метана и водорода в воздухе.
В Японии компания West Japan Railway Co. (JR West) внедрила человекоподобного робота для выполнения различных задач по обслуживанию железнодорожных путей. Робот будет заниматься высотными работами, такими как покраска, спил деревьев и замена людей при опасных заданиях.
Этот робот может работать на высоте до 12 метров и выполнять опасные и физически сложные задачи благодаря двум манипуляторам. Он установлен на строительном автомобиле и управляется оператором, который видит всё происходящее через камеры на роботе и может поднимать предметы весом до 40 кг. Манипуляторы робота можно заменить на бензопилы и щетки.
Вес предметов, которые захватывает робот, передается на рычаги управления, что позволяет операторам двигать его так, словно они выполняют работу сами.
Разработанный в лаборатории робототехники Калифорнийского университета, этот робот предназначен для осмотра труднодоступных промышленных объектов. Он оснащен гибкой лентой длиной 1,2 метра, которая позволяет преодолевать препятствия и подниматься вверх, а также колесами для удобного передвижения по земле.
В будущем планируется использовать этого робота для проверки зданий и выполнения ремонтных работ.
Швейцарские ученые из Высшей технической школы Цюриха предложили использовать автономный гидравлический робот-экскаватор для строительства защитной стены на Луне. По расчетам, эта технология потребует значительно меньше энергии, времени и средств по сравнению с другими методами лунного строительства.
Планируется построить каменное кольцо диаметром 50–100 метров из лунных валунов, которые экскаватор соберет на месте. Эта стена будет защищать будущую лунную базу от выбросов при старте и посадке ракет.
Ученые рассчитали расстояния, время и затраты энергии на сбор камней и возведение стены, а также доступное количество материала в двух разведанных зонах: на хребте между кратерами Шеклтона и Хенсона на Южном полюсе Луны и на плато Аристарх. Строительство стены займет примерно 63 земных дня без учета подзарядки, а при использовании солнечной энергии — до 126 дней. Такая стена может быть очень долговечной, так как на Луне не действуют воздух, вода и ветер, как на Земле.
В Санкт-Петербурге искусственный интеллект, используемый в «умных» автомобилях, выявил 164 ямы на внутриквартальных и частных территориях за последний год. Этот нейросетевой видеокомплекс, получивший название «Городовой», активно занимается мониторингом дорожного состояния.
Из общего числа ям, почти 100 были обнаружены дежурными машинами Государственной административно-технической инспекции (ГАТИ) во дворах, за ремонт которых отвечают муниципальные власти. При этом с начала года количество выявленных нарушений снизилось почти в два раза по сравнению с периодом с июня по декабрь 2023 года.
Маршруты автомобилей, оснащенных ИИ-комплексами, формируются на основе жалоб жителей. В течение четырех недель 8 таких автомобилей могут обследовать весь город, после чего начнется новый цикл объездов. Нарушения правил благоустройства фиксируются автоматически.
С внедрением новых технологий для контроля благоустройства ответственные службы стали более активно принимать меры по предотвращению нарушений.
Министерство строительства Иркутской области внедряет цифровые инструменты для контроля строительных объектов, включая беспилотные летательные аппараты.
Специалисты ОГКУ «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области» провели пробные полеты на строительстве двух жилых корпусов Марковского геронтологического центра.
Дроны позволили осуществить текущее наблюдение за строительством, проверив наличие техники и специалистов на площадке, а также соблюдение норм и правил безопасности. Они предоставляют точные данные о расстояниях, площадях и объемах, а также позволяют отслеживать изменения на стройплощадке в любое время, контролируя весь процесс от планирования до завершения.
Беспилотные летательные аппараты в Новгородской области будут использоваться для уточнения границ лесов, полей, водоемов, выявления нарушений, выполнения 3D-моделирования и обработки полей и лесных насаждений. Также они помогут в борьбе с борщевиком и доставке антирабической вакцины для диких плотоядных животных.
Дроны будут проводить не менее 7 полетов в месяц, что позволит оперативно обследовать труднодоступные территории и выполнять задачи, связанные с агропромышленным комплексом. Фотопланы, полученные в ходе полетов, загружаются в Региональную информационную систему агропромышленного комплекса и обладают детализацией в 2000 раз больше, чем космические снимки.
В Ельце начнутся испытания тракторов, оснащённых искусственным интеллектом. Технологию будут тестировать на специализированной площадке Елецкого колледжа инновационных технологий. В учебном заведении также начнут готовить специалистов для работы с подобными машинами. Для этого планируется оснащение учебных кабинетов и закупка необходимого оборудования. Обучение стартует в сентябре этого года.
В Хельсинки появился робот-пылесос Trombia Free от компании Trombia Technologies. Этот автономный уборщик длиной около 3,5 м и шириной 2,3 м (с боковыми щётками до 3 м) может развивать скорость до 10 км/ч, но в программном режиме ограничен 6 км/ч. Робот оснащён яркой подсветкой, камерами и датчиками, которые помогают ему строить карту местности, определять препятствия и обходить их. Для уборки используются вращающиеся щётки. В зависимости от емкости аккумулятора (45,6 или 91,2 кВт·ч) время работы варьируется от 8,5 до 17 часов в стандартном режиме и от 4 до 8 часов в режиме повышенной мощности.
В городе Цяньцзян в Ханчжоу работает роботизированный патрульный с искусственным интеллектом. Разработанный местной компанией, этот робот самостоятельно планирует маршруты, проводит патрулирование, распознаёт голоса и оценивает обстановку с помощью сенсорного экрана. Он способен выявлять нарушения, такие как неправильная парковка и переполненные мусорные ящики.
Итальянская компания Dynamic Legged Systems Lab разработала роботизированную платформу VERO (Vacuum-cleaner Equipped Robot) для борьбы с загрязнением территорий. Модернизированная версия китайской робособаки AlienGo оснащена пылесосом с высоким давлением всасывания. Камеры на платформе помогают распознавать окурки и планировать эффективный маршрут для их сбора. Робот способен собирать до 90% окурков, размещая свою ногу рядом с найденным окурком и втягивая его в резервуар.
В России разработан новый 3D-принтер для возведения четырехэтажных зданий
Компания «АМТ», резидент «Сколково» (Группа ВЭБ.РФ), представила обновленную модель строительного 3D-принтера S400. Этот принтер позволяет возводить крупные и просторные здания на месте фундамента с высокой скоростью и точностью.
Новая модель S400, созданная на базе предыдущего принтера S300-2, обладает усовершенствованной аппаратной частью, что обеспечивает еще большую точность печати. Она способна работать с производительностью до 0,8 куб. м/ч и создаёт здания высотой до четырех этажей, при этом рабочая область составляет 17 х 11 х 10 м.
Принтер S400 совместим с различными цементными и гипсовыми смесями, включая высокопрочные и влагостойкие составы. Он отличается высокой мобильностью и автономностью, легко разбирается на модули по 3 м и может быть установлен прямо на строительном участке, даже в труднодоступных местах, что позволяет вести строительство круглосуточно.
Строительная 3D-печать приходит в Тульскую область
К 2030 году на территории экопарка «Ясно поле» планируется возвести около 30 домов с помощью 3D-принтера. В настоящее время на территории экопарка уже находятся 15 гостевых домов, гостиничный комплекс, хостел и около 20 глэмпинг-домиков.
Новые объекты, напечатанные на 3D-принтере, будут иметь различные формы и размеры. В крупных зданиях планируется размещение ресторана, бассейнов, спа-зон и помещений для занятий. Часть домов будет построена по проектам, победившим в открытом архитектурном конкурсе.
В Казахстане построен первый 3D-печатный дом Центральной Азии, способный выдерживать землетрясения
Датская компания COBOD завершила строительство первого 3D-печатного дома в Алматы, используя принтер BOD2. Это здание спроектировано для устойчивости к землетрясениям силой до 7 баллов по шкале Рихтера.
Основную конструкцию дома напечатали за 5 дней, а полное завершение проекта, включая установку окон, дверей и мебели, заняло 2 месяца. Принтер BOD2 позволяет печатать объекты шириной до 14,5 м и высотой до 8 м, а длина может быть увеличена по мере необходимости.
Проект реализовала компания BM Partners, использовавшая сверхпрочный бетон с прочностью на сжатие до 60 МПа, аналогичный тому, что применяется в строительстве небоскребов и мостов. Смесь изготовлена из местного сырья с добавкой D.fab, разработанной совместно с мексиканским производителем Cemex.
Площадь дома составляет 100 кв. м. Он спроектирован с учетом экстремальных климатических условий Казахстана, где температура колеблется от -57 до +49 градусов Цельсия.